СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие в рамках Декады цикловой комиссии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Без уважения к закону не будет и правового государства

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие в рамках Декады цикловой комиссии»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И АВТОСЕРВИСА»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

«ПО ЛАБИРИНТАМ ПРАВА»



Подготовила: Митрофанова Е.Н., преподаватель высшей квалификационной категории








2018

Цель:

- формирование правовой культуры подрастающего поколения;

- формирование умения разрешать проблемы, возникающие в повседневной жизни с правовой точки зрения;

- формировать умение анализировать правовые ситуации


Задачи:

- закрепить знания основных правовых понятий;

- научить обучающихся видеть последствия своих поступков в правовой области;

- закрепить знания о возрастных правах и обязанностях ребенка;


Место проведения: кабинет истории


Оснащение, оборудование: компьютер, демонстрационный экран, презентация, таблица для подсчета голосов, таблички для название команды, жетоны, клеящий карандаш-2шт.


Ход турнира


1 слайд (ПРАВОВОЙ ТУРНИР)

Добрый день, ребята, гости. Сегодня мы проводим правовой турнир. Мы вспомним трактовку законов, по которым требует и хочет жить общество. Не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Я хочу, чтобы этот правовой турнир сформировал у вас навыки правомерного поведения, расширил ваши знания о Законе, которые вы примените в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить творчество.


2 слайд «Уважение к человеку – вот пробный камень
Если уважение к человеку
будет заложено в сердцах людей,
они неизбежно придут к созданию такой социальной,
экономической политической системы,
которая сделает это уважение непреложным законом».
Антуан де Сент-Экзюпери



Надеюсь, вы уважаете право, закон. В нашей стране это особенно важно. Ибо без уважения к закону не построить правовое государство.


Для начала представлю команды, которые будут состязаться между собой.

1 команда – Галилео. 2 команда – Легион.


1 Конкурс «Разминка» (3слайд)

Каждой команде задаётся вопрос, за правильный ответ присуждается -1 балл.


1 Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на …..(свободное передвижение)


2 Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ….(личную неприкосновенность).


3 Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на …(неприкосновенность жилища).


4 Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …(труд).


5 Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар- птицу у царя Берендея, нарушил его право на…(владение имуществом).


6 В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…(личную неприкосновенность, или жизнь).


7 В какой сказке личность во всех отношениях серая осу­ществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря свое­временному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)

8 В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по тру­ду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

9 Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило поку­шение на семь несовершеннолетних душ, но было разобла­чено жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)

10 В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревно­вания с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Ко­лобок».)

11 Назовите сказку, где две невестки царя посягают на иму­щество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)

12 В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но несумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

Подведение итогов после 1 конкурса


2 конкурс «Юридическая консультация» (4слайд)


Командам предлагается решить юридические задачи. Жюри оценивает правильность и полнота ответов, наивысший балл – 2.


1 задача. Обучающийся техникума, которому исполнилось 16 лет, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью. Можно ли привлечь этого студента к административной ответственности?


(5 слайд) Ответ: поведение обучающегося попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.


2 задача. Два знакомых мальчика: Коля (15 лет) и Витя (15лет) поссорились и подрались между собой. В результате драки у Коли были только синяки, а у Вити – сломана рука. Какую ответственность понесет каждый из мальчиков?


(6 слайд) Ответ: в данном случае более вероятным выглядит трактовка происшествия как "умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (УК РФ статья 112). Кроме уголовной ответственности за драки школьников есть еще и гражданско-правовая ответственность. Согласно статье 1074 ГК РФ "несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях". Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред здоровью. Однако, в случае отсутствия собственных доходов, достаточных для возмещения вреда, расходы берут на себя родители.


3 задача. Старшеклассники Боря и Гера выпили в подъезде дома по бутылке пива. Затем оба вышли на улицу. Кричали, ругались с прохожими, приставали к девушкам. Какие правонарушения они совершили?


(7 слайд) Ответ: Хулиганство.


4 задача. Двенадцатилетний Сергей находился дома один. Раздался звонок, мальчик, ожидавший прихода друга, открыл дверь. На пороге стояли мужчина и женщина, которые попросили разрешения позвонить по телефону. Сергей проводил их на кухню. Там его сильно ударили по голове и завязали глаза и рот. Незваные гости быстро собрали деньги, ценные вещи и направились к выходу. В дверях они столкнулись с другом Сергея, который держал на поводке собаку. Овчарка схватила мужчину за руку, прокусив ему сухожилие и вену. На шум отозвались соседи. Правонарушители были задержаны. Какие преступления были совершены в данной ситуации?


(8 слайд) Ответ: Кража, умышленное причинение вреда здоровью (статья 112).


Подведение итогов после 2 конкурса


3 конкурс «Знаете ли Вы права и обязанности» (9 слайд)

Командам выдают комплекты, состоящие из таблицы с указанием возраста ребенка; 16 синих карточек с указанием права, обязанности и ответственности.

В течение 3 минут команда раскладывает (приклеивает) карточки в столбцы – слева с указанием возраста ребенка, справа – карточки с указанием права, обязанности или ответственности. По истечении указанного времени команды меняются ответами, взаимопроверка (ответы на слайде). Жюри засчитывает правильные ответы, наивысший балл – 9.

Дополнительно баллы, если назовут участники юридические источники. (10 слайд)


Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

Юридический источник

С РОЖДЕНИЯ

- ПРАВО НА ЖИЗНЬ

- ПРАВО НА ИМЯ

-ПРАВО НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ И УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

- ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО

-Конвенция о правах ребенка -Конституция РФ

-Семейный Кодекс РФ

С 6-ТИ ЛЕТ

- ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ


-Конституция РФ

-Гражданский Кодекс РФ

С 8-МИ ЛЕТ

-ПРАВО БЫТЬ ЧЛЕНОМ И УЧАСТНИКОМ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

-Закон « Об общественных объединениях» ст. 19

С 10 ЛЕТ

-ПРАВО ДАТЬ СОГЛАСИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ СВОЕГО ИМЕНИ И ФАМИЛИИ, НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЯ В РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ

Семейный Кодекс РФ

С 14 ЛЕТ

-ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ В СУД ДЛЯ ЗАЩИТЫ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ

- ОБЯЗАННОСТЬ ИМЕТЬ ПАСПОРТ

- УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

-Закон «О гражданстве РФ»

-Гражданский кодекс РФ

-Трудовой кодекс РФ

-Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ»

-Уголовный кодекс РФ

С 15 ЛЕТ

ПРАВО СОГЛАШАТЬСЯ ИЛИ НЕ СОГЛАШАТЬСЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

-Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан ст. 24

С 16 ЛЕТ

-АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

-Кодекс об административных правонарушениях РФ

С 17 ЛЕТ

ОБЯЗАННОСТЬ ЮНОШЕЙ ВСТАТЬ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ (ПРОЙТИ КОМИССИЮ В ВОЕНКОМАТЕ И ПОЛУЧИТЬ ПРИПИСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО)

-Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе»

С 18 ЛЕТ

ПРАВО НА ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК

- ПРАВО ИЗБИРАТЬ И ГОЛОСОВАТЬ НА РЕФЕРЕНДУМЕ, УЧАСТВОВАТЬ В ИНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ

-ПОЛНАЯ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

-Семейный кодекс РФ

-Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ»

-Уголовный кодекс РФ



Подведение итогов после 3 конкурса


4 конкурс «Азбука права» (11 слайд)


Команды должны ответить на 9 вопросов. Каждый правиль­ный ответ оценивается в 1 балл.


Вопросы первой команде:

1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией России (Рефе­рендум.)

2. Кто является главой Российской Федерации (Прези­дент РФ.)

3. Какие органы из этого перечня не входят в систему орга­нов государственной власти? Совет Федераций, Прави­тельство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы.

4. Когда отмечается День прав человека? (10 декабря.)

5. Чем по национально-государственному устройству явля­ется Россия? (Федерация.)

6. Выраженное в законах и других государственных актах, охраняемое государством общеобязательное правило по­ведения. (Норма права.)

7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо.)

8. Перечислите личные права гражданина РФ. (Права на жизнь, охрану достоинства личности, свободу и неприкосновенность частной жизни и жилища, свободу передвижения и выбора места пребывания и места жительства. Свобода совести и вероисповедания).

9. Какие социально-экономические права гражданина вы знаете? (Собственность, труд, отдых, здоровье, образование. Владение и распоряжение частной собственностью. Права граждан на предпринимательскую деятельность, равную плату за равный труд).



Вопросы второй команде:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция.)

2. Кто в соответствии с Конвенцией о правах ребенка счита­ется ребенком? (Человек до 18 лет.)

3. Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент РФ.)

4. Носитель суверенитета и единственный источник власти в России. (Многонациональный народ РФ.)

5. Как называется тайное хищение имущества? (Кража.)

6. Как называется законодательный акт, в котором объедине­ны и систематизированы нормы права, регулирующие оп­ределенную область общественных отношений. (Кодекс.)

7. Назовите общее понятие для перечисленных терминов: пра­восудие, суд, система судебных учреждений. (Юстиция.)

8. Назовите политические права гражданина РФ. (Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний. Право участвовать в управлении делами государства закреплено в статье 32 Конституции. Только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее Субъектов).

9. Каковы культурные права гражданина РФ? (Гражданин имеет право на свободу доступа к духовным и материальным ценностям; право на участие в культурной жизни; право на пользование культурными учреждениями, на доступ к культурным ценностям; право на свободу творчества)

Подведение итогов после 4 конкурса



5 Конкурс «Перевертыши» (12 слайд)

В этом конкурсе «Перевертыши» я буду называть название телевизионной передачи с «перевернутым» смыслом, а вы должны назвать ее правильное название. Присуждается 1 балл.


1. «Доброе утро, старушки». («Спокойной ночи, малыши»)

2. «Из войны людей». («В мире животных».)

3. «Минута Линча». («Час суда».)

4. «Уймись, балалайка ненавистная». («Играй гармонь любимая».)

5. «Мирная Америка». («Криминальная Россия».)

6. «Эпоха лжи». («Момент истины».)

7. «С помощью другого оператора». («Сам себе режис­сер».)


Подведение итогов. Слово жюри, участникам. Награждение победителей.




Используемый материал:

  1. Внеклассные мероприятия по обществознанию. Классные часы, общешкольные мероприятия Автор-составитель Корнева Т.А., - Москва «Глобус», 2008.

  2. Великородная В.А., Жиренко О.Е, Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – Москва: ВАКО, 2006.

  3. Дмитриенко Г.В., Зорина Т.С., Черникова Т.В. Система гражданского образования школьников. Методическое пособие. – Москва «Глобус», 2006

  4. Простые ответы на трудные вопросы (в помощь подростку). Составитель Н. А. Русакова. Пермь, 2001.

  5. Интернет-ресурсы:

http://femida28.narod.ru/photofemida.html

http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B0&action=edit§ion=0






















ПРОТОКОЛ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

«ПРАВОВОЙ ТУРНИР»



КОНКУРСЫ

1 КОМАНДА



2 КОМАНДА


«Разминка»




«Юридическая консультация»



«Знаете ли Вы права и обязанности»



«Азбука права»




«Перевертыши»




ИТОГО




МЕСТО






ЧЛЕН ЖЮРИ ____________________________________________




















Возраст ребенка

Права, обязанности, ответственность

С РОЖДЕНИЯ

ПРАВО НА ЖИЗНЬ


ПРАВО НА ИМЯ


ПРАВО НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ И УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА


ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО


С 6-ТИ ЛЕТ

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ


С 8-МИ ЛЕТ

ПРАВО БЫТЬ ЧЛЕНОМ И УЧАСТНИКОМ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ


С 10 ЛЕТ

ПРАВО ДАТЬ СОГЛАСИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ СВОЕГО ИМЕНИ И ФАМИЛИИ, НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЯ В РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ

С 14 ЛЕТ

ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ В СУД ДЛЯ ЗАЩИТЫ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ


ОБЯЗАННОСТЬ ИМЕТЬ ПАСПОРТ


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

С 15 ЛЕТ

ПРАВО СОГЛАШАТЬСЯ ИЛИ НЕ СОГЛАШАТЬСЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО

С 16 ЛЕТ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ


С 17 ЛЕТ

ОБЯЗАННОСТЬ ЮНОШЕЙ ВСТАТЬ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ (ПРОЙТИ КОМИССИЮ В ВОЕНКОМАТЕ И ПОЛУЧИТЬ ПРИПИСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО)

С 18 ЛЕТ

ПРАВО НА ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК


ПРАВО ИЗБИРАТЬ И ГОЛОСОВАТЬ НА РЕФЕРЕНДУМЕ, УЧАСТВОВАТЬ В ИНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ


ПОЛНАЯ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ







ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

С РОЖДЕНИЯ

ПРАВО НА ЖИЗНЬ





ПРАВО НА ИМЯ

ПРАВО НА ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ И УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

ПРАВО НА ГРАЖДАНСТВО


С 6-ТИ ЛЕТ

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ





С 8-МИ ЛЕТ

ПРАВО БЫТЬ ЧЛЕНОМ И УЧАСТНИКОМ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ




С 10 ЛЕТ

ПРАВО ДАТЬ СОГЛАСИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ СВОЕГО ИМЕНИ И ФАМИЛИИ, НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ РОДИТЕЛЯ В РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВАХ




С 14 ЛЕТ

ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ В СУД ДЛЯ ЗАЩИТЫ СВОИХ ИНТЕРЕСОВ

ОБЯЗАННОСТЬ ИМЕТЬ ПАСПОРТ


УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ


С 15 ЛЕТ

ПРАВО СОГЛАШАТЬСЯ ИЛИ НЕ СОГЛАШАТЬСЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО




С 16 ЛЕТ

ДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ





С 17 ЛЕТ

ОБЯЗАННОСТЬ ЮНОШЕЙ ВСТАТЬ НА ВОИНСКИЙ УЧЕТ (ПРОЙТИ КОМИССИЮ В ВОЕНКОМАТЕ И ПОЛУЧИТЬ ПРИПИСНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО)




С 18 ЛЕТ

ПРАВО НА ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК




ПРАВО ИЗБИРАТЬ И ГОЛОСОВАТЬ НА РЕФЕРЕНДУМЕ, УЧАСТВОВАТЬ В ИНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЯХ

ПОЛНАЯ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!