СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может использоваться для проведения занятий как в школе так и в учреждениях дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского и юношеского творчества»

города Армянска Республики Крым











Методическая разработка


Конспект занятия

«Птица – скопа»






Подготовила: Беляева Анастасия Александровна

педагог дополнительного образования





















г. Армянск – 2020


ПЛАН-КОНСПЕКТ

Педагог дополнительного образования: Беляева Анастасия Александровна

Тема: «Птица-скопа»

Дата:

Цель: Познакомить обучающихся с птицей – скопа. Привлечь внимание детей к проблемам охраны птиц.

Задачи:

  1. Познакомить с биологическими особенностями скопы.

  2. Развивать познавательный интерес учащихся, эстетические чувства, мышление, воображение, внимание, тренировать образную память.

  3. Воспитывать культуру поведения в природе, внимательное и бережное отношение к птицам.

Планируемые результаты:

  1. Умение узнавать и различать птиц.

  2. Познавательный интерес к наблюдению за жизнью скопы.

  3. Умение подбирать соответствующий корм для птиц.

  4. Бережное, заботливое отношение к птицам.

Тип занятия: Изучение нового материала.

Форма проведения занятия: Традиционная: беседа, рассказ, игра, работа с наглядностью.

Виды форм организации деятельности: Фронтальная, коллективная, групповая.

Методический и дидактический материалы и наглядность: демонстрация материала — картины с изображением птиц, скопы, фишки-смайлики, дневник моих достижений, плакат «Правила поведения на занятии», мелодия «Звуки птиц», видеофильм про скопу, карта-лабиринт, разрезные буквы,

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный этап;

  2. Актуализация знаний и мотивация;

  3. Этап изучения новых знаний;

  4. Физкультминутка;

  5. Этап закрепления изученного;

  6. Этап подведения итогов учебного занятия;

  7. Рефлексия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап.

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на занятии.

– Прежде чем начать наше занятие, я бы хотела вспомнить вместе с вами правила поведения на занятии.

Итак, 1…, 2…, 3… . Очень хорошо. На протяжении всего занятия мы будем придерживаться этих правил.

2. Актуализация знаний учащихся.

Вдоль берега лентой тропа
Пригорками, долом змеится.
Парит в синем небе скопа –
Большая красивая птица.

Евгений Царегородцев


- Звучит мелодия о птицах (щебетание, трели и т.д.)

- Вы догадались о ком или о чём пойдёт сегодня речь? (о птицах).

- Правильно, но не просто о птицах, а о птице - СКОПА.

- А работать мы будем в парах, группах, так как придётся изучить большой по объёму материал.

3. Этап изучения новых знаний.

Ежегодно с 1996 г. Союз охраны птиц России (СОПР) выбирает птицу года. Этот вид на весь год становится символом природоохранной деятельности.

В 2018 году птицей года выбрана скопа – хищная птица, распространённая в обоих полушариях, за исключением Антарктиды, единственный представитель семейства скопиных. Это очень редкая птица, занесенная в Красную книгу РФ.













- Давайте просмотрим видеосюжет про эту удивительную птицу (просмотр видеофильма).

- Я вижу вас впечатлила эта птица, к ней появился интерес. Давайте познакомимся с текстом о ней.

Птица довольно крупная, с размахом крыльев около 1,8 метров, длиной тела около 60 см. и весом около 2 кг.

Вся жизнь этого вида птиц тесно связана с водоемами. Скопа –прирожденный рыболов, питается в основном рыбой. Кроме рыбы, которая при удачной рыбалке составляет почти 100% рациона, скопа может охотиться на мелких птиц, ящериц, змей, лягушек, белок, мышей, ондатр, детенышей аллигатора, кроликов.

Для гнездования ей необходимы большие деревья вблизи водоемов, но гнезда могут быть построены и на высоком островке стоящем прямо в воде, на скалистом выступе или специально построенной человеком площадке (многие народы строят такие площадки для скопы, как в России принято строить для маленьких птиц скворечники). Главное, чтобы место было безопасным, недоступным для хищников с земли. От гнезда птицы отлетают на расстояние около 14 км. Птицы, которые еще не стали родителями путешествуют немного меньше.

  Процесс охоты, как и у многих хищных птиц, происходит с лету. С высоты 15-40 метров скопа высматривает жертву, при обнаружении пикирует вниз, выставив когти вперед, и отведя назад крылья. Птица погружает в воду когти, хватает рыбу и сильными взмахами крыльев поднимает в воздух.

Скопа шикарная парит. Стремительный полёт!
Сложила крылья – камнем вниз! Добыча не уйдёт!
Раскроет крылья в брызгах волн, чтоб в небо снова взмыть...
Счастливая! Святой закон: лети птенцов кормить!
(Андрей Войтов)

  Вырваться из острых, как иглы когтей, добыче не под силу, тем более что они устроены так, чтобы удерживать скользкую рыбу.

  Во время полета птица старается развернуть рыбу так, чтобы не испортить аэродинамику полета – держит добычу одной лапой головой вперед, а хвост отводит назад другой лапой. Скопа в состоянии поднять вес до 2 килограмм – столько же сколько весит сама!

  В случае вынужденного ныряния за добычей, скопа защищена от воды сальным покрытием перьев и специальными клапанами на ноздрях.

  Поедать рыбу скопа начинает с головы, а если добычу поймал заботливый отец семейства, то половину пищи он унесет в гнездо.

  Живущие в Северном полушарии скопы на зиму улетают в теплые края. Некоторые могут не вернуться, и остаться жить на юге постоянно.

  Скопа относится к одиночным птицам, но на период размножения образует пары, которые сохраняются на много лет.

  Половозрелыми становятся лишь к трем годам. Скопа способна дожить до 25 лет, но большинство птиц погибает в возрасте 8-10 лет.

Скопа – необычная птица. Великолепный летун, умелый рыболов, заботливый родитель, отважный путешественник, изящная красивая птица. Скопа настолько своеобразна, что орнитологами в системе животного мира для неё выделено отдельное семейство. Крупные гнёзда скоп часто удалены от воды, и птице приходится нести нелёгкую добычу своим птенцам за несколько километров. При этом самец кормит не только выводок в гнезде, но и самку, насиживающую кладку, а позднее безотлучно оберегающую подрастающих птенцов. И даже когда полностью оперённые птенцы покидают гнездо, родителям приходится ещё долго их докармливать, пока молодые скопы не освоят искусство самостоятельной охоты.



Редкая практически на всём своём огромном ареале скопа требует особо бережного отношения и охраны. Её численность зависит от многих факторов – и от рыбы в водоёмах, и от наличия подходящих мест для гнездования. Загрязнение вод и вырубка лесов привели к значительному сокращению численности пернатого рыболова. Излишнее беспокойство со стороны человека также является для скопы определяющим ограничивающим фактором. А где сейчас, при развитой дорожной сети, при активном использовании отдыхающими проходимых полноприводных автомобилей, квадроциклов, катеров, байдарок, и прочих яхт найти скопе тихий речной плёс или безлюдное озеро?

Что же мы можем сделать для сохранения этого поистине уникального вида? В глобальном аспекте – обеспечить чистоту, а значит рыбность наших рек и озёр, сохранить леса на их берегах, в водоохраной зоне, на прилегающих болотах (именно сосняки на верховых болотах – основная гнездовая стация скопы). Но и мы сами можем помочь скопе. Соблюдать тишину и покой на столь привлекательных речных и озёрных берегах, выбирать для стоянки на природе уже обжитые оборудованные места, а не создавать новые бивуаки. А ещё скопа очень хорошо отзывается на устройство искусственных гнездовий. Конечно, установка гнездовой платформы для скопы непростая задача, но таким способом можно не только поддержать птиц в известных местообитаниях, но даже привлечь на новые места, ранее скопами необжитые.

И уж что совершенно недопустимо – так это поднимать ружьё на этих великолепных птиц.

4. Физкультминутка.

5. Этап закрепления изученного.

- А сейчас давайте проверим, как же вы усвоили пройденный материал о птице года – Скопа, выполнив задания.

Задание №1.

- «Где живет наша птица» (карта – лабиринт).











Задание №2.

- «Что птице нужно для гнезда» (выбрать из картинок, установить на магнитную доску).











Задание №3.

«Поломанные слова»
- Составить слова из разрезной азбуки: васо (сова), росока (сорока), цаниси (синица), телдя (дятел), риньгсе (снегирь), нарово (ворона).

Задание №4.

- Из набора букв составьте слова – название корма скопы.

Щ И Р Я Ц Е А - (ящерица)

Р А Б Ы - (рыба)

Ш А Г У Л К Я - (лягушка)

Задание №5.

Игра «Снежный ком»
- Каждому ребенку предлагают составить одно предложение о птице скопа, опираясь на рассказ орнитолога, каждый ребенок повторяет предыдущие предложения).
Например:
1). Скопа большая птица.
2). Это околоводный хищник.
3). У нее темное оперение сверху и белое внизу.
4). Голова светлая с черной маской.
5). На груди поперечная полоса.
6). Селится на больших деревьях у водоемов.
7). Питается рыбой, земноводными, грызунами.
8). Вьет большое гнездо.
9). Откладывает яйца и выводит 2-3 птенцов.

- Подведение итогов игры, определение победителей.

6. Этап подведения итогов учебного занятия.

– Что интересного узнали сегодня на занятии?

– Что вам больше всего понравилось?

– Что мы можем сделать для сохранения птицы?

– Надеемся что 2018-й – год скопы принесёт нам много интересных наблюдений этих прекрасных птиц, новые данные об их биологии, поможет нам быть ближе к природе, а скопам – хоть на небольшой шажок ближе к человеку.

– Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали. До свидания!

7. Рефлексия.

– У меня на столе в коробке лежат маленькие сердечки. Если вы считаете, что материал сегодняшнего занятия очень важен для каждого из вас, возьмите сердечко и прикрепите его на доске. Из ваших маленьких сердечек получится большое сердце, которое говорит о том, что вы действительно понимаете, что «Мы в ответе за тех, кого приручили».





Литература

1. Е.Т. Бровкина. Атлас родной природы. Птицы леса: учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2001. – 64 с.: ил. 

2. Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Птицы. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 146с., ил. 

3. Птицы России: Начальная школа/Сост. Т.Н. Ситникова. – 2–е изд., испр. И доп. – М.:ВАКО, 2010. – 96 с., 

4. Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. – М.: РОСАГРОПРОИЗДАТ, 1989. 

5. Филиппова С.В.. Игровые занятия для юных орнитологов. Книга для всех, кто интересуется птицами. М. МДБЦ.2008.

6. Интернет-ресурсы:

1. http://zoolog.guru/pticy/volnye-pticy/ptica-skop-i-ee-opisanie-sreda-obitaniya-i-foto-skopa.html#hcq=Dj15BAq


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!