СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка библиотечного урока, посвященного творчеству Н.А. Некрасова с использованием активных форм обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка библиотечного урока, посвященного творчеству Н.А. Некрасова с использованием активных форм обученияМетодическая разработка библиотечного урока, посвященного творчеству Н.А. Некрасова с использованием активных форм обучения

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка библиотечного урока, посвященного творчеству Н.А. Некрасова с использованием активных форм обучения»

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза И.И. Тенищева»





Методическая разработка библиотечного урока, посвященного творчеству Н.А. Некрасова с использованием активных форм обучения








Тема: «Путешествие по творчеству Н. А. Некрасова»

(Библиотечный урок 21 века для уч-ся 5-х классов)







Подготовила педагог-библиотекарь МОУ СОШ №1

Гаджимагомедова Марина Ахмедовна















село Александровское, 2021 г.



Пояснительная записка

10 декабря 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта, писателя и публициста, классика русской литературы Николая Алексеевича Некрасова.Учитывая выдающийся вклад поэта в отечественную культуру, Президентом Российской Федерации В.Путиным 28 июня 2016 года подписан Указ №303 «О праздновании 200-летия со дня рождения Н.А.Некрасова». 

В период празднования 200-летия со дня рождения Н.А.Некрасова в библиотеке нашей школы  подготовлено мероприятие, посвященное этой дате

Тип мероприятия: комбинированный.

Форма мероприятия: урок-регата

Цель деятельности учителя: Создать условия для положительного восприятия и анализа лирических произведений Н.А.Некрасова, для развития эмпатии, творческого осознания текста.

Задачи урока:

Образовательная: рассмотрение и углубление знаний о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, классификация, анализ, выражение личного ассоциативного восприятия и т.д.

Развивающая: содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной и письменной речи, самостоятельности; научить сравнивать, обобщать, сопоставлять, анализировать, делать логические умозаключения; содействовать развитию у учащихся творческие способности детей.

Воспитательная: формировать нравственное, морально-осознанное отношение ко всему, что окружает учащихся из осмысления событий и явлений художниками, музыкантами, литераторами; воспитывать интерес к лирике, к творчеству Н.А.Некрасова.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения

Литература и оборудование:

Н.Некрасов, Некрасовские герои. – М.: Детская литература, 1986 г.

альбомы «По следам некрасовских героев»,

иллюстрации к произведениям Некрасова Н.А.,

презентация,

медиапроектор, ноутбук и экран.

Ход урока

1) Организационный этап. Слайд 1

Подготовка учащихся класса к уроку.

Сообщение темы и цели урока

– Здравствуйте ребята.

Чтение учителем стихотворения:Слайд 2

Пусть вам откроется чудесная картина:
Набрав ветра в тугие паруса,
Плывет по курсу наша бригантина,
Чтобы находить на свете чудеса.
А за бортом плывут куда-то страны;
Все, что ты узнал, увидел, расскажи…
Был юнгой ты, а станешь капитаном!
Ты честью бригантины дорожи!

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Слайд 3,4

Для того чтобы реализовать цель этого проекта, давайте совместно обозначим задачи урока:

1.Изучить биографию и произведения Н.А. Некрасова для детей.

2. Узнать, что такое «регата», какими они бывают и как их создавать.

3. Двигаться по маршруту регата и ответить на вопросы на каждом острове.

4.Подготовить наглядный материал для проведения игры.

5. Провести игру для 5 классов.

3) Актуализация знаний.

Новизна исследовательского проекта в том, что мы хотим рассказать про творчество и биографию Н.А. Некрасова в виде литературного регата. Регата - игра в наши дни очень популярна, так как это приключение и путешествие, на финише которого можно получить награду.

– Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами «отправляемся в плавание по безбрежному океану биографии и творчества русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Но путешествие наше с вами будет необычным. Это морское путешествие состязание на яхтах. Регата – это не простая гонка, ранний финиш которой определяет победителя. Это умение сливаться с управляемой яхтой, маневрировать судном, пытаясь использовать направление ветра в свою пользу, решать морские ребусы и искать выход из ситуаций.Регата проходит в несколько этапов. На каждом этапе предлагаются определенные задания. В карточках указано количество баллов. У каждого на столе изображение яхты, где указаны этапы, будут отмечаться результаты этапов. Учитель раздает карточки с заданиями

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. Раздается свисток.

-Какие мысли, чувства, воспоминания вызывает услышанное?

-Путешествовали ли вы когда-нибудь по железной дороге?

Разные мысли, чувства, воспоминания вызывает дорога. Сегодня на уроке мы окажемся пассажирами поезда. Вы заранее разделились на две команды. Участники распределяются дистанцию, согласно правилам парусных гонок, в чем вам поможет опытный шкипер-инструктор(Капитан-команды).

Следующим этапом нашей работы стало определение маршрута и островов с заданиями, чтобы начать плавание. Берите ваши пульты для управление вашей яхтами и отправляйтесь в путь ребята. И попадают на 1 остров. По времени 50 минут на выполнение заданий. На каждом острове не более 10 минут. Слайд 5

4) Первичное усвоение новых знаний.

1 остров «Детство поэта» Слайд 6- биография поэта читает Киричёк Руслан;

(Я, биограф поэта Киричёк Руслан, предлагаю ответить на мои вопросы о жизни Н.А.Некрасова. Слайд 7,8 . За каждый правильный ответ -1 балл.

1. Я рос, как многие, в глуши,

У берегов большой реки. Слайд 10.

На берегу какой реки рос Н.А.Некрасов.

(Ответ: Волга) Слайд 12

2. Назовите даты жизни и смерти Н.А. Некрасова.

(Ответ: Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге)

3. Некрасов вспоминал её «печальный взор», «тихий шаг», «бледную руку», ласкавшую его. О ком вспоминал поэт? Слайд 13-16

(Ответ: о матери Елене Андреевне)

4. Восстановите стихотворные строки Н. А. Некрасова. (2 балла за правильный ответ.) Слайд 17

Однажды, в студеную… (зимнюю пору),

Я из лесу вышел; был… (сильный мороз).

Гляжу, поднимается ... (медленно в гору)

Лошадка, везущая… (хворосту воз).

И, шествуя важно, в … (спокойствии чинном),

Лошадку ведет под… (уздцы мужичок)

В больших сапогах, в полушубке… (овчинном),

В больших рукавицах ... а сам с… (ноготок)!

5 Выразительное чтение стихотворения "Однажды в студеную зимнюю пору" Климентьева Екатерина. Про детство.

2 остров«Знакомые места» - краевед Селиванов Сергей;
Я, краевед Селиванов Сергей, предлагаю ответить на вопрос» «Знаете ли вы названия мест, связанных с именем Н.А.Некрасова»

Для этого вам надо нужно ответить на вопросы и назвать места, связанные с именем поэта. Подсказки ищете в названиях городов и сел. За каждый правильный ответ -5 балл.

- С 16 лет поэт стал сам обеспечивать себя, так как отец отказался ему помогать.

- «Я сказал ей, что помню еще что-то про пастуха и медные деньги...≪… это было дорогой≫ — сказала она. ≪Дорогой, на одной станции я держала тебя на руках и говорила с маленьким пастухом, которому дала несколько грошей. Не помнишь ли еще, что было в руке у пастуха?≫ Я не помнил…» Что было в руке у пастуха? (кнут и рожок)

1.В каких городах за границей побывал Н. Некрасов? (Берлин, Вена, Флоренция, Рим, Венеция, Париж, Неаполь, Интерлакен, Соден, Киссинген, Диепп, Висбаден)

2. «Карабиха», что это в жизни Некрасова? (Усадьба под Ярославлем)

3.Сколько жен было у Некрасова? (Две жены: А.Я. Панаева, З.Н. Некрасова)

4.С кем общался и играл в детстве будущий поэт?

(Ответ: с крестьянскими детьми)

5.Какую карьеру хотел для своего сына отец Некрасова?

(Ответ: военного)

6.Назовите увлечение Николая Алексеевича, которое было у него с детства и всю жизнь.

(Ответ: охота)

7. В каком году усадьба в Карабихе стала принадлежать поэту?

(Ответ: в 1861 году)

8.Сколько лет он приезжал в это имение для охоты и отдыха?

(Ответ: в течении 10 лет)

Вам надо решить ребус, подсказка - загадка

"Стоят столбы точеные, головки золоченые, 
Задумчиво и ласково шумят"? (колосья) Слайд 27

3 остров «Литературный персонаж» - литературовед Слайд 26

Я, литературовед Калинский Роман, предлагаю угадать персонажей произведений Н.А.Некрасова по стихотворным строчкам. За каждый правильный ответ -2 балл.

  1. «Идёт- по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде» (Мороз-воевода)



2. «И, шествуя важно, в спокойствии чинном,

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах…» ( Мужичок с ноготок)



3. А как звали мужичка с ноготок? (Власом)



4. « Плакала…. Как лес вырубали…

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!» (Саша)



5. «В игре её конный не словит,

В беде- не сробеет, спасёт:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдёт!.. (русская женщина)

Ученик:

Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862) принадлежал к довольно старинному, но обедневшему роду. В молодости он служил в армии, а после выхода в отставку занялся хозяйством. Человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян.

За малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой.

Любимой забавой Некрасова-отца была псовая охота, во время которой нередко вытаптывались крестьянские наделы, а пытавшихся протестовать по барскому приказу псари избивали арапниками. После удачной охоты в доме устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.

Образ жизни и поведения Алексея Сергеевича не могли не оказать воздействия на общую атмосферу в доме и на воспитание детей, в том числе и на будущего поэта.

Вместе с тем, общение с отцом выработало у Некрасова и некоторые положительные качества твердый характер, силу духа и упорство в достижении поставленной цели. От отца будущий поэт унаследовал и страсть к охоте, которая позднее давала ему возможность не только отдохнуть и отвлечься от напряженной журнальной работы, но и способствовала сближению с простыми людьми, с которыми у него всегда были самые теплые и дружеские отношения.

4 остров «Трудные слова» - лексикограф Аристова Полина.Слайд 29.

Я, лексикограф Аристова Полина ,прошу вас дать объяснение выделенным словам в стихотворных строчках. Если будете затрудняться, я дам словарик этих слов с объяснением в помощь. За каждый правильный ответ -1 балл.


16 треугольников 28 треугольников Слайд 27

Дополнительные вопросы добавляют баллы.

1.Как звали Мужичка, который лошадку вёл под уздцы

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах, а сам с ноготок?

2. В деревне Некрасов отдыхал от всех забот петербургской жизни, от городского шума, от постоянной борьбы с цензурой. Какое развлечение, было у поэта? Чем он гордился? (охота, превосходный стрелок. охотничьими трофеями)

3. С каким старым крестьянином познакомился Некрасов в деревне Малые Вежи? Какую историю рассказал ему этот крестьянин? (Мазай, историю про зайцев)

4. Как звали любимую собаку Некрасова? Как она погибла? (Кадо. В Чудовской Луке Кадо, любимая собака Некрасова, погибла. Ее случайно подстрелила на охоте жена Н.А.Некрасова, Зинаида Николаевна. Кадо зарыли палисаднике у дома и положили на могилу темно-серую гранитную плиту. А на территории усадьбы установлен памятник «Н.А. Некрасов с собакой» - скульптора П.М. Криворуцкого.)

5.В каком произведении Некрасов пишет о зайцах? (дед Мазай и зайцы)

6. Какое время года описывается в произведении « Дед Мазай и зайцы»? (Весна)

5 остров «Поэтическая» - чтец Егель Данил. Слайд 34

Я, литературовед Егель Данил, предлагаю угадать персонажей произведений Н.А.Некрасова по стихотворным строчкам. За каждый правильный ответ -1 балл.

Прочитайте стихотворение. Какое название Вы считаете правильным?

1. «Зелёный шум»⋅

2. «Перед дождем»⋅

3. «Конец лета»


Заунылый ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес,
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.

Учитель: Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. Много лет спустя Некрасов посвятил крестьянским детям замечательные стихи. И, конечно, когда он писал эти стихи, вспоминались ему маленькие друзья его детства. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети”.

Ученик:

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я...»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал...
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.




Задача «Секрет пароля» 4 минуты (5 баллов) Слайд 35

  • Чтобы получить ключ, вам надо решить ребус, подсказка - загадка

«Мороз-воевода построит мосты ледяные, каких не построит народ»

(лед)

  • Где похоронен поэт? (На кладбище Новодевичьего монастыря в С.-Петербурге)

5) Финиш.

Учитель: Ребята, вот вы и дошли до конца игры. Пройдя все острова вы показали себя знатоками биографии и творчества Н.А.Некрасова. Набрали … баллов, который будет напоминать вам о нашем регате и, возможно, вы сами захотите прочитать ещё больше произведений нашего земляка- поэта Н.А.Некрасова.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

В ходе работы над проектом мы решили поставленные задачи:

  • изучили литературу, необходимую для создания регата. При создании игры мы поняли, что создавать и проводить регат, может только хорошо знающий биографию и стихи поэта ученик;

  • познакомились с понятием регата;

  • определились с порядком острова так, чтобы задания одной переходили по сюжету и цепочке на другой остров, не нарушая правила регата;

  • провели квест-игру для обучающихся нашей школы.

Самым сложным и увлекательным оказалось составление заданий для урока-регата; самым ответственным этапом – проведение игры для обучающихся нашей школы. Считаем, что цель проекта - создание литературного регата «По тропам Н. А. Некрасова», успешно достигнута.

Работа над биографией и произведениями поэта вызвали у нас большой интерес к урокам чтения, внеурочной деятельности «Мой родной край», «Читалочка».



7) Литература и источники:

1.Н.А.Некрасов «Стихи для детей» Издательство «Детская литература», 1972 г.

2.Н.К.Некрасов «О Волга!.. Колыбель моя!» Издательство «Детская литература», 1979 г.

3.Г.Красильников «Николай Алексеевич Некрасов» Издательство г. Ярославль, 2016г.

4.Учебник «Литературное чтение»

5. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожегова С.И.и Шведова Н.Ю.

г. Москва,2009 г.

6.Википедия. Интернет.




































































11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!