СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка дидактической игры "Народные умельцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная игра помогает знакомить детей с русскими народными промыслами: с Городецкой, Хохломской, Гжельской росписью, учит узнавать и называть основные их элементы, формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов росписи, прививает интерес к русским традициям, народному творчеству, воспитывает уважительное отношение к своим национальным корням.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка дидактической игры "Народные умельцы"»

Дидактическая игра

«Народные умельцы»


Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру «Народные умельцы», игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.


Дид. задача: знакомить детей с русскими народными промыслами, с Городецкой, Хохломской, Гжельской росписью, учить узнавать и называть основные их элементы, формировать умение самостоятельно составлять узор из элементов росписи, прививать интерес к русским традициям, народному творчеству, воспитывать уважительное отношение к своим национальным корням.


Игровое правило: правильно найти элементы определенной росписи среди предложенных, объяснить свой выбор, составить композицию, придерживаясь образца или придумывая свои варианты (дифференцированный подход).


Оборудование:

из линолеума вырезаны разделочные доски разных форм, оклеены жёлтой самоклейкой (для городецкой и хохломской росписи), доска круглой формы оклеена белой самоклейкой (для гжели). Элементы росписи – заламинированы, находятся в конвертах, подписаны. Картинки-помогалочки (образцы для детей).


Перед игрой проводится беседа с детьми:

В: Ребята, вы любите сказки?

Какие сказки вам нравятся?

В: сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку «Страну народных умельцев»

В: Дети, а вы знаете про наш великий народ? Про то, как люди жили, песни пели, мастерили?

Ведь преданья старины забывать мы не должны.

У нас в России очень много народных промыслов.  Народные промыслы - это наше наследие, которое мы должны знать и чтить, чтобы сохранить нашу русскую культуру.


И вот в стране Народных умельцев был такой чудо-мастер. Разное про него старики рассказывали, будто, поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Кашу варил, да птичек пшеном кормил. Прилетела как-то к его порогу жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. Это сказка, да в ней намек, а не из этой сказки появилась удивительная красота?

Воспитатель загадывает загадку:

Все листочки как листочки,
Здесь же - каждый золотой,
Красоту такую люди называют …(хохломой)

Воспитатель с детьми рассматривает хохломские изделия, называя элементы росписи


В: Скоро сказка сказывается ...
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которую подарила ему жена. Но роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях. Только не алый, а синий.

Воспитатель загадывает загадку:

Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

(Гжель)

Гжельный промысел зародился в деревне Гжель недалеко от Москвы.


Воспитатель и дети рассматриваю изделия гжельских мастеров,

Какие элементы росписи использованы? (розы, сеточки, капельки, птицы)

Какие краски по цвету использованы?


В: в другом селе народных умельцев жила девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы. И так одно из перышков упало недалеко от Нижнего Новгорода в древний город Городец. Там и зародилась городецкая роспись


Рассматривание городецких изделий (шкатулки, панно, хлебницы, вазы, кухонные наборы, доски разделочные, солонки, мебель, в том числе столы, стулья, шкафы, кровати, конь-качалка, петух-качалка, кресло-качалка, сувениры), элементов росписи (геометрические, растительные, животные), основные цвета - синий, красный, зеленый, черный.

В: вот, ребята, земля наша - земля мастеров умельцев, и передается это мастерство от отцов к сыновьям, от дедов к внукам и правнукам.

В: а вы хотите побывать в роли таких мастеров умельцев?


Ребята, а теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Народные умельцы».

У меня для вас есть вот такие разделочные доски, которые принесли наш повар Людмила Анатольевна. Прежние доски пришли в негодность, а эти простые, обыкновенные, и просили повара ребят расписать доски узорами. Поможем?

Практическая работа.

Дети выбирают понравившиеся им доски и начинают «украшать» их элементами определенной росписи, составляют композицию, придерживаясь образца или придумывая свои варианты.

(элементы разных росписей перемешаны между собой).


Варианты игры:


  • «Трафареты» 

Дид. задача: продолжать знакомить детей с Городецкой, Хохломской, Гжельской росписью, техникой исполнения узоров, развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить рисовать элементы росписи.

Игровое правило: выбрать только нужные элементы росписи и обвести элементы по трафаретам, правильно располагать трафареты на листе бумаги, создавать законченную композицию.

 

  • «Найди лишнее»

Дид. задача: учить находить определенные элементы росписи среди предложенных (городецкая гжельская, хохломская росписи), развивать внимание, наблюдательность, речь.

Игровое правило: быстро и правильно найти лишний элемент, и объяснить свой выбор.

В игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.


 

  • «Что изменилось»

Дид. задача: закреплять представление о Городецкой, Хохломской, Гжельской росписи, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, учить анализировать, находить отличия в узорах разных предметов и уметь объяснять их.   

Игровое правило: игрок, первым заметивший изменение, должен быстро поднять руку для ответа, правильно определить, что изменилось. Если ответ верный, он становится ведущим. 


  • «Отгадай загадку, выбери отгадку» (стихи, загадки прилагаются)

Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти предметы на заданную тему. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.


 








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!