СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по теме: «А.С. Пушкин. «Дубровский»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи урока – расширение представления обучающихся об исторической эпохе XIX века; ознакомление с историей создания романа «Дубровский»; формирование навыка анализа фрагмента произведения, формирование навыка сравнительного анализа персонажей на примере представителей старшего поколения произведения, воспитание любви к  художественному слову.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по теме: «А.С. Пушкин. «Дубровский»»

Методическая разработка

«Формы и методы обучения на современном

учебном занятии по литературе»


Тема: «А.С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров».

Класс: 6.

Тип урока: изучение нового (комбинированный урок).

Цель и задачи – расширение представления обучающихся об исторической эпохе XIX века; ознакомление с историей создания романа «Дубровский»; формирование навыка анализа фрагмента произведения, формирование навыка сравнительного анализа персонажей на примере представителей старшего поколения произведения, воспитание любви к художественному слову.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1.История создания романа.

2.Картины жизни русского барства.

3.Троекуров и его крепостные.

4.Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

5.Характеры помещиков.

6.Фрагменты романа в актерском исполнении.

Предметные и метапредметные результаты обучения:

Предметные результаты:

1.Изучение литературоведческой терминологии как важного инструментария, необходимого для анализа художественного текста.

2.Формирование навыка вдумчивого, внимательного, чтения художественного текста, выявления ключевых слов и словосочетаний, деления текста на смысловые части.

3.Формирование умений определять тематику, проблематику произведения, интерпретировать художественный текст с опорой на авторскую позицию.

4. Формирование умений анализировать эпизод, систему образов, структуру и язык художественного произведения, осуществлять сопоставительный анализ фрагментов, образов героев одного и разных произведений.

5. Формирование умения создавать самостоятельные устные и письменные развернутые и аргументированные аналитические высказывания.

6. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

7. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении,  на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Метапредметные результаты

(познавательные, коммуникативные и регулятивные):

1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

3.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

4.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

5.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6.Смысловое чтение; умение делить текст на смысловые части, выявлять элементы композиции, находить художественные детали, приемы, средства речевой выразительности и понимать их роль в выражении авторской позиции.

7.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

8.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью;

9.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; умение работать по ссылкам;

10.Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.

Виды работы учителя: лекция учителя и беседа, наводящие вопросы (скрытое руководство);

Виды работы учащихся: устные и письменные ответы на вопросы, фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Методы и формы  обучения: фронтальная (беседа, письменные задания), индивидуальная (выразительное чтение), групповая (чтение и анализ художественного текста, практическая работа).

Литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература. 6 кл. Учеб. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018.

3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018.

Дополнительная литература:

1. Н.Е. Егорова. Поурочные разработки по литературе: пособие для учителя. 6 класс. – М.: Вако, 2021, 415 с.

Открытые электронные ресурсы:

1.Информационно-образовательный портал Александр Сергеевич Пушкин. URL: http://pushkin-lit.ru/ (дата обращения 11.12.2021)

2.Информационно-образовательный портал Александр Пушкин. URL: https://alexanderpushkin.ru/ (дата обращения 11.12.2021)

3.Дубровский. Сайт об А. С. Пушкине URL: https://poetpushkin.ru/proza/dubrovskij (дата обращения 11.12.2021)

4.Официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва) URL: https://www.pushkinmuseum.art/ (дата обращения 11.12.2021)

5.Росийская электронная школа. URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/ (дата обращения 11.12.2021)

Организационный этап (до начала урока)

Накануне урока учитель задает домашнее задание всему классу: учащиеся читают роман «Дубровский», просматривают в учебнике задания с вопросами для устной подготовки (главы 1-3), учитель дает индивидуальное задание: подготовить сообщение «О романе «Дубровский».

Целеполагание и мотивация (2 мин.)

Учитель: Добрый день. Сегодня мы поговорим о романе «Дубровский». Что вызвало у вас затруднения при первичном чтении этого произведения? Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока, его цели и задачи.) Запишем тему: «А.С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров».

Обучающиеся записывают тему в тетради.


Актуализация знаний (3 мин.)

Учитель: Произведение А.С. Пушкина интересное. Ответьте на три вопроса:

1.Кто из героев вам понравился и почему? Кто вызвал неприязнь?

2.Какие эпизоды романа вам запомнились и чем именно?

3.Когда вы догадались, что Дефорж-Дубровский?

Учитель задает вопросы ученикам, обучающиеся отвечают.


Учитель: Давайте проверим, что вы успели понять и запомнить при самостоятельном чтении? Перед вами карточки с вопросами (тест с вариантами ответов), вам нужно отметить верный вариант и дать ответ «по цепочке».

«Тест по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Фронтальный опрос. Обучающиеся слушают вопросы и ответы, участвуют в обсуждении


Первичное усвоение новых знаний (8 мин.)

Учитель. Молодцы, а знаете ли вы, какова история создания романа А.С. Пушкина «Дубровский»? Изучив самостоятельно статью «О романе», свое выступление подготовил ваш одноклассник. Послушаем интересные факты.

Краткое сообщение обучающегося.

Пересказ справки об истории создания романа

Учитель: Вопросы:

1.Что легло в основу сюжета романа «Дубровский»?

2.Почему Пушкин показал обыкновенность Дубровского?

3.Почему невозможно примирение старшего Дубровского и Троекурова, воссоединение Маши и Владимира Дубровского?

Обучающиеся дают устный развернутый ответ, приводят аргументы, делают вывод


Учитель: Много нового мы узнали из биографии А.С. Пушкина. Давайте обратимся к просмотру видеоурока на образовательной платформе «Российская электронная школа».

Обучающиеся смотрят видеоурок.

Урок 13. А.С. Пушкин «Старшее поколение в романе» (3 минуты) https://resh.edu.ru/subject/lesson/7044/main/247414/


Первичная проверка понимания (8 мин.)

Учитель. А теперь поработаем с текстом в учебнике. Найдем эпизоды жизни русского Троекурова, проанализируем, почему произошел конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова.

Обучающиеся работают с текстом, читают фрагменты, находят цитаты из текста в качестве аргументов на вопросы, сопоставляют и сравнивают жизнь Троекурова и Дубровского-старшего, демонстрируют знание текста.


Комментированное чтение Главы 1.

1.Что давало Троекурову «большой вес в губерниях»?

2.Как относились к нему помещики-соседи, губернские чиновники? Чем можно объяснить грубость и своенравие Троекурова?

3.Каким человеком был Кирила Петрович в домашнем быту? Из чего состояли его всегдашние «занятия»?

4.Почему Троекуров, «надменный в сношениях с людьми самого высшего звания», уважал старшего Дубровского? В чем проявлялось сходство Троекурова и Дубровского?

Выразительное чтение фрагментов романа (в том числе, по ролям) – фронтально.


Выход на первичное

восприятие текста произведения (3 мин.)

Учитель: Перед вами карточки. Узнайте героя по описанию. Кратко запишите ответ.

1.«Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он два раза в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…» (К. П. Троекуров)

2. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости» (Владимир Дубровский)

3. «…в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке» (А.Г. Дубровский)

Фронтальный опрос.


Учитель: Интересно выстроена композиция романа, своеобразный язык повествования и речи героев. Давайте послушаем фрагмент романа в актерском исполнении. Как вы думаете, хотел ли Кирила Петрович намерено обидеть Андрея Гавриловича?

Обучающиеся слушают небольшой отрывок из фонохрестоматии к учебнику,

отвечают на вопросы. Устное рецензирование исполнения актеров


Первичное закрепление (4 мин.)

Учитель: Работа в группах. Дома вы поработали с вопросами по Главам 2 и 3, давайте послушаем ответы.

Глава 2.

1.Какие мысли и чувства вызывают у вас суд и чиновники?

2.Почему внезапное «сумасшествие» Дубровского сильно подействовало на воображение Троекурова и отравило его торжество?

Глава 3.

1.Какой образ жизни вел Владимир Дубровский в Петербурге? Почему он «позволял себе роскошные прихоти»?

2.Что можно сказать об отношении дворовых и крестьян к Дубровскому и Троекурову?

Вопросы по произведению. Обучающиеся по группам выступают перед классом


Учитель: Хорошо. Давайте посмотрим иллюстрации в учебнике («Дубровский». Художник С.С. Бойм; «Дубровский». Художник Б. Кустодиев; «Пожар в усадьбе Дубровского». Художник Д. Шмаринов. «Дубровский». Художник Е. Лансере и др.) Учитель: Как иллюстрации раскрывают авторский замысел?

Форма работы: обучающиеся отвечают фронтально.


Обобщение и систематизация знаний (1 мин.)

Учитель: Итак, составим кластер по сравнительной характеристике Троекурова и Дубровского-старшего.

1.Женились по любви.

2. Рано овдовели.

3. Родились в одном сословии.

4. Являются ровесниками.

5. Наклонности и характеры.     

6. Одинаковое воспитание.

7. Бывшие сослуживцы.

Вывод: У героев много общего, и поэтому они дружили.

Обучающиеся устно составляют кластер, учитель вывешивает таблицу на доске


Физкультуминутка (1 мин.)

Учитель: Давайте отдохнем и выполним упражнения, стоя у парты.

Обучающиеся выполняют разминку с учителем

Обобщение и систематизация знаний (4 мин.)

Учитель: Итак, продолжим. Одной из тем в романе является тема так называемого «барства дикого», представителем которого становится помещик К.П. Троекуров. Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что в России еще не перевелись и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого достоинство и честь не пустые слова).

Учитель: Конфликт между Троекуровым и Дубровским. Как вы думаете, какой элемент, фрагмент, отрывок играет ключевой момент в этой главе? (Случай на троекуровской псарне). Основываясь на анализе эпизода, ответьте на следующие вопрос: Как характеризует Дубровского сцена на псарне?

Конфликт между Дубровским и Троекуровым был неизбежен, так как, скорее всего, между ними остались невыясненные вопросы по поводу чести настоящего дворянина. Именно такой бесконечный спор о благородстве – мнимом и действительном – стал настоящей причиной конфликта между Дубровским и Троекуровым. Конфликта, в который сначала были втянуты посторонние люди, а потом и их собственные дети. Предположите конфликт Дубровского и Троекурова: если бы все, кто их окружал, были истинными дворянами. Чем тогда он мог закончиться?

Обучающиеся участвуют в коллективном диалоге


Применение знаний в новой ситуации и подведение итогов по изученному материалу (4 мин.).

Учитель: Мы проанализировали несколько Глав романа, используя цитаты, рассказали о А.Г. Дубровском и К.П. Троекурове. Запишем план сравнительной характеристики героев и вывод.

План:

1.Социальное положение.

2.Описание двух усадеб (обстановка и условия жизни).

3.Отношение соседей и чиновников к Троекурову и Дубровскому.

4.Надменность, спесивость Троекурова и скромность Дубровского.

5.Эгоизм, тщеславие Троекурова и гордость, независимость Дубровского.

Вывод: Троекуров выказывал все пороки необразованного человека. Несмотря на бедность, Дубровский не потерял человеческого достоинства.

Обучающиеся записывают в тетради план и вывод


Домашнее задание (1 мин.)

1.Прочитать 4–8 главы романа А.С. Пушкина «Дубровский» и озаглавить их.

2.Самостоятельно заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского-старшего».

3.Подобрать цитаты, характеризующие героев. Например:

Кирила Троекуров: «Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…». «Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно».

Андрей Дубровский: «Нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира.

Рефлексия (1 мин.)

Учитель: Давайте подведем итоги.

Оценка и самооценка вашей работы на уроке.

1) Что нового узнали?

2) Какие открытия для себя сделали?

3) Кто из учащихся отличился и в чем?

4) Чьи ответы запомнились и почему?

Учащиеся оценивают работу каждой группы,

индивидуальные ответы и работу класса в целом.

Учитель: Сегодня все хорошо поработали. На поставленные вопросы вы дали правильные ответы, при анализе фрагментов текста и характеров героев привели весомые аргументы. Молодцы!

















Приложение 1

Оценка достижения планируемых результатов

Формы оценивания:

1.Фронтальный опрос - задание предполагает воспроизведение полученных знаний.

2.Письменный фронтальный опрос в формате тестов - задание проверяет знание литературоведческих терминов в измененной ситуации.

3.Письменный опрос в формате тестов - задание проверяет знание текста художественного произведения.

4.Анализ фрагмента произведения, устный ответ – задание формирует умение анализировать фрагмент произведения. Критерии:

1. Тезис-ответ на вопрос с обязательной опорой на авторскую позицию.

2. Примеры-иллюстрации из текста (не менее двух).

3. Вывод: тезис, в котором содержится анализ роли данного эпизода в контексте всего произведения (в выражении главной мысли произведения)

Виды оценивания:

1. Оценка во время фронтального опроса фиксирует умение воспроизводить полученные знания.

2. Оценка за письменную самостоятельную работу из тестовых заданий минимального объема является комментарием умения использовать знания

в измененной ситуации.

3. Оценка за устный развернутый ответ, являющийся элементом анализа фрагмента художественного произведения, выставляется по критериям:

1. Наличие прямого ответа на вопрос;

2. Аргументация, привлечение текста художественного произведения (не менее двух примеров);

3. Вывод (выход на авторскую позицию).

4. Оценка за работу в группе по заданию зависит от результативности

работы всей группы, которая выставляется по критериям. Критерии:

1. Группа без подсказок ответила на все вопросы.

2. Все тезисы подтверждены примерами из текста.

3. Помимо анализа поведения каждого персонажа, учащиеся вышли на более высокий уровень осмысления сцены и выявили авторскую позицию.

4. Вовлеченность в работу всех членов группы.

5. Оценка за сообщение (индивидуальное задание) тоже выставляется по критериям:

1. Соответствие выступления заявленной теме.

2. Информативность сообщения.

3. Четкость и логичность изложения материала.

4. Наглядность.

5. Грамотность речи.

6. Оценка за письменную самостоятельную работу по проблемному вопросу, предполагающему развернутый ответ ограниченного объема, тоже является критериальной. Критерии:

1.Наличие прямого ответа на вопрос;

2.Аргументация, привлечение текста художественного произведения (не менее двух примеров);

3.Вывод (выход на авторскую позицию).


Критерии оценивания

Приложение 2

Критерии оценивания задания (работа с тезисами и аргументами)

(речевые ошибки в работах учащихся не учитываются)



Указания к оцениванию ответа


Баллы


Учащийся:

а) дает ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию;

б) аргументирует свои тезисы двумя и более примерами из текста

произведения, не подменяя анализ пересказом;

в) фактические ошибки отсутствуют

3


Учащийся: а) дает ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию, но приводит только один аргумент из текста.

б) фактические ошибки отсутствуют

2


Учащийся: а) дает ответ на вопрос, но частично искажает авторскую позицию;

б) не аргументирует тезисы примерами из текста произведения или подменяет анализ пересказом текста и/или

в) допускает 1–2 фактические ошибки

1

Учащийся не справляется с заданием или подменяет анализ пересказом текста, или ответ отсутствует

0

Максимальный балл


3



Критерии оценивания

Приложение 3

Критерии оценивания задания (выявление оснований для сравнения)


Указания к оцениванию ответа


Баллы


Учащийся выявляет основания для сравнения: а) называет общее в поведении и состоянии героев и сопоставляет конкретные примеры из текстов; б) называет отличия и сопоставляет конкретные примеры из текстов; в) искажение авторской позиции и фактические ошибки отсутствуют

4


Учащийся: а) называет обе позиции: общее и отличия в поведении и состоянии героев, но сопоставляет конкретные примеры из текстов только по одной из позиций; б) искажение авторской позиции и фактические ошибки отсутствуют

3


Учащийся: а) выявляет два основания для сравнения: общее и отличия в поведении и состоянии героев, но не сопоставляет конкретные примеры из текстов; б) частично искажает авторскую позицию или допускает 1 фактическую ошибку

2

Учащийся не справляется с заданием: не дает ответа на вопрос, подменяя анализ пересказом текста и/или допускает более 2-х фактических ошибок, или ответ отсутствует

9

Максимально количество баллов за всю работу


16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!