СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Прошедшее время глагола"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Прошедшее время глагола"»

Цель деятельности учителя

Формировать знания об изменении глаголов в прошедшем времени, написании безударных гласных перед суффиксом –Л-,правильном ударении ;формировать умение изменять глаголы в прошедшем времени по числам и по родам в единственном числе

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями ):знать особенности изменения глаголов в прошедшем времени ;правило написания безударной гласной перед суффиксом –Л- в прошедшем времени ;уметь правильно ставить ударение в глаголах прошедшего времени (понимал, понял ,поняла и др.);изменять глаголы в прошедшем времени по числам ,а в единственном числе по родам ;правильно писать безударную гласную перед суффиксом –Л- в прошедшем времени ;графически объяснять условия выбора правильных написаний ;соблюдать правильное ударение в глаголах в прошедшем времени (понимал, понял, поняла и др.)

Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта /приобретенная компетентность ):способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам ;применение полученных знаний ,умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

Личностные :осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры ;стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком ;эвристический метод ;индивидуальная, групповая ,фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска(экран),компьютер , мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока ,выполненная учителем

Основные понятия

Грамматическая категория

Прошедшее время глагола.



Организационная структура (сценарий) урока на тему: «Прошедшее время глагола»



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты ,задания и упражнения


Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся


Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)


Промежуточный

контроль

1.Мотивация (самоопределение )к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Орг. Момент Вступительное слово

Слушают учителя,

участвуют в диалоге с учителем.

Размещают учебные материалы на рабочем месте ,демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Позновательные: понимают познавательнукю задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)необходимые действия ,операции.

Коммуникатитвные: работают в парах

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного ,установление преемственных связей прежних и новых связей и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа с элементами игры

Задание.

На слайде

От глаголов крашу, слушаю,чищу, каюсь, белю, иду, расту, плету образуйте начальную форму, сохранив вид. Графически выделите основы глаголов.


Дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению грамматических норм

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.

Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Групповая

Познавательные:выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно –следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Письменная работа

3.Выявление места и причины затруднения

Беседа, обсуждения результатов предыдущего этапа. Раскрытие сущности новых понятий ,Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

Текст на экране:

ОСА В КОМНАТЕ

Залетела к нам оса

И гудела два часа.

Извелась совсем без дела,

Даже вроде похудела.

Я достал в шкафу варенье,

Я к животным –всей душой!

-На ,поешь для подкрепленья,

Будешь толстой и большой!

Ж.Давитьянц

-Выпишите глаголы в форме прошедшего времени. Что они обозначают? Какая морфема участвует в образовании формы прошедшего времени?как изменяются глаголы в прошедшем времени?

При ответах на вопросы предлагается использовать глаголы из стихотворения


Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли ,высказывают и обосновывают свою точку зрения.В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы Знакомят с результатами работы группы,слушают и обсуждают ответы товарищей

Групповая

Личностные:имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению ;проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи ,делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации


Устные ответы .Письменная работа

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.


Беседа по материалам учебника, обсуждение результатов наблюдения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя с помощью вопросов

На экране вопросы для построения проекта.

На экране правила пользования учебником, сопутствующие вопросы для усвоения сведений.

Чтение теоретического материала на с. 116, пар. 115

Прочитайте про себя, что такое глаголы прошедшего времени. Есть ли в этом определении какая-то новая для вас информация?

- На какие еще вопросы могут отвечать глаголы прошедшего времени?


Можем ли мы, прочитав правило, сказать, как образуются глаголы прошедшего времени?

Прочитайте отрывок из стихотворения А.К. Толстого и назовите все глаголы прошедшего времени, которые в нем встретились.

- Посмотрите внимательно на данные примеры и определите, с помощью каких суффиксов образуются глаголы прошедшего времени:

На экране

- Что мы можем сказать о глаголах, от которых образуются глаголы прошедшего времени?

- Сделаем вывод. Как образуются глаголы прошедшего времени?

- А теперь давайте посмотрим, как изменяются глаголы прошедшего времени.

Сделаем вывод.

Сравним наш вывод с теоретическим материалом, данным в учебнике на странице 116 внизу.

- Таким образом, мы видим, что глаголы прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы с помощью суффикса –л-. Но всегда ли это происходит именно так. Давайте проверим, образовав формы прошедшего времени от данных глаголов:

На экране (с проверкой)

Везти – вез – везла – везло -везли

Расти – рос – росла – росло - росли

Нести – нес - несла – несло - несли

Замереть – замер – замерла – замерло – замерли

- Чем отличается способ образования форм прошедшего времени этих глаголов?

- Значит глаголы прошедшего времени могут образовываться и без участия суффикса –л-, но это происходит редко.

- Образуя глаголы прошедшего времени, можно допустить ошибки в их написании. Сейчас мы постараемся предотвратить их.

- На доске дано 2 столбика глаголов. Запишите глаголы первого столбика и выделите у них основу.

- Что мы можем сказать о глаголах этого столбика?

- Посмотрите на глаголы второго столбика. Что мы можем сказать о них?

- Обратим внимание на то, какая гласная пишется перед суффиксом -л-.

Таять – таял

Клеить – клеил

Лаять – лаял

- К каким выводам об особенностях образования формы прошедшего времени глагола привели вас выполненные упражнения?

- Сделайте вывод об употреблении гласной перед суффиксом-л-.

Обращает внимание детей на то, что иногда прошедшее время образуется по-особенному.



- Сравним наш вывод с правилом, данным в учебнике.

Контролирует правильность приемов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Формулируют собственные мысли ,высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, , систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану

Задают вопросы для уточнения информации

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта


Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Выполнение творческих заданий на повышение орфографической зоркости, развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля

Задание. (выполняется на доске и в тетрадях) Образуйте прошедшее время от глаголов на экране:

А) играть, свистнуть, кормить;

Б) нести, мести, стричь, беречь

Выделите суффиксы, определите вид глаголов, обозначьте основы



Объясняет важность орфографически грамотного письма

Выполняют задание

Фронтальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а так же самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Выполнение упражнений 655 (комментированное письмо), Прочитайте задание к упражнению. Понятно ли, что вам нужно сделать? Будем выполнять данное упражнение по цепочке.

656 (орфоэпическая работа – устно)

Дополняет ответы обучающихся, сопровождает деятельность школьников по освоению грамматических и орфоэпических норм

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Самостоятельное выполнение упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Внимательно прочитайте задание и скажите, все ли вам понятно.

На экране:

- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму «Гласная буква перед –л- в глаголах прошедшего времени». Расставьте недостающие знаки препинания.

1. Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат. 2. Она испугалась, громко залаяла и бросилась к коту. 3. Что это такое послышался громкий и сердитый голос.

- Перед вами образец того, как нужно было выполнить это задание. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения упражнения.


Выполняют упражнения

Индивидуальная

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Письменная работа+

8. Включение в систему знаний и повторение

Знакомство с работами учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

Слайд 11

Задание.

Спишите. От глаголов, стоящих в скобках, образовать форму прошедшего времени. Подчеркните гласную перед суффиксом прошедшего времени. Вставьте пропущенные буквы.

На экране:

(Посеять) крошку, а (выр_сти) с ло_ку. (Повеять) прохладой. Волк (почуять) опасность. Снег быстро (таять). (Раскаяться), да поз_но. Друг на друга (надеяться) и оба ничего не (сделать). Пришлось всю жизнь (маяться)

Выполняют задание, слушают одноклассников, оценивают их работу. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу

Устные ответы. Письменная работа

9. Закрепление материала и формирование умений.



Итак, что нужно сделать, чтобы верно написать гласную перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени?

На доске появляется алгоритм:

1.Поставить глагол в неопределенную форму.

2.Посмотреть, на какую гласную оканчивается основа.

3. Написать эту гласную. Перед суффиксом -л- в глаголе прошедшего времени.

-А теперь потренируемся в применении этого алгоритма. Я буду диктовать глаголы, а ваша задача образовать от них форму мужского рода единственного числа прошедшего времени. (1 учащийся выполняет задание у доски):

Утешить, бросить, раскаялся, ненавидеть, оттаять, надеяться, обидеться, повеять, выглядеть, помнить.

- Обозначьте в записанных словах изучаемую орфограмму «Гласная буква перед –л- в глаголах прошедшего времени».

- И последний очень важный вопрос, о котором мы с вами сегодня поговорим – это постановка ударения в глаголах прошедшего времени.

- Прочитаем глаголы, данные на полях на странице 117. Обратите внимание, что у глаголов женского рода ударение перемещается на окончание –а.

Слова на слайде 13


Отвечают на вопросы, запоминают алгоритм, выполняют задание.


Познавательные: слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки;

Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы. Письменная работа

10. Домашнее задание.


Запишем домашнее задание. Выполнить упр. 657, выучить правило данное в параграфе 155 и еще раз повторить нормы постановки ударения в словах, данных на полях и в упр.656.

Прочитайте задания к домашним упражнениям. Возникли ли у вас вопросы по их выполнению?

Записывают домашнее задание, читают задание, задают вопросы




11. Рефлексия.

Подведение итогов урока


Вопросы на экране.

Выставление оценок за работу на уроке.

Урок окончен. До свидания.

Отвечают на вопросы, подводят итоги, выбирают карточки.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!