География 8 класс
Урок № 16
Тема урока: Минеральные ресурсы и их использование. Практическая работа (№4) по выявлению взаимосвязи строения земной коры, рельефа и размещения полезных ископаемых
Цель урока: познакомить обучающихся с размещением полезных ископаемых России в зависимости от тектонического строения, видами минеральных ресурсов по агрегатному состоянию и промышленному использованию, способами добычи полезных ископаемых и проблемами их рационального использования.
Оборудование: физическая карта России, тектоническая карта России, схема «Образование и залегание полезных ископаемых», компьютер, проектор, презентация.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные: принять правила поведения на уроке, осознание особенностей и многообразия хозяйственной минеральных ресурсов и их использования.
Метапредметные: уметь классифицировать объекты изучения (географические объекты),проводить анализ и обобщение тематического материала, представленного в текстовой, картографической и графической форме, излагать собственное мнение, сформированное на основе целеполагания индивидуальной деятельности и анализа источников информации, работать по индивидуально сформированному алгоритму, проводить сравнение по выработанным критериям, проводить самопроверку и самоанализ результатов деятельности.
Предметные: уметь анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением (осадочные, магматические, метаморфические), обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования.
Тип урока: урок комбинированный (практическая работа).
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.
Форма организации: индивидуальная.
Образовательные технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные.
Ход урока:
Актуализация знаний, постановка цели урока
Учитель знакомит обучающихся с целеполаганием деятельности. Информирует об этапах урочной деятельности
Проверка домашнего задания
(Учитель проверяет выполнение домашнего задания, разбирает с учениками вопросы, вызвавшие затруднения.)
Изучение нового материала
(Первичное изучение нового материала организуется учителем на основе выполнения практической работы.)
Используя текст учебника (с. 46-47) и карты атласа (с. 10-11, 12-13) выполните практическую работу:
«Выявление связи между строением земной коры и размещением полезных ископаемых»
Цель: выявить зависимость размещения полезных ископаемых от особенностей строения земной коры.
Оборудование и материалы: атлас, учебник, ручка.
Задачи: выявить закономерности в размещении полезных ископаемых на территории, используя учебник и атлас. На основе анализа закономерностей размещения полезных ископаемых определить условия скопления жидких горючих ресурсов. По особенностям тектонического строения территорий составить простейший прогноз наличия в недрах групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением.
Ход работы:
Представьте, что вы являетесь сотрудником одной из ведущих горно-геологических компаний, проводящих геологические работы по поискам и разведке новых месторождений полезных ископаемых. Крупная нефтедобывающая компания обратилась в вашу компанию с заказом на разработку программы по геологическому изучению территорий РФ и оценку перспективности их освоения. Вам предложили стать участником данной программы на этапе научного прогноза.
Цель программы: произвести прогнозные геологические исследования на предмет наличия на конкретной территории горючих (топливных) ресурсов.
Задачи программы:
На основе анализа различных источников информации оценить местности на возможность наличия месторождений нефти.
Оценить условия хозяйственного освоения территории с точки зрения особенностей рельефа.
Вспомните классификацию минеральных ресурсов и укажите их виды в соответствии с промышленным использованием (у., с.47).
________________________________________________________
Перечислите горючие минеральные ресурсы и укажите их агрегатное состояние (у., с. 47)
________________________________________________________________________________________________________________
Используя учебник, перечислите в верной последовательности этапы геологических работ по поискам, разведке и оценке новых месторождений полезных ископаемых.
Укажите, в чем заключается сущность этапа научного прогноза.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Используя текст учебника (с. 46), укажите главных факторы, от которых зависит размещение полезных ископаемых магматического происхождения и осадочного происхождения.
__________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, к каким по происхождению полезным ископаемым относят горючие минеральные ресурсы. Назовите главную закономерность их размещения.
_____________________________________________________________
Используя карты атласа, подтвердите закономерности размещения полезных ископаемых конкретными примерами. Заполните таблицу.
Таблица
Размещение полезных ископаемых
Тектонические структуры | Рельеф | Полезные ископаемые и их происхождение |
Фундамент древней Восточно-Европейской платформы | | |
Чехол молодых платформ | | |
Области герцинской складчатости Урала и Алтая | | |
Области мезозойской складчатости юга Дальнего Востока | | |
Оцените представленные на рисунке территории на возможность нахождения здесь горючих минеральных ресурсов.
По геологическому профилю спрогнозируйте наличие или отсутствие на территориях 1 и 2 горючих полезных ископаемых.
Геологический профиль
Территория 1
Территория 2
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обоснуйте свой ответ, построив схему. Отразите в ней логическую цепь рассуждений о возможности нахождения горючих полезных ископаемых на выбранной вами территории.
Составьте заключение о целесообразности проведения дальнейших геологических исследований и разведке горючих полезных ископаемых на выбранной вами территории и об условиях освоения месторождений в случае их обнаружения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Физкультминутка
Учащиеся встают из-за парт.
Учитель называет металлические и неметаллические полезные ископаемые по промышленному использованию.
Металлические (хромовые руды, медные руды, алюминиевые руды, оловянные руды, марганцевые руды, медные руды) – учащиеся приседают, неметаллические (известняк, гипс, алмазы, уголь, фосфориты, слюды) – поднимают руки и становятся на цыпочки.
Первичное закрепление
Полезные ископаемые магматического происхождения приурочены к областям складчатости, и их добывают только в горах.
Полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены к осадочным чехлам платформ, межгорным впадинам, и их добывают как на равнинах, так и в предгорных и межгорных прогибах.
Полезные ископаемые магматического происхождения приурочены к участкам выхода кристаллического фундамента древних платформ на поверхность, и их добывают только на равнинах.
Полезные ископаемые осадочного происхождения приурочены к осадочным чехлам платформ, и их добывают только на равнинах.
А. Жидкие полезные ископаемые извлекают преимущественно подземным способом в шахтах.
Б. Твердые полезные ископаемые добывают преимущественно открытым способом в карьерах.
1. верно только А
2. верно только Б
3. оба верны
4. оба неверны
Используя данные блокнота в учебнике (с. 33), рассчитайте примерные запасы нефти, угля и золота в России.
Примечание. Нефти было добыто 517 млн т, угля – 354 млн т (2012 год), золота – 235 т (2009 год)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
Подумай, что важного ты узнал на уроке?
Какие новые понятия ты использовал на уроке?
Показался ли тебе материал урока сложным?
Правильно ли ты отвечал на вопросы?
Задания выполнял сам или с помощью товарищей, учителя?
Чему ты научился на уроке?
Поставь себе оценку за урок.
Домашнее задание
Изучить параграф 13 учебника
Устно ответить на вопросы в конце параграфа
Выполнить письменно задания в рубрике «Мои географические исследования»
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.
2. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс. Электронное приложение к учебнику авторов Дронова В.П., Савельевой Л.Е.
3. Мишняева Е.Ю., Ольховая Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
4. Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
5. География. Россия: природа, население, хозяйство. Атлас. 8–9 классы.
6. География. Россия: природа, население, хозяйство. Контурные карты. 8 класс.
7. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
8. География. Россия: природа, население, хозяйство. Стенин А. И. Поурочные методические рекомендации. 8класс
Интернет – ресурсы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).
2. http://www.georus.by.ru/russia/map.shtml.htm Сайт по географии России.
3. http://spheres.ru – сайт интернет-поддержки проекта «Сферы»