СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: "Информация и данные".

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представления о природе данных, механизме их создания во время записи, способах хранения и транспортировки данных с помощью носителей.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: "Информация и данные".»

Методическая разработка урока: «Информация и данные.

Современные носители данных».


Цель урока: формирование представления о природе данных, механизме их создания во время записи, способах хранения и транспортировки данных с помощью носителей.


Рассматриваемые вопросы:

  • Информация и человек (связь между ними).

  • Информационные методы: роль и значение.

  • Данные и компьютер: связь между ними.

  • Образование данных при записи информации.

  • Материалы и инструменты для записи информации.

  • Движение информации и данных.

  • Носители данных.

  • Бумажные носители данных.

  • Магнитные носители данных.

  • Оптические носители данных.

  • Некоторые проблемы этикета, связанные с эксплуатацией носителей данных для компьютера.

Тип урока: комбинированный.


Оборудование: класс, оборудованный ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.


Задачи:


Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление об информационном процессе передачи информации, познакомить учащихся со схемой передачи информации;

  • сформировать представление о природе данных;

  • познакомить с действием механизма создания данных в процессе записи информации;

  • познакомить с действием механизма воспроизведения информации из данных с помощью информационных методов;

  • научить различать по контексту информацию и данные;

  • сформировать представление о роли данных в операциях хранения и передачи информации;

  • познакомить с принципами замены передачи информации передачей данных;

  • сформировать у учащихся представление о древних и современных носителях информации, познакомить с их разнообразием;

  • познакомить со способами перемещения и транспортировки данных;

  • познакомить с характерными особенностями наиболее известных носителей данных;


Воспитательные:

  • воспитывать познавательную потребность, интерес к предмету;

  • воспитывать культуру общения, поведения, умение работать в коллективе;

  • вырабатывать дисциплину на уроке;

  • прививать эстетический вкус.


Развивающие:

  • расширение представления о взаимосвязи между данными и информацией;

  • расширение личного кругозора учащихся в ходе изучения свойств современных носителей данных.

  • развивать практические навыки управления персональным компьютером;

  • развивать информационную культуру, логическое мышление, воображение, внимание, память, творческую деятельность;

  • развивать лаконичную и связную речь, расширять кругозор детей;

  • развивать навыки самостоятельной работы.

I. Орг. момент.

II. Проверка Д/З:

Задание № 1:

Заполнить столбец «Событие» используя материал учебника, а также справочники и энциклопедии подобрав к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке.

Таблица № 1:


Дата

Событие

V- IV тысячелетия до н.э.

Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте.

II – I тысячелетия до н.э.

Появление алфавитного письма в Финикии.

II век н.э.

Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае.

Середина XV в.

Начало книгопечатания в Европе.

Середина XVI в.

Начало книгопечатания в России.

1839 г.

Изобретение фотографии.

70-е гг. XIX в.

Первая запись звука с помощью фонографа.

1895 г.

Демонстрация первого кинофильма.

20-е гг. XX в.

Изобретение магнитофона.

60-е гг. XX в.

Появление первых жестких дисков для компьютеров.

80-е гг. XX в.

Появление первых лазерных дисков.


Задание № 2:

Воспользовавшись учебником, а также справочниками и энциклопедиями вам нужно было подобрать к каждой дате, указанной в левой колонке, соответствующее событие в правой колонке. Внимание на экран.

Таблица № 2:


Дата

Событие

40 – е гг. XIX в.

В России построена первая телеграфная линия.

1876 г.

В Америке изобретен телефон.

1895 г.

Русский ученый Попов открыл радиосвязь.

30-е гг. XX в.

Создан первый телевизор.

1969 г.

В США начала функционировать первая в мире компьютерная сеть.


Задание № 3: Кроссворд «Передача информации».

По вертикали: 1. Техническое средство, с помощью которого происходит передача информации.

По горизонтали: 1. С его помощью можно предупредить об опасности.

2. Звуки этого инструмента способны донести сигнал на несколько километров. 3. Самое современное средство получения информации. 4. Название стороны, передающей информацию. 5. Распространенное в быту средство связи. 6. В давние времена его дым использовался для передачи важной информации. 7. Приемник информации, имеющийся практически в каждом доме. 8. Связь, открытая нашим соотечественником в 1895 г. 9. Название помехоустойчивого кода. 10. Название стороны, принимающей информацию.










1К

р

и

к








2б

а

р

А

б

а

н










3и

Н

т

е

р

н

е

т





4к

а

н

А

л











5т

е

Л

е

ф

о

н






















6к

о

С

т

ё

р







7т

е

л

е

В

и

з

о

р



8р

а

д

и

о

с

в

Я

з

ь









9м

о

р

З

е











10п

р

И

ё

м

н

и

к



Учащимся предлагается пройти тест (рассчитан на 1-3 мин, раздаточный материал по вариантам I, II):

Вариант 1.

1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации.

    • Внешняя память;

    • Оперативная память;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Клавиатура.

2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер.

    • Принтер;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Сканер;

    • Графопостроитель;

    • Джойстик;

    • Клавиатура;

    • Мышь;

    • Микрофон;

    • Акустические колонки;

    • Дискета.

3. Отметьте элементы рабочего стола.

    • Кнопка Пуск;

    • Кнопка Закрыть;

    • Кнопка Свернуть;

    • Панель задач;

    • Корзина;

    • Строка заголовка;

    • Строка меню;

    • Значок Мой компьютер.


4. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

    • Разговор по телефону;

    • Посадка дерева;

    • Кассета любимой музыкальной группы;

    • Письмо приятелю;

    • Выполнение контрольной работы;

    • Разгадывание кроссворда;

    • Просмотр телепередачи;

    • Учебник математики.

5. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

    • Текстовая;

    • Графическая;

    • Числовая;

    • Звуковая.

6. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является

    • Текст;

    • Таблица;

    • Схема;

    • Рисунок.

7. Отметьте верное.

При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит …

    • обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

    • обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её содержания.

Вариант 2.

1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения компьютера.

    • Внешняя память;

    • Оперативная память;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Клавиатура.

2.Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации.

    • Принтер;

    • Процессор;

    • Монитор;

    • Сканер;

    • Графопостроитель;

    • Джойстик;

    • Клавиатура;

    • Мышь;

    • Микрофон;

    • Акустические колонки;

    • Дискета.

3. Отметьте элементы окна программы.

    • Кнопка Пуск;

    • Кнопка Закрыть;

    • Кнопка Свернуть;

    • Панель задач;

    • Корзина;

    • Строка заголовка;

    • Строка меню;

    • Значок Мой компьютер.

4. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

    • Работа на компьютере с клавиатурным тренажером;

    • Установка телефона;

    • Прослушивание музыкальной кассеты;

    • Чтение книги;

    • Видеокассета;

    • Заучивание правила;

    • Толковый словарь;

    • Выполнение домашнего задания по истории.

5. Отметьте современные информационные каналы.

    • Телевидение;

    • Бумага;

    • Интернет;

    • Телефон;

    • Дискета;

    • Лазерный диск;

    • Видеокассета.

6. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.

    • Текстовая;

    • Графическая;

    • Числовая;

    • Звуковая.

7. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является

    • Текст;

    • Диаграмма;

    • Схема;

    • Рисунок.





Оценка по критерию:


Высокий уровень:

Нет ошибок, затрачено минимальное количество времени.

Средний уровень:

Допущена одна – две ошибка, затрачено минимальное количество времени.

Низкий уровень:

Допущено более трех ошибок, затрачено больше времени, чем предполагается на выполнение данного задания.


III. Подготовка к изучению нового материала.

- На предыдущих уроках мы с вами достаточно много говорили об информации, ее свойствах, видах и т.д., о связи между информацией и человеком и т.п. Давайте с вами вспомним, что же такое информация? (1).информация – любые сведения об окружающем мире; 2). Это любые сведения, являющиеся объектом хранения, обработки, передачи и преобразования.) Что необходимо для передачи информации? (источник информации и приемник информации).

Мы с вами знаем, что в передаче информации всегда участвуют две стороны: тот, кто передает информацию (источник информации) и тот, кто ее получает (приемник информации). Органы чувств человека выполняют роль биологических информационных каналов. Техническими информационными каналами являются телефон, радио, телевидение, компьютер и т.д. Любой процесс передачи информации упрощенно можно представить следующей схемой:

Давайте сейчас вместе с вами заполним таблицу:


Ситуация

Источник

Приемник

Характер передачи

1.

Школьник читает текст в учебнике.

Учебник

Школьник

Односторонний

2.

Мальчик просыпается от звонка будильника

Будильник

Мальчик

Односторонний

3.

Разговаривают две подруги: Таня и Лена

Таня и Лена

Таня и Лена

Двусторонняя

4.

Учитель на уроке объясняет новый материал

Учитель

Учащиеся класса

Двусторонняя

5.

Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов

Регулировщик

Пешеходы, водители

Двусторонняя

6.

Диспетчер сообщает, что автобусный рейс задерживается

Диспетчер

Пассажиры

Односторонняя


Давайте с вами вспомним сказку А.С. Пушкина о царе Салтане. Пока Салтан воевал, царица родила сына – царевича Гвидона:

….Шлет с письмом она гонца,

Чтоб порадовать отца.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят,

Перенять гонца велят, сами шлют гонца другого…..


Назовите источник информации, ее приемник и информационный канал. Кто в данной ситуации создавал помехи для качественной передачи информации? (Источник – царица, приемник – царь Салтан, гонец – канал связи, помехи – ткачиха, повариха, Бабариха.)


- Какие виды информации вам известны? (визуальная: текстовая, графическая, числовая, видеоинформация и звуковая: речевая, музыкальная, аудиоинформация, шум).

- Мы с вами выяснили, что информация становится знаниями после упорядочивания и сохранения, сегодня мы рассмотрим, что происходит с информацией при ее сохранении. Может быть кто-то сможет мне рассказать, что же происходит?

- А происходит при этом очень важное преобразование – информация превращается в данные.


III. Этап усвоения новых знаний.

Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Информация и данные. Современные носители данных.) открываем тетради, записываем число и тему урока.


Информация непрерывно связана с человеком и обществом. Люди ее создают, передают, получают и т.д. Через окружающую среду происходит информационный обмен.

Продемонстрировать различие между информацией и данными можно в режиме обсуждения литературного произведения. Учащимся предлагается прослушать рассказ и ответить на вопросы.

Как спасали Робота.

Эта история произошла 12 сентября 1940 года. Четверо мальчи­ков из французской деревушки Монтиньяк отправились играть в дубовый лес, расположенный к югу от деревни, на противополож­ном берегу реки Везер. Мальчиков звали Марсель, Жорж, Симон и Жак. С ними же пошел и главный герой этой истории — веселый и общительный песик по кличке Робот.

Несколько часов ребята играли в лесу, а когда собрались уходить домой, обнаружили, что Робот куда-то пропал. Сначала они поду­мали, что он ушел без них, но потом решили, что путь до деревни не близкий, а песик еще слишком молод, чтобы отважиться на са­мостоятельное путешествие.

Долго ребята искали щенка, а когда уже начало темнеть, обнару­жили на склоне одного из пригорков странный валун черного цвета. Подойдя ближе, они поняли, что это не камень, а отверстие в земле размером чуть больше лисьей норы. Оно вело куда-то вниз, и из него неприятно тянуло холодом и сыростью. Услышав из глубины далекий визг щенка, ребята поняли, что с ним приключилось. Привлеченный новыми запахами, щенок принялся обследовать отверстие, поскользнулся и скатился вниз.

В сентябре темнеет рано — это уже не лето, и ребята решили вер­нуться в деревню, чтобы хорошо подготовиться к спасательной экспедиции. На следующий день они встали пораньше и отправи­лись выручать незадачливого щенка. Спасатели не забыли прихва­тить с собой лопату, крепкую веревку и фонарь.

Веревка оказалась отличной. Ее длины как раз хватило, чтобы спуститься на дно пещеры, и бедный, настрадавшийся за ночь щенок долго не мог прийти в себя от радости, увидев потерянных хозяев. А вот фонарь оказался неважным. Он тускло освещал пол пещеры, но его света совсем не хватало, чтобы рассмотреть стены подземного зала, в котором ребята оказались.

Оправившись от первой радости и накормив собаку, спасатели ре­шили посмотреть, куда же они попали. Они сделали несколько роб­ких шагов по подземному залу, потом еще несколько, и поняли, что проход постепенно сужается. Чем дальше они шли, тем ближе подступали стены. Вот уже фонарь начал выхватывать из темноты отдельные камни. А когда стены сблизились так, что получился узкий коридор, ребят ждало удивительное открытие. В тусклом свете фонаря они увидели на стенах цветные изображения живот­ных. В рисунках легко узнавались лошади и быки, но были там и незнакомые животные — мохнатые зубры, которых никто из на­ших ребят не видел, и даже носороги. Из книг и журналов ребята знали, что иногда в древних пещерах ученые находили грубые на­скальные изображения людей и животных, но никто не ожидал, что рисунки могут быть такими аккуратными и к тому же цвет­ными. Здесь явно работал настоящий художник. На многие тыся­чи лет он сохранил для людей то, что когда-то увидел сам.

Потом, когда в пещеру пришли ученые, в ней оказалось несколько залов, и всюду стены были расписаны многими сотнями рисунков. Особенно интересные рисунки оказались в том коридоре, который обнаружили ребята, — его потом назвали «картинной галереей».

Как выяснили ученые, рисунки были созданы пятнадцать тысяч лет назад. Оказывается, в то время по Европе бродили огромные стада зубров и даже встречались носороги. Сегодня зубры еще сохранились. Их осталось совсем немного в Белоруссии и Польше. А о том, что в Европе могут водиться носороги, никто и не думал, ведь сегодня носороги живут в теплом климате Африки. Значит, 15 тысяч лет назад в Европе было гораздо теплее, чем сегодня.

О своей находке ребята рассказали школьному учителю, и вскоре весть об их открытии облетела весь мир, а песик Робот стал знаме­нитым. Найденной пещере дали имя «Ласко», и в нее потянулись ученые и туристы со всего света. Благодаря найденным рисункам, люди узнали много нового о том, как жили наши далекие предки.

Прошло чуть более двадцати лет, и пещеру закрыли для туристов, потому что под действием дыхания тысяч людей рисунки стали выцветать и портиться. Сегодня в пещеру пускают только ученых, а для туристов рядом построили копию пещеры, которую оформи­ли точно так же, как оригинал. Ребята, открывшие знаменитую пещеру, выросли и стали учеными. Неожиданное открытие, сде­ланное в детстве, определило их судьбу. Свою жизнь они посвяти­ли изучению того, как жили люди в далекие от нас времена.


Беседа по тексту. Задание: запишите в тетради пример того, как информационные методы позволили ученым получить информацию из данных.

Вывод: таким образом, люди во все времена находили способ передачи общественного знания и опыта новым поколениям.

Какое основное различие между информацией и данными? (Основное различие между информацией и данными заключается в том, что информация субъективна, а данные объективны. Информация связана с человеком и обществом, а данные – нет. Информацию можно рассматривать только при наличии человека, ее потребителя или создателя. Данные же можно рассматривать в отрыве от людей и общества.)

Данные и информация связаны настолько тесно, что их часто пу­тают.
В бытовом общении мы часто говорим об информации там, где на самом деле речь идет о данных, и, наоборот, говорим о данных­ там, где речь должна идти об информации. Уметь различать информацию и данные особенно важно, когда мы имеем дело с компьютерами. Компьютеры помогают нам работать с информацией, но сами по себе они работают только с данными. Информация представляется в компьютерах в числовой форме. Данные в компьютере – это числа.

На рисунке показан пример общения людей с помощью компьюте­ров. Мы можем говорить о том, что люди передают друг другу ин­формацию, то есть обмениваются ею. Но если мы рассмотрим только компьютеры без людей, то должны признать, что компьютеры

передают друг другу лишь данные.



Существуют компьютеры разных систем. В разных компьютерах информация может по-разному представляться в числовой форме, то есть одна и та же информация может превращаться в данные разными способами. (Точно так же люди разных стран, разговари­вающие на разных языках, запишут одну и ту же информацию по-разному, то есть создадут разные данные). В ходе движения, между компьютерами данные могут многократно преобразовываться из одной формы в другую. Все преобразования данных компьютеры выполняют сами, автоматически.

- Скажите мне, что нужно сделать для того, чтобы информацию сохранить? (ее нужно записать). Данные образуются в процессе записи.

- Что нам необходимо, чтобы произвести запись? (Чтобы сделать запись, нужны: материал и инстру­мент.). Их свойства должны быть такими, чтобы инструмент мог оставить на материале след.

- Приведите примеры материала и инструмента, которыми можно воспользоваться для записи и зафиксируйте их в своих тетрадях.

- Итак, мы с вами выяснили, что материалом и инструментом может быть все, что угодно, а выби­раем мы их точно так же, как выбираем форму представления информации.


Далее, учащимся предлагается заполнить таблицу и дополнить ее своими примерами (на компьютеры заранее отправляется электронная версия таблицы-задания, которую учащиеся заполняют). Для выполнения данного задания учащимся необходимо ответить на следующие вопросы (каждому вопросу соответствует определенная колонка)


  1. Как сделать запись данным инструментом на данном материале?

  2. Как долго сделанная запись должна храниться?

  3. Есть ли необходимость в том, чтобы запись перемещать?


Запись

Простота создания

Срок хранения

Необходимость перемещения

Круги на воде




Мелом на доске




Ручкой в тетради




Поздравительный плакат




Текст в книге




Текст на памятнике





Пример заполненной таблицы:


Запись

Простота создания

Срок хранения

Необходимость перемещения

Круги на воде

Очень просто

секунды

нет

Мелом на доске

Очень просто

1 час

нет

Ручкой в тетради

Очень просто

Учебная четверть

есть

Поздравительный плакат

сложно

Несколько дней

есть

Текст в книге

сложно

Несколько лет

есть

Текст на памятнике

Очень сложно

вечно

нет


Оценка результатов: коллективное обсуждение и обоснование полученных результатов.


Движение информации и данных можно рассмотреть на примере игры, которая в свою очередь может быть применена в качестве динамической паузы.

Передавать информацию будем по цепочке. Учитель говорит на ухо ученику какое-то слово, например САМОЛЕТ. Ученик должен предать полученную информацию своему соседу, пользуясь только жестами и мимикой. Получив информацию, сосед записывает ее на листе бумаги и передает ее дальше. При этом он передает данные.

Один из учащихся читает написанное слово (получает информацию) и передает ее соседу, пользуясь только мимикой и жестами, а тот запи­сывает полученную информацию на бумаге — вновь создает данные! Далее процесс повторяется, пока информация не достигнет первой парты. Собрав вместе записки, можно восстановить, как перемеща­лась информация и как она изменялась во время перемещения. (Особенность данной игры заключается в том, что часть пути информация проходит как собственно информация (человек передает ее другому мимикой и жестами), а часть в форме данных (один человек записывает информацию буквами, а другой ее воспроизводит, т. е. читает). После обсуждения игры, учащиеся приходят к выводу, что механизм распространения данных более гибок и надежен, чем механизм распространения информации.

Итак, мы с вами выяснили, что носителями информации являются объекты живой природы. Носителями данных может быть все что угодно – все, на чем можно оставить след. Что данные образуются в момент записи, материал на котором информация записывается, становится носителем данных. Записанная информация, превратившись в данные, теряет связь со своим создателем. Данные можно размножать, копировать, распространять и т.д.

- Скажите мне, что нужно сделать для того, чтобы информацию сохранить? (ее нужно записать). Данные образуются в процессе записи.

- Что нам необходимо, чтобы произвести запись? (Чтобы сделать запись, нужны: материал и инстру­мент.). Их свойства должны быть такими, чтобы инструмент мог оставить на материале след.

- Приведите примеры материала и инструмента, которыми можно воспользоваться для записи и зафиксируйте их в своих тетрадях.

- Итак, мы с вами выяснили, что материалом и инструментом может быть все, что угодно, а выби­раем мы их точно так же, как выбираем форму представления информации.


Далее, учащимся предлагается заполнить таблицу и дополнить ее своими примерами (на компьютеры заранее отправляется электронная версия таблицы-задания, которую учащиеся заполняют). Для выполнения данного задания учащимся необходимо ответить на следующие вопросы (каждому вопросу соответствует определенная колонка)


  1. Как сделать запись данным инструментом на данном материале?

  2. Как долго сделанная запись должна храниться?

  3. Есть ли необходимость в том, чтобы запись перемещать?


Запись

Простота создания

Срок хранения

Необходимость перемещения

Круги на воде




Мелом на доске




Ручкой в тетради




Поздравительный плакат




Текст в книге




Текст на памятнике





Пример заполненной таблицы:


Запись

Простота создания

Срок хранения

Необходимость перемещения

Круги на воде

Очень просто

секунды

нет

Мелом на доске

Очень просто

1 час

нет

Ручкой в тетради

Очень просто

Учебная четверть

есть

Поздравительный плакат

сложно

Несколько дней

есть

Текст в книге

сложно

Несколько лет

есть

Текст на памятнике

Очень сложно

вечно

нет


Оценка результатов: коллективное обсуждение и обоснование полученных результатов.


Движение информации и данных можно рассмотреть на примере игры, которая в свою очередь может быть применена в качестве динамической паузы.

Передавать информацию будем по цепочке. Учитель говорит на ухо ученику какое-то слово, например САМОЛЕТ. Ученик должен предать полученную информацию своему соседу, пользуясь только жестами и мимикой. Получив информацию, сосед записывает ее на листе бумаги и передает ее дальше. При этом он передает данные.

Один из учащихся читает написанное слово (получает информацию) и передает ее соседу, пользуясь только мимикой и жестами, а тот запи­сывает полученную информацию на бумаге — вновь создает данные! Далее процесс повторяется, пока информация не достигнет первой парты. Собрав вместе записки, можно восстановить, как перемеща­лась информация и как она изменялась во время перемещения. (Особенность данной игры заключается в том, что часть пути информация проходит как собственно информация (человек передает ее другому мимикой и жестами), а часть в форме данных (один человек записывает информацию буквами, а другой ее воспроизводит, т. е. читает). После обсуждения игры, учащиеся приходят к выводу, что механизм распространения данных более гибок и надежен, чем механизм распространения информации.

Итак, мы с вами выяснили, что носителями информации являются объекты живой природы. Носителями данных может быть все что угодно – все, на чем можно оставить след. Что данные образуются в момент записи, материал на котором информация записывается, становится носителем данных. Записанная информация, превратившись в данные, теряет связь со своим создателем. Данные можно размножать, копировать, распространять и т.д.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!