2.Актуализация знаний постановка учебной задачи. - интерес к сказкам братьев Гримм; - эмоционально-ценностное отношение к героям сказки; | -С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? -Кто её авторы? -Вспомните кто такие Братья Гримм. Немецкие писатели- сказочники братья Гримм подарили миру замечательные произведения. Сюжеты для своих сказок братья Гримм брали из немецких народных легенд и сказаний, но при написании текста сказки они заменяли простонародные выражения литературными. В результате авторы сумели сохранить национальный язык и передать смысл, дух приданий и легенд. Сказки братьев Гримм били переведены на многие языки мира, их любят читать не только дети, но и взрослые -Какие вы запомнили интересные факты из жизни братьев Гримм? Проверка д.з. (на листах) Вопросы: | Ответы: | Какая была волшебнаяя вещь у неё? | зеркальце | Почему королева решила убить Белоснежку? | Она была красивее | Куда велела вывести Белоснежку королева? | В лес | Почему псарь не убил Белоснежку? | Стало жалко её | К кому попала Белоснежка в лесу? | К гномам | Отгадайте персонажа сказки по его описанию: «…родился ребёночек белый , как снег, румяный, как кровь, и чернявый, как чёрное дерево!» «…Вторая жена его была красавица, но и горда, и высокомерна, и никак не могла потерпеть, чтобы кто-нибудь мог с нею сравняться в красоте.» -О какой сказке пойдет речь? - Кем являются в этой сказке Белоснежка и мачеха королева? -Тема нашего урока: Сказка братьев Гримм «Белоснежка и 7 гномов». -Герои литературной сказки. - Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах и поможет нам в этом сказка и её главные герои. - Итак ,как вы думаете какова цель нашего урока? Изучить сказочные персонажи, и составить характеристику главных героев. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. - давайте попробуем сформулировать задачи урока: …. | Белоснежка и 7 гномов. Братьев Гримм Называют факты Самостоятельная работа на листах. Проверка по шаблону Белоснежка Мачеха королева --Сказка братьев Гримм «Белоснежка и 7 гномов». Герои литературной сказки. Дети ставят цель урока. | регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; - использовать речевые средства для представления результата деятельности; |
3.Усвоение новых знаний Научить: — определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; — определять смысл понятия «сорные травы», соотносить его с человеческими качествами и обосновывать своё мнение | - давайте в толковых словарях найдем определения слов: Что такое добро, и что такое зло? -Что такое добро? Добро – это радость, счастье, добрые поступки и хорошее чувство. Оно придает людям смелость, уверенность в себе. Помощники добра. Мужество, скромность, милосердие, совесть, честность, тактичность, справедливость, выдержка, спокойствие. -Что такое зло? Зло — всегда противоположно добру. Это означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Помощники зла. Хвастливость, жестокость, трусость, зависть, жадность, гнев, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, эгоизм, агрессивность. -Как вы думаете добро олицетворяет какой герой в сказке Белоснежка и 7 гномов? - а зло – какой герой? -А сейчас для того, чтобы доказать, что мачеха олицетворяет зло, а Белоснежка– добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых наиболее видна яркая характеристика образов героинь. -Найдите в сказке внешнее описание Белоснежки. - Найдите описание королевы мачехи. - Похожа ли она на прежнюю царицу? - Почему она не расставалась с зеркальцем? - Что произошло с королевой, когда зеркальце ей первый раз сказало, что Белоснежка выше красой? Найдите в тексте (завистливая, злая) -Можем ли мы сказать про королеву, что она добрая и трудолюбивая? (Лентяйка) -Почему королева решила погубить Белоснежку? В чем суть конфликта между ними? -Как вы понимаете выражение « выше красой» ? - Какими словами мы можем выразить отношение королевы – мачехи к Белоснежке ? - Обладает ли добрый человек такими чувствами? -Что приказала королева псарю сделать с Белоснежкой? Найдите в тексте -Какое качество героини раскрывает нам этот поступок? Вывод: Зло разрушает всё на своём пути. - И королева и Белоснежка– внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? добрая -Откуда же такие замечательные качества у царевны? - Откройте с12- 2аб.снизу. Я прочитаю, а вы следите… - Какое качество Белоснежки раскрывает нам этот отрывок -Как произошла первая встреча гномов с Белоснежкой? - Чем занималась Белоснежка в доме у гномов? Что они ей предложили при встречи и она согласилась? -О чём предупреждали гномы Белоснежку? - Послушала она их? -Пот первой встречи в какого превратилась мачеха? Что она предложила Белоснежки? -Какие качества героинь раскрывает эта ситуация? -Сколько раз пыталась королева сама избавиться от Белоснежки? - О каком качестве характера это говорит? Физминутка Дети, прямо все вставайте, Руки вверх все поднимайте. Их немного потрясите, Медленно вниз опустите. Плечи прямо вы держите, А головку поверните То налево, то на право… Ох, как здорово, как браво! | Уч-ся самостоятельно объясняют значение слов, в случае затруднения используют Толковый словарь С.Ожегова. Уч-ся внимательно читают текст сказки. Ребята выделяют главную мысль сказки, обосновывают языковые особенности сказки, приводя примеры из текста. ВЫСОКОМЕ́РНЫЙ -Презрительно надменный. ТЩЕДУШНЫЙ - Хилый, слабосильный (с.10 -2 абзац.) (с10 -3абзац) (зеркальце всегда говорила правду о её красоте) (с11-4 аб. снизу) Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой. (Мачеха считает себя самой красивой, а Белоснежка становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “выше красой ”, чем она) с15- 5 абзац снизу ненависть, зависть (Нет, эти чувства характерны для злых людей. ) (с11 -3аб снизу) (Жестокость) (Белоснежка по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают) (от матери) (заботливая) ( стр.14 …Ах. Боже мой!...) (с14- 5аб.сверху) (трудолюбивая, вежливая) (14-2аб.снизу) Нет (торговку, с15 -4,5 снизу) (хитрая, доверчивая) (3) (волевая, целеустремленная) | познавательные умения: - раскрывать значение слов и использовать их в активном словаре; - определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение; - определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение; - определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение; коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога; - адекватно - использовать речевые средства для представления результата деятельности; Предметные: - работать с текстом сказки: - проводить исследование текста сказки; познавательные умения: - определять образ героя сказки по его поступкам и обосновывать своё мнение; - определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение; |
4. Обобщение и систематизация знаний | Подведение итогов урока. - Проанализировав сказку, мы увидели, что королева-мачеха противопоставлена Белоснежке. -Между Белоснежкой и мачехой есть внешнее сходство? -А какая красота у них внутренняя? Одинаковая - Рассказывая о доброте и кротости юной Белоснежки, автор подчёркивает, что красота души важнее всего. -Изображая ломание и кривляние королевы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, братья Гримм показывают, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней. Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено). - | Ребята называют хорошие качества. Да, обе прекрасны Нет | регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; познавательные умения: - определять черты характера героев сказки и обосновывать своё мнение; коммуникативные умения: взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания; - договариваться и приходить к общему решению при работе в группе; |