Черемухина Любовь Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Водоватовская СШ"
Класс 11
Элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация», Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина
1.Тема урока «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».
2. Тип урока:
3. Образовательная цель.
4. Задачи урока:
Развивать аналитические умения: анализировать, обобщать, делать
выводы;
Развивать монологическую речь учащихся;
Воспитывать бережное отношение к русскому языку;
Продолжить подготовку к ЕГЭ.
5. Планируемые образовательные результаты урока:
Предметные:
- обобщить знания об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них;
- готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с расстановкой запятых
Метапредметные:
-искать и находить обобщенные способы решения задач;
-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;
-выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
Личностные:
-Развитие самостоятельности, ответственного отношения к учению, формирование уважительного отношения к иному мнению.
6. Предметное содержание урока: ( краткий конспект)
Организационный момент.
Мотивация и целеполагание
Эпиграф урока:
«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ – ЭТО КАК НОТНЫЕ ЗНАКИ.
ОНИ ТВЁРДО ДЕРЖАТ ТЕКСТ И НЕ ДАЮТ ЕМУ РАССЫПАТЬСЯ».
(К.Г. Паустовский
Работа над текстом (пример из рукописи первой половины XVI века)
тоеосеникнязьсеменъдмитриевичъсуздальскийприиде-
ратьюкновъгородунижнемуаснимъцаревичентяксты-
сячьютатаръЛюдижезатворишасявъгороде.
Перевод: В ту осень князь Семён Дмитриевич Суздальский пришёл с войском к Новгороду Нижнему, а с ним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе.
Беседа.
- Почему, настолько трудно было читать такие тексты?
- Как вы думаете, что значит сочетание знаки препинания? (Выслушиваются варианты ответов учащихся).
- Прочитайте записанные на доске слова:
Препнуться, запинка (=запятая), препятствие, препона (препятствие, преграда)
Знак, знати, знать (отличать, заметить)
Препнуться, запинка (=запятая) препятствие, препона (препятствие, преграда)____ исторические родственники слов знаки препинания
Знак, знати, знать (отличать, заметить)
Препнуться, запинка (=запятая), препятствие, препона (препятствие, преграда)
Анализ предложения: (ТК №1) Прием «Мозговой штурм»
На улице жара стояла страшная к тому же духота толкотня всюду известка леса кирпич пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.
Беседа:
- Все ли в порядке с этим предложением?
- Каких знаков препинания здесь не хватает? (дети объясняют)
- Составим схему данного предложения на доске.
О чем же мы сегодня на уроке будем говорить? Как будет звучать тема нашего урока? - Однородные члены предложения и знаки препинания при них
Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Домашним заданием было повторить материал об однородных членах предложения и о постановке знаков препинания (п.82-87)
Повторим теорию об однородных членах
Закончите высказывания: (ТК№ 2)
Однородные члены предложения - это....
Не являются однородными членами…
Основными средствами выражения однородности являются…
Однородные члены предложения могут быть выражены …
Между однородными членами ставится…
Обобщающие слова – это....
Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и...
Обобщающие слова в предложении могут стоять...
Тире ставится, если...
Двоеточие ставится, если...
Двоеточие и тире ставится, если....
В чем были затруднения? Над чем нам придется сегодня поработать?
(определяем задачи урока)
Закрепление и применение изученного
Работа с учебником (ТК №3)
Упр. 35 предложения 7, 8(один ученик у доски самостоятельно читает, расставляет знаки препинания и составляет схемы предложений с дальнейшей проверкой) остальные выполняют в тетрадях предложения 9, 10 с обсуждениями.
Работа в парах. Графический диктант с дальнейшей проверкой (ТК№ 4) Составьте схемы предложений с однородными членами
1 группа | Соотнесите предложения со схемой |
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека. 2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике. 3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы. 4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы. 5) Брат был умен легко решал задачи и легко научился делать фокусы. 6) Каждая мелочь разбитый цветочный горшок и позабытая фотография старая кукла и лошадка без гривы осколки чашки или тарелки все напоминало ему о далеком детстве. 7) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. 8) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки. | А. Как ,так и . Б. То , то и . В . И , и , и . Г. , и . |
2 группа | Соотнесите предложения со схемой |
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека. 2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике. 3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы. 4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы. 5) Брат был умен легко решал задачи и легко научился делать фокусы. 6) Каждая мелочь разбитый цветочный горшок и позабытая фотография старая кукла и лошадка без гривы осколки чашки или тарелки все напоминало ему о далеком детстве. 7) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку. 8) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки. | А. : и , и , или - Б. Не только , но и . В . Ни , ни , ни . Г. _нет однородных членов в предложении |
3 группа | Составить схемы предложений |
1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека. 2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике. 3) Брат был умен легко решал задачи и легко научился делать фокусы. 4) Каждая мелочь разбитый цветочный горшок и позабытая фотография старая кукла и лошадка без гривы осколки чашки или тарелки все напоминало ему о далеком детстве. | 1. 2. 3. 4. |
Работа с текстом (ТК5)
Прочитать, определить тему текста и обозначить микротемы.
(Тема.
Живописная местность на правом берегу Енисея.
Микротемы.
1. Месторасположение описываемой местности.
2. Описание таёжных дорог и трудностей, ожидающих путешественников.
3. Богатства таёжной растительности.
План.
1. На правом берегу Енисея.
2. Таёжные тропинки.
3. Нелёгкий труд путешественника.
4. Буйство сибирской растительности. )
2. Найти предложения с однородными членами предложения и ошибки в расстановке знаков препинания в них. (Дети находят ошибки, убирают лишние знаки препинания, текст выводится на экран и осущестляется взаимопроверка)
- Текст без ошибок:
На правом берегу могучего Енисея, немного выше города Красноярска, расположена живописная местность, носящая название «Столбы».
Глыбы, оторванные временем от утёсов и скатившиеся вниз, лежат порознь, кучами или валами у подножия столбов, более или менее скрываясь под мхами, кустами и лесом. Вокруг столбов расстилается тайга, хотя и топтанная, и порченная людьми, но всё-таки ещё густая, с травой до пояса или даже в рост человека; поэтому вне торных тропинок пробираться сквозь неё — нелёгкий труд, в особенности летом, когда мошка, комары, слепни и оводы не дают ни минуты покоя и когда испарения влажных долин после обильных дождей делают воздух тяжёлым.
Вперемешку растут здесь красные сосны и бурые могучие лиственницы, белые берёзы и серые стройные осины, а на дне долин и на северных склонах гор к ним присоединяются ещё тёмные ели. Кусты черёмухи, боярки, калины, шиповника, таволги, болиголова, малины образуют высокий или низкий подлесок, переплетаясь со жгучей сибирской крапивой, достигающей человеческого роста.
- Текст с ошибками
На правом берегу могучего Енисея, немного выше города Красноярска, расположена живописная местность, носящая название «Столбы».
Глыбы, оторванные временем от утёсов и скатившиеся вниз, лежат порознь, кучами или валами у подножия столбов, более или менее скрываясь под мхами, кустами и лесом. Вокруг столбов расстилается тайга, хотя, и топтанная, и порченная людьми, но всё-таки ещё густая, с травой до пояса или даже в рост человека; поэтому вне торных тропинок пробираться сквозь неё — нелёгкий труд, в особенности летом, когда мошка, комары, слепни, и оводы не дают ни минуты покоя, и когда испарения влажных долин после обильных дождей делают воздух тяжёлым.
Вперемешку растут здесь красные сосны, и бурые могучие лиственницы, белые берёзы, и серые стройные осины, а на дне долин и на северных склонах гор к ним присоединяются ещё тёмные ели. Кусты черёмухи, боярки, калины, шиповника, таволги, болиголова, малины образуют высокий или низкий подлесок, переплетаясь со жгучей сибирской крапивой, достигающей человеческого роста.
Контроль усвоения учебного материала
- Какое задание в ЕГЭ требует четко знать постановку знаков препинания при однородных членах? (зад № 16)
- Сколько баллов можно заработать за правильное выполнение зад № 16? (2)
- Достаточно ли вы вспомнили сегодня на уроке, чтобы выполнить это задание без ошибок? Мы сейчас и проверим. (ТК№6) Для дальнейшей взаимо проверки ответы выводятся на слайд
1. Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах «Слова о полку Игореве».
2) Наша хозяйка одинаково хорошо умела мыть и гладить вязать и шить.
3) Солдат держал в руках рюкзак и палатку и был одет в летнюю форму.
4) Розовый свет уже загорался на заснеженных вершинах гор и медленно опускался вниз.
5) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина.
2. Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.
2) На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.
3) На столе всегда можно было увидеть исписанные листы или открытую тетрадь или папку с рукописью.
4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.
5) В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.
3. Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Багряные золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.
2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.
3) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
5) Учебник М.В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора издавался трижды.
Рефлексия: (2-3 минуты) ( итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности) (ТК №7)
Вот и заканчивается урок, посвящённый однородным членам предложения и знакам препинания при них. А завершить урок хочется на шутливой ноте. Посмотрите и скажите, почему это предложение может вызвать улыбку? Объясните стилистическую ошибку и исправьте предложение.
Пью чай с лимоном и с удовольствием.
(Предложение построено явно неудачно: сочетания «с лимоном и с удовольствием» внешне напоминают однородные члены, но они выражают несовместимые понятия, далёкие одно от другого, поэтому в роли однородных членов выступать не могут. И действительно: сочетание «с лимоном» является дополнением, а сочетание «с удовольствием» – обстоятельством образа действия.)
Выполните рефлексию своей деятельности:
1.Я (знаю/не знаю/свой вариант) что такое однородные члены предложения
2.Я (умею/не умею/ свой вариант) расставлять знаки препинания при однородных членах предложения
Домашнее задание
Упр 39 (там две части, вы выполняете любую), 47, 50 9 (на выбор)
По мнению замечательного ученого Л.В. Щербы, выпускники школы должны бать,
безусловно, орфографически грамотными и вполне сознательно ставить знаки препинания.
Помните, что русский язык – это великое сокровище народа. Берегите его, не
засоряйте грубыми словами, штампами.
Урок закончен. Желаю вам успехов!
Оценки за урок