СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме "Однородные члены предложения и знаки препинания при них"»

Черемухина Любовь Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ "Водоватовская СШ"

Класс 11

Элективный курс «Русское правописание: орфография и пунктуация», Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина

1.Тема урока «Однородные члены предложения и знаки препинания при них».

2. Тип урока:

3. Образовательная цель.

  • Систематизировать знания о синтаксических нормах русского языка.

4. Задачи урока:

  • Развивать аналитические умения: анализировать, обобщать, делать

выводы;

  • Развивать монологическую речь учащихся;

  • Воспитывать бережное отношение к русскому языку;

  • Продолжить подготовку к ЕГЭ.

5. Планируемые образовательные результаты урока:

Предметные:

- обобщить знания об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них;

- готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, связанных с расстановкой запятых

Метапредметные:

-искать и находить обобщенные способы решения задач;

-развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;

-выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;

Личностные:

-Развитие самостоятельности, ответственного отношения к учению, формирование уважительного отношения к иному мнению.

6. Предметное содержание урока: ( краткий конспект)

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация и целеполагание


Эпиграф урока:

«ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ – ЭТО КАК НОТНЫЕ ЗНАКИ.

ОНИ ТВЁРДО ДЕРЖАТ ТЕКСТ И НЕ ДАЮТ ЕМУ РАССЫПАТЬСЯ».

(К.Г. Паустовский





Работа над текстом (пример из рукописи первой половины XVI века)

тоеосеникнязьсеменъдмитриевичъсуздальскийприиде-

ратьюкновъгородунижнемуаснимъцаревичентяксты-

сячьютатаръЛюдижезатворишасявъгороде.

Перевод: В ту осень князь Семён Дмитриевич Суздальский пришёл с войском к Новгороду Нижнему, а с ним царевич Ентяк с тысячью татар. Люди же затворились в городе.

Беседа.

- Почему, настолько трудно было читать такие тексты?

- Как вы думаете, что значит сочетание знаки препинания? (Выслушиваются варианты ответов учащихся).

- Прочитайте записанные на доске слова:


Препнуться, запинка (=запятая), препятствие, препона (препятствие, преграда)

Знак, знати, знать (отличать, заметить)

Препнуться, запинка (=запятая) препятствие, препона (препятствие, преграда)____ исторические родственники слов знаки препинания

Знак, знати, знать (отличать, заметить)

Препнуться, запинка (=запятая), препятствие, препона (препятствие, преграда)

Анализ предложения: (ТК №1) Прием «Мозговой штурм»

На улице жара стояла страшная к тому же духота толкотня всюду известка леса кирпич пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши.

Беседа:

- Все ли в порядке с этим предложением?

- Каких знаков препинания здесь не хватает? (дети объясняют)

- Составим схему данного предложения на доске.

О чем же мы сегодня на уроке будем говорить? Как будет звучать тема нашего урока? - Однородные члены предложения и знаки препинания при них


Откроем тетради, запишем число и тему урока.


Домашним заданием было повторить материал об однородных членах предложения и о постановке знаков препинания (п.82-87)


Повторим теорию об однородных членах 

Закончите высказывания: (ТК№ 2)

Однородные члены предложения - это....

Не являются однородными членами…

Основными средствами выражения однородности являются…

Однородные члены предложения могут быть выражены …

Между однородными членами ставится…

Обобщающие слова – это....

Обобщающие слова являются теми же членами предложения, что и...

Обобщающие слова в предложении могут стоять...

Тире ставится, если...

Двоеточие ставится, если...

Двоеточие и тире ставится, если....

В чем были затруднения? Над чем нам придется сегодня поработать?

(определяем задачи урока)



  1. Закрепление и применение изученного


Работа с учебником (ТК №3)

Упр. 35 предложения 7, 8(один ученик у доски самостоятельно читает, расставляет знаки препинания и составляет схемы предложений с дальнейшей проверкой) остальные выполняют в тетрадях предложения 9, 10 с обсуждениями.


Работа в парах. Графический диктант с дальнейшей проверкой (ТК№ 4) Составьте схемы предложений с однородными членами

1 группа

Соотнесите предложения со схемой

1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.

2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.

4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.

5) Брат был умен легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

6) Каждая мелочь разбитый цветочный горшок и позабытая фотография старая кукла и лошадка без гривы осколки чашки или тарелки все напоминало ему о далеком детстве.

7) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.

8) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.


А. Как ,так и .


Б. То , то и .


В . И , и , и .


Г. , и .


2 группа

Соотнесите предложения со схемой

1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.

2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

3) В марте прилетают не только грачи но и первые ранние скворцы.

4) Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперек улицы.

5) Брат был умен легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

6) Каждая мелочь разбитый цветочный горшок и позабытая фотография старая кукла и лошадка без гривы осколки чашки или тарелки все напоминало ему о далеком детстве.

7) Мы купили для рыбной ловли надувную резиновую лодку.

8) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.



А. : и , и , или -


Б. Не только , но и .


В . Ни , ни , ни .


Г. _нет однородных членов в предложении


3 группа

Составить схемы предложений

1) Ни ранения ни боль ни смерть не пугали этого мужественного человека.

2) Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

3) Брат был умен легко решал задачи и легко научился делать фокусы.

4) Каждая мелочь разбитый цветочный горшок и позабытая фотография старая кукла и лошадка без гривы осколки чашки или тарелки все напоминало ему о далеком детстве.


1.


2.


3.


4.


Работа с текстом (ТК5)

  1. Прочитать, определить тему текста и обозначить микротемы.

(Тема.

Живописная местность на правом берегу Енисея.

Микротемы.

1. Месторасположение описываемой местности.

2. Описание таёжных дорог и трудностей, ожидающих путешественников.

3. Богатства таёжной растительности.

План.

1. На правом берегу Енисея.

2. Таёжные тропинки.

3. Нелёгкий труд путешественника.

4. Буйство сибирской растительности. )

2. Найти предложения с однородными членами предложения и ошибки в расстановке знаков препинания в них. (Дети находят ошибки, убирают лишние знаки препинания, текст выводится на экран и осущестляется взаимопроверка)

- Текст без ошибок:

На правом берегу могучего Енисея, немного выше города Красноярска, расположена живописная местность, носящая название «Столбы».

Глыбы, оторванные временем от утёсов и скатившиеся вниз, лежат порознь, кучами или валами у подножия столбов, более или менее скрываясь под мхами, кустами и лесом. Вокруг столбов расстилается тайга, хотя и топтанная, и порченная людьми, но всё-таки ещё густая, с травой до пояса или даже в рост человека; поэтому вне торных тропинок пробираться сквозь неё — нелёгкий труд, в особенности летом, когда мошка, комары, слепни и оводы не дают ни минуты покоя и когда испарения влажных долин после обильных дождей делают воздух тяжёлым.

Вперемешку растут здесь красные сосны и бурые могучие лиственницы, белые берёзы и серые стройные осины, а на дне долин и на северных склонах гор к ним присоединяются ещё тёмные ели. Кусты черёмухи, боярки, калины, шиповника, таволги, болиголова, малины образуют высокий или низкий подлесок, переплетаясь со жгучей сибирской крапивой, достигающей человеческого роста.

- Текст с ошибками

На правом берегу могучего Енисея, немного выше города Красноярска, расположена живописная местность, носящая название «Столбы».

Глыбы, оторванные временем от утёсов и скатившиеся вниз, лежат порознь, кучами или валами у подножия столбов, более или менее скрываясь под мхами, кустами и лесом. Вокруг столбов расстилается тайга, хотя, и топтанная, и порченная людьми, но всё-таки ещё густая, с травой до пояса или даже в рост человека; поэтому вне торных тропинок пробираться сквозь неё — нелёгкий труд, в особенности летом, когда мошка, комары, слепни, и оводы не дают ни минуты покоя, и когда испарения влажных долин после обильных дождей делают воздух тяжёлым.

Вперемешку растут здесь красные сосны, и бурые могучие лиственницы, белые берёзы, и серые стройные осины, а на дне долин и на северных склонах гор к ним присоединяются ещё тёмные ели. Кусты черёмухи, боярки, калины, шиповника, таволги, болиголова, малины образуют высокий или низкий подлесок, переплетаясь со жгучей сибирской крапивой, достигающей человеческого роста.

  1. Контроль усвоения учебного материала

- Какое задание в ЕГЭ требует четко знать постановку знаков препинания при однородных членах? (зад № 16)

- Сколько баллов можно заработать за правильное выполнение зад № 16? (2)

- Достаточно ли вы вспомнили сегодня на уроке, чтобы выполнить это задание без ошибок? Мы сейчас и проверим. (ТК№6) Для дальнейшей взаимо проверки ответы выводятся на слайд

1. Задание 16 

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах «Слова о полку Игореве».

2) Наша хозяйка одинаково хорошо умела мыть и гладить вязать и шить.

3) Солдат держал в руках рюкзак и палатку и был одет в летнюю форму.

4) Розовый свет уже загорался на заснеженных вершинах гор и медленно опускался вниз.

5) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина.

2. Задание 16 

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой.

2) На другой день бабушка проснулась ни свет ни заря.

3) На столе всегда можно было увидеть исписанные листы или открытую тетрадь или папку с рукописью.

4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.

5) В минуты меланхолии грозный генерал становился беспомощнее ребёнка и многие спешили выместить на нём свои обиды.

3. Задание 16 

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Багряные золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.

2) Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.

3) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

4) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

5) Учебник М.В. Ломоносова по риторике пользовался большой популярностью и при жизни автора издавался трижды.


  1. Рефлексия:  (2-3 минуты) ( итог урока) Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности) (ТК №7)


Вот и заканчивается урок, посвящённый однородным членам предложения и знакам препинания при них. А завершить урок хочется на шутливой ноте. Посмотрите и скажите, почему это предложение может вызвать улыбку? Объясните стилистическую ошибку и исправьте предложение.


  1. Пью чай с лимоном и с удовольствием.

(Предложение построено явно неудачно: сочетания «с лимоном и с удовольствием» внешне напоминают однородные члены, но они выражают несовместимые понятия, далёкие одно от другого, поэтому в роли однородных членов выступать не могут. И действительно: сочетание «с лимоном» является дополнением, а сочетание «с удовольствием» – обстоятельством образа действия.)


Выполните рефлексию своей деятельности:

1.Я (знаю/не знаю/свой вариант) что такое однородные члены предложения

2.Я (умею/не умею/ свой вариант) расставлять знаки препинания при однородных членах предложения


  1. Домашнее задание

Упр 39 (там две части, вы выполняете любую), 47, 50 9 (на выбор)


По мнению замечательного ученого Л.В. Щербы, выпускники школы должны бать,

безусловно, орфографически грамотными и вполне сознательно ставить знаки препинания.

Помните, что русский язык – это великое сокровище народа. Берегите его, не

засоряйте грубыми словами, штампами.

Урок закончен. Желаю вам успехов!



Оценки за урок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!