СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка "Имена собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён во 2 классе. Тип урока: закрепление полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Имена собственные и нарицательные. Правописание собственных имен существительных."»

Тема:  Имена собственные и нарицательные.

            Правописание  собственных имен существительных.

Ход урока

I Самоопределение к деятельности.

  • Здравствуйте ребята! Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, поприветствуйте друг друга ладонями.

(Тихо сели девочки. Тихо сели мальчики ).

- Желаю вам успехов в работе. Чтобы работа была успешной, что для этого нужно? (Быть внимательными, красиво писать,.. )

- Откройте, пожалуйста, тетради.

- Молодцы, запишите число, классная работа.

-Солнце поднимается,

День начинается,

Город просыпается…

(на доске появляются картинки: дерево, машина, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – дерево, машина, город, девочка, мальчик, щенок ).

- Ребята с какой буквы начинается слово солнце? (Назовите букву правильно)

1. Минутка чистописания.

-Запишите строчную букву с. (И так с каждым словом)

-Пишем красиво, соблюдая все правила каллиграфии.

-Проверьте, правильно ли вы записали буквы.

2. Словарная работа.

- Ребята , посмотрите, есть ли в этих словах опасные места.

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения.

- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

II Актуализация опорных знаний        

- Что обозначают эти слова?

(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)

- А какие слова отвечают на вопрос кто? Что?

(одушевлённые и неодушевлённые)

(на доске: что? кто?)

-С маленькой буквы запишите самостоятельно в первый столбик неодушевленные, во второй столбик – одушевленные.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите простой карандаш. Проверьте, правильно ли ваш сосед распределил слова на группы. Если слова записано не в том столбике, поставьте возле этого слова -.

(на доске:

дерево    девочка

машина         мальчик

                  город        щенок)

- Оцените правильность выполнения. Если все слова распределены правильно, поставьте !одна ошибка +, более двух ? Поднимите руку, у кого нет ошибок, кто все слова распределил правильно. Но если у вас были ошибки не расстраивайтесь, у нас еще есть время, мы обязательно научимся правильно задавать вопросы.

- Молодцы, с этим заданием справились.

УСТНО   придумайте название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку. (Москва, Дима, Маша, Рыжик).

С какой буквы запишем слова? (С большой. Почему? Собственное имя)

- Молодцы, правила вы знаете.

Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.

Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.

Вспомните правила работы в парах и приступайте.

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.

имя

отчество

фамилия














- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

( на слайде таблица)

- А теперь оцените «Сигналом» правильно ли ваша пара выполнила задание.

- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?

- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? (Имена собственные).

А последнего – нарицательными.

II. Постановка темы и учебной задачи.

- Значит сегодня на уроке мы продолжим работать над какой темой? (Имена собственные и нарицательные)

- Для нас это новая тема?(Нет)

- Значит главная цель нашего урока будет узнать или повторить.

(Повторить написание имен собственных и нарицательных. (Обязательно обобщить самой)

 III. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я вам буду называть слова





IV.

- Давайте еще раз скажем, какие слова относятся к именам собственным, какие к нарицательным

- Почему некоторые слова называют именами собственными?

- Имена, отчества, фамилии людей – это имена собственные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у нас не может отобрать. Это наше, собственное, больше ничьё.  Собственное имя называет только нас.

С какой буквы пишутся имена собственные?

-Именами нарицательными?

- А все остальные – несобственные - имена существительные имена нарицательные они называют любой предмет, но не дают ему имени.

6. Постановка проблемы

 Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.                                             

КУДА: орел,

ул. зеленая, 5

КОМУ: мишкиной соне.

- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая  – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).

- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)

- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?

- Теперь опираясь на полученные знания, попробуем исправить ошибки в упражнении 21.

 Упр 21.

- Прочитайте слова.

- Есть ли среди них имена собственные?

- Правильно ли написаны слова?

- Запишите слова, исправляя допущенные ошибки.

(Читает один ученик, остальные проверяют самостоятельно.

-Молодцы. Мы сегодня с вами проделали большую работу. Посчитайте, сколько плюсов у вас получилось. У кого 3! Ставим себе в тетради 5, у кого получилось 3+ ставим себе 4. У кого были ошибки, не расстраивайтесь, все впереди, на следующем уроке мы продолжим работу над этой темой.

VII. Рефлексия  деятельности

- Вернемся к цели нашего урока.

Какую цель мы ставили в начале урока? (Повторить написание имен собственных и нарицательных)


д/з упр 19.

- Ребята, мы же не просто так научились подписывать конверт. Кто хочет получить дополнительную отличную оценку. Я вам предлагаю написать письмо другу, маме…….. Но помните, если вы не правильно напишите название города, улицу, ФО, адресат не получит свое письмо.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!