Тема: Имена собственные и нарицательные.
Правописание собственных имен существительных.
Ход урока
I Самоопределение к деятельности.
(Тихо сели девочки. Тихо сели мальчики ).
- Желаю вам успехов в работе. Чтобы работа была успешной, что для этого нужно? (Быть внимательными, красиво писать,.. )
- Откройте, пожалуйста, тетради.
- Молодцы, запишите число, классная работа.
-Солнце поднимается,
День начинается,
Город просыпается…
(на доске появляются картинки: дерево, машина, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – дерево, машина, город, девочка, мальчик, щенок ).
- Ребята с какой буквы начинается слово солнце? (Назовите букву правильно)
1. Минутка чистописания.
-Запишите строчную букву с. (И так с каждым словом)
-Пишем красиво, соблюдая все правила каллиграфии.
-Проверьте, правильно ли вы записали буквы.
2. Словарная работа.
- Ребята , посмотрите, есть ли в этих словах опасные места.
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
II Актуализация опорных знаний
- Что обозначают эти слова?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- А какие слова отвечают на вопрос кто? Что?
(одушевлённые и неодушевлённые)
(на доске: что? кто?)
-С маленькой буквы запишите самостоятельно в первый столбик неодушевленные, во второй столбик – одушевленные.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите простой карандаш. Проверьте, правильно ли ваш сосед распределил слова на группы. Если слова записано не в том столбике, поставьте возле этого слова -.
(на доске:
дерево девочка
машина мальчик
город щенок)
- Оцените правильность выполнения. Если все слова распределены правильно, поставьте !одна ошибка +, более двух ? Поднимите руку, у кого нет ошибок, кто все слова распределил правильно. Но если у вас были ошибки не расстраивайтесь, у нас еще есть время, мы обязательно научимся правильно задавать вопросы.
- Молодцы, с этим заданием справились.
УСТНО придумайте название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку. (Москва, Дима, Маша, Рыжик).
С какой буквы запишем слова? (С большой. Почему? Собственное имя)
- Молодцы, правила вы знаете.
Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание в парах.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
Вспомните правила работы в парах и приступайте.
Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
( на слайде таблица)
- А теперь оцените «Сигналом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков? (Имена собственные).
А последнего – нарицательными.
II. Постановка темы и учебной задачи.
- Значит сегодня на уроке мы продолжим работать над какой темой? (Имена собственные и нарицательные)
- Для нас это новая тема?(Нет)
- Значит главная цель нашего урока будет узнать или повторить.
(Повторить написание имен собственных и нарицательных. (Обязательно обобщить самой)
III. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Я вам буду называть слова
IV.
- Давайте еще раз скажем, какие слова относятся к именам собственным, какие к нарицательным
- Почему некоторые слова называют именами собственными?
- Имена, отчества, фамилии людей – это имена собственные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у нас не может отобрать. Это наше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только нас.
С какой буквы пишутся имена собственные?
-Именами нарицательными?
- А все остальные – несобственные - имена существительные имена нарицательные они называют любой предмет, но не дают ему имени.
6. Постановка проблемы
Сегодня утром я встретила почтальона. Ему нужно отправить письмо. Но почтальон никак не может понять, куда и кому адресовано письмо, потому что на конверте вот такая запись.
КУДА: орел,
ул. зеленая, 5
КОМУ: мишкиной соне.
- Почему почтальон не может понять адрес? (Почтальону непонятно: Орел – это город или птица, Зеленая – это улица или цвет, Мишкина Соня – это фамилия и имя).
- Так почему же запутался почтальон? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)
- Объясните почтальону, как пишутся имена собственные?
- Теперь опираясь на полученные знания, попробуем исправить ошибки в упражнении 21.
Упр 21.
- Прочитайте слова.
- Есть ли среди них имена собственные?
- Правильно ли написаны слова?
- Запишите слова, исправляя допущенные ошибки.
(Читает один ученик, остальные проверяют самостоятельно.
-Молодцы. Мы сегодня с вами проделали большую работу. Посчитайте, сколько плюсов у вас получилось. У кого 3! Ставим себе в тетради 5, у кого получилось 3+ ставим себе 4. У кого были ошибки, не расстраивайтесь, все впереди, на следующем уроке мы продолжим работу над этой темой.
VII. Рефлексия деятельности
- Вернемся к цели нашего урока.
Какую цель мы ставили в начале урока? (Повторить написание имен собственных и нарицательных)
д/з упр 19.
- Ребята, мы же не просто так научились подписывать конверт. Кто хочет получить дополнительную отличную оценку. Я вам предлагаю написать письмо другу, маме…….. Но помните, если вы не правильно напишите название города, улицу, ФО, адресат не получит свое письмо.