Цели урока: обучающие: расширить представление обучающихся о способах связи слов в словосочетании, о специфике типов связи в заданиях В2 ГИА, В3 ЕГЭ; совершенствовать навыки разбора словосочетаний; развивающие: способствовать формированию самостоятельной работы; воспитательные: воспитывать в восьмиклассниках любовь и уважение к родному краю посредством использования текстов кубанских писателей, формировать гражданско-патриотические чувства. Оборудование урока: презентация, мультимедийный проектор. Ход урока Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Изучение нового учебного материала. Учитель: Сегодня на уроке мы должны изучить способы связи слов в словосочетании. Эта тема изучается в разделе русского языка под названием «Синтаксис». Но прежде вспомним, что такое синтаксис? Ученик: Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается структура и значение словосочетаний и предложений. Учитель: Словосочетание, как и слово, служит для названия явлений окружающего мира. Сближаясь по своей роли в языке со словом, словосочетание отличается от него тем, что представляет собой сочетание двух и более элементов, в той или иной степени самостоятельных и связанных по законам синтаксиса русского языка. Словосочетания состоят из главного и зависимого слова. Зависимое слово поясняет главное. Например, в словосочетании просторный класс зависимое слово просторный распространяет главное слово класс. Зависимое слово соединяется с главным по смыслу и, как правило, грамматически. Смысловая связь обнаруживается по вопросам, например: просторный класс (какой класс? – предмет и его качество), очень просторный(в какой степени просторный? – качество и его степень). Грамматическими средствами связи зависимого слова с главным служат окончания и предлоги. При помощи этих средств зависимые слова соединяются с главными следующими способами: 1) связью согласования (большая дверь, моя дверь, открытая дверь, вторая дверь,); 2) связью управление (закрыть дверь, поставить дверь, с улицы дверь). 3)Неизменяемые зависимые слова соединяются с главным связью примыкания, например: очень большая, жить любя, очень хорошо, стремительно ворвалась, не перестаю удивляться. Учитель: можно ли запомнить блок правил после одного прочтения? Покажите в чем сложность этого материала. Ученик: невозможно овладеть правилами с одного приема из-за большого объема материала. Учитель: работаем с опорой на таблицы, представленные в презентации и содержание учебника. Сложилась проблемная ситуация: объем материала практически невозможно запомнить. Как же быть? Нужно искать какие-то рациональные приемы усвоения такого сложного материала. Какие языковые понятия следует вспомнить, чтобы усвоить эти правила правила. Ученик: Следует вспомнить термины «синтаксис», «словосочетание», «главное слово», «зависимое слово», «способы связи». Учитель: Выделим основные признаки названных лингвистических понятий. |