СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия В. В. МАЯКОВСКИЙ: ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия В. В. МАЯКОВСКИЙ: ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН»

В. В. Маяковский: человек и закон

Методическая разработка занятия


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 4

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ 5

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ 6

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ……………………………………….7

ХОД УРОКА 10

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………………………...14



ВВЕДЕНИЕ


Данная методическая разработка разработана для практического освоения обучающимися по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Право и социальное обеспечение» учебного предмета «Литература».

Приступая к воспитанию нового поколения правоведов, участвующих в решении судеб людей, целесообразно использовать гуманистический опыт литературы, учитывая огромную любовь к человеку, заложенную в ней. Это не только позволит будущим защитникам правосудия анализировать правовые вопросы через призму судеб литературных героев и биографии авторов произведений, но также будет способствовать дальнейшей гуманизации правовой сферы в целом. Право – это не только тексты законодательных актов и судебных процессов, но и отдельная область человеческой культуры.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ



Дисциплина

ОУП 02 «Литература»


Преподаватель

Рубцова Екатерина Андреевна


Тема занятия

В. В. Маяковский: человек и закон


Дата

25.02.2022


Группа

191/2


Цель занятия

Знакомство обучающихся с трагической судьбой В. В. Маяковского с правовой точки зрения.


Задачи занятия

Образовательные:

- – развивать познавательные интересы обучающихся к творчеству В. В. Маяковского и

и к литературе в целом;

Развивающие:

– умение работать с источником; наблюдать, выделять главное в тексте литературно-художественного и критического характера;

Воспитательные:

– воспитывать любовь к поэзии, высокие нравственные и эстетические ценности.


Образовательные результаты в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Правоохранительная деятельность»


Код ПК, ОК, ЛР


Умения, знания


ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

- знать творческий путь писателя;

- уметь строить связное высказывание


ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество


ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность


ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития


ОК 6.

Работать в команде


Тип занятия

Усвоение новых знаний

Вид занятия

Деловая игра





ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ



Педагогические технологии

Методы обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные связи

Формы организации работы

Технология развития критического мышления;


Игровая технология.

  1. Метод проблемного изложения

  2. Частично-поисковый (эвристический)

  3. Исследовательский

1. Рабочие листы

2. Видеофайл


  1. Введение в специальность: право

  2. История

  3. Журналистика

1. Коллективно-групповые

2. Индивидуальные

























ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Этапы урока

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

1. Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация ученой деятельности учащихся




2 мин

Определить тему, цель урока, задачи. Разъяснить условия игры, мотивировать обучающихся.

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Мотивирует обучающихся. Вступительное слово преподавателя, помогает определить тему занятия, сформулировать цель и задачи; знакомит с условиями деловой игры.

Приветствуют преподавателя, готовятся к занятию.

Обучающиеся слушают, проявляют готовность к участию в командной деловой игре.

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

Принятие и сохранение учебной задачи;

Поиск разнообразных способов решения учебных задач;

2. Актуализация знаний








3 мин

Создание условий для актуализации и освоения учебного материала.

Предлагает ответить на вопросы на соответствие.

Обучающиеся отвечают на вопросы

Формирование границ собственного знания и «незнания».

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в том числе во внутреннем плане;

Классификация по заданным критериям;

3. Первичное усвоение новых знаний









35 мин

Создание

проблемной

ситуации

Алгоритмизация

деятельности

студентов

Организовывает погружение в проблему, организует

взаимодействие студентов для алгоритмизации деятельности

Исследуют условия проблемной ситуации, обсуждают способы решения. Работа над сюжетами, запись сюжетов.

Формирования мотивов достижения и социального признания;

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

4. Первичная проверка понимания



5 мин

Выявить уровень понимания нового материала, способы его коррекции

Организует работу по структурированию нового материала в виде игры «Бинго».

Афишируют результаты работы, обсуждают содержание материала.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

5. Первичное закрепление





13 мин

Усвоение обучающимися нового способа действия

Организует работу по закреплению нового материала в виде статусов ВКОНТАКТЕ.

Из предложенных стихотворений В. В. Маяковского ищут цитаты для статусов ВКОНТАКТЕ, озвучивают результат.

Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека;

Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

6. Информация о домашнем задании, инструктаж






2 мин

Формирование и развитие памяти, логического мышления, умения анализировать, сопоставлять.

Преподаватель излагает

домашнее задание

Обучающиеся записывают

домашнее задание

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в том числе во внутреннем плане;

Самостоятельное создание способов решения проблем

7. Рефлексия, выставление оценок





10 мин

Оценивание

активности

обучающихся на

разных этапах урока,

эффективности

решения

поставленной

задачи.

Выявление

эмоционального

состояния, степени

удовлетворенности

работой группы

Делает выводы.

Подводит итоги занятия.

Оценивает работу

студентов

Студенты сочиняют синквейн, высказывают

свое мнение о

выполненной работе.

Развитие самооценки личности (формирование адекватной позитивной самооценки)

Адекватное восприятие оценки преподавателя

Установление причинно-следственных связей




ХОД УРОКА

  1. Организационный этап: постановка цели и задачи

Приветствие

Проверка присутствующих

Добрый день, уважаемые журналисты. У нас сегодня планерка редакции Первого телеканала. Кого нет на планерке? Остальным собравшимся предстоит выбрать тему для сюжета. Сделать это нужно через редакционное задание. У каждого из вас лежит репортерский блокнот. Пожалуйста, подпишите его и выполните редакционное задание на соотнесение информации. Время на выполнение – 2 мин.

2. Актуализация знаний

Соотнесение изученного материала с новым.

Соотнесите линиями годы жизни и имена поэтов

1. 1880-1921

2. 1893-1930

3. 1889-1966

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?

Соотнесите линиями факты биографии и имена поэтов

1. сын лесничего

2. дед – «отец русской ботаники», тесть – ученый-химик Д. И. Менделеев

3. настоящая фамилия - Горенко

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?

Соотнесите линиями характеристики-афоризмы и имена поэтов

1. «Трагический тенор эпохи»

2. «Агитатор, горлан, главарь»

3. «Дамская декадентствующая поэтесса»

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?

Соотнесите линиями особенности выразительной системы и имена поэтов

1. Стихотворная строка разбивается «лесенкой», чтобы точнее донести до читателя все оттенки поэтической речи

2. Символичность образов

3. Простота и ясность языка

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?

Соотнесите линиями литературное течение и имена поэтов

1. символизм

2. футуризм

3. акмеизм

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?


- Чье имя осталось зашифрованным в этой таблице?

- Что из перечисленного о Маяковском вы знали? Поставьте галочку.

- Ребята, на какую тему мы сегодня будем снимать сюжет?

«В. В. Маяковский» В каком стиле мы должны его снять, нам подскажет заставка:


Видеофрагмент заставки программы «Человек и закон».


Запишите тему урока в рабочий лист «В. В. Маяковский: человек и закон».

Исходя из слов ведущего, сформулируйте цель сегодняшнего урока-передачи. 1 мин

Цель: Знакомство с трагической судьбой В. В. Маяковского с правовой точки зрения.


3. Первичное усвоение новых знаний

3.1. Постановка проблемной задачи

В нашей передаче «Человек и закон» есть рубрика «Лицо недели» - реальная история конкретной персоны, наиболее привлекшей к себе внимание в течение этой недели. Сегодня мы должны отснять сюжет по делу Маяковского. Оно представлено в 6-ти томах. Для съемок вам нужно отправиться на задание со своими командами-съемочными группами.

У каждой группы свой сценарий. Ваша задача - снять сюжет длиною ровно в 1 минуту. Эфирное время очень дорого и ценно.

Распределите роли: кто будет диктором, кто оператором, консультантом по съемочному процессу и правовым вопросам. В кадре может быть сразу несколько дикторов. Выберите место съемок для работы над материалом (архив, улица Маяковского, кафе «Бродячая собака», рабочий кабинет поэта, тюрьма, дом Маяковского и Бриков).

Время на подготовку сюжета – 15 мин: 10 мин отбираете необходимый для выпуска материал, а 5 мин – репетируете.

Материал представлен в Приложении 1.

4. Первичная проверка понимания

Защита-сюжет. В это время остальные команды – это зрители, на них мы исследуем, стоит ли выводить сюжет в эфир. Каждый зритель должен записать в поле для ответа по 2 факта из жизни Маяковского от каждого сюжета. 10 мин

На экране меняется заставка-локация

В конце выступления – отбивка программы «Человек и закон»






Приложение 1



1. Детство В. В. Маяковского и закон

Столбовой отец мой

дворянин,

Кожа на руках моих тонка.

Может,

я стихами выхлебаю дни,

И не увидав токарного станка…

(Маяковский В. В. Прошение на имя…)

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в глухой провинции Российской империи (Грузия, с. Багдати, Кутаисская губерния) в семье лесничего. Это довольно серьезная должность: чиновник, отвечающий за состояние казенных лесов на довольно большой территории (не путать с рядовым лесником-обходчиком!). Человек был хороший – судя по тому, что, когда Багдати переименовали в Маяковский, местные старики были уверены, что это в честь отца – честного и справедливого, чей род относился к столбовым дворянам.

Ст. 1112 тома IX Свода законов Российской империи четко определяла дату причисления к столбовому дворянству: «Сроком исчисления столетия, присвояющим право на внесение дворянских родов в шестую часть родословной книги (она называлась «Древние благородные дворянский роды»), принимается время издания дворянской грамоты, 21 апреля 1785 года». В России столбовое дворянство – это не привилегия, а ЧЕСТЬ!

В гимназию Маяковский поступил в Кутаиси «священник спросил – что такое «око». Я ответил: «Три фунта» (так по-грузински). Мне объяснили любезные экзаменаторы, что «око» - это «глаз» по-древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу – все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм» (из автобиографии «Я сам», глава «Экзамен»). Слово «ненависть» часть повторяется в автобиографии.

Там же, в Кутаиси, начинается революционная деятельность Маяковского: он читает нелегальную литературу, посещает марксистский кружок, во время революции 1905 г участвует в митингах, считая себя социал-демократом. Его служение –быть революционером, это не измена своему классу (дворянам), а совершенно искреннее стремление быть полезным своей стране в самый тяжелый для нее период. Как справедливо заметил писатель Дмитрий Быков: «Из дворян и получаются лучшие революционеры: они бескорыстны».

Отца Маяковский потерял в 13 лет. Владимир Константинович умер внезапно и нелепо: после укола булавкой у него началось заражение крови. Психологическая травма осталась у сына на всю жизнь. Он опасался инфекции: всегда возил с собой пластмассовый индивидуальный стакан, избегал рукопожатий, тщательно протирал платком дверные ручки и другие предметы, к которым надо было прикоснуться.

После смерти отца семья переезжает в Москву, бедствует. Владимир поступает в престижную классическую гимназию №5 на Поварской улице. По воспоминаниям друга семьи Маяковских Ставракова: «Володя был очень способный, с широким кругозором для своего возраста… Он во всем разбирался, все понимал… В литературе я и другие студенты всегда от него отставали. У него размах был больше, он много читал».

В 1908 году из гимназии Владимира исключают по банальной причине неуплаты полугодового взноса за обучение. Деньги эти были довольно приличные. Проблемы с оплатой обучения детей Маяковских (у Владимира были еще 2 сестры – Ольга и Людмила) начались еще в Кутаиси. Отец, В. К. Маяковский, даже обращался с прошением о переводе их содержания на государственный счет, но получил отказ.

Сложившаяся ситуация была довольно типичной для сотен живших жалованьем семей и во многом была связана с практической реализацией положений секретного доклада «О сокращении числа учеников в гимназиях и прогимназиях и изменения состава оных» (п. 434. Дело Департамента Народного Просвещения 1884 г. №26), более известного как «Циркуляр о кухаркиных детях». Этот документ был издан 5 июня 1884 г. министры обсуждали рост революционных настроений среди гимназистов и студенчества. В итоге министр народного просвещения граф И. Д. Делянов настоятельно рекомендует директорам гимназий и прогимназий при приеме в учебные заведения создать условия, чтобы «освободить» от поступления в них «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Гимназические начальники довольно быстро нашли способ исполнить руководящее указание, значительно увеличив стоимость обучения. Теперь она стала составлять в среднем 100-120 рублей в год, плюс каждому гимназисту были необходимы 3 комплекта форменной одежды установленного образца по 20 руб каждый, которые должны были приобретаться за собственный счет. Семья Маяковских, несмотря на благородное происхождение, таких средств не имела.

Несмотря на то, что циркуляр напрямую нарушал положения Закона от 30 июля 1871 года, провозглашавшего отсутствие сословных и вероисповедных цензов для обучающихся, он с особым старанием исполнялся во всех учебных заведениях России.


2. Революционная юность В. В. Маяковского и закон

В 1908 г, после отчисления Маяковского из московской гимназии, он вступает в большевистскую партию. Теперь Владимир Владимирович тесно дружит с революционно настроенными студентами, вместе с ними участвует в демонстрации, запоем читает агитационные брошюры и газеты. Следующие 2 года для уже бывшего гимназиста – это практически полное погружение его в политическую деятельность. Юноша очевидно обладает талантом организатора и пропагандиста. Московская полиция начинает осуществлять негласный надзор за молодым человеком. Совсем скоро, с учетом его впечатляющей активности, эта слежка станет тотальной. На него заводится персональный дневник наружного наблюдения, а вскоре он попадает в засаду и его арестовывают. При Маяковском обнаруживают полсотни большевистских прокламаций. Во время обыска по месту его жительства оставшуюся часть запрещенных агитационных материалов успевает выбросить в окно его младшая сестра Ольга.

После получения доклада сотрудников полиции московский градоначальник генерал-майор свиты его императорского величества Александр Александрович Андрианов выносит постановление: «…получив сведения, дающие основания признать потомственного дворянина Владимира Владимировича Маяковского вредным для общественного порядка и спокойствия, руководствуясь параграфом 21 высочайше утвержденного в 31-ый день августа 1881 года Положения об усиленной охране, постановил: означенного Маяковского, впредь до выяснения обстоятельств дела, заключить под стражу при Сущевском полицейском доме с содержанием согласно статьи 1043 Устава уголовного производства».

Так как при аресте подросток Маяковский выдаёт себя за 17-летнего, то московский градоначальник действует в пределах своих должностных полномочий. Возбуждается уголовное дело.

После проведения предварительного расследования по делу арестованным инкриминируется часть 1 ст. 102 Уголовного уложения 1911 года: «Виновный в участии в сообществе, составившимся для учинения тяжкого преступления, статьей 100 предусмотренного, наказывается каторгой на срок свыше 8 лет».

В ст. 100 Уложения, в свою очередь, говорилось о том, что «виновный в насильственном посягательстве на изменение в России или какой-либо ее части установленных законами образа правления и порядка наследия Престола или отторжения от России какой-либо ее части, наказывается смертной казнью».

По совету адвоката сестра поэта Людмила Маяковская предоставила в полицию справку о том, что ее брату на самом деле 14 лет. Мать, Александра Алексеевна Маяковская, обратилась в тюремный департамент с ходатайством о передаче несовершеннолетнего преступника ей на поруки, что и было исполнено полицейскими властями из-за незначительности проступка и недоказанности вины молодого дворянина в совершении более серьезных нарушений. Подельник Маяковского получил 6 лет каторги. В отличие от товарища, Маяковский отделывается формулировкой «отдать на попечение родителей». Данное послабление было предусмотрено ст. 41 Отделения четвертого Уложения «Об условиях вменения и преступности деяний»:

«Не вменяется в вину преступное деяние, учиненное несовершеннолетним от 10 до 17 лет, который не мог понимать свойства и значение им совершаемого или руководить этими поступками. Несовершеннолетние сии могут быть отданы под ответственный надзор родителям». Смертная казнь несовершеннолетним запрещена.

За два года Маяковский был трижды арестован: за связь с подпольной типографией (отпустили по малолетству), за связь с анархистами (недоказанную) и за организацию побега из женской тюрьмы (шил одежду для беглянок). Последнее обвинение стоило ему 11 месяцев заключения в Бутырке (1909), причем 9 из них – в одиночке. Сам был виноват: его выбрали старостой камеры (этакого мальчишку-переростка! Додумались! Ну и что, что «горлан и главарь» – ума-то нет). Он тут же взбаламутил камеру, стал подбивать на разные выходки. Выведут их на прогулку – а обратно загнать не могут. Но хоть времена были гуманные, а все-таки в тюрьме не шутили: посадили главаря в одиночку. Кстати, ему пошло на пользу, да еще как. В страшной царской тюрьме разрешалось носить заключенному книги – возами, и он стал читать и учиться.

«После 3х лет теории и практики – бросился на беллетристику. Перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое – нельзя. Вышло ходульно и ревплаксиво» (из автобиографии «Я сам»).

В этой же главке, «11 бутырских месяцев», Маяковский не упускает возможности еще раз уколоть литературу старую, классическую: «Отчитав современность, обрушился на классиков. Байрон, Шекспир, толстой. Последняя книга – «Анна Каренина». Не дочитал. Ночью вызвали «с вещами по городу». Так и не знаю, чем у них там, у Карениных, история кончилась».

Начал писать стихи, хотя потом об этих опытах отзывался неодобрительно и похвалил надзирателей: молодцы, что на выходе отобрали, а то бы еще сдуру напечатал, испортил бы себе репутацию. Его выпустили за недоказанностью обвинений.

3. Начало творческого пути. Хулиган в ладах с законом.

После тюрьмы Маяковский отходит от революционной работы, признаваясь товарищу, что хочет «делать социалистическое искусство».

В гимназию Маяковский так и не вернется. Богемная подружка Евгения Ланге подсказала ему, что в Московское училище живописи, ваяния и зодчества можно поступить без бумажки о политической благонадежности. И он поступил, потому что был хорошим рисовальщиком и мыслил себя, видимо, художником. «Я прервал партийную работу. Я сел учиться» (из автобиографии «Я сам»).

В училище Маяковский знакомится с поэтом и художником Давидом Бурлюком, с которым будет дружить всю свою жизнь.

Маяковский вспоминает одну «памятнейшую ночь», когда они с Д. Бурлюком сбежали от скуки с концерта Рахманинова. «У Давида – гнев обогнавшего современников мастера, у меня – пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм» (из автобиографии «Я сам», глава «Памятнейшая ночь»).

«Днем у меня вышло стихотворение. Вернее – куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю – это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: «Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!» Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушел в стихи. В это вечер совершенно неожиданно я стал поэтом (…) Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то басил: «Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский». Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Еще и рычал на меня отойдя: «Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение». Пришлось писать!»

С этого времени эстетика надолго отодвинула в сторону политику. На смену социализму Маяковского пришел футуризм.

Бурлюк, который старше Владимира на 13 лет, начинает активно заниматься его образованием. Вскоре Маяковский вместе с другими радикально настроенными поэтами и художниками будет требовать скинуть с «парохода современности» Пушкина, Достоевского, Толстого и «прочую рухлядь» в скандальном манифесте «Пощечина общественному вкусу».

Маяковский пишет несколько десятков стихотворений, находит себе новых друзей и – после «Пощечины общественному вкусу» (1913 г) – начинает гастрольно-поэтическую деятельность. Тогда и появляется знаменитый, раздражающий противников, знак нового искусства – желтая блуза.

В 1913 г компания футуристов проводит огромное турне по всей России с изложением футуристической теории и чтением стихов. Успех этого предприятия был огромный, но преимущественно скандальный. Поведение футуристов заслоняло их творчество.

Естественно, и само вступление изображалось журналистами в сходных тонах: собравшиеся понимали стихи как провокацию, абсурд, нарушение разнообразных запретов. «Верзила Маяковский в желтой кофте, размахивая кулаками, зычным голосом «гения» убеждал малолетнюю аудиторию, что он подстрижет под гребенку весь мир, и в доказательство читал свою поэзию: «парикмахер, причешите мне уши. Очевидно, длинные уши ему мешают уши», - иронизировал один из корреспондентов.


4. Социализм: красное знамя

Граждане!

Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».

Сегодня пересматривается миров основа.

Сегодня

до последней пуговицы в одежде

жизнь переделаем снова.

(Маяковский В. В. Революция. Поэма).

Многие историки справедливо считают, что на протяжении столетий радикализм в искусстве был предвестником чудовищных общественно-политических катаклизмов. И в этот раз они не ошиблись.

Реакция Маяковского на октябрьскую революцию однозначна: «принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось».

Футуризм с его пафосом разрушения воспринимался теперь как эстетическое предсказание революции. Больше, чем лирическими поэмами, Маяковский гордился «любимейшим стихом», частушкой, которую будто бы (кто мог проверить?) пели матросы, шедшие на штурм Зимнего дворца: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, / день твой последний приходит, буржуй».

И новый строй, и ближайшее будущее Маяковский видит в светлых, радостных тонах. Футурист оправдывает свое прозвище: он не скептик, а оптимист.

Маяковский откладывает в сторону собственные замыслы, «приравнивает» перо к штыку и, выполняя социальный заказ, делает поэзию способом утверждения и прославления новой власти. Маяковский оказывается главным партийным, советским поэтом, пытающимся соединить большевистское прошлое, футуристическую новизну и служение социалистическому искусству.

В годы Гражданской войны он работает в РОСТА (Российском телеграфном агентстве): рисует плакаты и сочиняет к ним стихотворные надписи, лозунги и частушки.

«На улице были? Одежду и обувь очистите от пыли!»

«Не вытирайся полотенцем чужим: могли и больные пользоваться им!»

«Воды не бойся. Ежедневно мойся.»

«Долой рукопожатия!

Без рукопожатий

Встречайте друг друга

И провожайте.»

«Товарищи,

Мылом и водой

Мойте руки

Перед едой».

Он публикует в газетах «агитстихи» ко всем советским праздникам, активно откликается на текущие политические события. Он возобновляет гастрольную деятельность, выступая с докладами и чтением стихов по всему СССР. Он организует ЛЕФ (левый фронт искусств), редактирует одноименный журнал. Он участвует в многочисленных литературных и общественных дискуссиях.

Политическая, агитационная поэзия Маяковского в 20-е гг оказалась уникальным явлением. «Он дал этой власти дар речи. Новая власть так бы и корчилась безъязыкая, не будь у нее Маяковского. С ним, еще долго об этом не зная, власть получила в свое владение именно то, чего ей не хватало: величайшего мастера словесной поверхности, гения словесной формулы» (Ю. А. Карабичевский «Воскресение Маяковского»)

Однако присяга красному знамени не мешала поэту писать хорошие стихи.


5. Финал: точка пули. Самоубийство как нарушение закона.

Мотив самоубийства часто появляется в ранних стихотворениях Маяковского.

14 апреля 1930-го Маяковский выстрелил в себя в рабочей комнате на Лубянке. Он оставил короткое письмо, написанное за 2 дня до гибели:

"Всем.

В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля — люби меня.

Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.

Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.

Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят —

инцидент исперчен”,

любовная лодка

разбилась о быт.

Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень

взаимных болей,

бед

и обид.

Счастливо оставаться.

Владимир Маяковский.

12/IV 30 г.

Товарищи Вапповцы, не считайте меня малодушным.

Сериозно — ничего не поделаешь.

Привет.

Ермилову скажите, что жаль — снял лозунг, надо бы доругаться.

В. М.

В столе у меня 2000 руб. — внесите в налог.

Остальное получите с Гиза.

В. М.»."

До революции в России действовал уголовный закон, который предусматривает строгое наказание для пытавшихся совершить суицид. В главе 10 раздела Х Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предусматривалось наказание как за само совершение самоубийства, так и за доведение до него. Самоубийство не признавалось преступлением только если оно было совершено по "великодушному патриотизму", ради сохранения государственной тайны, или, например, из желания женщины сохранить честь и целомудрие в случае грозившего ей насилия. В таких случаях родственники самоубийц имели право на их погребение по церковному обряду, а все завещания, если таковые имелись, имели законную силу. Во всех остальных случаях за совершение суицида лицо признавалось виновным в совершении преступления, лишалось всех прав, которые имело при жизни, а также возможности быть похороненным на кладбище в соответствии с религиозными обрядами. По традиции самоубийц православного вероисповедания хоронили без отпевания и за кладбищенской оградой.

В отличие от самодержавия большевистская власть предоставляет гражданам полную свободу самостоятельно определять: жить или умереть. В РСФСР теперь отсутствуют какие-либо законодательные ограничения прав для тех, кто заканчивает свою жизнь суицидом. Однако, начиная с 1925 г самоубийства в СССР приобретают характер настоящей эпидемии. И не замечать этого явления власть уже не может, теперь большевикам не нравится, что граждане проявляют своеволие, лишая таким образом власть сакрального права на насилие.

Начиная с 30-х гг партийное руководство считает любое самоубийство политическим актом против советской власти. По каждому из таких случаев проводится тщательное расследование с целью установления его причин и политической подоплеки.

Доклад Сталина на декабрьском пленуме ЦК ВКП(б) 1936 года: "человек прибегает к самоубийству, когда боится, что все раскроется, и не желает засвидетельствовать собственный позор перед обществом... И вот у вас есть последнее сильное и самое лёгкое средство, уйдя из жизни раньше срока, в последний раз плюнуть в лицо партии, предать партию".

Биографы Маяковского находят много причин, которые оказывали влияние на настроение Маяковского, могли подтолкнуть его к трагическому шагу.

Чтобы быть "ближе к пролетариату", Маяковский покинул ЛЕФ (левый фронт искусства) и перешёл в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей). После этого многие старые друзья порвали с ним.

Из уже приготовленного к печати номера журнала "Печать и революция" был вырезан портрет с подписью, в которой Маяковский назывался "великим революционный поэтом, замечательным революционеры политического искусства".

Поэт чувствует, что начинает терять голос. Он сталкивается с откровенной грубостью и насмешками, на которые уже не имеет сил ответить остроумно.

Но все эти причины и мотивы отсутствуют в письме "Всем". Главной там оказывается строчка:" Любовная лодка разбилась о быт".

В конце 20х гг личная жизнь Маяковского оказывается совершенно запутанной, ещё более странной, чем раньше.

В 1925 г во время американской поездки у Маяковского начинается роман, от которого у него родится дочь.

Но он влюбляется в Париже в модель Татьяну Яковлеву. Любовь эта закончилась драматически: Маяковский не получил визу, Татьяна вышла замуж за другого.

Последним шансом починить любовную лодку стали для Маяковского отношения с актрисой Художественного театра Вероникой Полонской. Выстрел 14 апреля 1930 г раздался сразу после долгого, мучительного разговора с ней.


6. ЛЮБ: история любвии наследственное право

В автобиографии "Я сам" есть главка "Радостнейшая дата", состоящая из одной строчки: "Июль 915го г. Знакомлюсь с Л. Ю. и О. М. Бриками". Это знакомство сыграло в дальнейшей судьбе Маяковского даже большую роль, чем общение с Д. Бурлюком и др футуристами.

Позднее Маяковский и Лиля Брик обмениваются перстнями-печатками. На внутренней стороне её перстня Маяковский выгравировал инициалы ЛЮБ, которые при чтении по кругу превращались в слово ЛЮБЛЮ.

С этого времени практически все лирические стихи он посвящает одной женщине. Поэма "Люблю" (ноябрь 1921 - февраль 1922) была написана во время двухмесячного расставания по её инициативе. "Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи", - вспоминает одна из современник реплику Л. Ю. Брик.

Маяковский удовлетворяет все её желания и капризы, рассказывает о ней всем влюблённым в него женщинам. В отношениях с Лилей Юрьевной Брик знаменитый поэт, укрощавший огромные аудитории, превращается в робкого, нервного, стеснительного мальчишку.

Свою версию этих отношений Л. Ю. Брик представила в предисловии к публикации писем к ней Маяковского: "Осип Максимович был моим первым мужем. Я встретилась с ним, когда мне было 13 лет. Обвенчались в 1912 году. Когда я сказала ему о том, что Маяковский и я полюбили друг друга, все мы решили никогда не расставаться. Маяковский и Брик были тогда уже близкими друзьями, людьми, связанными друг с другом близостью идейных интересов и совместной литературной работой. Так случилось, что мы прожили нашу жизнь, и духовно, и большей частью территориально, вместе".

Л. Ю. Брик понимала, с кем имеет дело, внимательно следила за тем, чтобы оставаться в жизни Маяковского единственной женщиной-вдохновительницей. А он мучился и писал хорошие стихи.

Без Маяковского Л. Ю. Брик проживёт ещё несколько жизней. Она будет признана одной из наследниц Маяковского, станет публиковать его стихи и письма.

Ст. 11 Постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1925 г "Об основах авторского права".

Круг наследников по закону и завещанию полностью совпадал. К наследующим относились дети, внуки, правнуки умершего, переживший супруг, а также нетрудоспособные и неимущие лица, фактически находившиеся на полном иждивении умершего не менее года до его смерти (ст. 418). Наследство длилось между всеми законными наследника и поровну. Предсмертная записка не могла быть завещание согласно кодекса ст. 422, однако государственными органами этот "документ" считается чётко выраженной волей покойного.

Таким образом, Маяковский "определил своих наследников по завещанию" в лице Л. Ю. Брик, В. В. Полонской и своих близких родственников: матери - Александры Алексеевна Маяковской, родных сестёр Людмилы и Ольги, которые одновременно являлись наследниками по закону, т е в нашем случае, единственными наследниками поэта.



Хронометраж урока

1. Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация ученой деятельности учащихся

2 мин 10:02

2. Актуализация знаний

3 мин 10:05

3. Первичное усвоение новых знаний: сюжет и защита

35 мин 10:40

4. Первичная проверка понимания БИНГО

5 мин 10:45

5. Первичное закрепление: статусы

13 мин 10:58

6. Информация о домашнем задании, инструктаж: на выбор – 1. Нарисовать, какой след оставил поэт в литературе 2. Прочитать поэму «Во весь голос» 3. Выучить стихотворение «А вы могли бы?»

2 мин 11:00

7. Рефлексия, выставление оценок, фильм о Маяковском 1 мин

10 мин 11:10

















Фамилия, имя, номер команды

Тема урока



Соотнесите информацию:

Соотнесите линиями годы жизни и имена поэтов

1. 1880-1921

2. 1893-1930

3. 1889-1966

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?

Соотнесите линиями факты биографии и имена поэтов

1. сын лесничего

2. дед – «отец русской ботаники», тесть – ученый-химик Д. И. Менделеев

3. настоящая фамилия - Горенко

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?

Соотнесите линиями характеристики-афоризмы и имена поэтов

1. «Трагический тенор эпохи»

2. «Агитатор, горлан, главарь»

3. «Дамская декадентствующая поэтесса»

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?

Соотнесите линиями особенности выразительной системы и имена поэтов

1. Стихотворная строка разбивается «лесенкой», чтобы точнее донести до читателя все оттенки поэтической речи

2. Символичность образов

3. Простота и ясность языка

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?

Соотнесите линиями литературное течение и имена поэтов

1. символизм

2. футуризм

3. акмеизм

А) Блок А. А.

Б) Ахматова А. А.

В) ?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!