Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №21
сельское поселение «Поселок Герби»
муниципального Верхнебуреинского района
Хабаровского края
Положение
о проверке техники чтения
в 5-9-х классах МБОУ ООШ №21 п.Герби
Общие положения
1.1 Положение о проверке техники чтения в 5-9-х классах разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ ООШ №21 п. Герби
1.2. Настоящее Положение определяет содержание, цели, задачи, порядок проведения проверки техники чтения в 5 -9-х классах МБОУ ООШ №21 п. Герби, обеспечивая единые требования по проверке техники чтения в школе.
1.3. Настоящее положение регламентирует контроль и оценку результатов развития читательских навыков.
1.4.Положение о проверке техники чтения утверждается директором школы.
2.Цели и задачи
2.1. Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков.
2.2. Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:
способ чтения;
темп чтения (вслух и «про себя»);
навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»);
чтение без ошибок.
Содержание и способы проверки
3.1. Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.
Оценивание навыка чтения вслух
Класс | Общая оценка | Ответы по содержанию текста | Чтение без ошибок | Выразительность чтения | Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста |
5 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности | 100 – 125 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности | Менее 100 слов |
6 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности | 110-130 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности | Менее 110 слов в минуту |
7 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности | 120 – 135 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности | Менее 120 слов в минуту |
8 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более 3-4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности | 130 – 140 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности | Менее 130 слов в минуту |
9 | «справился» | Осознание общего смысла прочитанного текста | Наличие не более 3-4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности | 140-150 слов в минуту |
« не справился» | Непонимание общего смысла, прочитанного текста | Более 2 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) | Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности | Менее 140 слов в минуту |
Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
6.1. Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений;
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
Оценивание навыка чтения про себя
класс | Общая оценка | Ответы по содержанию | Темп чтения, пр котором осознает основную мысль текста |
5 | «справился» | Правильно выполнено не менее 50% задания | Не менее 145 сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 50% заданий | Менее 145 сл/мин |
6 | «справился» | Правильно выполнено не менее 55% заданий | Не менее 160сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 55% заданий | Менее 160 сл/мин |
7 | «справился» | Правильно выполнено не менее 60% заданий | Не менее 170 сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 60% заданий | Менее 170 сл/мин |
8 | «справился» | Правильно выполнено не менее 70% заданий | Не менее 180-200 сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 70% заданий | Менее 180 сл/мин |
9 | «справился» | Правильно выполнено не менее 70% заданий | Не менее 180-200 сл/мин |
« не справился» | Правильно выполнено менее 70% заданий | Менее 180 сл/мин |
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного;
неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.
Нормы оценивания
Нормы техники чтения (слов в минуту) для 5-9- классов.
класс | на конец 1 полугодия | на конец 2 полугодия |
5 | на «2»-менее 90 слов на «3»- 90 - 104слов на «4»- 105 – 119 слов на «5»- 120 слов и более | на «2»-менее 100 слов на «3»- 100 - 114слов на «4»- 115 – 124 слов на «5»- 125 слов и более |
6 | на «2»-менее 100 слов на «3»- 100 – 114 слов на «4»- 115 – 124 слов на «5»-125 и более слов | на «2»-менее 110 слов на «3»- 110 – 120 слов на «4»- 121 – 129 слов на «5»-130 и более слов |
7 | на «2»- менее 110 слов на «3»- 110-115 слов на «4»- 116-124 слов на «5»-125 и более слов | на «2»- менее 120 слов на «3»- 120-125 слов на «4»- 126-134 слов на «5»-135 и более слов |
8 | на «2»- менее 115 слов на «3»-116-125 слов на «4»- 126- 134 слов на «5»- 135 и более слов | на «2»- менее 130 слов на «3»-130-134 слов на «4»- 135- 139 слов на «5»- 140 и более слов |
9 | на «2»- менее 120 слов на «3»- 121- 130слов на «4»- 130- 139 слов на «5»-140 и более слов | на «2»- менее 140 слов на «3»- 140- 142слов на «4»- 142- 144 слов на «5»-145и более слов |
Порядок проведения процедуры проверки техники чтения
Проверка сформированности техники чтения у учащихся может проводиться в течение нескольких дней. (входной контроль - в сентябре, промежуточный - в декабре, итоговый - в мае).
В аудитории, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя, на одного из которых возлагаются обязанности организатора, а на другого учителя, не преподающего в данном классе, обязанность экзаменатора.
Организатор заводит по одному учащемуся в аудиторию для прохождения процедуры проверки техники чтения, предоставляет учащемуся необходимый материал (бланк с текстом для чтения), а также обеспечивает порядок очерёдности прохождения учащимися данной процедуры.
Ученикам, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.
Текст, предлагаемый для чтения, учащийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение учащегося по истечении 1 минуты.
Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает учащемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения учащегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки. По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).
После прочтения учащимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт учащемуся вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации.
Вопросы по содержанию текста, задаваемые учителем-экзаменатором, содержатся в бланке с текстом, который предназначен для учителя.
При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.
По окончании беседы по содержанию прочитанного текста ученик покидает аудиторию в сопровождении организатора, а учитель-экзаменатор в это время может произвести подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполнить таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.
Процедура проверки техники чтения должна вестись в доброжелательной, спокойной атмосфере.
Непозволительно делать замечания во время чтения текста учеником, останавливать читающего для подсчета количества прочитанных слов в 1 минуту, давать устную оценку уровня чтения в присутствии учащихся, выставлять оценки по окончании чтения (устно или в журнал).
Приложение 1
Проверка техники чтения в 5- 9 классах
20… - 20… учебный год
Класс………………………… Учитель…………………………………
Диагностическая карта
№ п/п | Фамили, имя учащегося | Способ чтения: слоговое, целыми словами | Правильность: повтор, искажение, орфоэпические ошибки | Темп чтения: слов в минуту | осознанность | выразительность |
ниже нормы | норма | выше нормы |
1 | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | |
Замечания по ведению замеров техники чтения |
Приложение 2
Рекомендации по оцениванию техники чтения
В ходе данного мониторинга сформированное™ техники чтения учащихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения, которая заполняется сразу после каждого учащегося, читавшего текст. Перечислим данные параметры.
Способ чтения (определяется во время чтения).
Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).
Правильность чтения (определяется во время чтения).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).
В ходе проверки техники чтения в таблице для записи результатов необходимо поставить плюс (+) или другой знак, чтобы отметить способ чтения каждого учащегося.
Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту.
Правильность чтения — это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:
- искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
- замена одних единиц чтения другими;
- наличие повторов (слогов и слов);
- нарушение норм литературного произношения:
- орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
- ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов .
Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка делается в соответствующей графе, если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается каким-либо знаком.
Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.
При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические ударения и паузы. Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении
вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Осознание прочитанной информации предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
- значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
- предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
- основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Вывод экзаменатора о том, что для данного учащего характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.
Приложение 3
Анализ техники чтения
Класс………….. Учитель………………………
от……………………………..
Количество учащихся в классе - ……..
Число проверенных учащихся - ………..
Цели: выявить навыки чтения:
Понимание слов: ключевых; употребленных в переносном смысле. Понимание предметного плана: о чем, о ком или что говорится в этой части, в тексте, осознание смысла предметного плана, что всем этим хотел сказать автор. Осознание основной мысли произведения.
Способ чтения
Читаю по буквам - …………..учащихся
Читают по словгам - …………учащихся
Читают по слогам и целыми словами - …………….учащихся
Читают целыми словами - ………….учащихся
Правильность чтения
Без ошибок – ………....учащихся
С 1-2 ошибками - …….учащихся
С 3 и более ошибками - учащихся
Пропуск, замена, искажение букв, слогов - ………учащихся
Повторы слов, слогов - ……..учащихся
Постановка ударения - ……….учащихся
Ошибки в окончании слов - ………учащихся
Темп чтения
Ниже нормы - ……..учащихся
В норме - …………учащихся
Выше нормы - ………учащихся
Выразительность чтения
Использование основных средств выразительность (пауз, логических ударений, тона, темпа), с помощью которых выражается понимание –
…………… учащихся.
Осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации - ……учащихся
______________________