СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая рекомендация "Технология проверки техники чтения в 5-9 классах"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В представленной работе заявляются цели и задачи проверки техники чтения у учеников 2 ступени обучения,, раскрываются содержание и способы,проверки, приводится таблица с критериями оценивания чтения вслух и про себя,  приводится классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки, нормы оценивания и порядок проведения процедуры проверки техники чтения

Просмотр содержимого документа
«Методическая рекомендация "Технология проверки техники чтения в 5-9 классах"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №21

сельское поселение «Поселок Герби»

муниципального Верхнебуреинского района

Хабаровского края



Положение

о проверке техники чтения

в 5-9-х классах МБОУ ООШ №21 п.Герби

  1. Общие положения

1.1 Положение о проверке техники чтения в 5-9-х классах разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МБОУ ООШ №21 п. Герби

1.2. Настоящее Положение определяет содержание, цели, задачи, порядок проведения проверки техники чтения в 5 -9-х классах МБОУ ООШ №21 п. Герби, обеспечивая единые требования по проверке техники чтения в школе.

1.3. Настоящее положение регламентирует контроль и оценку результатов развития читательских навыков.

1.4.Положение о проверке техники чтения утверждается директором школы.

2.Цели и задачи

2.1. Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков.

2.2. Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:

      1. способ чтения;

      2. темп чтения (вслух и «про себя»);

      3. навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»);

      4. чтение без ошибок.


  1. Содержание и способы проверки


3.1. Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.





  1. Оценивание навыка чтения вслух


Класс


Общая оценка

Ответы по содержанию текста

Чтение без ошибок

Выразительность чтения

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

5

«справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности

100 – 125 слов в минуту

« не справился»

Непонимание общего смысла, прочитанного текста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 100 слов

6

«справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности

110-130 слов в минуту

« не справился»

Непонимание общего смысла, прочитанного текста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 110 слов в минуту

7

«справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности

120 – 135 слов в минуту

« не справился»

Непонимание общего смысла, прочитанного текста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 120 слов в минуту

8

«справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 3-4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)


Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности

130 – 140 слов в минуту

« не справился»

Непонимание общего смысла, прочитанного текста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 130 слов в минуту

9

«справился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 3-4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности

140-150 слов в минуту

« не справился»

Непонимание общего смысла, прочитанного текста

Более 2 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 140 слов в минуту


Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

  1. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

6.1. Ошибки:

      1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

      2. неправильная постановка ударений;

      3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

      4. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

      5. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

      6. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

      7. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

    1. Недочеты:

      1. не более двух неправильных ударений;

      2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

      3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

      4. неточности при формулировке основной мысли произведения;


  1. Оценивание навыка чтения про себя

класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, пр котором осознает основную мысль текста

5

«справился»

Правильно выполнено не менее 50% задания

Не менее 145 сл/мин

« не справился»

Правильно выполнено менее 50% заданий

Менее 145 сл/мин

6

«справился»

Правильно выполнено не менее 55% заданий

Не менее 160сл/мин

« не справился»

Правильно выполнено менее 55% заданий

Менее 160 сл/мин

7

«справился»

Правильно выполнено не менее 60% заданий

Не менее 170 сл/мин

« не справился»

Правильно выполнено менее 60% заданий

Менее 170 сл/мин

8

«справился»

Правильно выполнено не менее 70% заданий

Не менее 180-200 сл/мин

« не справился»

Правильно выполнено менее 70% заданий

Менее 180 сл/мин

9

«справился»

Правильно выполнено не менее 70% заданий

Не менее 180-200 сл/мин

« не справился»

Правильно выполнено менее 70% заданий

Менее 180 сл/мин


  1. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки


    1. Ошибки:

      1. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

      2. неумение выделить основную мысль прочитанного;

      3. неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

      4. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении.


  1. Нормы оценивания


Нормы техники чтения (слов в минуту) для 5-9- классов.


класс


на конец 1 полугодия


на конец 2 полугодия

5

на «2»-менее 90 слов

на «3»- 90 - 104слов

на «4»- 105 – 119 слов

на «5»- 120 слов и более

на «2»-менее 100 слов

на «3»- 100 - 114слов

на «4»- 115 – 124 слов

на «5»- 125 слов и более

6

на «2»-менее 100 слов

на «3»- 100 – 114 слов

на «4»- 115 – 124 слов

на «5»-125 и более слов

на «2»-менее 110 слов

на «3»- 110 – 120 слов

на «4»- 121 – 129 слов

на «5»-130 и более слов

7

на «2»- менее 110 слов

на «3»- 110-115 слов

на «4»- 116-124 слов

на «5»-125 и более слов

на «2»- менее 120 слов

на «3»- 120-125 слов

на «4»- 126-134 слов

на «5»-135 и более слов

8

на «2»- менее 115 слов

на «3»-116-125 слов

на «4»- 126- 134 слов

на «5»- 135 и более слов

на «2»- менее 130 слов

на «3»-130-134 слов

на «4»- 135- 139 слов

на «5»- 140 и более слов

9

на «2»- менее 120 слов

на «3»- 121- 130слов

на «4»- 130- 139 слов

на «5»-140 и более слов

на «2»- менее 140 слов

на «3»- 140- 142слов

на «4»- 142- 144 слов

на «5»-145и более слов


  1. Порядок проведения процедуры проверки техники чтения


    1. Проверка сформированности техники чтения у учащихся может проводиться в течение нескольких дней. (входной контроль - в сентябре, промежуточный - в декабре, итоговый - в мае).

    2. В аудитории, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя, на одного из которых возлагаются обязанности организатора, а на другого учителя, не преподающего в данном классе, обязанность экзаменатора.

    3. Организатор заводит по одному учащемуся в аудиторию для прохождения процедуры проверки техники чтения, предоставляет учащемуся необходимый материал (бланк с текстом для чтения), а также обеспечивает порядок очерёдности прохождения учащимися данной процедуры.

    4. Ученикам, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.

    5. Текст, предлагаемый для чтения, учащийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение учащегося по истечении 1 минуты.

    6. Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает учащемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения учащегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки. По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).

    7. После прочтения учащимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт учащемуся вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации.

    8. Вопросы по содержанию текста, задаваемые учителем-экзаменатором, содержатся в бланке с текстом, который предназначен для учителя.

    9. При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.

    10. По окончании беседы по содержанию прочитанного текста ученик покидает аудиторию в сопровождении организатора, а учитель-экзаменатор в это время может произвести подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполнить таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.

    11. Процедура проверки техники чтения должна вестись в доброжелательной, спокойной атмосфере.

    12. Непозволительно делать замечания во время чтения текста учеником, останавливать читающего для подсчета количества прочитанных слов в 1 минуту, давать устную оценку уровня чтения в присутствии учащихся, выставлять оценки по окончании чтения (устно или в журнал).
































Приложение 1

Проверка техники чтения в 5- 9 классах

20…­­­­­ - 20… учебный год

Класс………………………… Учитель…………………………………


Диагностическая карта


№ п/п

Фамили, имя учащегося

Способ чтения: слоговое, целыми словами

Правильность: повтор, искажение, орфоэпические ошибки

Темп чтения: слов в минуту

осознанность

выразительность

ниже нормы

норма

выше нормы

1









2









3









4









5









Замечания по ведению замеров техники чтения


Приложение 2

Рекомендации по оцениванию техники чтения

В ходе данного мониторинга сформированное™ техники чтения учащихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения, которая заполняется сразу после каждого учащегося, читавшего текст. Перечислим данные параметры.

Способ чтения (определяется во время чтения).

Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).

Правильность чтения (определяется во время чтения).

Выразительность чтения (определяется во время чтения).

Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

В ходе проверки техники чтения в таблице для записи результатов необходимо поставить плюс (+) или другой знак, чтобы отметить способ чтения каждого учащегося.

Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту.

Правильность чтения — это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению:

- искажение звукобуквенного состава:

- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

- вставка произвольных элементов в единицы чтения;

- замена одних единиц чтения другими;

- наличие повторов (слогов и слов);

- нарушение норм литературного произношения:

- орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

- ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов .

Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка делается в соответствующей графе, если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается каким-либо знаком.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения.Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением.

При оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические ударения и паузы. Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении

вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Осознание прочитанной информации предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Для оценки понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:

- значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

- предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

- основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Вывод экзаменатора о том, что для данного учащего характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного;

- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.




Приложение 3


Анализ техники чтения


Класс………….. Учитель………………………

от……………………………..

  1. Количество учащихся в классе - ……..

  2. Число проверенных учащихся - ………..

  3. Цели: выявить навыки чтения:

Понимание слов: ключевых; употребленных в переносном смысле. Понимание предметного плана: о чем, о ком или что говорится в этой части, в тексте, осознание смысла предметного плана, что всем этим хотел сказать автор. Осознание основной мысли произведения.


Способ чтения


  1. Читаю по буквам - …………..учащихся

  2. Читают по словгам - …………учащихся

  3. Читают по слогам и целыми словами - …………….учащихся

  4. Читают целыми словами - ………….учащихся


Правильность чтения


  1. Без ошибок – ………....учащихся

  2. С 1-2 ошибками - …….учащихся

  3. С 3 и более ошибками - учащихся

  4. Пропуск, замена, искажение букв, слогов - ………учащихся

  5. Повторы слов, слогов - ……..учащихся

  6. Постановка ударения - ……….учащихся

  7. Ошибки в окончании слов - ………учащихся


Темп чтения


  1. Ниже нормы - ……..учащихся

  2. В норме - …………учащихся

  3. Выше нормы - ………учащихся


Выразительность чтения


  1. Использование основных средств выразительность (пауз, логических ударений, тона, темпа), с помощью которых выражается понимание –

…………… учащихся.

  1. Осознанное чтение с соблюдением всех норм интонации - ……учащихся



______________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!