МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
1 Методика формирования регулятивных УУД
Регулятивные УУД – отвечают за планирование, постановку целей, прогнозирование личных результатов, контроль собственной деятельности, корректировку и оценку своей работы, а также алгоритмизацию собственной деятельности. Регулятивная универсальная учебная деятельность занимает важное место в формировании способности к обучению. Для успешного существования в современном мире, в обществе человек должен: иметь возможность ставить перед собой конкретную цель; спроектировать свою жизнь; прогнозировать возможные ситуации.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебы учащихся. Это включает:
- целеполагание;
- планирование;
- коррекция;
- прогнозирование;
- контроль;
- оценка;
-волевая саморегуляция.
Целеполагание - основной элемент учебной работы, который непосредственно влияет на развитие у школьников способности к обучению и развитие самостоятельности. Постановка учебной цели определяет формирование у учащихся познавательного интереса в процессе познания. Постановка целей в обучении – это постановка целей и задач обучения учащимися и учителем на конкретных его этапах. Целеполагание проходит через весь процесс обучения, выполняя функции мотивации труда учащихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.
Работа над постановкой целей включает в себя введение учащихся в разные степени:
1 степень. Внешние цели в пользу учащихся с получением оптимальной оценки, похвалы учителя или родителя, запоминания определенного используемого материала и т. д.
2 степени. Постановка учащимися смысловых целей при осмысленном восприятии материала, используемого в предмете.
3 степени. Наличие творческих целей, позволяющих выполнять творческие задачи в процессе изучения объекта. Новые навыки воспринимаются, когда учащиеся хорошо понимают проблемы, с которыми они сталкиваются, и заинтересованы в предстоящей работе.
Можно использовать следующие методы, чтобы научить ребенка ставить цели:
-выбор цели упражнения из предложенных преподавателем формулировок;
-обоснование выбора целей;
-постановка цели в проблемном варианте.
Именно такое отношение к целеполаганию считается продуктивным и прогрессивным.
Приемы развития действия планирования:
Оформление УУД планирования осуществляется путем введения определения термина «план» — это ряд действий, последовательность. Со временем учащиеся учатся создавать собственный план действий на основе вывода учебной задачи. Поставив сначала задачу, нужно обязательно вернуться к ней во время занятия и подвести итог в конце. Составление плана - установление порядка переходных целей, учет конечного результата, составление плана последовательности действий. Более успешными для развития навыков планирования считаются следующие методы:
- обсуждение плана решения учебной задачи;
- работа с деформированным планом решения учебной задачи;
-использование плана с отсутствующими или излишними пунктами;
-составление собственного плана решения учебной задачи.
Приемы разработки действия прогнозирования:
Дети учатся предсказывать результаты своей работы, выбирая разные методы для выполнения одной и той же задачи. Прогнозирование ориентировано на прогнозирование результата с учетом имеющейся информации, а также на выявление и прогнозирование причин проблем. К этой группе относятся проблемы с недостающей и избыточной информацией, а также ответы детей на следующие вопросы:
- Как вы думаете, тот или иной исход может быть успешным?
-На ваш взгляд, достаточно ли знать этот объем информации для выполнения поручения?
-Какие проблемы имеют все шансы возникнуть и вследствие чего?
Методы развития контроля и оценки:
Не менее важными элементами учебной работы являются контроль и оценка. Следующие методы эффективны для разработки регулятивных УУД:
-повторяем с проверкой: учащиеся готовят тестовые темы по используемому ими материалу, затем одни учащиеся предъявляют свои задания на повторение, другие отвечают на них в парах; сравнение результата работы с образцом, образцом, основанным на самостоятельно ожидаемых обстоятельствах, исполнении;
-выполнение действий по одной памятке, алгоритму.
Оценка достижений ни в коем случае не сравнивается с другими, а с собой лично, реальный результат с предыдущим, где поощряется каждое незначительное достижение. Преимущество оценивания в том, что оно позволяет учащемуся заметить свои сильные и слабые стороны. Что касается оценочной деятельности, то в данном случае она непосредственно связана с контрольной деятельностью. Самооценка отражает уровень детской самооценки, чувства собственного достоинства и позитивного отношения ко всему, что входит в область их Я. По этой причине наблюдается низкая самооценка, отрицание себя, отрицательное отношение к собственной персоне.
Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий у детей это:
способность реализовывать действие согласно примеру и установленному правилу;
способность удерживать установленную цель;
способность наблюдать указанную оплошность и поправлять её согласно предписанию взрослого;
способность осуществлять контроль собственной работы согласно итогу;
способность правильно осознавать оценку старшего и ровесника.
1.2 Констатирующий эксперимент
Цель: диагностировать состояние уровня сформированности регулятивных учебных действий у учащихся 9 классов.
Задачи:
определение уровня сформированности регулятивных учебных действий учащихся;
разработать рекомендации для изменения уровня сформированности регулятивных учебных действий у учащихся 9 классов.
Методы исследования: анкетирование, беседа, наблюдение, эмпирический метод.
Исследование проводилось на базе общеобразовательной средней школы №1 г. Медногорска Оренбургской области. Были взяты два девятых класса 9 «А», 9 «Б» классы. Всего 41человек.Учащимся была предложена анкета, указанная в приложении 1.
Констатирующий эксперимент показал следующие результаты (таблица 1, рисунок 5):
Таблица 1- Результаты констатирующего эксперимента
Регулятивные УУД | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 | Уровень 4 |
Целеполагание | 19 | 11 | 6 | 5 |
Планирование | 16 | 13 | 8 | 4 |
Прогнозирование | 16 | 12 | 6 | 7 |
Контроль | 15 | 15 | 7 | 4 |
Оценка | 13 | 16 | 6 | 6 |
Рисунок 5- Диаграмма «Уровень сформированности регулятивных учебных действий»
Результаты анкетирования показали недостаточный уровень сформированности регулятивных учебных действий.
Где:
Уровень 1-Очень низкий – 5 баллов;
Уровень 2-низкий – 6-8 баллов;
Уровень 3-средний – 9-12 баллов;
Уровень 4-высокий – 13-15 баллов.
Для определения уровня сформированности регулятивных УУД была разработана программа наблюдения, которая представлена в Приложении 2.
Согласно этой программе для определения уровня регулятивных УУД эмпирическим методом была предложена технология web-квеста.
Web-квест — это тип интернет-проекта, который позволяет учащимся эффективно использовать информацию, найденную в Интернете. Этот тип проекта состоит из введения, процесса, заданий для всех участников проекта, списка литературы, итогового листа и оценки учителя.
Web-квест состоит из набора заданий, выполняя которые участник движется к определенной цели. Если только одно задание выполнено правильно, участник получает «ключ», открывающий следующую дверь на новый этап.
Работа над Web-квестом ставит участников в активную позицию, заставляет анализировать ситуацию, возможности действий, предлагаемых другими, предлагать свои способы действий, искать объекты на основе предложенных индивидуальных особенностей – все это способствует усвоению новых форм и практик без их прямой передачи. В результате участники полностью поймут тему, лежащую в основе Web-квеста, откроют для себя новые знания и разовьют навыки в рамках Web-квеста.
В результате веб-поиска учащиеся проектируют универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Web-квест, направленный на формирование регулятивных УУД.
Задание: Составить таблицу «Оценка учащихся 9 класса по информатике».
1. Получить данные от учителя информатики об успеваемости учащихся 9-х классов в течение учебного года.
2. Какие данные вы используете?
3. Какие формулы помогают выбрать лучший результат?
4. Как вы выделяете первый и последний результат рейтинга, определяются ли группы?
5. Заполнить таблицу личных оценок в MS Excel.
6. Заполните таблицу рейтинга класса.
7. Представьте результат в виде графика.
Результаты эмпирического метода по определению уровня сформированности регулятивных УУД во время констатирующего эксперимента представлены в Приложении 3,4,5,6,7.
Приложение 1
Анкетирование учащихся для диагностики уровня сформированности регулятивных учебных действий:
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы | Баллы |
Приступая к выполнению задания по информатике выявляете ли Вы проблему и ставите перед собой цель | |
Составляете ли план своих действий при выполнении задания | |
Можете ли спрогнозировать итоги своей работы | |
Умеете ли сличать результат работы с примером, образцом в основе | |
Выполняете ли сами оценку собственной выполненной работы | |
Уровень сформированности регулятивных учебных действий:
Уровень 1-очень низкий – 5 баллов; Уровень 2-низкий – 6-8 баллов; Уровень 3-средний – 9-12 баллов; Уровень 4-высокий – 13-15 баллов.
Приложение 2
Программа наблюдения для проведения констатирующего эксперимента
Цель наблюдения: определение уровня сформированности регулятивных УУД.
Предмет наблюдения: учащиеся 9 классов.
Определение параметров: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка.
Способ фиксации: регистрация с помощью таблицы.
Способ обработки: количественный и качественный анализ.
Для определения уровня регулятивных УУД эмпирическим методом предлагается технология web-квеста.
Заданиеweb-квеста, направленные на формирование регулятивных УУД.
Задание:Разработать таблицу "Рейтинг учеников 9-х классов по информатике".
1. Возьми данные по успеваемости учеников 9-х классов за учебный год у учителя информатики.
2. Какие данные будешь использовать?
3. Какие формулы помогут выбрать лучший результат?
4. Как выделишь первый и последний результаты рейтинга, будут ли определены группы?
5. Заполни таблицу личного рейтинга в MS Excel.
6. Заполни таблицу рейтинга классов.
7. Представь результат в виде графика.
В процессе выполнения работы определяют 4 уровня развития регулятивных УУД.
1-ый – очень низкий уровень. Демонстрирующий его ученик:
совсем не проявляет интереса к материалу урока;
постоянно отвлекается, занимается своими делами, не реагируя на учителя и его задания;
2-ой уровень – низкий. Ученик:
едва проявляет интерес, делает это эпизодически;
периодически отвлекается;
задания учителя выполняет крайне неохотно.
3-й уровень – средний. Ученик:
проявляет небольшой интерес;
делает это эпизодически;
при этом он не активен, а лишь внимательно воспринимает преподносимые ему материал.;
задания учителя выполняет.
4-й уровень – высокий. Учащийся:
проявляет значительный интерес;
внимателен при восприятии материала;
иногда задает учителю вопросы;
активен при выполнении заданий, данных учителем.
Приложение 3
«Результаты анализа уровня сформированности целеполагания»
Группа – 9 «А» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | + | | | |
2 | Бачинская К. | + | | | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | + | |
5 | Варавина П. | + | | | |
6 | Варавина Я. | + | | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | | + |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | + | | | |
16 | Петрова М. | | | + | |
17 | Прокофьев Е. | | + | | |
18 | Рысаева К. | | | + | |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 8 чел.(42%) | 3 чел.(1 6%) | 4 чел(21%) | 4 чел (21%) |
Приложение 4
«Результаты анализа уровня сформированности планирования»
Группа – 9 «А» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | | + | | |
2 | Бачинская К. | + | | | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | | + |
5 | Варавина П. | | + | | |
6 | Варавина Я. | + | | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | | + |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | + | | | |
16 | Петрова М. | | | + | |
17 | Прокофьев Е. | | + | | |
18 | Рысаева К. | | | + | |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 6 чел.(32%) | 5 чел.(26%) | 3 чел(16%) | 5 чел (26%) |
Приложение 5
«Результаты анализа уровня сформированности прогнозирования»
Группа – 9 «А» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | | + | | |
2 | Бачинская К. | | | + | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | + | |
5 | Варавина П. | | + | | |
6 | Варавина Я. | | + | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | | + |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | + | | | |
16 | Петрова М. | | | + | |
17 | Прокофьев Е. | | | + | |
18 | Рысаева К. | | | + | |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 4 чел.(21%) | 5 чел.(26%) | 6 чел(32%) | 4 чел (21%) |
Приложение 6
«Результаты анализа уровня сформированности оценки»
Группа – 9 «А» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | + | | | |
2 | Бачинская К. | | + | | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | + | |
5 | Варавина П. | + | | | |
6 | Варавина Я. | + | | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | | + |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | | + | | |
16 | Петрова М. | | | | + |
17 | Прокофьев Е. | | | + | |
18 | Рысаева К. | | | | + |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
| | 6 чел.(31%) | 4 чел.(21%) | 3 чел(16%) | 6 чел (32%) |
Приложение 7
«Результаты анализа уровня сформированности контроля»
Группа – 9 «А» класс
№ п.п. | Фамилия, имя | Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Ахтырская Д. | + | | | |
2 | Бачинская К. | | + | | |
3 | Бачинский А. | | | | + |
4 | Бордюгов В. | | | + | |
5 | Варавина П. | | + | | |
6 | Варавина Я. | | + | | |
7 | Григорьева Ю | | | + | |
8 | Демиденко П. | | | | + |
9 | Зюкова А. | | | + | |
10 | Квасников И. | + | | | |
11 | Иванов Н. | + | | | |
12 | Копейкин А. | | | | + |
13 | Курошин С | | + | | |
14 | Логачев Г. | | + | | |
15 | Мокина П. | | + | | |
16 | Петрова М. | | | | + |
17 | Прокофьев Е. | | | + | |
18 | Рысаева К. | | | | + |
19 | Ярмонов И. | + | | | |
2