СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические основы формирования регулятивных УУД на уроках информатики в 9 классе

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены методические основы формирования регулятивных УУД на уроках информатики. Материал рассчитан на учащихся 9 класса.

Просмотр содержимого документа
«Методические основы формирования регулятивных УУД на уроках информатики в 9 классе»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

1 Методика формирования регулятивных УУД

Регулятивные УУД – отвечают за планирование, постановку целей, прогнозирование личных результатов, контроль собственной деятельности, корректировку и оценку своей работы, а также алгоритмизацию собственной деятельности. Регулятивная универсальная учебная деятельность занимает важное место в формировании способности к обучению. Для успешного существования в современном мире, в обществе человек должен: иметь возможность ставить перед собой конкретную цель; спроектировать свою жизнь; прогнозировать возможные ситуации.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учебы учащихся. Это включает:

- целеполагание;

- планирование;

- коррекция;

- прогнозирование;

- контроль;

- оценка;

-волевая саморегуляция.

Целеполагание - основной элемент учебной работы, который непосредственно влияет на развитие у школьников способности к обучению и развитие самостоятельности. Постановка учебной цели определяет формирование у учащихся познавательного интереса в процессе познания. Постановка целей в обучении – это постановка целей и задач обучения учащимися и учителем на конкретных его этапах. Целеполагание проходит через весь процесс обучения, выполняя функции мотивации труда учащихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения.

Работа над постановкой целей включает в себя введение учащихся в разные степени:

1 степень. Внешние цели в пользу учащихся с получением оптимальной оценки, похвалы учителя или родителя, запоминания определенного используемого материала и т. д.

2 степени. Постановка учащимися смысловых целей при осмысленном восприятии материала, используемого в предмете.

3 степени. Наличие творческих целей, позволяющих выполнять творческие задачи в процессе изучения объекта. Новые навыки воспринимаются, когда учащиеся хорошо понимают проблемы, с которыми они сталкиваются, и заинтересованы в предстоящей работе.

Можно использовать следующие методы, чтобы научить ребенка ставить цели:

-выбор цели упражнения из предложенных преподавателем формулировок;

-обоснование выбора целей;

-постановка цели в проблемном варианте.

Именно такое отношение к целеполаганию считается продуктивным и прогрессивным.

Приемы развития действия планирования:

Оформление УУД планирования осуществляется путем введения определения термина «план» — это ряд действий, последовательность. Со временем учащиеся учатся создавать собственный план действий на основе вывода учебной задачи. Поставив сначала задачу, нужно обязательно вернуться к ней во время занятия и подвести итог в конце. Составление плана - установление порядка переходных целей, учет конечного результата, составление плана последовательности действий. Более успешными для развития навыков планирования считаются следующие методы:

- обсуждение плана решения учебной задачи;

- работа с деформированным планом решения учебной задачи;

-использование плана с отсутствующими или излишними пунктами;

-составление собственного плана решения учебной задачи.

Приемы разработки действия прогнозирования:

Дети учатся предсказывать результаты своей работы, выбирая разные методы для выполнения одной и той же задачи. Прогнозирование ориентировано на прогнозирование результата с учетом имеющейся информации, а также на выявление и прогнозирование причин проблем. К этой группе относятся проблемы с недостающей и избыточной информацией, а также ответы детей на следующие вопросы:

- Как вы думаете, тот или иной исход может быть успешным?

-На ваш взгляд, достаточно ли знать этот объем информации для выполнения поручения?

-Какие проблемы имеют все шансы возникнуть и вследствие чего?

Методы развития контроля и оценки:

Не менее важными элементами учебной работы являются контроль и оценка. Следующие методы эффективны для разработки регулятивных УУД:

-повторяем с проверкой: учащиеся готовят тестовые темы по используемому ими материалу, затем одни учащиеся предъявляют свои задания на повторение, другие отвечают на них в парах; сравнение результата работы с образцом, образцом, основанным на самостоятельно ожидаемых обстоятельствах, исполнении;

-выполнение действий по одной памятке, алгоритму.

Оценка достижений ни в коем случае не сравнивается с другими, а с собой лично, реальный результат с предыдущим, где поощряется каждое незначительное достижение. Преимущество оценивания в том, что оно позволяет учащемуся заметить свои сильные и слабые стороны. Что касается оценочной деятельности, то в данном случае она непосредственно связана с контрольной деятельностью. Самооценка отражает уровень детской самооценки, чувства собственного достоинства и позитивного отношения ко всему, что входит в область их Я. По этой причине наблюдается низкая самооценка, отрицание себя, отрицательное отношение к собственной персоне.

Показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий у детей это:

  • способность реализовывать действие согласно примеру и установленному правилу;

  • способность удерживать установленную цель;

  • способность наблюдать указанную оплошность и поправлять её согласно предписанию взрослого;

  • способность осуществлять контроль собственной работы согласно итогу;

  • способность правильно осознавать оценку старшего и ровесника.

1.2 Констатирующий эксперимент

Цель: диагностировать состояние уровня сформированности регулятивных учебных действий у учащихся 9 классов.

Задачи:

  1. определение уровня сформированности регулятивных учебных действий учащихся;

  2. разработать рекомендации для изменения уровня сформированности регулятивных учебных действий у учащихся 9 классов.

Методы исследования: анкетирование, беседа, наблюдение, эмпирический метод.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной средней школы №1 г. Медногорска Оренбургской области. Были взяты два девятых класса 9 «А», 9 «Б» классы. Всего 41человек.Учащимся была предложена анкета, указанная в приложении 1.

Констатирующий эксперимент показал следующие результаты (таблица 1, рисунок 5):

Таблица 1- Результаты констатирующего эксперимента

Регулятивные УУД

Уровень 1

Уровень 2

Уровень 3

Уровень 4

Целеполагание

19

11

6

5

Планирование

16

13

8

4

Прогнозирование

16

12

6

7

Контроль

15

15

7

4

Оценка

13

16

6

6


Рисунок 5- Диаграмма «Уровень сформированности регулятивных учебных действий»

Результаты анкетирования показали недостаточный уровень сформированности регулятивных учебных действий.

Где:

  • Уровень 1-Очень низкий – 5 баллов;

  • Уровень 2-низкий – 6-8 баллов;

  • Уровень 3-средний – 9-12 баллов;

  • Уровень 4-высокий – 13-15 баллов.

Для определения уровня сформированности регулятивных УУД была разработана программа наблюдения, которая представлена в Приложении 2.

Согласно этой программе для определения уровня регулятивных УУД эмпирическим методом была предложена технология web-квеста.

Web-квест — это тип интернет-проекта, который позволяет учащимся эффективно использовать информацию, найденную в Интернете. Этот тип проекта состоит из введения, процесса, заданий для всех участников проекта, списка литературы, итогового листа и оценки учителя.

Web-квест состоит из набора заданий, выполняя которые участник движется к определенной цели. Если только одно задание выполнено правильно, участник получает «ключ», открывающий следующую дверь на новый этап.

Работа над Web-квестом ставит участников в активную позицию, заставляет анализировать ситуацию, возможности действий, предлагаемых другими, предлагать свои способы действий, искать объекты на основе предложенных индивидуальных особенностей – все это способствует усвоению новых форм и практик без их прямой передачи. В результате участники полностью поймут тему, лежащую в основе Web-квеста, откроют для себя новые знания и разовьют навыки в рамках Web-квеста.

В результате веб-поиска учащиеся проектируют универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Web-квест, направленный на формирование регулятивных УУД.

Задание: Составить таблицу «Оценка учащихся 9 класса по информатике».

1. Получить данные от учителя информатики об успеваемости учащихся 9-х классов в течение учебного года.

2. Какие данные вы используете?

3. Какие формулы помогают выбрать лучший результат?

4. Как вы выделяете первый и последний результат рейтинга, определяются ли группы?

5. Заполнить таблицу личных оценок в MS Excel.

6. Заполните таблицу рейтинга класса.

7. Представьте результат в виде графика.

Результаты эмпирического метода по определению уровня сформированности регулятивных УУД во время констатирующего эксперимента представлены в Приложении 3,4,5,6,7.


























Приложение 1

Анкетирование учащихся для диагностики уровня сформированности регулятивных учебных действий:

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы

Баллы

Приступая к выполнению задания по информатике выявляете ли Вы проблему и ставите перед собой цель


Составляете ли план своих действий при выполнении задания


Можете ли спрогнозировать итоги своей работы


Умеете ли сличать результат работы с примером, образцом в основе


Выполняете ли сами оценку собственной выполненной работы



Уровень сформированности регулятивных учебных действий:

Уровень 1-очень низкий – 5 баллов; Уровень 2-низкий – 6-8 баллов; Уровень 3-средний – 9-12 баллов; Уровень 4-высокий – 13-15 баллов.









Приложение 2

Программа наблюдения для проведения констатирующего эксперимента

Цель наблюдения: определение уровня сформированности регулятивных УУД.

Предмет наблюдения: учащиеся 9 классов.

Определение параметров: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка.

Способ фиксации: регистрация с помощью таблицы.

Способ обработки: количественный и качественный анализ.

Для определения уровня регулятивных УУД эмпирическим методом предлагается технология web-квеста.

Заданиеweb-квеста, направленные на формирование регулятивных УУД.

Задание:Разработать таблицу "Рейтинг учеников 9-х классов по информатике".

1. Возьми данные по успеваемости учеников 9-х классов за учебный год у учителя информатики.

2. Какие данные будешь использовать?

3. Какие формулы помогут выбрать лучший результат?

4. Как выделишь первый и последний результаты рейтинга, будут ли определены группы?

5. Заполни таблицу личного рейтинга в MS Excel.

6. Заполни таблицу рейтинга классов.

7. Представь результат в виде графика.

В процессе выполнения работы определяют 4 уровня развития регулятивных УУД.

1-ый – очень низкий уровень. Демонстрирующий его ученик:

  • совсем не проявляет интереса к материалу урока;

  • постоянно отвлекается, занимается своими делами, не реагируя на учителя и его задания;

  • 2-ой уровень – низкий. Ученик:

  • едва проявляет интерес, делает это эпизодически;

  • периодически отвлекается;

  • задания учителя выполняет крайне неохотно.

  • 3-й уровень – средний. Ученик:

  • проявляет небольшой интерес;

  • делает это эпизодически;

  • при этом он не активен, а лишь внимательно воспринимает преподносимые ему материал.;

  • задания учителя выполняет.

  • 4-й уровень – высокий. Учащийся:

  • проявляет значительный интерес;

  • внимателен при восприятии материала;

  • иногда задает учителю вопросы;

  • активен при выполнении заданий, данных учителем.













Приложение 3

«Результаты анализа уровня сформированности целеполагания»

Группа – 9 «А» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.

+




2

Бачинская К.

+




3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.



+


5

Варавина П.

+




6

Варавина Я.

+




7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.




+

10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.

+




16

Петрова М.



+


17

Прокофьев Е.


+



18

Рысаева К.



+


19

Ярмонов И.

+






8 чел.(42%)

3 чел.(1

6%)

4 чел(21%)

4 чел (21%)



Приложение 4

«Результаты анализа уровня сформированности планирования»

Группа – 9 «А» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.


+



2

Бачинская К.

+




3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.




+

5

Варавина П.


+



6

Варавина Я.

+




7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.




+

10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.

+




16

Петрова М.



+


17

Прокофьев Е.


+



18

Рысаева К.



+


19

Ярмонов И.

+






6 чел.(32%)

5 чел.(26%)

3 чел(16%)

5 чел (26%)

Приложение 5

«Результаты анализа уровня сформированности прогнозирования»

Группа – 9 «А» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.


+



2

Бачинская К.



+


3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.



+


5

Варавина П.


+



6

Варавина Я.


+



7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.




+

10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.

+




16

Петрова М.



+


17

Прокофьев Е.



+


18

Рысаева К.



+


19

Ярмонов И.

+






4 чел.(21%)

5 чел.(26%)

6 чел(32%)

4 чел (21%)

Приложение 6

«Результаты анализа уровня сформированности оценки»

Группа – 9 «А» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.

+




2

Бачинская К.


+



3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.



+


5

Варавина П.

+




6

Варавина Я.

+




7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.




+

10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.


+



16

Петрова М.




+

17

Прокофьев Е.



+


18

Рысаева К.




+

19

Ярмонов И.

+






6 чел.(31%)

4 чел.(21%)

3 чел(16%)

6 чел (32%)

Приложение 7

«Результаты анализа уровня сформированности контроля»

Группа – 9 «А» класс

п.п.

Фамилия, имя

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

1

Ахтырская Д.

+




2

Бачинская К.


+



3

Бачинский А.




+

4

Бордюгов В.



+


5

Варавина П.


+



6

Варавина Я.


+



7

Григорьева Ю



+


8

Демиденко П.




+

9

Зюкова А.



+


10

Квасников И.

+




11

Иванов Н.

+




12

Копейкин А.




+

13

Курошин С


+



14

Логачев Г.


+



15

Мокина П.


+



16

Петрова М.




+

17

Прокофьев Е.



+


18

Рысаева К.




+

19

Ярмонов И.

+






2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!