СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе»

Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе





Оглавление





Введение…………………………………………………………..2



Что такое эссе?...............................................................................2 – 3



Особенности эссе как литературного жанра…………………3 – 4



Разновидности эссе………………………………………………5



Требования, предъявляемые к эссе……………………………5



Технология подготовки учащихся к написанию эссе……….5 – 7



Алгоритм написания эссе ………………………………………7 – 8



Памятка при написании эссе…………………………………... 8 - 9

Литература………………………………………………………...9













Введение

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Задача педагога - научить ребенка этому. Сделать это за короткое время практически невозможно. Поэтому приступать к работе необходимо уже в 8 классе.

Итак, начнем с главного - что же такое эссе?




Что такое эссе.



Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».

Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».

В XVIII-XIX веках эссе - один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у представителей романтизма (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр эссе укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон - в XX[ в. Их лучшие образцы - импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю.

В XX в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру эссе в целях популяризации достижений естественнонаучной мысли и сближения разных кругов читателей.

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический сло­варь» дает развернутое определе­ние: «Эссе - жанр философской, литера­турно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, со­четающий подчеркнуто индивидуаль­ную позицию автора с непринужден­ным, часто парадоксальным изложени­ем, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопе­дия» уточняет: «Эссе - прозаическое со­чинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и сообра­жения, так или иначе, с нею связанные».

Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.

Итак, во всех представленных опре­делениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратив­шись к специальной литературе, посвя­щенной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.



Особенности эссе как литератур­ного жанра.


1. Наличие конкретной темы или вопроса.

Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определе­нию не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, неко­торые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М.Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, слу­жащих благой цели», «Против безде­лья», «О большом пальце руки» и др.

2. Личностный характер воспри­ятия проблемы и ее осмысления.

Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность уви­деть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отно­шения к миру.

3. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конеч­но, не существует, но даже самый крас­норечивый эссеист, как правило, огра­ничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает до­статочно и одного листа, нескольких ем­ких, побуждающих к размышлению фраз).

4. Свободная композиция.

Это важная особенность эссе. Иссле­дователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит ни­каких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, под­чиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — на­оборот!».

5. Непринужденность повествова­ния.

Автору эссе важно установить дове­рительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает наме­ренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может на­писать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчер­пывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

6. Парадоксальность.

Эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.

7. Внутреннее смысловое единство.

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласован­ностью ключевых тезисов и утвержде­ний, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена лично­стная позиция автора.

8. Открытость.

Эссе при этом остается принципиаль­но незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мне­ния до конца, а в том, что он не претенду­ет на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.

Таковы некоторые особенности, ко­торые свойственны эссе как литератур­ному жанру.






Разновидно­сти эссе.


Исследова­тели выделяют следующие разновидно­сти эссе.

С точки зрения содержания, эссе бы­вают философскими, литературно-кри­тическими, историческими, художест­венными, художественно-публицисти­ческими, духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе пред­стают в виде рецензии, лирической ми­ниатюры, заметки, странички из днев­ника, письма, слова и др.

Различают также эссе описатель­ные, повествовательные, рефлексив­ные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произве­дения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классифика­ция эссе на две большие группы: лично­стное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эс­се объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или ка­кой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадле­жит ко второй группе.



Требования, предъявляемые к эссе


1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3. Эссе должно иметь грамотное ком­позиционное построение, быть логич­ным, четким по структуре.

4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убеди­тельную аргументацию заявленной по проблеме позиции.


Технология подготовки учащихся к написанию эссе

Введение— определение основного вопроса эссе.

Основная часть — ответ на поставленный вопрос.

Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, такой таблицей:


Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…

Таким образом,…


Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например,…

Подведем общий итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак,…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:

С одной стороны,…

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…


Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:

П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;

О – Объяснение – Потому что…;

П – Пример, иллюстрация – Например,…;

С – Суждение (итоговое) – Таким образом,...




Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.

Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:

это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

можно создавать подборку только по одному предмету (например, по истории, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде) и т.д.

Однако все эти рассуждения и подходы будут не полными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

Предлагаю вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л. Каранух.


Алгоритм написания эссе:

-внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);

- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.


Жанр

Эссе

Дефиниция (определение )

Художественный очерк

Отнесенность жанра

Художественная проза

Композиция

Свободная (текст выстраивается как новое субъективное мнение о чем-либо в форме заметки, впечатлений, соображений).

Язык

Образность, афористичность, парадоксальность, установка на разговорную речь.

цель

Выражение личности автора текста с размышлениями, с ассоциативными и коннотативными соображениями.




Памятка при написании эссе


Прежде чем приступить к написанию эссе:

1) изучите теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам

раскрыть суть тезиса и собственной позиции;

6) составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1) напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;

2) проанализируйте содержание написанного;

3) проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и

последовательность изложенного;

4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.




Литература:

1. Руденко Г. Л. Пишем творческое эссе.// Мастер - класс.-2005.- № 3.- С. 13-17

2. Котельникова С.А. Аннотация–отзыв–рецензия–эссе // Русский язык в школе. 1998. № 1.

3. Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М.: Школа-Пресс, 1994.

4. Ладыженская Т.А. Сочинения разных жанров. М.: Просвещение, 1996.

5. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания: Учебное пособие для студентов и учителей-словесников. М., 1999.

6. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему. М., 1998.

7. Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением. М.: Высшая школа, 1990.

8. Францова Н.В. Литература. Анализ стихотворения. Анализ эпизода. М.: Экзамен, 2005.3.htmhttp://top.list.ru/jump?from=20470


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!