СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое объединение "Использование кейс-метода в обучении"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс 一 описание конкретной ситуации в любой сфере, а также описание определенной проблемы или задачи. Решить кейс — значит понять проблему, проанализировать все имеющиеся данные и предложить один или несколько вариантов решения проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Методическое объединение "Использование кейс-метода в обучении"»

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь

Я считаю, что современному учителю для успешного проведения урока, необходимо обращать особое внимание не только на качество преподаваемого предмета, но и на восприятие учащимися нового материала. В случае не полностью воспринятой информации теряется мотивация к обучению, наблюдается резкое снижение активности и работоспособности.

С целью разнообразия уроков, поддержания интереса к преподаваемому предмету я использую различные современные активные методы обучения, представленные на слайде:

Особое внимание я хотела бы уделить кейс-методу. Так как этот метод достаточно эффективный. В России он используется 17 лет.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В своей же практической деятельности я применяю этот метод на протяжении 5 лет.

В чем же особенность кейс-метода.

Кейс-метод — это общее название технологий образования, которые являются методами анализа. Его суть заключается в использовании конкретных случаев ситуаций, историй, тексты которых называются «кейсом» для общего анализа, обсуждения или выработки решений обучающимися по определённому разделу предмета.

С методической точки зрения кейс — это специально подготовленный учебный материал, который «содержит структурированное описание ситуаций, заимствованных из реальной практики». Кейсы имеют чётко определённый характер и цель. Как правило, они связаны с проблемой или ситуацией, которая существовала либо и сейчас существует. При этом они либо уже имели какое-то предыдущее решение, либо их решение является необходимым, а потому требует анализа.

Кейс — это всегда моделирование жизненной ситуации , решение, которой найдёт участник кейса, отображает уровень компетентности и профессионализма участника и является реальным решением проблемы.

Ценность метода-кейс заключается в том, что он одновременно отображает не только практическую проблему, но и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить в данной ситуации, а также удачно совмещает учебную, аналитическую и воспитательную деятельность, которая, безусловно, является эффективным в реализации современных задач системы.

Для формирования кейсов я использую следующие источники:

Местный материал, связанный с местом проживания

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Обучающиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Статистические материалы

Для диагностики ситуации и в качестве материала для расчета показателей, которые наиболее существенны для понимания ситуации. Материалы могут быть размещены либо в самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии.

Ресурсы Интернета


Разрабатывая ситуации, применяю различные направления кейсов:

Практические

Реальные жизненные ситуации. Учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков. Кейсы максимально наглядны и детальны.

Обучающие

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.

Научно-исследовательские

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Кейсы представляю:

-в печатном виде;

-мультимедиа средствами;

-демонстрацией видео.

В своей практической деятельности я пробовала применять практически все разновидности метода-кейс.

  1. Метод инцидентов

Это поиск информации самим учеником и обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме.

Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

  1. Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к какой-либо организации, ситуации, проблеме.

Цель обучающегося - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами».

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников.

  1. Игровое проектирование

Это процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

  1. Ситуационно-ролевая игра

В данном случае следует продемонстрировать классу правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

  1. Метод дискуссии

Метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса

  1. Кейс – стади

Этот метод отличается большим объемом материала.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы, на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – усилиями учащегося или группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Позвольте мне представить примеры уроков с использованием некоторых видов кейс-метода::

Ситуационно-ролевая игра «Линейные алгоритмы на языке Паскаль: арифметические операции и функции» в 9 классе

Обучающимся предлагается ситуация, в которой директор компании «ИндивИТ» по производству программного обеспечения дал задание программисту создать программу позволяющую вычислить ускорение и пройденный путь при равноускоренном движении.

Задание: Представить себя сотрудником компьютерной фирмы. Предложить свой вариант программы и технического паспорта к ней. Ответить на вопросы

Проанализировать программу. Ответить на вопросы: Каким образом осуществляется ввод формулы. Какие еще варианты написания данных формул можно использовать в программе?

Результат данной работы представлен на слайде.

Рассмотрим другой пример:

Кейс – стади «Поисковые системы Интернет» в 11 классе

Задание: Обучающимся предлагается подготовить проект на урок истории «Великие князья Киевской Руси». Проект должен содержать портреты и сведения о князьях.

Задание:

  • Какие действия нужно произвести для того, чтобы подготовить проект по истории, учитывая требования, предъявленные к нему?

  • Какие ключевые слова нужно ввести и какие поисковые системы использовать, чтобы быстро найти нужную информацию?

  • Что влияет на поиск нужной информации?

  • Предоставить отчетный проект в программе PowerPoint и ответить на вопросы в текстовом редакторе Word.

Результат представлен в следующем слайде.

В этих двух примерах просматривается интеграция нескольких тем по информатике, а также взаимосвязь информатики с физикой и историей.

Метод-кейс может служить незаменимым инструментом и в процессе проведения внеурочных занятий.

Игровое проектирование «Работа в графическом редакторе Paint»

Описание ситуации: Данное занятии проводится в 2 этапа.

1 этап

Участникам рассказывается о профессиях, связанных с использованием компьютерной графики: дизайнерах, инженерах, архитекторах. А также представляется информация о программах, их назначении и направлениях работы с ними.

2 этап

Ребятам нужно представить себя в роли дизайнера и разработайте дизайнерский проект по созданию «Дома своей мечты» в графическом редакторе. Следует использовать любые раннее изученные инструменты редактора. А также соблюдать правила работы за компьютером!

А также: Перечислить наиболее часто используемые инструменты при создании проекта. Ответить на вопрос какие сложности возникли в процессе работы? Придумать название своему проекту. Не забывать правила работы за компьютером!

Результаты работ учащихся представлены на слайде. Некоторые ребята отметили. Что такого вида профессии очень интересны!

Уроки такого типа способствуют:

- повышению мотивации учения;

- развитию интеллектуальных и коммуникативных навыков, которые будут востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности;

- формированию умения слушать и понимать других людей, работать в команде.

Таким образом, у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

При изучении информатики и информационных технологий я применяю кейсы при освоении правовых вопросов, социальных аспектов информатики, архитектуры персонального компьютера, электронных таблиц других.

Я убеждена, что внедрение кейс-метода при обучении информатике и информационным технологиям позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Данный метод способствует достижению высоких результатов обучающихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Лучшая разработка с применением информационных технологий;

Всероссийская школьная олимпиады по информатике;

Областная олимпиада по информационным технологиям;

Международная олимпиада «Кит»

и другие.

Хочется еще раз сказать:

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

А когда любовь взаимна, то понимаешь, что выбрала этот путь – путь учителя не зря!

А мой успех зависит от успешности моих выпускников!

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!