СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическое пособие. Капитошка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие. Капитошка»

Отдел образования

Администрации Калининского района г. Донецка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное Дошкольное образовательное учреждение

«ясли - сад № 260 г. Донецка»


«Капитошка»

Методическое пособие для развития музыкальности детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки. (Определение и анализ средств музыкальной выразительности.)


автор


Пискунова Ирина Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЯСЛИ - САД № 260

Г. ДОНЕЦКА»








Введение.

Методическое пособие «Капитошка» предназначено для развития музыкальности детей дошкольного возраста посредством восприятия музыки. Направлено на развитие у детей умения определять и анализировать средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. Помогает развивать у детей ритмический, мелодический, динамический, тембровый слух, память, внимание.

Пособие может использоваться как на музыкальных занятиях в качестве обучающего материала, так и в музыкальных центрах групп детского сада в качестве дидактической игры.

С точки зрения реализации Программы дошкольного образования «От рождения до школы» пособие помогает лучшему усвоению детьми знаний в разделе «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное воспитание», вид музыкальной деятельности Слушание, соответствует целям и задачам Программы.

Цель: воспитывать у детей интерес к музыке; воспитывать умение анализировать музыкальное произведение.

Задачи: - формировать у детей музыкальную восприимчивость;

- формировать навык слушания музыки;

- развивать способность запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности;

- развивать умение пользоваться средствами музыкальной выразительности;

- развивать ритмический, мелодический, динамический, тембровый слух;

- развивать у детей память, внимание;

- развивать у детей творческий потенциал;

Пособие подходит для использования в образовательной и игровой деятельности детей 3-7 лет.

Основная часть.


Теоретическая часть.

Музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Музыкальность прямо не зависит от сенсорных способностей, например от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей ребенка представляет препятствие для развития музыкальности.

Ощущения — это отражение отдельных свойств

предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (на анализаторы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.).

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств. С помощью зрительного анализатора человек воспринимает такие свойства, как форма, цвет, величина; с помощью слухового воспринимает звуки по высоте, длительности, ритму, темпу.

Представление — чувственный образ явления или предмета, который в данный момент не воспринимается, но был воспринят ранее в той или иной форме. На основе таких представлений человек может описывать свойства предмета или явления, отсутствующего в настоящий момент.

Б.М.Теплов (1896-1965), советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР, профессор, доктор педагогических наук, крупнейший исследователь индивидуальных различий в отечественной и мировой науке, считал главным признаком музыкальности «переживание музыки как выражение некоторого содержания». Среди основных носителей содержания он выделил три основные музыкальные способности:

1. Ладовое чувство,

2. Музыкально-слуховые представления,

3. Музыкально-ритмическое чувство.


Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих музыкальность детей и в то же время сложных видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими видами музыкальной деятельности, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку.

В процессе слушания дети учатся не только понимать содержание музыки, но и выделять, анализировать отдельные её выразительные средства.

По моим наблюдениям в процессе восприятия музыки именно анализ музыкального произведения вызывает у детей определенные трудности. Анализируя музыку, дети часто забывают или путают характеристики её выразительных средств. Например, вместо «громко» могут сказать «быстро»; музыку мажорного лада, но тихую по звучанию могут характеризовать как грустную и др.

Для решения этих проблем и предназначено методическое пособие «Капитошка», состоящее из набора карточек с символами, помогающими запомнить характеристики средств музыкальной выразительности.

При одновременном использовании на музыкальных занятиях зрительного и слухового анализаторов, а так же ассоциаций различных символов и изображений с выразительными средствами музыки в процессе слушания музыкального произведения, у детей развивается способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, вслушиваться, сравнивать, оценивать свойства музыкальных звуков.


Практическая часть


Пособие изготовлено из доступных и широко использующихся в практике работы дошкольных учреждений материалов. В состав пособия входят:

  • персонаж «Капитошка» - 1 шт.

  • деталь «рот» - 1 шт.

  • карточки – 18 шт.

Персонаж «Капитошка» выполнен в форме круга диаметром приблизительно 40 см.

Изготовлен из:

- ткань (искусственный шелк, атлас) голубого и синего цвета;

- синтепон (наполнитель);

- пряжа акриловая желтого цвета (помпон);

- пуговицы-глаза пластиковые.

Деталь «рот» изготовлена из картона синего цвета, имеет форму полумесяца. Выкладывается на Капитошку, определяет характер/лад музыкального произведения.

Карточки, определяющие характеристики средств музыкальной выразительности изготовлены из цветного картона и бумаги.

Иллюстрации выполнены методом цветной печати с помощью принтера.

Пособие можно использовать на музыкальных занятиях в процессе слушания музыки, пения, для знакомства, изучения и лучшего усвоения характеристики средств музыкальной выразительности. Так же рекомендуется воспитателям компенсаторных групп для детей с нарушением речи, ЗПР для активизации мыслительных, ассоциативных и творческих процессов у детей.


Дидактическая часть


Обозначения


Деталь «рот»:


Характер/лад

веселый/ грустный/

мажор минор


Карточки:

Динамика

громко очень громко тихо очень тихо


Высота звука Тембр


высокий низкий голос инструмент

Темп


медленный спокойный быстрый


Ритм


острый ровный

Мелодия


вверх вниз плавная

ровная скачкообразная


Образовательная деятельность. На музыкальном занятии в процессе знакомства и слушания музыкального произведения дети определяют с помощью «Капитошки» и детали «рот» характер/лад музыки; определяют, находят, называют и выкладывают вокруг «Капитошки» карточки, обозначающие характерные черты выразительных средств музыки:

  • громкая-тихая,

  • высокая-низкая,

  • быстрая-медленна и др.




Игра «Пантомима» (4-5 лет)

После прослушивания музыкального произведения педагог предлагает детям продемонстрировать мимикой и движениями по очереди характер музыки, динамику, темп и др.

После выполнения каждого задания педагогом демонстрируется карточка, называется характеристика и задается вопрос «Правильно/Неправильно». Используя методический прием «Мозговой штурм» (намеренно названа неверная характеристика, демонстрируется несоответствующая карточка, допускается неверно произнесенное слово) педагог побуждает детей к активной мыслительной деятельности.


Игра «Что лишнее?» (6-7 лет)

Вокруг «Капитошки» выложены все карточки рисунками вниз. Дети делятся на 2 команды: команда № 1 и команда № 2 (можно придумать любое название для команд вместе м детьми).

Первый этап. Прослушивается музыкальное произведение. Педагог предлагает команде № 1 открыть карточки, соответствующие по цвету одному из выразительных средств музыки (темп, динамика, мелодия, тембр, ритм, высота звука). Команда № 2 должна оценить правильность действий соперников.

Второй этап. Команда № 2 должна из открытого набора убрать лишние карточки. Команда № 2 обсуждает правильность их действий.








Заключение.


При работе с пособием «Капитошка» у дошкольников развивается: восприятие, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание; умение принять и выполнить задание

В процессе использования пособия в образовательной и игровой деятельности, дети стали лучше воспринимать и запоминать оттенки и названия выразительных средств музыки, основные цвета, музыкальные термины. Повысилась активность работы детей на занятии, концентрация внимания, умение работать в команде, адекватное восприятие мнения других, умение слушать и слышать музыку.





Список используемой литературы:


1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: 1989

2. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия Москва, 1998

3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Издательcтво Академии педагогических наук РСФСР, 1947

4. Типовая образовательная программа «От рождения до школы». Донецк: Истоки, 2015









Содержание

стр.

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

Теоретическая часть_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _5

Практическая часть_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 9

Дидактическая часть:

Обозначение. Деталь «рот»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _11

Карточки_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _12

Образовательная деятельность_ _ _ _ _ _ _ _ _13

Игра «Пантомима»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15

Игра «Что лишнее?»_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 15

Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17

Список литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _18








26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!