СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика преодоления фонематических нарушений речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

м

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Логопедическая работа по преодолению фонематиче­ских нарушений у дошкольников со стертой дизартрией осуществляется с учетом следующего:

  1. Современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, В.И.Галунов, Л.А.Чистович, Е.Н.Винарская и т. д.).

Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой. Функционирование каждого последующего уровня опи­рается на результаты анализа речевого воздействия пре­дыдущего уровня. При этом на более высоких уровнях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового воспри­ятия (долингвистические) и лингвистические ступени. При этом конечным звеном лингвистических ступеней является расшифровка смысла речевого сообщения.

2. Положение о соотношении элементарных и выс­ших психических функций в процессе развития ре­бенка.

Психологические данные о соотношении элементар­ных и высших психических функций в процессе онто­генеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическая деятельность опирается на более элементарные функции. На поздних этапах формирования высшие психические функции представляют собой сложную структуру и осуществля­ются на основе участия более высоких уровней психиче­ской деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что фонематические функции (дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) опираются в своем развитии на достаточно сформированные более элементарные функции восприятия речи.

3. Научные данные об этапах развития фонемати­ческих функций в онтогенезе.

Основываясь на закономерностях формирования фо­нематических функций в онтогенезе, работа по разви­тию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого, по­следнего звука слова; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отноше­нию к другим.

Основное внимание в методике формирования вос­приятия устной речи направлено на развитие диффе­ренциации как смыслоразличительных (фонематиче­ских) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических).

При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приемы и методы, описанные в работах В.К.Орфинской, Д.Б.Эльконина, Е.Ф.Соботович, Р.И.Лалаевой.

Работа по преодолению фонематических нарушений строится поэтапно.

1 этап. Формирование восприятия устной речи

на фонетическом уровне

Задачами этого этапа являются:

= развитие распознавания звуков речи, т. е. вос­приятия устной речи на сенсомоторном уровне;

= развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

= формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;

= создание благоприятных условий для последую­щего формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по двум направлениям.

1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различе­ния звуков на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как дает возможность исключить избыточность ин­формации, встречное моделирование, смысловую догад­ку, играющих существенную роль при восприятии се­мантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствую­щий развитию умения слушать и слышать речевой ма­териал.

В работе используются тестовые слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. В. Покровского.

1. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГ (согласный — гласный):

по во ни фе е чо цэ ме ке бе ми су гы е ро че те бу ча рю тэ та зы жо ге цы ма фо фе бя пе вы зу хи хе ки мо ра се пя ди да жа лю ца хы то хи ню бе ме ры фу зю хю на тю зе га хе

2. Работа с таблицами, включающими слоги типа ГС (гласный — согласный):

ан ик ут ыц ор уф ин ам ол юс ал уч оп уп ус эт ац эт ач ин ит ом ак эл ац ап ок оф эх ис ыл ат он эк от ал ас ип эт ум ур ач ун эм ыр ыц оф ош ир оп ух иш ор ап ык ин эт ом уч ыл

3. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС:

рек ниц зном рыс гек зырь чтуй быс тет скес фок щусь хул штай изм дам пюм кац бек чинь стар бань вюр нах беем тапь зуф треп меф пась мофь лям гоф сях рац цват трюль нуц рель ший щурь луф фиш сузнь прень сах десь жус цой лорь

При необходимости из этих таблиц можно создавать новые путем изменения порядка слогов по таблице слу­чайных чисел или порядка чтения столбцов и строк.

Работа со слоговыми таблицами включается в структуру логопедических занятий и проводится в игровой форме.

Например, логопед рассказывает детям о волшебной стране, в которой живут маленькие волшебные человеч­ки. Он говорит, что эти человечки очень похожи на нас: они так же одеваются, живут в таких же домах, так же ходят, смеются, огорчаются. Только все у них очень ма­ленькое и сами они очень маленькие. А вот разговари­вают эти человечки совсем не так, как мы. У них свой волшебный язык. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну. Но для этого нужно научиться разговаривать на волшебном языке. На столе перед детьми конструируется волшебная страна и фи­гурки волшебных человечков. Дети вместе с логопедом "учат" волшебный язык. Логопед называет слоги, дети их воспроизводят. Если ребенок неправильно воспроиз­водит предъявленный слог, волшебный человечек убега­ет. Остальные дети поправляют допустившего ошибку ребенка. После чего он вновь воспроизводит слог. При правильном воспроизведении слога волшебный челове­чек возвращается. Игра продолжается.

2. Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука

1. Распознавание дефектного произношения, отли­чающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).

Развитие слухового контроля ведется параллельно с формированием правильного артикуляторного уклада, с использованием зрительной опоры, тактильных и кине­стетических ощущений.

Логопед читает детям небольшой рассказ (например, "Свинья в гостях" или "Букваренок" Г. Юдина) и зада­ет вопрос: "Какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте, как он звучит" (четко и длительно произно­сит звук, сравнивая его с каким-либо неречевым звуча­нием. Например: "С-С-С-С – течет из крана струй­ка воды"). Затем, экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разных по трудно­сти фонетических условиях. Ребенок, услышав дефект­ное произношение звука, поднимает флажок, сигнали­зируя об этом.

Затем проводится игра "Капризный телефон". Один ребенок — ведущий. Остальные дети, имеющие норма­тивное или отличное от ведущего дефектное произноше­ние звука, получают картинки, названия которых со­держат как правильно произносимые детьми звуки, так и заданный звук. Логопед предлагает игру: "Сейчас мы будем звонить Кате по телефону и рассказывать, какие картинки у нас есть. Только вот телефон иногда ка­призничает. Катя должна внимательно слушать и опре­делить, капризничал телефон или нет. Если телефон ра­ботает хорошо, то Катя услышит, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то Ка­тя услышит, что не все звуки в слове произнесены пра­вильно». Взяв телефонную трубку и закрыв нижнюю часть лица экраном, каждый ребенок называет громко и четко свою картинку. Ведущий определяет, правильно или нет было произнесено слово. Если ведущий ошиба­ется, то он уступает свое место другому ребенку, и игра продолжается.

2. Распознавание дефектного произношения, анало­гичного собственному, в чужой речи.

Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка, или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего, дефект, назвать свои картинки.

2 этап. Формирование восприятия

устной речи на фонологическом уровне

В связи с тем что четкие фонематические представ­ления о звуковом составе языка способствуют совершен­ствованию правильного произношения (особенно в про­цессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществ­ляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) и развитие фоне­матического анализа и синтеза.

Работа на этом этапе начинается с последовательно­го уточнения произносительного и слухового образов от­рабатываемого звука и ведется по трем направлениям.

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

При уточнении правильной артикуляции звука, на­пример С, обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука де­тям предлагаются изображения-символы:

- губы, растянутые в улыбку;

- язык с опущенным вниз кончиком.

Формирование умения кинестетически ощущать по­ложение кончика языка (приподнят или опущен) осу­ществляется в процессе сравнения звука С со звуком Т. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука С сравнивается с неречевым звучанием (с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука С подкрепляется опреде­ленным положением руки.

2. Выделение звука на фоне слога

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если в слоге слышится звук С). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении (предлагаемые слоги: да, са, мы, ла, со, ну, ра, сы, ак, ум, ос, ыр, ас и т. д.). Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

3. Выделение звука на фоне слова

Эта работа проводится на материале слов, вклю­чающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в про­изношении звуками.

Предлагаются следующие упражнения.

Упражнения

Определение наличия заданного звука в слове

1.Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.

Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.

2. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в назва­нии которых имеется соответствующий звук.

3. "Чудо-дерево".

Украсить дерево игрушками, картинками, в назва­нии которых имеется соответствующий звук.

  1. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.
  1. "Лото".

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изо­бражением 4—6 предметов, в названии которых встре­чается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

6. Подобрать слова с заданным звуком.

Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука

  1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.

Прослушать слова, назвать звук, который слы­шится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

  1. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
  1. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного А, У).
  2. Отобрать картинки, названия которых начинают­ся с заданного звука (ударного О, И).
  3. Назвать в слове первый (последний) звук.
  1. Отобрать картинки, названия которых начинают­ся на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).
  2. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, ко­торые начинаются на заданный звук (заканчиваются за­ данным звуком).
  3. "Лото".

Детям предлагаются карточки с изображением 4— 6 предметов и цветные кружки. Дается задание: за­крыть цветным кружком ту картинку, название кото­рой начинается на заданный звук.

10. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Летом снег!

Просто снег!

Снег по городу летает.

Почему же он не тает?

(Пух)

Я на ветке сижу

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

(Кот)

Дом тенистый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)

Что копали из земли,

Жарили, варили,

Что в золе мы испекли,

Ели и хвалили?

(Картофель)

11. "Кто больше?"

Детям предлагается сюжетная картинка (например, "Улица"), на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки требуется ска­зать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно на­званное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

12. "Найди общий звук".

Логопед называет слова (например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встре­чается во всех этих словах и где он слышится.

13. "Логопедическое домино".

Игра строится по принципу домино. Детям раздают­ся карточки, разделенные на две части, с изображением соответственно двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинаю­щуюся со звука Н, кладет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком Л, кладет ее к картинке стол, и т. д.

14. "Цепочка".

Ведущий называет слово (например, автобус). Сле­дующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

15. "Подумай, не торопись".

Детям предлагается:

  1. подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;
  2.  

вспомнить название птицы, в котором был бы по­следний звук слова сыр;

  1. подобрать слово, чтобы первый звук был К, а по­следний Т;
  2.  

ответить, какое слово получится, если к слогу НО добавить один звук.

16. Определить местоположение звука в слове.

Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, го­лос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук С, и предлагает детям опре­делить местоположение этого звука в слове.

17. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце сло­ва, в третий — в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, ска­калка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

  1.  

Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

  1. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова.
  2.  

Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

21. "Веселый поезд".

Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в сво­ем вагоне. В первом — те, в названии которых задан­ный звук находится в начале слова, во втором — в сере­дине слова, в третьем — в конце.

22. Работа с карточками.

Детям раздаются карточки, разделенные на три час­ти (означающие местоположение звука в слове — в на­чале, середине и конце), и фишка. По заданию логопе­да, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.

23. "Чудесный мешочек".

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

24."Рыболовы".

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и оп­ределяют местоположение заданного звука в слове.

  1. Подобрать слова, в которых заданный звук нахо­дится в начале слова.
  2. Подобрать слова, в которых заданный звук нахо­дится в середине слова.
  3. Подобрать слова, в которых заданный звук нахо­дится в конце слова.

Определение последовательности и количества звуков в слове

1. Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребе­нок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на зву­ковой линейке, а затем определяет количество звуков.

2. "Живые звуки".

Логопед предлагает поиграть в игру "Живые зву­ки". Один ребенок — звук С, другой — О, третий — К. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячут­ся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел пер­вым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово полу­чилось?

  1. Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализиро­вать слово-название и составить его графическую схему.
  2. Из ряда предметных картинок выбрать те, назва­ния которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).
  3. Из ряда предметных картинок выбрать те, назва­ния которых соответствуют предложенным схемам.
  4. Сгруппировать картинки в соответствии со схема­ми.
  1. "Угадай-ка".

а. Угадать, какое слово получится из первых зву­ков, которые встречаются в названиях предметных кар­тинок (например: сок, осы, носок сон; ключ, обруч, топор кот).

б. Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом сом; кен­гуру, самолет, носок, игла утка).

8. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.

9. Назвать животных, игрушки, овощи, фрукты, слова-названия которых соответствуют предложенной схеме.

10. "Телевизор".

На экране телевизора появляется картинка. Ребенок называет ее, составляет схему слова, обозначая гласные звуки красными фишками, а согласные — синими.

11. Отгадать загадку. Назвать слово-отгадку, соста­вить его схему.

Кто не лает, не кусает,

А в дом не пускает?

(Замок)

Рыжая с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом.

(Лиса)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

(Кошка)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

Кто меня тронет,

Тот заплачет.

(Лук)

Крылья есть, да не летает.

Ног нет, да не догонишь.

(Рыба)

12. "Пирамида".

Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В ос­новании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картин­ки и предлагает их разложить в пирамиде соответствен­но количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

13. "Новоселье".

Перед детьми предметные картинки с изображения­ми животных и птиц. Логопед говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название. Дети называют изо­браженных на картинках зверей, определяют количест­во звуков в слове и место картинки в доме.

Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк, слон, лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кро­лик, журавль.

  1. Отобрать картинки, в названии которых задан­ное количество звуков.
  2. Придумать слово с заданным количеством зву­ков.
  3. Распределить картинки по количеству звуков в слове: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой — четыре, в третий — пять.
  4. "Молчанка".

Логопед предлагает посмотреть на игрушки, пред­меты и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре, пять звуков. Ведущий, найдя соответст­вующую игрушку или предмет, хлопает в ладоши, по­казывает ее. Остальные дети на своих звуковых линей­ках проверяют правильность выполнения задания.

18. "Умные часы".

На циферблате вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества зву­ков. Логопед, установив одну стрелку напротив картин­ки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, просит ребенка найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

  1. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.
  2. Подобрать слова, начинающиеся и заканчиваю­щиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).

Например, с...а:

из четырех звуков — сода, сова, сама;

из пяти звуков — сумка, сушка, сайка.

определение места звука по отношению к другим звукам

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после задан­ного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слы­шатся определенные звуки.

В процессе формирования элементарных форм фо­нематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова немаловажное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в сере­дине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее — если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Труд­ность выделения звука на фоне слова нарастает с увели­чением звукового ряда.

В процессе формирования более сложных форм фо­нематического анализа учитывается фонетическая труд­ность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фоне­тически сходные звуки.

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомен­дуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука С).

Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.

  1. Односложные слова без стечения согласных зву­ков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.
  2.  

Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сы­пать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.

  1. Двусложные слова, состоящие из открытого и за­крытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.
  2. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.
  3. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.
  4. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.
  5. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.
  6. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, на­стойка и т. д.

Работа по развитию более сложных форм фонемати­ческого анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера предлагается описание последо­вательности логопедической работы по дифференциации звуков С и 3.

Дифференциация звуков С и 3 в слогах

1. "Скажи наоборот".

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С или 3. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са за, зу су, аса аза, озо осо и т. д.

2. "Телефон".

Дети делятся на две команды. Логопед называет слоговой ряд (са-за-са; са-са-за; за-за-са; са-зу-са; зы-со-со; со-зу-сы и т. д.), который дети должны передать друг другу от первого участника команды к последнему. Вы­игрывает та команда, которая быстрее и без ошибок воспроизведет слоговой ряд.

3. "Веселые картинки".

Ребенку демонстрируются картинки с изображением лица с вытянутыми вперед губами (звук У), с изобра­жением струи воды, вытекающей из крана (звук С), с изображением комара (звук 3). Логопед раскладывает картинки в различной последовательности и просит ре­бенка называть соответствующий расположению карти­нок слог. Затем по заданию логопеда ребенок сам со­ставляет слоги, преобразуя их путем перестановки картинок.

  1. Поднять соответствующую картинку (кран с во­дой, комар) после произнесения логопедом слогов со звуками С и 3.
  2. Придумать слоги со звуками С и 3 и заданным гласным звуком.

Дифференциация звуков С и 3 в словах

1. "Кто внимательнее?"

Логопед произносит ряд слов со звуками С и 3, на­ходящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, звук 3 — зеленый: сумка, зайка, зуб, ваза, коса, носки, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ананас и т. д.

  1. Разложить картинки в два ряда: в первый — кар­тинки со звуком С, во второй — со звуком 3.
  2. Назвать пары слов. Определить, какие звуки в каждой паре разные: суп зуб, коса коза, собор забор.
  3. Добавить в предложение нужное по смыслу слово.

Дети ели вкусный ...

У Зои разболелся ...

(зуб, суп)

 

У Сони русая ...

В сад забрела ...

 

(коса, коза)

 

Помидоры надо ... рассолом.

Надо ... на зиму капусту.

(солить, залить)

У больного красный ...

Начался весенний ...

(сев, зев)

 

Дедушка поставил высокий ...

Архитектор построил красивый ...

(забор, собор)

 

5. "Воздушные шары".

На картинке изображены девочки Зоя и Соня, дер­жащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного ма­териала соответствующие картинки: Зое — со звуком 3, Соне — со звуком С.

  1.  

Детям предлагаются карточки, разделенные по­средине горизонтальной чертой. Верхняя половина кар­точки заполняется картинками, в названии которых встречается звук С, нижняя — в названии которых есть звук 3.

  1. "Ромашки".

Детям предлагается составить из лепестков две ро­машки. На лепестках изображены картинки, в назва­нии которых встречается либо звук С, либо звук 3. Ре­бенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или 3), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине со­ответствующей ромашки.

  1. Подобрать слова со звуком С или 3 в начале слова.
  2. Подобрать слова со звуком С или 3 в середине слова.

10. Отгадать загадки. Определить, какой звук (С или 3) встречается в отгадке, назвать его местоположение.

Зимой на земле лежал,

Весной в реку побежал.

(Снег)

Сложишь клин,

Развернешь блин.

(Зонт)

С хозяйкой дружит,

А на чужих лает,

В дом не пускает.

(Собака)

Два братца

Через дорожку живут,

А никогда не видятся.

(Глаза)

Сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

По земле ползет,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. "Кому письмо?"

На столе две игрушки: собака и зайка. Логопед го­ворит детям, что игрушкам пришли письма, но поч­тальон не знает, кому какое письмо доставить, и просит детей помочь. На конвертах есть марки с картинками, в названии которых встречается звук С или звук 3. Ребе­нок должен назвать картинку на марке, определить, какой звук есть в ее названии и соответственно кому адресовано это письмо.

12. "Закончи стихотворение".

Логопед читает стихотворение. Ребенок добавляет недостающее слово, определяет, какой звук встречается в этом слове и его местоположение.

Вещунья белобока,

А зовут ее ... (сорока).

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался ... (зайка).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую ... (лису).

Ходит по лесу хорек,

Хищный, маленький ... (зверек).

Эй, не стойте слишком близко

Я тигренок, а не ... (киска).

Зайка громко барабанит:

Он серьезным делом ... (занят).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для ... (нас).

Каждый тут в лесу талант

И певец и ... (музыкант).

Кто один имеет рог?

Отгадайте — ... (носорог).

Телефон опять звонит,

От него в ушах ... (звенит).

  1. Составить графические схемы слов с заданными звуками. Обозначить на схемах звук С синим кружком, звук 3 — зеленым.
  2. Подобрать картинки со звуками С и 3 к предло­женным схемам.
  3. "Четвертый — лишний".

Логопед говорит: "Мы в игру с тобой играем, слово к слову подбираем: санки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний — выйди вон". Детям предлагается найти и на­звать лишнее слово, обосновав свой выбор.

Список литературы:

  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ школьных технологий, 2008г.
  2. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / сост. О.Е.Громова. - М.: ЛИНКА -ПРЕСС,2008г.
  3. Журнал "Логопед". №2. Корнилова Л.А. Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников. 2009г.

    МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

    Логопедическая работа по преодолению фонематиче­ских нарушений у дошкольников со стертой дизартрией осуществляется с учетом следующего:

  4. Современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, В.И.Галунов, Л.А.Чистович, Е.Н.Винарская и т. д.).
  5. Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой. Функционирование каждого последующего уровня опи­рается на результаты анализа речевого воздействия пре­дыдущего уровня. При этом на более высоких уровнях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового воспри­ятия (долингвистические) и лингвистические ступени. При этом конечным звеном лингвистических ступеней является расшифровка смысла речевого сообщения.

    2. Положение о соотношении элементарных и выс­ших психических функций в процессе развития ре­бенка.

    Психологические данные о соотношении элементар­ных и высших психических функций в процессе онто­генеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическа

Просмотр содержимого документа
«Методика преодоления фонематических нарушений речи»

МЕТОДИКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Л огопедическая работа по преодолению фонематиче­ских нарушений у дошкольников со стертой дизартрией осуществляется с учетом следующего:

  1. Современные представления о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, В.И.Галунов, Л.А.Чистович, Е.Н.Винарская и т. д.).

Процесс восприятия речи включает такие уровни, как сенсорный, перцептивный, языковой, смысловой. Функционирование каждого последующего уровня опи­рается на результаты анализа речевого воздействия пре­дыдущего уровня. При этом на более высоких уровнях осуществляется сжатое описание сообщения, но по более существенным признакам. В процессе восприятия речи можно выделить ступени собственно слухового воспри­ятия (долингвистические) и лингвистические ступени. При этом конечным звеном лингвистических ступеней является расшифровка смысла речевого сообщения.

2. Положение о соотношении элементарных и выс­ших психических функций в процессе развития ре­бенка.

П сихологические данные о соотношении элементар­ных и высших психических функций в процессе онто­генеза свидетельствуют о том, что на первоначальных этапах развития сложная психическая деятельность опирается на более элементарные функции. На поздних этапах формирования высшие психические функции представляют собой сложную структуру и осуществля­ются на основе участия более высоких уровней психиче­ской деятельности. Таким образом, можно говорить о том, что фонематические функции (дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез) опираются в своем развитии на достаточно сформированные более элементарные функции восприятия речи.

3. Научные данные об этапах развития фонемати­ческих функций в онтогенезе.

Основываясь на закономерностях формирования фо­нематических функций в онтогенезе, работа по разви­тию фонематического восприятия, анализа и синтеза ведется в определенной последовательности: выделение звука на фоне слога и слова; выделение первого, по­следнего звука слова; выделение звука в середине слова; определение последовательности и количества звуков; определение местоположения звука в слове по отноше­нию к другим.

Основное внимание в методике формирования вос­приятия устной речи направлено на развитие диффе­ренциации как смыслоразличительных (фонематиче­ских) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических).

П ри разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приемы и методы, описанные в работах В.К.Орфинской, Д.Б.Эльконина, Е.Ф.Соботович, Р.И.Лалаевой.

Работа по преодолению фонематических нарушений строится поэтапно.

1 этап. Формирование восприятия устной речи

на фонетическом уровне

Задачами этого этапа являются:

= развитие распознавания звуков речи, т. е. вос­приятия устной речи на сенсомоторном уровне;

= развитие стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового образа звука);

= формирование слухового контроля за качеством собственного произношения;

= создание благоприятных условий для последую­щего формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится по двум направлениям.

1. Формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов

Выбор метода имитации слогов является достаточно эффективным при развитии распознавания и различе­ния звуков на элементарном (сенсомоторном) уровне, так как дает возможность исключить избыточность ин­формации, встречное моделирование, смысловую догад­ку, играющих существенную роль при восприятии се­мантически значимых единиц. Методом имитации слогов у детей формируется навык аудирования (направленного восприятия звуков речи), способствую­щий развитию умения слушать и слышать речевой ма­териал.

В работе используются тестовые слоговые таблицы А. С. Штерн и Н. В. Покровского.

1 . Работа с таблицами, включающими слоги типа СГ (согласный — гласный):

по во ни фе е чо цэ ме ке бе ми су гы е ро че те бу ча рю тэ та зы жо ге цы ма фо фе бя пе вы зу хи хе ки мо ра се пя ди да жа лю ца хы то хи ню бе ме ры фу зю хю на тю зе га хе

2. Работа с таблицами, включающими слоги типа ГС (гласный — согласный):

а н ик ут ыц ор уф ин ам ол юс ал уч оп уп ус эт ац эт ач ин ит ом ак эл ац ап ок оф эх ис ыл ат он эк от ал ас ип эт ум ур ач ун эм ыр ыц оф ош ир оп ух иш ор ап ык ин эт ом уч ыл

3. Работа с таблицами, включающими слоги типа СГС, ССГ, СГСС, ССГС, ГСС:

рек ниц зном рыс гек зырь чтуй быс тет скес фок щусь хул штай изм дам пюм кац бек чинь стар бань вюр нах беем тапь зуф треп меф пась мофь лям гоф сях рац цват трюль нуц рель ший щурь луф фиш сузнь прень сах десь жус цой лорь

При необходимости из этих таблиц можно создавать новые путем изменения порядка слогов по таблице слу­чайных чисел или порядка чтения столбцов и строк.

Р абота со слоговыми таблицами включается в структуру логопедических занятий и проводится в игровой форме.

Например, логопед рассказывает детям о волшебной стране, в которой живут маленькие волшебные человеч­ки. Он говорит, что эти человечки очень похожи на нас: они так же одеваются, живут в таких же домах, так же ходят, смеются, огорчаются. Только все у них очень ма­ленькое и сами они очень маленькие. А вот разговари­вают эти человечки совсем не так, как мы. У них свой волшебный язык. Логопед предлагает детям совершить путешествие в волшебную страну. Но для этого нужно научиться разговаривать на волшебном языке. На столе перед детьми конструируется волшебная страна и фи­гурки волшебных человечков. Дети вместе с логопедом "учат" волшебный язык. Логопед называет слоги, дети их воспроизводят. Если ребенок неправильно воспроиз­водит предъявленный слог, волшебный человечек убега­ет. Остальные дети поправляют допустившего ошибку ребенка. После чего он вновь воспроизводит слог. При правильном воспроизведении слога волшебный челове­чек возвращается. Игра продолжается.

2 . Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука

1. Распознавание дефектного произношения, отли­чающегося от собственного, в чужой речи (взрослого или ребенка).

Развитие слухового контроля ведется параллельно с формированием правильного артикуляторного уклада, с использованием зрительной опоры, тактильных и кине­стетических ощущений.

Л огопед читает детям небольшой рассказ (например, "Свинья в гостях" или "Букваренок" Г. Юдина) и зада­ет вопрос: "Какой звук вы чаще всего слышали? Послушайте, как он звучит" (четко и длительно произно­сит звук, сравнивая его с каким-либо неречевым звуча­нием. Например: "С-С-С-С – течет из крана струй­ка воды"). Затем, экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произношение, логопед произносит слоги различной структуры, с различными гласными; слова, в которых нужный звук встречается в разных по трудно­сти фонетических условиях. Ребенок, услышав дефект­ное произношение звука, поднимает флажок, сигнали­зируя об этом.

З атем проводится игра "Капризный телефон". Один ребенок — ведущий. Остальные дети, имеющие норма­тивное или отличное от ведущего дефектное произноше­ние звука, получают картинки, названия которых со­держат как правильно произносимые детьми звуки, так и заданный звук. Логопед предлагает игру: "Сейчас мы будем звонить Кате по телефону и рассказывать, какие картинки у нас есть. Только вот телефон иногда ка­призничает. Катя должна внимательно слушать и опре­делить, капризничал телефон или нет. Если телефон ра­ботает хорошо, то Катя услышит, что все звуки в слове произнесены верно. Если телефон капризничает, то Ка­тя услышит, что не все звуки в слове произнесены пра­вильно». Взяв телефонную трубку и закрыв нижнюю часть лица экраном, каждый ребенок называет громко и четко свою картинку. Ведущий определяет, правильно или нет было произнесено слово. Если ведущий ошиба­ется, то он уступает свое место другому ребенку, и игра продолжается.

2. Распознавание дефектного произношения, анало­гичного собственному, в чужой речи.

Работа проводится в той же последовательности и теми же приемами. Но при этом логопед имитирует произношение, аналогичное дефектному произношению ребенка, или просит детей, имеющих такой же, как у ведущего, дефект, назвать свои картинки.

2 этап. Формирование восприятия

устной речи на фонологическом уровне

В связи с тем что четкие фонематические представ­ления о звуковом составе языка способствуют совершен­ствованию правильного произношения (особенно в про­цессе автоматизации звуков речи), в задачу этого этапа входит развитие функций фонематической системы.

Формирование фонематических функций осуществ­ляется в двух направлениях: развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) и развитие фоне­матического анализа и синтеза.

Р абота на этом этапе начинается с последовательно­го уточнения произносительного и слухового образов от­рабатываемого звука и ведется по трем направлениям.

1 . Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

При уточнении правильной артикуляции звука, на­пример С, обращается внимание на работу артикуляторных органов при его произнесении: губы растянуты в улыбке, кончик языка располагается за нижними резцами. Для закрепления зрительного образа звука де­тям предлагаются изображения-символы:

- губы, растянутые в улыбку;

- язык с опущенным вниз кончиком.

Ф ормирование умения кинестетически ощущать по­ложение кончика языка (приподнят или опущен) осу­ществляется в процессе сравнения звука С со звуком Т. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется центральная узкая и холодная воздушная струя, голосовые складки не вибрируют. Слуховой образ звука С сравнивается с неречевым звучанием (с выходящим из шарика воздухом или вытекающей из крана струйкой воды). Положение языка при произнесении звука С подкрепляется опреде­ленным положением руки.

2. Выделение звука на фоне слога

Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если в слоге слышится звук С). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении (предлагаемые слоги: да, са, мы, ла, со, ну, ра, сы, ак, ум, ос, ыр, ас и т. д.). Слоги не должны включать оппозиционных звуков.

3. Выделение звука на фоне слова

Эта работа проводится на материале слов, вклю­чающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в про­изношении звуками.

Предлагаются следующие упражнения.

Упражнения

О пределение наличия заданного звука в слове

1.Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.

Л огопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.

2. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в назва­нии которых имеется соответствующий звук.

3. "Чудо-дерево".

Украсить дерево игрушками, картинками, в назва­нии которых имеется соответствующий звук.

  1. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.

  1. "Лото".

Детям раздаются цветные кружки и карточки с изо­бражением 4—6 предметов, в названии которых встре­чается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

6. Подобрать слова с заданным звуком.

Вычленение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука

  1. Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.

Прослушать слова, назвать звук, который слы­шится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.

  1. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

  1. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного А, У).

  2. Отобрать картинки, названия которых начинают­ся с заданного звука (ударного О, И).

  3. Назвать в слове первый (последний) звук.

  1. Отобрать картинки, названия которых начинают­ся на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).

  2. Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, ко­торые начинаются на заданный звук (заканчиваются за­ данным звуком).

  3. "Лото".

Детям предлагаются карточки с изображением 4— 6 предметов и цветные кружки. Дается задание: за­крыть цветным кружком ту картинку, название кото­рой начинается на заданный звук.

10. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Сидит дед во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Летом снег!

Просто снег!

Снег по городу летает.

Почему же он не тает?

(Пух)

Я на ветке сижу

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

(Кот)

Дом тенистый тесноват,

Узкий, длинный, гладкий,

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

(Горох)

Что копали из земли,

Жарили, варили,

Что в золе мы испекли,

Ели и хвалили?

(Картофель)

1 1. "Кто больше?"

Детям предлагается сюжетная картинка (например, "Улица"), на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки требуется ска­зать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно на­званное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

12. "Найди общий звук".

Логопед называет слова (например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встре­чается во всех этих словах и где он слышится.

13. "Логопедическое домино".

Игра строится по принципу домино. Детям раздают­ся карточки, разделенные на две части, с изображением соответственно двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинаю­щуюся со звука Н, кладет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком Л, кладет ее к картинке стол, и т. д.

14. "Цепочка".

Ведущий называет слово (например, автобус). Сле­дующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.

1 5. "Подумай, не торопись".

Детям предлагается:

  1. подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол;

вспомнить название птицы, в котором был бы по­следний звук слова сыр;

  1. подобрать слово, чтобы первый звук был К, а по­следний Т;

ответить, какое слово получится, если к слогу НО добавить один звук.

16. Определить местоположение звука в слове.

Л огопед называет слова (санки, нос, стол, коса, го­лос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук С, и предлагает детям опре­делить местоположение этого звука в слове.

17. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце сло­ва, в третий — в середине.

П редметные картинки: сыр, сахар, снег, сапоги, ска­калка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки.

Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.

  1. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в середине слова.

Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

21. "Веселый поезд".

Перед детьми поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в сво­ем вагоне. В первом — те, в названии которых задан­ный звук находится в начале слова, во втором — в сере­дине слова, в третьем — в конце.

22. Работа с карточками.

Детям раздаются карточки, разделенные на три час­ти (означающие местоположение звука в слове — в на­чале, середине и конце), и фишка. По заданию логопе­да, называющего слова, дети помещают фишку в ту часть карточки, которая соответствует местоположению заданного звука в слове.

23. "Чудесный мешочек".

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение заданного звука в слове.

24."Рыболовы".

Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и оп­ределяют местоположение заданного звука в слове.

  1. Подобрать слова, в которых заданный звук нахо­дится в начале слова.

  2. Подобрать слова, в которых заданный звук нахо­дится в середине слова.

  3. Подобрать слова, в которых заданный звук нахо­дится в конце слова.

Определение последовательности и количества звуков в слове

1. Работа со звуковой линейкой.

Л огопед демонстрирует предметную картинку. Ребе­нок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на зву­ковой линейке, а затем определяет количество звуков.

2. "Живые звуки".

Логопед предлагает поиграть в игру "Живые зву­ки". Один ребенок — звук С, другой — О, третий — К. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячут­ся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел пер­вым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово полу­чилось?

  1. Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализиро­вать слово-название и составить его графическую схему.

  2. Из ряда предметных картинок выбрать те, назва­ния которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).

  3. Из ряда предметных картинок выбрать те, назва­ния которых соответствуют предложенным схемам.

  4. Сгруппировать картинки в соответствии со схема­ми.

  1. "Угадай-ка".

а. Угадать, какое слово получится из первых зву­ков, которые встречаются в названиях предметных кар­тинок (например: сок, осы, носок сон; ключ, обруч, топор кот).

б. Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом сом; кен­гуру, самолет, носок, игла утка).

8 . Подобрать слова к предложенным графическим схемам.

9 . Назвать животных, игрушки, овощи, фрукты, слова-названия которых соответствуют предложенной схеме.

10. "Телевизор".

На экране телевизора появляется картинка. Ребенок называет ее, составляет схему слова, обозначая гласные звуки красными фишками, а согласные — синими.

1 1. Отгадать загадку. Назвать слово-отгадку, соста­вить его схему.

Кто не лает, не кусает,

А в дом не пускает?

(Замок)

Рыжая с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом.

(Лиса)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

(Кошка)

Бегут по дорожке

Доски да ножки.

(Лыжи)

Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука)

Кто зимой холодной

Х одит злой, голодный?

(Волк)

Кто меня тронет,

Тот заплачет.

(Лук)

К рылья есть, да не летает.

Ног нет, да не догонишь.

(Рыба)

12. "Пирамида".

Перед каждым ребенком рисунок пирамиды. В ос­новании пирамиды — пять квадратов, выше — четыре, потом — три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает детям предметные картин­ки и предлагает их разложить в пирамиде соответствен­но количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше — из четырех и, наконец, — из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

13. "Новоселье".

Перед детьми предметные картинки с изображения­ми животных и птиц. Логопед говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название. Дети называют изо­браженных на картинках зверей, определяют количест­во звуков в слове и место картинки в доме.

Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк, слон, лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кро­лик, журавль.

  1. Отобрать картинки, в названии которых задан­ное количество звуков.

  2. Придумать слово с заданным количеством зву­ков.

  3. Распределить картинки по количеству звуков в слове: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой — четыре, в третий — пять.

  4. "Молчанка".

Логопед предлагает посмотреть на игрушки, пред­меты и поискать такие, в названии которых встречается три, четыре, пять звуков. Ведущий, найдя соответст­вующую игрушку или предмет, хлопает в ладоши, по­казывает ее. Остальные дети на своих звуковых линей­ках проверяют правильность выполнения задания.

18. "Умные часы".

На циферблате вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества зву­ков. Логопед, установив одну стрелку напротив картин­ки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, просит ребенка найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.

  1. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.

  2. Подобрать слова, начинающиеся и заканчиваю­щиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).

Например, с...а:

из четырех звуков — сода, сова, сама;

из пяти звуков — сумка, сушка, сайка.

определение места звука по отношению к другим звукам

При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после задан­ного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слы­шатся определенные звуки.

В процессе формирования элементарных форм фо­нематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова немаловажное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда.

При подборе дидактического и речевого материала учитывается, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в сере­дине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее — если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Труд­ность выделения звука на фоне слова нарастает с увели­чением звукового ряда.

В процессе формирования более сложных форм фо­нематического анализа учитывается фонетическая труд­ность слова и осуществляется переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал исключает фоне­тически сходные звуки.

При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомен­дуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука С).

Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.

  1. Односложные слова без стечения согласных зву­ков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.

Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сы­пать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.

  1. Двусложные слова, состоящие из открытого и за­крытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.

  2. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.

  3. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.

  4. Односложные слова со стечением согласных зву­ков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.

  5. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.

  6. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.

10. Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, на­стойка и т. д.

Р абота по развитию более сложных форм фонемати­ческого анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими.

В качестве примера предлагается описание последо­вательности логопедической работы по дифференциации звуков С и 3.

Дифференциация звуков С и 3 в слогах

1. "Скажи наоборот".

Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С или 3. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са за, зу су, аса аза, озо осо и т. д.

2. "Телефон".

Дети делятся на две команды. Логопед называет слоговой ряд (са-за-са; са-са-за; за-за-са; са-зу-са; зы-со-со; со-зу-сы и т. д.), который дети должны передать друг другу от первого участника команды к последнему. Вы­игрывает та команда, которая быстрее и без ошибок воспроизведет слоговой ряд.

3. "Веселые картинки".

Р ебенку демонстрируются картинки с изображением лица с вытянутыми вперед губами (звук У), с изобра­жением струи воды, вытекающей из крана (звук С), с изображением комара (звук 3). Логопед раскладывает картинки в различной последовательности и просит ре­бенка называть соответствующий расположению карти­нок слог. Затем по заданию логопеда ребенок сам со­ставляет слоги, преобразуя их путем перестановки картинок.

  1. Поднять соответствующую картинку (кран с во­дой, комар) после произнесения логопедом слогов со звуками С и 3.

  2. Придумать слоги со звуками С и 3 и заданным гласным звуком.

Дифференциация звуков С и 3 в словах

1. "Кто внимательнее?"

Логопед произносит ряд слов со звуками С и 3, на­ходящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук С, дети поднимают синий кружок, звук 3 — зеленый: сумка, зайка, зуб, ваза, коса, носки, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ананас и т. д.

  1. Разложить картинки в два ряда: в первый — кар­тинки со звуком С, во второй — со звуком 3.

  2. Назвать пары слов. Определить, какие звуки в каждой паре разные: суп зуб, коса коза, собор забор.

  3. Добавить в предложение нужное по смыслу слово.

Дети ели вкусный ...

У Зои разболелся ...

(зуб, суп)



У Сони русая ...

В сад забрела ...



(коса, коза)



Помидоры надо ... рассолом.

Надо ... на зиму капусту.

(солить, залить)

У больного красный ...

Начался весенний ...

(сев, зев)



Дедушка поставил высокий ...

Архитектор построил красивый ...

(забор, собор)



5. "Воздушные шары".

Н а картинке изображены девочки Зоя и Соня, дер­жащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного ма­териала соответствующие картинки: Зое — со звуком 3, Соне — со звуком С.

Детям предлагаются карточки, разделенные по­средине горизонтальной чертой. Верхняя половина кар­точки заполняется картинками, в названии которых встречается звук С, нижняя — в названии которых есть звук 3.

  1. "Ромашки".

Детям предлагается составить из лепестков две ро­машки. На лепестках изображены картинки, в назва­нии которых встречается либо звук С, либо звук 3. Ре­бенок берет лепесток, называет картинку, определяет, какой из заданных звуков есть в этом слове (С или 3), его местоположение и кладет лепесток к сердцевине со­ответствующей ромашки.

  1. Подобрать слова со звуком С или 3 в начале слова.

  2. Подобрать слова со звуком С или 3 в середине слова.

10. Отгадать загадки. Определить, какой звук (С или 3) встречается в отгадке, назвать его местоположение.

Зимой на земле лежал,

Весной в реку побежал.

(Снег)

Сложишь клин,

Развернешь блин.

(Зонт)

С хозяйкой дружит,

А на чужих лает,

В дом не пускает.

(Собака)

Два братца

Через дорожку живут,

А никогда не видятся.

(Глаза)

С то одежек

И все без застежек.

(Капуста)

По земле ползет,

А к себе не подпускает.

(Змея)

11. "Кому письмо?"

На столе две игрушки: собака и зайка. Логопед го­ворит детям, что игрушкам пришли письма, но поч­тальон не знает, кому какое письмо доставить, и просит детей помочь. На конвертах есть марки с картинками, в названии которых встречается звук С или звук 3. Ребе­нок должен назвать картинку на марке, определить, какой звук есть в ее названии и соответственно кому адресовано это письмо.

12. "Закончи стихотворение".

Логопед читает стихотворение. Ребенок добавляет недостающее слово, определяет, какой звук встречается в этом слове и его местоположение.

Вещунья белобока,

А зовут ее ... (сорока).

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался ... (зайка).

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую ... (лису).

Ходит по лесу хорек,

Хищный, маленький ... (зверек).

Эй, не стойте слишком близко

Я тигренок, а не ... (киска).

Зайка громко барабанит:

Он серьезным делом ... (занят).

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для ... (нас).

Каждый тут в лесу талант

И певец и ... (музыкант).

Кто один имеет рог?

Отгадайте — ... (носорог).

Телефон опять звонит,

От него в ушах ... (звенит).

  1. Составить графические схемы слов с заданными звуками. Обозначить на схемах звук С синим кружком, звук 3 — зеленым.

  2. Подобрать картинки со звуками С и 3 к предло­женным схемам.

  3. "Четвертый — лишний".

Логопед говорит: "Мы в игру с тобой играем, слово к слову подбираем: санки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний — выйди вон". Детям предлагается найти и на­звать лишнее слово, обосновав свой выбор.

Список литературы:

  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. - М.: Секачев В.Ю., ТЦ «Сфера», НИИ школьных технологий, 2008г.

  2. Громова О.Е. Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / сост. О.Е.Громова. - М.: ЛИНКА -ПРЕСС,2008г.

  3. Журнал "Логопед". №2. Корнилова Л.А. Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников. 2009г.



Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стёртой дизартрии): Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во "Союз", 2001г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!