СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы театрализации на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методы и приемы театрализации на уроках русского языка»

Технологическая карта урока по русскому языку



Класс: 5

УМК: под ред. Т.А. Ладыженской

Тема урока: Имя существительное как часть речи

Цели урока:

  1. Деятельностная: создать условия для выявления, закрепления и обобщения знаний по теме «Имя существительное» на основе материала, изученного в начальной школе

  2. Предметно-дидактическая: формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия

Задачи:

Образовательные: закрепить и расширить знания учащихся по теме «Имя существительное», повторить морфологические признаки имени существительного (род, число, падеж, одушевленность – неодушевленность, собственное имя или нарицательное); выяснить каким членом предложения может быть существительное

Развивающие: развивать коммуникативные умения, эмоции (посредством удивления, радости, эмоциональных переживаний)

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету (через систему специально подобранных заданий), формированию уважительного отношения к русскому языку, устойчивого интереса к театральному искусству

Планируемые образовательные результаты урока:

  1. Личностные: осознание ответственности за произнесённое, обучение навыкам коммуникативной компетенции, формирование научного мировоззрения

  2. Метапредметные: выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения учебных задач, уметь работать с различными источниками информации, классифицировать, обобщать, делать выводы, использовать речь для аргументированного отстаивания своих выводов

  3. Предметные: формирование системы знаний о существительном как части речи, формирование умений выявлять морфологические признаки имени существительного и устанавливать их синтаксическую роль в предложении

Тип урока:

  1. По ведущей дидактической цели: систематизация и обобщение полученных знаний

  2. По способу организации: комбинированный

  3. По ведущему методу обучения: проблемный

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, познавательная игра

Средства обучения: печатные (учебник, раздаточный материал), аудиовизуальные (презентация), наглядные (плакат-афиша, магнитная доска), технические (проектор, компьютер)





Ход урока:


Этапы урока

Методы обучения

УПЗ урока



Формируемые УУД



Методы оценки, самооценки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

1.Самоопределение к деятельности











Беседа

- Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Если день начинается с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Садитесь, ребята.

- У нас необычный урок, на котором присутствует много гостей и новый учитель, меня зовут Лилия Тимуровна.

- Ребята, а кто из вас бывал в театре?

- Кто знает, как надо себя вести в театре?


- Итак, заходим в театр.

Театр начинается с … вешалки, а значит с гардероба, а наш гардероб называется «Морфология». Ребята, вспомните, что такое морфология? Что она изучает?









(ответы)

(во время спектакля будь внимателен, не отвлекайся, не шуми…)


( Морфология - это раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи)

Личностные: положительно относятся к познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.













Получи аплодисменты за правильный ответ

2.Актуализация знаний

Наблюдение над языковым и речевым материалом, проблемно-поисковый

Проходим в зал, рассаживаемся, спинки прямо «Весь мир-театр, а люди в нем – актеры» (У. Шекспир). Сегодняшний спектакль необычный, МЫ будем в нем актеры.

Его название узнаем, выполнив задание

«Театр - мир, проводник к урокам красоты, морали, нравственности…» ( Б. М. Теплов)

- Что общего у слов этого предложения?


*Определите часть речи всех слов

- Верно.

-Так как же называется спектакль? (запись на доске ДАТА, тема)









Имена существительные




Имя существительное

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: обдумывают учебную задачу.
Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

Получи аплодисменты за правильный ответ

3. Постановка учебной задачи







Метод незаконченного предложения

-Исходя из темы, назовите цель урока.

-Правильно.

-Перед вами таблица, которая поможет определить задачи урока.

-Повторить …



-Закрепить …



-Вспомнить…


-Повторение изученного об имени существительном

-грамматическое значение, на какие вопросы отвечает


- знания о морфологических признаках

- о роли сущ. в предложении

Получи аплодисменты за правильный ответ

4.Решение учебной задачи

Работа с книгой и наглядностью

































игра












Исключи лишнее


















Работа с книгой










Проблемно-поисковый

Акт 1 «Теоретический»

Работа с учебником стр.46 Чтение и анализ текста, заполнение таблицы                                 

- Откройте учебники на стр.46, заполните таблицу, используя правило учебника.

- Проверим задание. На сцену приглашаем …

Имя существительное                                            

Грамматическое 
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении





постоянные

непостоянные


Предмет

Кто? 

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род,  склонение.

Число, падеж

Подлежащее, дополнение,

обстоятельство


Акт 2 «Грамматический»

Упражнение 471 на с. 44 (составляют текст устно, называют им.сущ.)

- Теперь эти сущ. распределите в 2 столбика (кто?/что?) по 3 слова в каждый.

На сцену выходят ..…


-Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?

что?

Вывод: одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? неодушевлённые на вопрос ЧТО?


Физминутка

Звонок Антракт – это перерыв между действиями спектакля.

— Если слово м.р.— поднимите руки к плечам,

ж.р? — руки на талию, ср. р.-перед собой


Люстра, мальчик, гроза, кролик, окно, отец, радость, выступление, занавес, представление, декорация


Акт 3 « Морфологический»

Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы  выполним следующее задание.
Найди лишнее слово (слайд)

  • Билеты, аплодисменты, афиша, актеры (число)

  • Туймазы, Уфа, Москва, город, Стерлитамак, ( собств.)

(*во всех этих городах есть драмтеатр)

  • Кассир, дядя, костюмер, суфлер, директор (скл )

- Какие существительные относятся к 1 скл.? 2 скл? 3 скл?


- Как изменяются имена существительные?

слайд

- Просклоняйте слова 1 вар -театр, 2 вариант- сцена

Выступают ….


Акт 4 «Синтаксический» 

 -Выполним упр. 473, с. 45

  1. Прочитайте текст.

  2. Какие слова повторяются, почему?

  3. Озаглавьте текст

  4. Спишите предложения, с выделенными словами и определите их род, число, падеж. ( Пока списывают текст, пишу предложение на доске)

Проверим.




-Обратите внимание, на последнее предложение. И снова в нем слова все – имена существительные, а теперь определим, какую синтаксическую роль они играют в предложении. Подчеркнем их как члены предложения.

-На сцену идет ….

Итак, мы с вами видим, что имя существительное в предложении может быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, т.е может выступать в роли и главных членов предложения и второстепенных.







Ученик отвечает по таблице

















2 ученика записывают на доске по слова в каждый столбик


- одушевленные

- неодушевленные











Ученики выполняют упражнения






Аплодисменты, т.к. это сущ. мн.ч.

Город , т.к. это сущ.нарицательное


Дядя , т.к. это сущ.1 скл.

Ответы детей



-По числам и по падежам

Склоняют слова по падежам

( 2 работают у доски)



Читает ученик


- Книги





Называют слова и определяют род, число, падеж.






1 ученик выполняет разбор у доски

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, оценивают свои действия, высказывания и поступки.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: обдумывают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.









Самооценка по образцу












Получи аплодисменты за правильный ответ






















Получи аплодисменты за правильный ответ


















Получи аплодисменты за правильный ответ












Самооценка по образцу

5.Включение знаний в систему

Обсуждение сюжетного рисунка

Акт «Заключительный. Монолог»

Составьте текст, используя как можно больще имен существительных, прозвучавших на уроке по теме «Театр».

  1. Возле кассы

  2. Возле афишы




- Есть дополнения? Молодцы, вы справились!

Работа с фото (приближ. к заданиям ОГЭ устная часть). Учащиеся в парах составляют монологическое высказывание по фотографии


Познавательная: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки: Регулятивная: коррекция.

Коммуникативная: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Получи аплодисменты за правильный ответ

6.Обобщение и систематизация

Беседа

Вспомним цель урока

Афиша напомнит нам о главных моментах урока-спектакля.

Мы повторили …



-Повторить им. сущ.



Ученики перечисляют

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;  выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

 Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

Получи аплодисменты за правильный ответ

7.Домашнее задание

Дифференциация

Дома выполните упр.474 либо упр. 476 на стр. 45 по выбору



Оценка своих возможностей

8.Оценивание и рефлексия

Слово учителя

Спектакль окончен. Сейчас соберем аплодисменты (выставление оценок).


- В театре бывает и весело и грустно, а какое настроение у вас?

- Зачем нам был нужен этот урок?

-Отлично!


- У меня отличное настроение, потому что я сегодня познакомилась с вами и наша встреча прошла замечательно!


- Спасибо за урок!

Ученики считают аплодисменты


Показывают маску (веселое или грустное лицо)

Познавательная: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
Регулятивные: оценка и самооценка.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.





самооценка







Методическая литература:



  1. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.

  2. Попова Н.П. Деятельностный способ обучения – Великий Новгород: НИРО, 2011. – 56с.

  3. Попова Н.П. Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений. - В.Новгород: НИРО, 2011. - 105 с.

  4. Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Экзамен, 2013. – 159 с.

  5. ФГОС. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 5 класс/Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224 с.



Интернет-ресурсы:



  1. Яндекс. Картинки: поиск изображений в интернете. – Режим доступа: http://images.yandex.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!