СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы развития творческих способностей

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы развития творческих способностей учащихся. Нетрадиционные техники рисования как знакомство учащихся с разнообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

Просмотр содержимого документа
«Методы развития творческих способностей»

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Приоритетной и актуальной задачей образования в современных условиях является развитие творческих способностей учащихся, умение креативно мыслить, самостоятельно свободно ориентироваться в реалиях разнообразной и насыщенной картины мира.

Развитие творческих способностей учащихся является важным фактором их адаптации и включения в активную деятельность при изменчивости современного мира. К числу ключевых характеристик творческой личности следует отнести интуицию, фантазию, оригинальность, инициативность, упорство, работоспособность и высокую самоорганизацию. Творческая личность, обладающая данными качествами, находит удовлетворение не столько в результатах, сколько в самом процессе творчества.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.

Разделяют общие и специальные способности:

1) общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

2) специальные способности - это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Каждая способность имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.

Выделяют следующие уровни способностей:

1) репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью).

2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Талантливость предполагает наличие различных творческих способностей.

Творческие способности делятся на две основные группы:

1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность).

Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим.

Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны прежде всего самостоятельная постановка проблем, так называемая интеллектуальная инициатива, самостоятельный, оригинальный способ решения уже готовых тем и проблем и т.д. Иными словами, творческая инициатива характеризуется отсутствием шаблона, функциональной фиксированности и ригидности в мыслительной и исполнительной деятельности.

Как отмечает Фергюсон (1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.

Таким образом, в системе этапов творчества можно перечислить следующие наиболее важные качества:

1 Этап – чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям, информационный голод («жажда познания»).

2 Этап – интуиция, творческое воображение, вдохновение.

3 Этап – самокритичность, упорство в доведении дела до конца.

Конечно, все эти качества действуют на всех этапах творческого процесса, но с преобладанием в одном из трех. В зависимости от вида творчества (научное, художественное) одни из них могут выступать ярче, чем другие. Соединяясь с неповторимыми чертами конкретного человека, а также с особенностями творческих поисков, перечисленные качества образуют нередко удивительный сплав творчества и индивидуальности.

Развитие науки и техники, темпы научно-технического процесса таковы, что совершенно необходимо «снабжать» науку и технику новыми идеями, строить новые проекты, поэтому, в связи со стоящими перед обществом задачами, вопрос о природе творческих способностей приобрел огромную практическую значимость.

Сегодня творчество становиться необходимым инструментом профессионального и обыденного существования.

Педагогу важно помочь реализовать творческие задатки обучающихся, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Необходимость развития, в первую очередь, внутренних, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, творческого воображения фантазии, логики) подчеркивается многими учеными.

Это так развитие таких качеств, как:

- личностно-ориентированного подхода, при котором учитывается личностная значимость компонентов творческих способностей учащихся;

- деятельностного похода, когда творческие способности учащихся формируются и развиваются на основе опыта, приобретенного в процессе изобразительной деятельности;

- социально-направленного подхода, который отражает связь функционирования творческих способностей учащихся в соответствии с потребностью общества.

Таким образом, успешное развитие творческих способностей учащихся базируется на личном потенциале субъекта системы художественного образования.

Интегративное качество личности объединяет признаки, свойственные творческим способностям:

1) устойчивый интерес к изобразительной деятельности;

2) изобразительная грамотность;

3) изобразительная культура;

4) создание художественного образа;

5) эмоциональное восприятие и развитие эстетических чувств;

6) зрительная память.

Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Поэтому на уроках изобразительного искусства я использую творческие задания, разнообразные материалы и техники.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

1. Развивает пространственное мышление;

2. Учит детей свободно выражать свой замысел;

4. Побуждает к творческим поискам и решениям;

5. Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;

6. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

7. Во время работы обучающиеся получают эстетическое удовольствие.


ТЕХНИКИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ


Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют учащимся быстро достичь желаемого результата.

Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений и дают возможность продемонстрировать возможности многих изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм и создавать самостоятельно произведения художественного искусства.


НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК


ПЕЧАТЬ(ШТАМПОВКА)

Метод печатания или штампа позволяет использовать разнообразные предметы и материалы. Можно использовать любой материал, как природный (листья, сухоцветы), так и предметы человеческой деятельности (ткани, бумагу, предметы быта). Осенью можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме и размеру. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения. Можно дорисовывать детали кистью – стволы деревьев, травинки.


«КЛЯКСОГРАФИЯ»

В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем учащийся дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.

Оказывается, клякса может быть и способом рисования. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.


РАЗДУВАНИЕ КРАСКИ

Эта техника чем-то похожа на «кляксографию». Так же, как и при «кляксографии», на лист бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист не складывают, а берут трубочку. Можно взять трубочку для коктейля, а можно от обычного детского сока. Нижний конец трубочки направляют в центр кляксы, а затем с усилие дуют в трубочку и раздувают кляксу от центра в разные стороны. Ребятам очень нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». На пятно можно воздействовать и управлять им, преобразуя в какой либо задуманный объект, отдельные детали которого дорисовываются обычной кистью или с помощью фломастеров. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.


МОНОТИПИЯ

Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с «кляксографией»: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка можно оживить красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.


РИСОВАНИЕ ПОМЯТОЙ БУМАГЕ

Сомнем лист, расправим. Покроем краской. Подсказка готова! Проступившие на листе линии помогут увидеть сюжет.


НАБРЫЗГИ ПО ТРАФАРЕТУ

Для техники набрызгивания в продаже имеются специальные фломастеры, так же, можно использовать краски, разбрызгивая их с помощью щетки, на область, ограниченную трафаретом.


АППЛИКАЦИЯ. ОБРЫВНАЯ АППЛИКАЦИЯ

Аппликация выполняется как обычно, только все элементы выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук.

АППЛИКАЦИЯ ИЗ ПРИРОДНОГО И ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА

(листьев, семян, веточек, круп и макарон и т.д. Этот вид аппликации очень разнообразен в выборе материалов. Аппликация может являться единственным содержанием картины или быть ее частью, фоном.


КОЛЛАЖ

Для коллажа можно использовать иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На занятиях учащиеся сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают творческую работу на любую тему. Можно использовать совместно с техникой обрывной аппликации.


ЛОСКУТНЫЙ КОЛЛАЖ

Текстильный коллаж строится на переработке техники и тематики лоскутного шитья («пэчворка»); отличие в том, что детали не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу или фон. Необходимо вырезать из ткани нужные элементы, желательно с подходящими фактурами и цветом, и приклеить на картонную основу.



КВИЛЛИНГ (БУМАГОКРУЧЕНИЕ)

Длинные и узкие полоски бумаги скручиваются в спиральки с помощью зубочистки (или подобного предмета). Форму спиральки видоизменяют до необходимой, таким образом, получаются детали разных форм, из которых и составляются композиции, которую склеивают на клей ПВА или резиновый клей.



ТЕХНИКА ПЛАСТИЛИНОВОЙ ЖИВОПИСИ

Пластилин наносится на картон, при этом используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, пятен, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.


НАНЕСЕНИЕ РИСУНКА НА ПЛАСТИЛИН

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике «граттаж».


ГРАТТАЖ

Граттаж (от фр. grattage, - «скрести», «царапать») - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом на слое бумаги или картона, залитых тушью. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру.


ЭГЛОМИЗЕ

Это более сложная техника, для более профессионально обученных ребят, умеющих точно наносить рисунок, т.к. ошибки здесь непростительны. Это способ и техника нанесения декора из металлической фольги на стекло. Рисунок так же процарапывают, но на слое фольги, по изнанке. Затем слой фольги покрывают черной краской. Получается очень эффектно!

Заключение

Общим для нетрадиционных техник является возможность преподавателя познакомить учащихся с разнообразием художественных материалов и приемами работы с ними, создать условия, где учащиеся должны самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, переживания, эмоции, настроения.

Существующие нетрадиционные техники не только тренируют руки, мышление и воображение, но и могут служить для выплеска и снятия эмоционального напряжения.

Также очень хорошо применять такие методы для коллективных и групповых работ. Индивидуальная работа в творческом коллективе даёт очень интересные изобразительные результаты, и развивает коммуникативные качества обучающихся.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!