Все ли принимали участие в жизни дома? (Все, кроме Ирины Алексеевны. Её черты: высокомерие, гордыня, презрение к людям.)
Что значит “отпрыск знатного и богатого рода”
Кто ещё напоминает Ирину Алексеевну? (Лида.)
Как и почему проявилось это сходство Лиды с матерью при первом появлении тапёра? (Лида не скрывает своего презрения, пытается унизить мальчика, откровенно смеётся над ним.)
Почему она так встретила его? (Лидия отличалась “бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному, приниженному”.)
Что в портрете мальчика позволяло Лидии думать о нём, как о “загнанном, подвластном, приниженном”? (“Бледный”, “худощавый”, “подержанный мундирчик”, “не решаясь подойти ближе”, “голос сиплый от робости” – это говорит о застенчивости, бедности, боязливости мальчика.)
Какой детали его лица автор уделяет особое внимание? (Глазам. “Большие серые глаза – слишком большие – смотрели умно, твёрдо и не по-детски серьёзно”.)
Что можно сказать о мальчике, судя по его глазам? (Глубокий, умный, решительный, волевой, много испытавший, с богатым внутренним миром.)
Зачем мальчик попросил позволения сыграть что-нибудь? (Боялся, что ему откажут, а значит, он не сможет заработать денег; хотел доказать, что он умеет играть, отстаивал так своё человеческое достоинство.)
Что он играет? (“Венгерскую рапсодию” Ф.Листа. «Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии».)
Что меняется в лице мальчика, когда он играет рапсодию? («Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими».)
Как вы думаете, почему именно это произведение играет мальчик? (Это произведение отличается особой сложностью, поэтому требуется настоящий талант, чтобы сыграть его. Лист писал: «Необходимым элементом музыки является виртуозность… От её дуновения зависит жизнь и смерть доверенного ей художественного произведения… Виртуоз должен быть в той же мере поэтом, как живописец и ваятель, которые тоже как бы передают по-своему природу, как бы поют её с листа по нотам творца».)
Какие слова говорит Руднев, услышав игру мальчика? Как их понимать? («Руднев сразу понял, насколько мальчик талантлив. Он говорит: «Скажите пожалуйста, какой мастер! Но ведь это безбожно заставлять его играть танцы».)
Как вы думаете, почему Лиды уже не было в комнате, когда мальчик кончил играть? Зачем он её искал глазами? (Юра одержал моральную победу над ней, и Лида это поняла.)
Какой гость появился в середине вечера? Зачитайте, как он выглядел. Почему к нему приковались глаза всех присутствующих? («Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. Держался он с такой изящной, неуловимой небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу видно было, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов».)
Кто это был? ( Справка :Антон Григорьевич Рубинштейн (1829 – 1894) – великий русский композитор, пианист, известный всему миру, дирижёр, директор Петербургской консерватории.)
Как сначала композитор отнёсся к Юре? («Скучающий, нетерпеливый вид», «равнодушно-повелительный голос».)
Чем объяснить такое отношение? (Когда пришёл Антон Григорьевич Рубинштейн, Юра по просьбе веселящихся поочерёдно играл вальсы, польки, кадрили. Поначалу А.Г.Рубинштейн не предполагал таланта в этом мальчике и не ждал ничего особенного.)
Как изменилось отношение композитора к мальчику после того, как он сыграл ещё раз рапсодию № 2? Почему? (Мальчик играл великолепно: Юра «сам чувствовал, что никогда ещё не играл в своей жизни так хорошо, как в этот раз…». И хмурое лицо композитора проясняется, смягчается строгое выражение губ.)
Как вы думаете, что за «подарок» выпал Юре на ёлке у Рудневых? Какую роль сыграл А.Г.Рубинштейн в жизни мальчика? (Видимо, он сделал Юру одним из своих учеников, помог на трудном пути к славе. Юра стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.)
Как вы поняли, почему Юра стал одним из самых известных людей в России? Какие черты характера помогли ему в этом? (Скромность, талант, трудолюбие, чувство собственного достоинства, воля.)
Как вы думаете, ребята, какая основная мысль лежит в основе этого произведения? (Трудолюбие, воля, скромность, чувство собственного достоинства помогут человеку найти своё место в жизни. Нужно развивать данные тебе от природы способности, не зарывать свой талант в землю, а радовать своим даром других людей.)
Кто он – этот тапёр?