СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектирование лабораторной работы в 11 классе в условиях реализации ФГОС ООО по теме "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)"»

«Проектирование лабораторной работы в 11 классе в условиях реализации ФГОС ООО по теме « Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»




Лабораторная работа

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».

Цель. На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.

Методические рекомендации. Работа выполняется и как лабораторная, и как практическая. Наблюдения за жизнью аквариума предполагает развитие навыков самостоятельного их исследования. Практическая часть работы совершенствует умение обучающихся строить схемы, графики, закреплять теоретические представления. Работа выполняется в группах ( 4-6 человек) , возможен вариант заранее проведённой индивидуальной домашней работы.

Оборудование: аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».

Задачи.

  • Обучающие: создать условия для знакомства учащихся с искусственным сообществом аквариума, с растительным и животным миром этого биоценоза, о приспособленности организмов к совместному обитанию.

  • Развивающие: создать условия для развития умения обобщать, систематизировать, сравнивать изученное; продолжить развитие логического мышления учащихся, умение составлять схемы простейших пищевых цепей, приводить примеры производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

  • Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; ответственность за содержание обитателей искусственного водоёма.

  • Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности, формы и методы обучения, обратить внимание на показатели влияния аквариума на организм человека.

Основные понятия и термины : экосистема, природные и искусственные сообщества ,цепи питания, экологическая пирамида, абиотические, биотические, антропогенные факторы среды, продуценты, редуценты, консументы.

Планируемые результаты.

  • Личностные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение искусственного водного сообщества, его изменений; осознание и осмысление блока новой информации.

  • Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, выделять кратко главное, структурировать учебный материал, овладение компонентами исследовательской деятельности, анализ и обобщение полученной информации.

  • Регулятивные: умение работать по инструкции ,планировать время работы; развитие навыков самооценки и самоанализа.

  • Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками в групповой работе.

  • Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности природных и искусственных водных биоценозов; распознавать по живому и наглядному материалу особенности организмов по приспособленности их к жизни в сообществе влияние антропогенного фактора на развитие искусственной системы.

Ход работы.

  1. Опишите аквариум как экосистему, укажите абиотические, биотические факторы среды, компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты) ,сравнить с природным пресным водоёмом.

  2. Составьте пищевые цепи в аквариуме.

  3. Какие изменения могут произойти:

а) если в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости , добавить ряску;

б) если одну часть аквариума с плавающими на поверхности папоротниками освещать лампами накаливания 25 вт, а другую-75 вт;

в) если в аквариуме обитает большое количество рыб.

  1. Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.

  2. Заслушать выполнение домашней лабораторной работы ( в течение месяца) по влиянию факторов среды на развитие экосистемы ( пример: «Влияние температурного режима воды на содержание мальков меченосцев и их развитие».

















Инструктивная карточка к лабораторной работе

«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Цель: рассмотреть аквариум как пример искусственной экосистемы и проследить изменения, происходящие под воздействием окружающей среды.

Оборудование: аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник 10-11 классов , справочная литература, ксерокопии растительных и животных организмов аквариума.

Ход работы.

1.Определите,какие организмы живут в аквариуме(наблюдения, рисунки)..

2. Составьте возможные пищевые цепи в аквариумной системе (продуценты-консументы-редуценты), используйте конкретные организмы аквариума и ксерокопий.

Объясните, почему исключение из экосистемы аквариума моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению её равновесия ( простейшие-корм для дафний, моллюски способствуют самоочищению аквариума).

3. Сравните аквариум с естественным водоёмом. Заполните таблицу.

Черты сходства

Черты отличия

ест. водоём

аквариум

Экосистема




Структура




Видовое разнообразие




Цепи питания




Устойчивость системы




Действующий отбор




Отбирающий фактор






4. Выполните задания по влиянию условий окружающей среды на состояние аквариума.

а). какие изменения могут произойти, если только в одну из двух ёмкостей с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;( в банке без ряски дафнии погибнут, т.к не будет кислорода).

б) если одну часть аквариума с плавающими на поверхности папоротниками освещать лампой накаливания 25 вт, а другую-75 вт;

измерьте длину листьев, запишите данные в таблицу, определите среднюю величину длины по формуле М=Е (v P) / n , где n -общее число вариант (выберите 20-30 растений) , v – варианта, P –частота встречаемости вариант.


Лампа 25 вт

Лампа 75 вт

n



v



p



M





Сделайте вывод о изменчивости растений в связи с разной освещенностью, её влиянии на экосистему.

5).если в аквариуме обитает большое количество рыб

6).Для чего регулярно кормят аквариумных рыбок

7).Как вы думаете, с какой целью в аквариумах применяют компрессор и фильтр.

Сделайте общий вывод о изменениях искусственной экосистемы аквариума под воздействием условий окружающей среды.



Обратите внимание!

Специалисты Пенсильванского университета (США) провели ряд исследований , их результаты:

-при наблюдении за аквариумом в течение 10-15 минут снижается давление крови, повысившееся за время наполненного умственной деятельностью трудового дня;

-аквариум довольно эффективно служит стрессовым протектором , отвлекает человека от навязчивых и тревожных мыслей; людям с неустойчивой психикой увлечение аквариумом может принести только пользу;

-человек ни в коем случае не может быть заражён «рыбьими» болезнями , т.к. мы не имеем общих возбудителей заболеваний; может возникать аллергическая реакция на сухой корм, можно не пользоваться им,кстати, это и для рыб будет полезно;

-согласно санитарно-эпидемиологическим данным оптимальная величина влажности воздуха в жилых помещениях при температуре 18-20 должна быть 30-60%, но на самом деле воздух гораздо суше, особенно в зимнее время.И здесь в качестве увлажнителя воздуха может пригодиться аквариум.

Да и вообще. аквариум - это источник здоровья и радости ,при правильном его содержании, а не болезней!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!