«Проектирование лабораторной работы в 11 классе в условиях реализации ФГОС ООО по теме « Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»
Лабораторная работа
«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)».
Цель. На примере искусственной экосистемы проследить изменения под воздействием условий окружающей среды.
Методические рекомендации. Работа выполняется и как лабораторная, и как практическая. Наблюдения за жизнью аквариума предполагает развитие навыков самостоятельного их исследования. Практическая часть работы совершенствует умение обучающихся строить схемы, графики, закреплять теоретические представления. Работа выполняется в группах ( 4-6 человек) , возможен вариант заранее проведённой индивидуальной домашней работы.
Оборудование: аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник, справочная литература, ксерокопии изображений растительных и животных организмов аквариума, таблица».
Задачи.
Обучающие: создать условия для знакомства учащихся с искусственным сообществом аквариума, с растительным и животным миром этого биоценоза, о приспособленности организмов к совместному обитанию.
Развивающие: создать условия для развития умения обобщать, систематизировать, сравнивать изученное; продолжить развитие логического мышления учащихся, умение составлять схемы простейших пищевых цепей, приводить примеры производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.
Воспитательные: формировать познавательный интерес к предмету; способствовать формированию экологического мышления; ответственность за содержание обитателей искусственного водоёма.
Здоровьесберегающие: создать условия для снятия усталости, переключая виды деятельности, формы и методы обучения, обратить внимание на показатели влияния аквариума на организм человека.
Основные понятия и термины : экосистема, природные и искусственные сообщества ,цепи питания, экологическая пирамида, абиотические, биотические, антропогенные факторы среды, продуценты, редуценты, консументы.
Планируемые результаты.
Личностные: формирование познавательных интересов, направленных на изучение искусственного водного сообщества, его изменений; осознание и осмысление блока новой информации.
Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, выделять кратко главное, структурировать учебный материал, овладение компонентами исследовательской деятельности, анализ и обобщение полученной информации.
Регулятивные: умение работать по инструкции ,планировать время работы; развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками в групповой работе.
Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности природных и искусственных водных биоценозов; распознавать по живому и наглядному материалу особенности организмов по приспособленности их к жизни в сообществе влияние антропогенного фактора на развитие искусственной системы.
Ход работы.
Опишите аквариум как экосистему, укажите абиотические, биотические факторы среды, компоненты экосистемы (продуценты, консументы, редуценты) ,сравнить с природным пресным водоёмом.
Составьте пищевые цепи в аквариуме.
Какие изменения могут произойти:
а) если в одну из двух банок с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости , добавить ряску;
б) если одну часть аквариума с плавающими на поверхности папоротниками освещать лампами накаливания 25 вт, а другую-75 вт;
в) если в аквариуме обитает большое количество рыб.
Сделайте вывод о последствиях изменений в экосистемах.
Заслушать выполнение домашней лабораторной работы ( в течение месяца) по влиянию факторов среды на развитие экосистемы ( пример: «Влияние температурного режима воды на содержание мальков меченосцев и их развитие».
Инструктивная карточка к лабораторной работе
«Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Цель: рассмотреть аквариум как пример искусственной экосистемы и проследить изменения, происходящие под воздействием окружающей среды.
Оборудование: аквариум, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма», учебник 10-11 классов , справочная литература, ксерокопии растительных и животных организмов аквариума.
Ход работы.
1.Определите,какие организмы живут в аквариуме(наблюдения, рисунки)..
2. Составьте возможные пищевые цепи в аквариумной системе (продуценты-консументы-редуценты), используйте конкретные организмы аквариума и ксерокопий.
Объясните, почему исключение из экосистемы аквариума моллюсков и простейших приводит к резкому нарушению её равновесия ( простейшие-корм для дафний, моллюски способствуют самоочищению аквариума).
3. Сравните аквариум с естественным водоёмом. Заполните таблицу.
Черты сходства | Черты отличия |
ест. водоём | аквариум |
Экосистема | | |
Структура | | |
Видовое разнообразие | | |
Цепи питания | | |
Устойчивость системы | | |
Действующий отбор | | |
Отбирающий фактор | | |
4. Выполните задания по влиянию условий окружающей среды на состояние аквариума.
а). какие изменения могут произойти, если только в одну из двух ёмкостей с дафниями, при одинаковой температуре и освещённости, добавить ряску;( в банке без ряски дафнии погибнут, т.к не будет кислорода).
б) если одну часть аквариума с плавающими на поверхности папоротниками освещать лампой накаливания 25 вт, а другую-75 вт;
измерьте длину листьев, запишите данные в таблицу, определите среднюю величину длины по формуле М=Е (v P) / n , где n -общее число вариант (выберите 20-30 растений) , v – варианта, P –частота встречаемости вариант.
| Лампа 25 вт | Лампа 75 вт |
n | | |
v | | |
p | | |
M | | |
Сделайте вывод о изменчивости растений в связи с разной освещенностью, её влиянии на экосистему.
5).если в аквариуме обитает большое количество рыб
6).Для чего регулярно кормят аквариумных рыбок
7).Как вы думаете, с какой целью в аквариумах применяют компрессор и фильтр.
Сделайте общий вывод о изменениях искусственной экосистемы аквариума под воздействием условий окружающей среды.
Обратите внимание!
Специалисты Пенсильванского университета (США) провели ряд исследований , их результаты:
-при наблюдении за аквариумом в течение 10-15 минут снижается давление крови, повысившееся за время наполненного умственной деятельностью трудового дня;
-аквариум довольно эффективно служит стрессовым протектором , отвлекает человека от навязчивых и тревожных мыслей; людям с неустойчивой психикой увлечение аквариумом может принести только пользу;
-человек ни в коем случае не может быть заражён «рыбьими» болезнями , т.к. мы не имеем общих возбудителей заболеваний; может возникать аллергическая реакция на сухой корм, можно не пользоваться им,кстати, это и для рыб будет полезно;
-согласно санитарно-эпидемиологическим данным оптимальная величина влажности воздуха в жилых помещениях при температуре 18-20 должна быть 30-60%, но на самом деле воздух гораздо суше, особенно в зимнее время.И здесь в качестве увлажнителя воздуха может пригодиться аквариум.
Да и вообще. аквариум - это источник здоровья и радости ,при правильном его содержании, а не болезней!