СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир глазами детей.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к открытому уроку по рассказу А.П. Платонова "Никита". Открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Мир глазами детей.»

Урок литературы в 5 классе  Презентация к уроку. по рассказу А Платонова «Никита »

Урок литературы в 5 классе

Презентация к уроку.

по рассказу А Платонова «Никита »

«Годы детства — это воспитание сердца» В. Сухомлинский.

«Годы детства — это воспитание сердца»

В. Сухомлинский.

 Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия - Климентов) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямской слободке. Его учительницей была Аполлинария Николаевна. Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был поэтом. В 1922 году была издана книжка стихов «Голубая глубина». Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни.  Рассказ «Никита» - не сказка, но в нем есть фантастическое. Стр. 32

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия - Климентов) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямской слободке.

Его учительницей была Аполлинария Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был поэтом.

В 1922 году была издана книжка стихов «Голубая глубина».

Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни.

Рассказ «Никита» - не сказка, но в нем есть фантастическое.

Стр. 32

Рассказ «Никита» Рассказ – небольшое эпическое произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Рассказ «Никита»

Рассказ – небольшое эпическое произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Сюжет рассказа «Никита» Расставьте пункты так, чтобы получился верный план повествования.  1.Колодезные жители.  2.Жёлтый цветок.  3.Встреча Никиты с отцом.  4.Мама уходит на работу.  5.Возвращение отца.  6.Никита «живёт один».  7.Кто живёт в бочке  8.Работа с отцом.  9.«Доброе солнце».  10.«Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.  11.Разговор Никиты с отцом.

Сюжет рассказа «Никита»

Расставьте пункты так, чтобы получился верный план повествования.

1.Колодезные жители.

2.Жёлтый цветок.

3.Встреча Никиты с отцом.

4.Мама уходит на работу.

5.Возвращение отца.

6.Никита «живёт один».

7.Кто живёт в бочке

8.Работа с отцом.

9.«Доброе солнце».

10.«Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.

11.Разговор Никиты с отцом.

Сюжет рассказа «Никита» Расставьте пункты так, чтобы получился верный план повествования. 1.Мама уходит на работу. 2.Никита «живёт один». 3.Кто живёт в бочке? 4.«Доброе солнце». 5.Колодезные жители. 6.«Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня. 7.Жёлтый цветок. 8.Возвращение отца. 9.Встреча Никиты с отцом. 10.Разговор Никиты с отцом. 11.Работа с отцом.

Сюжет рассказа «Никита»

Расставьте пункты так, чтобы получился верный план повествования.

1.Мама уходит на работу.

2.Никита «живёт один».

3.Кто живёт в бочке?

4.«Доброе солнце».

5.Колодезные жители.

6.«Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.

7.Жёлтый цветок.

8.Возвращение отца.

9.Встреча Никиты с отцом.

10.Разговор Никиты с отцом.

11.Работа с отцом.

Каким вы представляете себе Никиту?

Каким вы представляете себе Никиту?

Кто главный герой рассказа? Возраст: 5 лет Место проживания: деревня Семья: отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером. Обязанности: хранить дом, очаг. Внутренний мир героя: любит фантазировать, мечтать Обычный ребёнок? Не совсем. Видит то, чего другие не замечают .

Кто главный герой рассказа?

  • Возраст: 5 лет
  • Место проживания: деревня
  • Семья: отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером.
  • Обязанности: хранить дом, очаг.
  • Внутренний мир героя: любит фантазировать, мечтать
  • Обычный ребёнок? Не совсем. Видит то, чего другие не замечают .
Тема урока «Мир глазами ребенка»   Презентация к уроку. по рассказу А Платонова «Никита »

Тема урока «Мир глазами ребенка»

Презентация к уроку.

по рассказу А Платонова «Никита »

 - Что мы узнаем о Никите в начале рассказа?  - Почему Никита остался один?  - Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его Чему она его научила?  Укажите, что должен был делать Никита, оставшись хозяином в доме.  - Гонять чужого петуха, ловить мух в сенях, ждать мать, когда она придет с поля и накормит его ужином.  - Не сжечь двора, собрать яйца от кур, чтобы чужой петух не приходил во двор, чтобы ел в обед молоко с хлебом на столе.  - Сидеть в доме и никуда не выходить, смотреть в окно и ждать мать.

- Что мы узнаем о Никите в начале рассказа?

  • - Почему Никита остался один?

- Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его Чему она его научила?

Укажите, что должен был делать Никита, оставшись хозяином в доме.

- Гонять чужого петуха, ловить мух в сенях, ждать мать, когда она придет с поля и накормит его ужином.

- Не сжечь двора, собрать яйца от кур, чтобы чужой петух не приходил во двор, чтобы ел в обед молоко с хлебом на столе.

- Сидеть в доме и никуда не выходить, смотреть в окно и ждать мать.

Глаголы в рассказе «Никита»

отрывок «Никита и бочка».

«Оставшись один, Никита обошёл всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и 

вышел в сени… Он хотел теперь  узнать  то, чего он не знал. Поэтому Никита  пошёл

  далее во двор и пришёл в сарай, где стояла в темноте пустая бочка…

Я тебя знаю, ты там живешь, − приподнявшись на ногах, сказал Никита сверху в темную гулкую бочку, а потом вдобавок  постучал по ней кулаком.

Вставай, не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут! Никита  прислушался . В бочке было тихо. «Помер он, что ль?» −  подумал Никита. Но в бочке скрипнула её деревянная снасть, и Никита отошёл от греха. Он понял, что, значит, тамошний житель повернулся на бок либо хотел встать и погнаться за Никитой. Но какой он был − тот, кто жил в бочке? Никита сразу 

представил  его в уме. Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду. − Отдай ножницы! − тихо  попросил Никита».

  • Как характеризуют эти глаголы главного героя?

Это связано с тем, что Никита активно познает окружающий мир. После того, как мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (то есть в большой мир), так как “он хотел теперь узнать то, чего он не знал” При этом мальчик проявляет известные смелость и настойчивость

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  - Как живешь?  – Вот так! (Вверх большой палец.)  – Как идешь?  – Вот так! (Маршируют.)  – Как бежишь?  – Вот так! (Бег на месте.)  – Ночью спишь?  – Вот так! (Ладошки под щеку.)  – Как даешь?  – Вот так! (Руки вперед.)  – Как берешь?  – Вот так! (Руки к себе.)  – Как плывешь?  – Вот так! (“Плывут”.)  – Как шалишь?  – Вот так! (Пальцами сдувают щеки.)  – Как грозишь?  – Вот так! (Грозят пальцем.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Как живешь? – Вот так! (Вверх большой палец.) – Как идешь? – Вот так! (Маршируют.) – Как бежишь? – Вот так! (Бег на месте.) – Ночью спишь? – Вот так! (Ладошки под щеку.) – Как даешь? – Вот так! (Руки вперед.) – Как берешь? – Вот так! (Руки к себе.) – Как плывешь? – Вот так! (“Плывут”.) – Как шалишь? – Вот так! (Пальцами сдувают щеки.) – Как грозишь? – Вот так! (Грозят пальцем.)

А теперь давайте отправимся на прогулку вместе с Никитой по двору.  В сенях жужжали мухи, паук дремал посреди паутины, воробей пришёл пеший через порог.  Исследовательская работа с текстом. -Какие же предметы встретились Никите?

А теперь давайте отправимся на прогулку вместе с Никитой по двору.

В сенях жужжали мухи, паук дремал посреди паутины, воробей пришёл пеший через порог.

Исследовательская работа с текстом.

-Какие же предметы встретились Никите?

Словарная работа. 1. Стежка - СТЁЖКА, То же, что тропинка . Позарастали стёжки-дорожки (о том, что прошло, забыто). 2. Омшелый - обомшелый замшелый, старый, мшистый 3. Щербатый —. Со щербинами, не гладкий, рябой. Щербатое лицо. Щербатый пол 4. Ощериться -проявлять раздражение, злость. 5. Плетень - Изгородь из сплетенных прутьев и ветвей. 6.Горница- чистая половина крестьянской избы. 7. Трудодень - единица учета труда колхозников. 8. Век вековать - жить всю жизнь.

Словарная работа.

1. Стежка - СТЁЖКА, То же, что тропинка . Позарастали стёжки-дорожки (о том, что прошло, забыто).

2. Омшелый - обомшелый замшелый, старый, мшистый

3. Щербатый —. Со щербинами, не гладкий, рябой. Щербатое лицо. Щербатый пол

4. Ощериться -проявлять раздражение, злость.

5. Плетень - Изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

6.Горница- чистая половина крестьянской избы.

7. Трудодень - единица учета труда колхозников.

8. Век вековать - жить всю жизнь.

Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные? Два мира в рассказе Распределите предметы по двум колонкам. «Добрый» мир: почему Никита искал у него поддержки? «Злой» мир: почему Никита боялся его?     колья из плетня, баня, солнце,  пень, дедушка , колодец, бабушка , бочка , гвоздик, лопух

Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные?

Два мира в рассказе

Распределите предметы по двум колонкам.

«Добрый» мир: почему Никита искал у него поддержки?

«Злой» мир: почему Никита боялся его?

колья из плетня, баня, солнце, пень, дедушка , колодец, бабушка , бочка , гвоздик, лопух

Пришёл отец – мир не пугает.

Пришёл отец – мир не пугает.

Когда Никита выпрямил первый гвоздь, он увидел в нём маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки…. “ Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый”.

Когда Никита выпрямил первый гвоздь, он увидел в нём маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки….

“ Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый”.

Федерико Гарсиа Лорка:  « Воображение — синоним способности к открытию».

Федерико Гарсиа Лорка:

« Воображение — синоним способности к открытию».

 Подведение итогов урока. Сколько лет было Никите? На какой главной работе был отец Никиты? Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика? На кого и почему было похоже солнышко? Кто живёт на дне колодца? Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор? Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух? Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми? Кто помог развеять страхи мальчика? Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго человечка?

Подведение итогов урока.

  • Сколько лет было Никите?
  • На какой главной работе был отец Никиты?
  • Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика?
  • На кого и почему было похоже солнышко?
  • Кто живёт на дне колодца?
  • Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор?
  • Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух?
  • Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми?
  • Кто помог развеять страхи мальчика?
  • Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго человечка?
  Составьте письменный ответ на вопрос: «Что значит, по вашему мнению, быть добрым?»

Составьте письменный ответ на вопрос: «Что значит, по вашему мнению, быть добрым?»

 Домашнее задание: Написать письмо (по вариантам): А.Платонову, Никите, пятикласснику 22 века.  2. Игра «Авиаперелет» Пройдите по ссылке, сыграйте в игру. Внимательно читайте правила выполнения задания на каждом этапе! http://www.umapalata.com/uschool/expo/zalivina/3175.html?LANG=RU  Это интересно: Здесь можно посмотреть короткометражный фильм М.Никитина по рассказу А.Платонова «Никита» http://www.youtube.com/watch?v=CUR_pkHYmDE

Домашнее задание:

  • Написать письмо (по вариантам): А.Платонову, Никите, пятикласснику 22 века.

2. Игра «Авиаперелет» Пройдите по ссылке, сыграйте в игру. Внимательно читайте правила выполнения задания на каждом этапе!

http://www.umapalata.com/uschool/expo/zalivina/3175.html?LANG=RU

Это интересно:

Здесь можно посмотреть короткометражный фильм М.Никитина по рассказу А.Платонова «Никита»

http://www.youtube.com/watch?v=CUR_pkHYmDE


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!