Урок литературы в 5 классе
Презентация к уроку.
по рассказу А Платонова «Никита »
«Годы детства — это воспитание сердца»
В. Сухомлинский.
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия - Климентов) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямской слободке.
Его учительницей была Аполлинария Николаевна.
Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был поэтом.
В 1922 году была издана книжка стихов «Голубая глубина».
Сказки Платонов начал писать уже в конце своей жизни.
Рассказ «Никита» - не сказка, но в нем есть фантастическое.
Стр. 32
Рассказ «Никита»
Рассказ – небольшое эпическое произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Сюжет рассказа «Никита»
Расставьте пункты так, чтобы получился верный план повествования.
1.Колодезные жители.
2.Жёлтый цветок.
3.Встреча Никиты с отцом.
4.Мама уходит на работу.
5.Возвращение отца.
6.Никита «живёт один».
7.Кто живёт в бочке
8.Работа с отцом.
9.«Доброе солнце».
10.«Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
11.Разговор Никиты с отцом.
Сюжет рассказа «Никита»
Расставьте пункты так, чтобы получился верный план повествования.
1.Мама уходит на работу.
2.Никита «живёт один».
3.Кто живёт в бочке?
4.«Доброе солнце».
5.Колодезные жители.
6.«Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
7.Жёлтый цветок.
8.Возвращение отца.
9.Встреча Никиты с отцом.
10.Разговор Никиты с отцом.
11.Работа с отцом.
Каким вы представляете себе Никиту?
Кто главный герой рассказа?
- Возраст: 5 лет
- Место проживания: деревня
- Семья: отец на войне, мать работает в поле, возвращается вечером.
- Обязанности: хранить дом, очаг.
- Внутренний мир героя: любит фантазировать, мечтать
- Обычный ребёнок? Не совсем. Видит то, чего другие не замечают .
Тема урока «Мир глазами ребенка»
Презентация к уроку.
по рассказу А Платонова «Никита »
- Что мы узнаем о Никите в начале рассказа?
- - Почему Никита остался один?
- Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его Чему она его научила?
Укажите, что должен был делать Никита, оставшись хозяином в доме.
- Гонять чужого петуха, ловить мух в сенях, ждать мать, когда она придет с поля и накормит его ужином.
- Не сжечь двора, собрать яйца от кур, чтобы чужой петух не приходил во двор, чтобы ел в обед молоко с хлебом на столе.
- Сидеть в доме и никуда не выходить, смотреть в окно и ждать мать.
Глаголы в рассказе «Никита»
отрывок «Никита и бочка».
«Оставшись один, Никита обошёл всю тихую избу — горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, и
вышел в сени… Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошёл
далее во двор и пришёл в сарай, где стояла в темноте пустая бочка…
− Я тебя знаю, ты там живешь, − приподнявшись на ногах, сказал Никита сверху в темную гулкую бочку, а потом вдобавок постучал по ней кулаком.
− Вставай, не спи, лодырь! Чего зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут! Никита прислушался . В бочке было тихо. «Помер он, что ль?» − подумал Никита. Но в бочке скрипнула её деревянная снасть, и Никита отошёл от греха. Он понял, что, значит, тамошний житель повернулся на бок либо хотел встать и погнаться за Никитой. Но какой он был − тот, кто жил в бочке? Никита сразу
представил его в уме. Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы, чтобы обрезать себе бороду. − Отдай ножницы! − тихо попросил Никита».
- Как характеризуют эти глаголы главного героя?
Это связано с тем, что Никита активно познает окружающий мир. После того, как мать ушла, ребенок обошел дом и пошел во двор (то есть в большой мир), так как “он хотел теперь узнать то, чего он не знал” При этом мальчик проявляет известные смелость и настойчивость
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Как живешь? – Вот так! (Вверх большой палец.) – Как идешь? – Вот так! (Маршируют.) – Как бежишь? – Вот так! (Бег на месте.) – Ночью спишь? – Вот так! (Ладошки под щеку.) – Как даешь? – Вот так! (Руки вперед.) – Как берешь? – Вот так! (Руки к себе.) – Как плывешь? – Вот так! (“Плывут”.) – Как шалишь? – Вот так! (Пальцами сдувают щеки.) – Как грозишь? – Вот так! (Грозят пальцем.)
А теперь давайте отправимся на прогулку вместе с Никитой по двору.
В сенях жужжали мухи, паук дремал посреди паутины, воробей пришёл пеший через порог.
Исследовательская работа с текстом.
-Какие же предметы встретились Никите?
Словарная работа.
1. Стежка - СТЁЖКА, То же, что тропинка . Позарастали стёжки-дорожки (о том, что прошло, забыто).
2. Омшелый - обомшелый замшелый, старый, мшистый
3. Щербатый —. Со щербинами, не гладкий, рябой. Щербатое лицо. Щербатый пол
4. Ощериться -проявлять раздражение, злость.
5. Плетень - Изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
6.Горница- чистая половина крестьянской избы.
7. Трудодень - единица учета труда колхозников.
8. Век вековать - жить всю жизнь.
Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные?
Два мира в рассказе
Распределите предметы по двум колонкам.
«Добрый» мир: почему Никита искал у него поддержки?
«Злой» мир: почему Никита боялся его?
колья из плетня, баня, солнце, пень, дедушка , колодец, бабушка , бочка , гвоздик, лопух
Пришёл отец – мир не пугает.
Когда Никита выпрямил первый гвоздь, он увидел в нём маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки….
“ Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый”.
Федерико Гарсиа Лорка:
« Воображение — синоним способности к открытию».
Подведение итогов урока.
- Сколько лет было Никите?
- На какой главной работе был отец Никиты?
- Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика?
- На кого и почему было похоже солнышко?
- Кто живёт на дне колодца?
- Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор?
- Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух?
- Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми?
- Кто помог развеять страхи мальчика?
- Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго человечка?
Составьте письменный ответ на вопрос: «Что значит, по вашему мнению, быть добрым?»
Домашнее задание:
- Написать письмо (по вариантам): А.Платонову, Никите, пятикласснику 22 века.
2. Игра «Авиаперелет» Пройдите по ссылке, сыграйте в игру. Внимательно читайте правила выполнения задания на каждом этапе!
http://www.umapalata.com/uschool/expo/zalivina/3175.html?LANG=RU
Это интересно:
Здесь можно посмотреть короткометражный фильм М.Никитина по рассказу А.Платонова «Никита»
http://www.youtube.com/watch?v=CUR_pkHYmDE