СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемонические приемы при обучении русскому языку.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках русского языка нам необходимо запомнить большое количество информации,                                                                                                              Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специаль­ные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запомина­ния «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.

Просмотр содержимого документа
«Мнемонические приемы при обучении русскому языку.»

«Мнемонические приёмы при обучении русскому языку »   Ботова Елена Григорьевна Учитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ №3» г. Щучье.

«Мнемонические приёмы при обучении русскому языку »

Ботова Елена Григорьевна

Учитель русского языка и литературы.

МКОУ «СОШ №3» г. Щучье.

Цель Углубление знаний о применении современных образовательных технологий. Применение данных технологий для более эффективного усвоения и запоминания учебного материала обучающимися.

Цель

Углубление знаний о применении современных образовательных технологий.

Применение данных технологий для

более эффективного усвоения и запоминания учебного материала обучающимися.

Задачи  Активизация учебного процесса за счет использования приемов мнемотехники. Создание папки  « Узелки на память»

Задачи

Активизация учебного процесса за счет использования приемов мнемотехники.

Создание папки

« Узелки на память»

Интересные факты:  Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой ( Френсис Бэкон : «Knowledge itself is power», «Знание само по себе — сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал  Джордано Бруно . В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король  Генрих III (король Франции) , желая выяснить — откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.

Интересные факты:

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой ( Френсис Бэкон : «Knowledge itself is power», «Знание само по себе — сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал  Джордано Бруно . В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король  Генрих III (король Франции) , желая выяснить — откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.

 Мнемозина - богиня памяти Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которая облегчает запоминание, получила название мнемоника.  

Мнемозина - богиня памяти

Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которая облегчает запоминание, получила название мнемоника.

 

 Мнемотехника совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

Мнемотехника

совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций

История возникновения мнемоники  Основателем мнемоники одни считают Пифагора , другие — Симонида (ум. в 469 до хр. э.). В сочинениях римлян Цицерона и Квинтилиана мы находим изложение мнемонической системы. В Средние века мнемоника становится преимущественно достоянием духовенства, и только в 13 в. Рожер Бэкон составил и опубликовал свой известный трактат об искусстве запоминания. Эпоха Возрождения сопровождалась широким распространением мнемоники. Ею занимаются такие большие ученые, как Д. Бруно, Люллий и др.  В начале 19 в. появляется ряд систем мнемоники ( Кестнер, Аретин, Пари и др.). Система Ревентлова в середине 19 в. даже была введена в ряде школ как предмет преподавания. К концу 19 в. мнемоника приходит в упадок, т. к. не оправдывает возлагавшихся на нее надежд. Область практического ее применения ограничивается в связи с развитием, стенографии и т. д.

История возникновения мнемоники

Основателем мнемоники одни считают Пифагора , другие — Симонида (ум. в 469 до хр. э.). В сочинениях римлян Цицерона и Квинтилиана мы находим изложение мнемонической системы. В Средние века мнемоника становится преимущественно достоянием духовенства, и только в 13 в. Рожер Бэкон составил и опубликовал свой известный трактат об искусстве запоминания. Эпоха Возрождения сопровождалась широким распространением мнемоники. Ею занимаются такие большие ученые, как Д. Бруно, Люллий и др.

В начале 19 в. появляется ряд систем мнемоники ( Кестнер, Аретин, Пари и др.). Система Ревентлова в середине 19 в. даже была введена в ряде школ как предмет преподавания. К концу 19 в. мнемоника приходит в упадок, т. к. не оправдывает возлагавшихся на нее надежд. Область практического ее применения ограничивается в связи с развитием, стенографии и т. д.

Основные приёмы:   - ассоциативные рисунки -звуковые ассоциации -комбинированный метод -метод списка -рифмовка -сказки –ассоциации -схематично –рисуночный метод

Основные приёмы:

- ассоциативные рисунки

-звуковые ассоциации

-комбинированный метод

-метод списка

-рифмовка

-сказки –ассоциации

-схематично –рисуночный метод

ассоциативные рисунки    

ассоциативные рисунки

 

 звуковые ассоциации   ФАНТа и «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ.  уПАЛИ вСАДНИКи в   ПАЛИСАДНИКе.

звуковые ассоциации

ФАНТа и «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ.

уПАЛИ вСАДНИКи в

  ПАЛИСАДНИКе.

комбинированный метод

комбинированный метод

  метод списка    В холле на стеллажах – миллионы, миллиарды долларов, или это галлюцинации. Нужно иметь миллионы, миллиарды долларов, чтобы носить бриллианты, покупать виллы и коллекции картин. метод списка

метод списка

  • В холле на стеллажах – миллионы, миллиарды долларов, или это галлюцинации.
  • Нужно иметь миллионы, миллиарды долларов, чтобы носить бриллианты, покупать виллы и коллекции картин.

метод списка

 рифмовка   . Ели ,ели торты- не налазят шорты. Фо ׳ ка, хочешь поесть щец? « Ой, мы же не забывали друга».   Поля стеклЯННые, межи деревЯННые, а ручки оловЯННые . «Одеваем Надежду – надеваем одежду».   «На себя надену, Олечку одену».

рифмовка

. Ели ,ели торты- не налазят шорты.

  • Фо ׳ ка, хочешь поесть щец?
  • « Ой, мы же не забывали друга».  
  • Поля стеклЯННые,
  • межи деревЯННые,
  • а ручки оловЯННые .
  • «Одеваем Надежду – надеваем одежду».
  •   «На себя надену, Олечку одену».
 сказки –ассоциации   « Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему  имя  и решили назвать –  именительный . Родился  стал  родительным . Это имя ему понравилось.Он был малышом, ему всё  давали , и он стал  дательным .Он был большим озорником, за всяческие проделки его  винили , и он стал  винительным . Потом подрос, стал  творить  добрые дела и называться стал  творительным . Он всем стал  предлагать  свою помощь, о нём все заговорили и называли теперь  предложным ».

сказки –ассоциации

« Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему  имя  и решили назвать –  именительный . Родился  стал  родительным . Это имя ему понравилось.Он был малышом, ему всё  давали , и он стал  дательным .Он был большим озорником, за всяческие проделки его  винили , и он стал  винительным .

Потом подрос, стал  творить  добрые дела и называться стал  творительным .

Он всем стал  предлагать  свою помощь, о нём все заговорили и называли теперь  предложным ».

 схематично –рисуночный метод   Танцевать- танцую, -ОВА- -ЕВА- Рисовать –рисую,  Рассказывать- рассказываю, Рассматривать- рассматриваю. ЫВА, ИВА

схематично –рисуночный метод

Танцевать- танцую, -ОВА- -ЕВА-

Рисовать –рисую,

Рассказывать- рассказываю,

Рассматривать- рассматриваю.

ЫВА, ИВА

Прилагательные в превосходной степени. Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную. Простая форма превосходной степени образуется путём прибавления к основе начальной формы прилагательного суффикса -ЕЙШ- (-АЙШ-), например: справедливый- справедлив ЕЙШ ий. Перед -АЙШ- происходит чередование согласных, например: глубо к ий - глубо ч АЙШ ий. Эта форма прилагательных чаще всего употребляется в книжной речи. Прилагательные в форме простой превосходной степени склоняются. Составная  форма превосходной степени представляет собой сочетание слов самый, наиболее  и начальной( исходной ) формы прилагательного, например: самый справедливый, наиболее строгий. В составной превосходной степени прилагательных неизменяемым является слово наиболее, например: в наиболее недоступном месте. Прилагательные в форме превосходной степени в предложении чаще всего бывают определениями.

Прилагательные в превосходной степени.

Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.

Простая форма превосходной степени образуется путём

прибавления к основе начальной формы прилагательного

суффикса -ЕЙШ- (-АЙШ-), например: справедливый-

справедлив ЕЙШ ий.

Перед -АЙШ- происходит чередование согласных, например:

глубо к ий - глубо ч АЙШ ий. Эта форма прилагательных чаще

всего употребляется в книжной речи. Прилагательные в форме

простой превосходной степени склоняются.

Составная форма превосходной степени представляет

собой сочетание слов самый, наиболее и начальной( исходной )

формы прилагательного, например: самый справедливый,

наиболее строгий. В составной превосходной степени

прилагательных неизменяемым является слово наиболее,

например: в наиболее недоступном месте.

Прилагательные в форме превосходной степени в предложении

чаще всего бывают определениями.

Превосходная степень:  простая составная  самый, наиболее + нач. форма.  н.ф. + - ЕЙШ-  н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ- самый справедливый, наиболее строгий.  Сильный - сильн ейш ий Склоняются (кроме слова наиболее ).  Глубо к ий - глубо ч айш ий В наиболее недоступном месте. Склоняются, употребляются в книжной речи.   В предложении – определение.  В предложении – определение.

Превосходная степень:

простая составная

самый, наиболее + нач. форма.

н.ф. + - ЕЙШ-

н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ-

самый справедливый,

наиболее строгий.

Сильный - сильн ейш ий

Склоняются (кроме слова наиболее ).

Глубо к ий - глубо ч айш ий

В наиболее недоступном месте.

Склоняются, употребляются в книжной речи.

В предложении – определение.

В предложении – определение.

Превосходная степень:  простая составная  самый, наиболее + нач. форма.  н.ф. + - ЕЙШ-  н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ- самый справедливый, наиболее строгий.  Сильный - сильн ейш ий Склоняются (кроме слова наиболее ).  Глубо к ий - глубо ч айш ий В наиболее недоступном месте. Склоняются, употребляются в книжной речи.   В предложении – определение.  В предложении – определение.

Превосходная степень:

простая составная

самый, наиболее + нач. форма.

н.ф. + - ЕЙШ-

н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ-

самый справедливый,

наиболее строгий.

Сильный - сильн ейш ий

Склоняются (кроме слова наиболее ).

Глубо к ий - глубо ч айш ий

В наиболее недоступном месте.

Склоняются, употребляются в книжной речи.

В предложении – определение.

В предложении – определение.

Превосходная степень:  простая составная  самый, наиболее + нач. форма.  н.ф. + - ЕЙШ-  н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ- самый справедливый, наиболее строгий.  Сильный - сильн ейш ий Склоняются (кроме слова наиболее ).  Глубо к ий - глубо ч айш ий В наиболее недоступном месте. Склоняются, употребляются в книжной речи.   В предложении – определение.  В предложении – определение.

Превосходная степень:

простая составная

самый, наиболее + нач. форма.

н.ф. + - ЕЙШ-

н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ-

самый справедливый,

наиболее строгий.

Сильный - сильн ейш ий

Склоняются (кроме слова наиболее ).

Глубо к ий - глубо ч айш ий

В наиболее недоступном месте.

Склоняются, употребляются в книжной речи.

В предложении – определение.

В предложении – определение.

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Ж Ш Ч Щ Ц     / ____    Е О

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

Ж

Ш

Ч

Щ

Ц

/ ____

Е

О

Использованные ресурсы: 1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 20с. 2. Бондаренко, С. М., Ротенберг, . Обучение. Здоровье / , . - М.: Просвещение, 1989. 3. Зиганов, М. А., Козаренко, : Запоминание на основе визуального мышления / , // http://*****/books/1247/. 4. Козаренко, мнемотехники / // http://www. e-reading. /book. php? book=131402. 5. Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12. 6. Никитина, развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.

Использованные ресурсы:

  • 1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 20с.
  • 2. Бондаренко, С. М., Ротенберг, . Обучение. Здоровье / , . - М.: Просвещение, 1989.
  • 3. Зиганов, М. А., Козаренко, : Запоминание на основе визуального мышления / , // http://*****/books/1247/.
  • 4. Козаренко, мнемотехники / // http://www. e-reading. /book. php? book=131402.
  • 5. Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.
  • 6. Никитина, развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.
Спасибо за внимание !  Хорошего отдыха!!!

Спасибо за внимание !

Хорошего отдыха!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!