«Мнемонические приёмы при обучении русскому языку »
Ботова Елена Григорьевна
Учитель русского языка и литературы.
МКОУ «СОШ №3» г. Щучье.
Цель
Углубление знаний о применении современных образовательных технологий.
Применение данных технологий для
более эффективного усвоения и запоминания учебного материала обучающимися.
Задачи
Активизация учебного процесса за счет использования приемов мнемотехники.
Создание папки
« Узелки на память»
Интересные факты:
Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой ( Френсис Бэкон : «Knowledge itself is power», «Знание само по себе — сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно . В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции) , желая выяснить — откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.
Мнемозина - богиня памяти
Древние греки были уверены, что память находится под властью богини Мнемозины. Поэтому система приёмов, которая облегчает запоминание, получила название мнемоника.
Мнемотехника
совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций
История возникновения мнемоники
Основателем мнемоники одни считают Пифагора , другие — Симонида (ум. в 469 до хр. э.). В сочинениях римлян Цицерона и Квинтилиана мы находим изложение мнемонической системы. В Средние века мнемоника становится преимущественно достоянием духовенства, и только в 13 в. Рожер Бэкон составил и опубликовал свой известный трактат об искусстве запоминания. Эпоха Возрождения сопровождалась широким распространением мнемоники. Ею занимаются такие большие ученые, как Д. Бруно, Люллий и др.
В начале 19 в. появляется ряд систем мнемоники ( Кестнер, Аретин, Пари и др.). Система Ревентлова в середине 19 в. даже была введена в ряде школ как предмет преподавания. К концу 19 в. мнемоника приходит в упадок, т. к. не оправдывает возлагавшихся на нее надежд. Область практического ее применения ограничивается в связи с развитием, стенографии и т. д.
Основные приёмы:
- ассоциативные рисунки
-звуковые ассоциации
-комбинированный метод
-метод списка
-рифмовка
-сказки –ассоциации
-схематично –рисуночный метод
ассоциативные рисунки
звуковые ассоциации
ФАНТа и «АЗИЯ» – это ФАНТАЗИЯ.
уПАЛИ вСАДНИКи в
ПАЛИСАДНИКе.
комбинированный метод
метод списка
- В холле на стеллажах – миллионы, миллиарды долларов, или это галлюцинации.
- Нужно иметь миллионы, миллиарды долларов, чтобы носить бриллианты, покупать виллы и коллекции картин.
метод списка
рифмовка
. Ели ,ели торты- не налазят шорты.
- Фо ׳ ка, хочешь поесть щец?
- « Ой, мы же не забывали друга».
- Поля стеклЯННые,
- межи деревЯННые,
- а ручки оловЯННые .
- «Одеваем Надежду – надеваем одежду».
- «На себя надену, Олечку одену».
сказки –ассоциации
« Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – именительный . Родился стал родительным . Это имя ему понравилось.Он был малышом, ему всё давали , и он стал дательным .Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили , и он стал винительным .
Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным .
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём все заговорили и называли теперь предложным ».
схематично –рисуночный метод
Танцевать- танцую, -ОВА- -ЕВА-
Рисовать –рисую,
Рассказывать- рассказываю,
Рассматривать- рассматриваю.
ЫВА, ИВА
Прилагательные в превосходной степени.
Превосходная степень прилагательных имеет две формы: простую и составную.
Простая форма превосходной степени образуется путём
прибавления к основе начальной формы прилагательного
суффикса -ЕЙШ- (-АЙШ-), например: справедливый-
справедлив ЕЙШ ий.
Перед -АЙШ- происходит чередование согласных, например:
глубо к ий - глубо ч АЙШ ий. Эта форма прилагательных чаще
всего употребляется в книжной речи. Прилагательные в форме
простой превосходной степени склоняются.
Составная форма превосходной степени представляет
собой сочетание слов самый, наиболее и начальной( исходной )
формы прилагательного, например: самый справедливый,
наиболее строгий. В составной превосходной степени
прилагательных неизменяемым является слово наиболее,
например: в наиболее недоступном месте.
Прилагательные в форме превосходной степени в предложении
чаще всего бывают определениями.
Превосходная степень:
простая составная
самый, наиболее + нач. форма.
н.ф. + - ЕЙШ-
н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ-
самый справедливый,
наиболее строгий.
Сильный - сильн ейш ий
Склоняются (кроме слова наиболее ).
Глубо к ий - глубо ч айш ий
В наиболее недоступном месте.
Склоняются, употребляются в книжной речи.
В предложении – определение.
В предложении – определение.
Превосходная степень:
простая составная
самый, наиболее + нач. форма.
н.ф. + - ЕЙШ-
н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ-
самый справедливый,
наиболее строгий.
Сильный - сильн ейш ий
Склоняются (кроме слова наиболее ).
Глубо к ий - глубо ч айш ий
В наиболее недоступном месте.
Склоняются, употребляются в книжной речи.
В предложении – определение.
В предложении – определение.
Превосходная степень:
простая составная
самый, наиболее + нач. форма.
н.ф. + - ЕЙШ-
н.ф. (к/ч, г/ж) + -АЙШ-
самый справедливый,
наиболее строгий.
Сильный - сильн ейш ий
Склоняются (кроме слова наиболее ).
Глубо к ий - глубо ч айш ий
В наиболее недоступном месте.
Склоняются, употребляются в книжной речи.
В предложении – определение.
В предложении – определение.
Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.
Ж
Ш
Ч
Щ
Ц
/ ____
Е
О
Использованные ресурсы:
- 1. Агафонов, В. В. «Неправильные правила» для словарных слов и не только / . - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ювента, 20с.
- 2. Бондаренко, С. М., Ротенберг, . Обучение. Здоровье / , . - М.: Просвещение, 1989.
- 3. Зиганов, М. А., Козаренко, : Запоминание на основе визуального мышления / , // http://*****/books/1247/.
- 4. Козаренко, мнемотехники / // http://www. e-reading. /book. php? book=131402.
- 5. Мурашов, грамотность: риторические стратегии достижения / // Русский язык в школе№ 3.- С. 3-12.
- 6. Никитина, развить суперпамять, или Запоминаем быстро и легко / . – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 291 с.
Спасибо за внимание !
Хорошего отдыха!!!