СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Написание ь знака в конце наречий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 7 классе. Разные формыработы.

Просмотр содержимого документа
«Написание ь знака в конце наречий»

урок русского языка в 7 классе.


Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после

шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писать

слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака

после шипящих в других частях речи (существительных, кратких

прилагательных, глаголах);

2) продолжить работу по развитию лингвистической и речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей, обогатить активный словарь учащихся;

3) воспитывать любовь к родному языку, показывая его богатство и выразительность, прививая интерес к его познанию.


Ход урока

I. Организационный момент.

1. Положительный эмоциональный настрой: «Улыбнитесь!» (Как поётся в детской песенке, «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся».) А ещё улыбка или её отсутствие вот на таких смайликах   поможет вам выразить свою оценку в конце: понравился вам урок или нет.

2. Запись числа, классной работы.

II. Мобилизующий этап.

а) – Итак, начнем. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (МОРФОЛОГИЮ)

- Что изучает морфология? (Слова как части речи).

- Какую часть речи в этом разделе мы изучаем?

Наречие )

- Тема сегодняшнего урока тоже связана с этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.

III. Подводящий к теме диалог.

  1. На экране у меня

На доске записана загадка:

На лугу живет скрипач(?),

Не колюч(?) он, ты не плач (?).

Носит фрак и ходит вскач(?).

Но не человечек, а маленький……

(Один ученик читает вслух.)

- Отгадайте загадку. (Кузнечик) (Подсказка: это насекомое, в детской песенке с ним приключилась беда: его съела лягушка)

-Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач, плачь и вскачь).

- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»).

- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. На доске представлены магнитные буквы: Р, Ч, Х, Ш, З, Т, Щ, Ф, Ж. Оставьте только те, которые обозначают шипящие звуки, а лишние уберите ( Ж, Ш, Щ, Ч). Назовите эти буквы правильно.

-Какая орфограмма их связывает?

_ А какая орфограмма после шипящих здесь ещё есть? (Живёт: жи-ши пиши с буквойИ).

-Давайте выпишем эти слова, вставим пропущенные буквы.(1 человек у доски)

(Подсказка: Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных? Какого склонения существительное «скрипач»? Сделайте вывод.)

- А как писать «вскач(?)» ? (Подсказка: Что это за часть речи? Докажите. (Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Изменяется или не изменяется?)

- Нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы ещё только учимся.

- Мнения разделились.

- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих).

- Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается и на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание…(Ь после шипящих в других частях речи).

IV. «Открытие» нового знания.

РАБОТА В ПАРАХ

  1. Обратимся к первой цели: изучить правило написания Ь после шипящих на конце наречий . Новое правило вы сформулируете сами, работая в парах

Посмотрите внимательно на навречия и попытайтесь познать сами правило написания Ь после шипящих на конце наречий .

Карточка

Прочь, вскачь, навзничь, сплошь, наотмашь, настежь,

уж, замуж, невтерпёж

Кто догадался, какое правило в написании ь в наречиях после шипящих?

Давайте проверим себя. Прочитайте стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» Работа в группах.

Карточка детям

Яков Козловский «Исключение из правил»

Известно, что после шипящих,

В конце наречия стоящих,

Как правило,

Мы пишем мягкий знак.

К примеру: «Темень сплошь».

К примеру:

«Навзничь ляг».

А если кто запамятовал всё ж,

Напомню,

Пока точки не поставил,

Что случай: «уж», «замуж», «невтерпёж»

Есть жизнеисключение из правил.

ВЫВОД ПРАВИЛА

Верно ли мы с вами сформулировали правило «ь в наречиях после шипящих»  На конце наречий после шипящих пишется ь:  вскачь, наотмашь, настежь.  Исключения:  уж, замуж, невтерпёж.

- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения. Какое правило вывели?

- Что вам помогло вывести правило? (Первое предложение ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).

Во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь).

В последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).

2. – А теперь проверим правы ли мы? Откройте учебник на стр. 125. Прочитайте правило. Сделайте вывод.

V. Закрепление знаний.

1. – Теперь приступим к реализации второй цели: потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 304 на стр. 125 выполним на доске половина заданий. Далее самостоятельно, меняемся и проверяем друг друга. Выставляем оценки.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ПИШУ НЕ ПИШУ

Ь Ь


ЩЁЛКАЮ СЛОВА. Если пишется ь влево, не пишется –наклоняюсь вправо.Присядьте столько раз слов, в которых не надо было напиать ь. Положите руки на плечи , вращайте столько раз, сколько слов, в которых нужно написать Ь.

2. Словарная работа.

– Значения каких наречий, которые были в нашей физкультминутке вам неизвестны.кто знает значение данных слов Где можно найти толкования непонятных слов? 1 даю задание найти слово

(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,

выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

(Пройти, посмотреть). 1 человеку задание

НАВЗНИЧЬ-

НАОТМАШЬ-

НАСТЕЖЬ-

А мы, пока ….работает выполним небольшую творческую работу

3.Творческая работа

Придумать предложения с наречиями:

Точ (?) – в – точ(?),

заполноч(?),

проч(?).

,,,,, го

3.Проверка словарных слов

Навзничь

на спину, вверх лицом.

Наотмашь ш\\х-

размахнувшись,

отведя руку назад.

Невтерпеж

не хватает терпения,

невмоготу.

4.Лексическая работа 2

Замени словосочетания наречиями

Уйти в сторону –

Нестись галопом –

Распахнуть окно до конца –

Невыносимо терпеть –

Дерево все было усыпано плодами –

5. ПРОВЕРКА

Уйти в сторонупрочь.

Нестись галопомвскачь.

Распахнуть окно до концанастежь.

Невыносимо терпетьневтерпеж.

Дерево все было усыпано

плодамисплошь.

6. Работа с текстом

Издалек? пр?летевший скворец

заглядывает в открытую настеж? дверь.

Дача еще н?кем (не) занята. Скворцу

невтерпеж? занять ее. Дно домика

сплош? усыпа(н, нн)о пухом. Дача в

хорошем месте: поблизости пруд. Есть и

соседи. Сообща ле?че гнать проч?

ворон. Лиш? подумал об этом, а вороны

летят к домику. Но дружная семья

соседей (не) допустила н?кого к домику

скворца.

ПРОВЕРКА

Издалека прилетевший скворец заглядывает

в летное отверстие, словно в открытую

настежь дверь. Дача еще никем не занята.

Скворцу невтерпеж занять ее. Дно домика

сплошь усыпано пухом. Дача в хорошем

месте: поблизости пруд.

Есть и соседи. Сообща легче гнать прочь

ворон. Лишь подумал об этом, а вороны летят

к домику. Но дружная семья соседей не

допустила никого к домику скворца

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1 вариант. Вскач?, гора с плеч?, грезиш? и мечтаеш?, замуж(?), наотмаш? удариш?, проч? от пожарищ?, уж?, стереч(?), устроиш?ся в экипаж?, стереч(?)

2 вариант. Блестящ?, вручаеш? брош?, испеч? кулич?, настеж? отворяеш?, невмоч?,

невтерпеж? , роскош? не утаиш?, спряч?те ключ?, невтерпёж(?)

ПРОВЕРКА (ПО ВРЕМЕНИ

1 вариант. Вскачь, гора с плеч, грезишь и мечтаешь, замуж, наотмашь ударишь, прочь от пожарищ, уж, стеречь, устроишься в экипаж, скрипуч

2 вариант. Блестящ, вручаешь брошь, испечь кулич, настежь отворяешь, невмочь, невтерпеж , роскошь не утаишь, спрячьте ключ, невтерпёж


VII. Сообщение домашнего задания.


VIII. РЕФЛЕКСИЯ Подведение итогов урока.

1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:

Знать: правило… узнали? (Третий раз звучит правило)

Уметь: правильно… научились?

Повторить: правописание… повторили?

2. –Оцените сами урок: понравилось вам или нет? (прикрепляют одну из рожиц на доску)

3. Оценивание учителем работы учеников на уроке.

- Улыбнитесь!

4. Запись домашнего задания в дневники.

  1. Повторить изученные правила написания наречия.

  2. Упр. 6 на стр.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!