Урок русского языка в 5 классе
Тема: Настоящее время глагола.
Цель урока:
Повторение по теме “Глагол. Закрепление материала о настоящем времени”.
Развитие орфографической зоркости, познавательной активности, навыков работы в группе, внимания, памяти, логического мышления.
Воспитание коллективизма, взаимоуважения, ответственности за свои поступки, интереса к урокам русского языка.
Оборудование: Таблица «Спряжение глаголов», карточки с текстом для каждого ученика, правила работы, опорная схема с предложениями, тесты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее. Садитесь.
Формула удачи: Улыбка - настроение - вера в себя - результат.
2. Повторение пройденных тем.
Темы:
1.Не с глаголами.
2.Правописание -тся и -ться в глаголах.
3.Гласная перед суффиксом Л в прошедшем времени.
4.Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
На столах у вас карточки, возьмите её и правильно выполните задание (задания разные).
Варианты заданий:
1.Безударные личные окончания глаголав 1 и 2 спряжения.
Ве . т, стел . шь, бор . тся, помога .т, срыва . т, руб . т, кле . т.
2. «Не» с глаголами.
(Не) был, (не) навидеть, (не) хотел, (не) бросит, (не) увидишь, (не) домогать, (не) жила.
3. Правописание -тся и -ться в глаголах.
Кто хочет учит…ся, тот учит…ся хорошо. Смотри , кума, чтобы не осрамит…ся. Недаром говорит…ся, что дело мастера боит…ся.
4. Гласная перед суффиксом Л в прошедшем времени.
Данные глаголы запиши в прошедшем времени.
Раскачивать, сбежать, ненавидеть, обидеть, видеть, терпеть, дежурить.
(Учащиеся выполняют задания, проверяют, оценивают и сдают учителю).
Учитель:
Вспомните правило на вашу тему, а затем представитель каждого ряда должен проговорить правило всему классу.
Ответы учащихся:
1. Не с глаголами.
НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без НЕ.
2. Правописание -тся и -ться в глаголах.
Если глагол отвечает на вопросы что делает? (сделает?) и что делают? (сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -СЯ буква Ь не пишется.
Если глагол отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, то глагол в неопределенной форме и в нём перед -СЯ пишется Ь.
3. Гласная перед суффиксом Л в прошедшем времени.
В прошедшем времени перед суффиксом Л пишется та же гласная, что и в неопределенной форме.
4. Безударные личные окончания глаголов I и II спряжения.
Если у глагола безударное личное окончание, нужно:
1) поставить глагол в неопределенную форму.
2) Определить какая гласная стоит перед –ТЬ.
а) ко II спряжению относятся все глаголы на ить (кроме брить, стелить)
б) 7 глаголов на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть;
в) 4 глагола на –АТЬ: держать, слышать, дышать, гнать.
Все остальные глаголы (на -ЕТЬ, -АТЬ, -ЯТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЫТЬ относятся к Iспряжению).
Глаголы I спряжения имеют окончания – -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют;
II спряжение - -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят.
3. Определение темы, цели урока.
Как вы думаете, какова будет тема урока, и чем мы будем заниматься, исходя из проделанной работы?
(учащиеся записывают в тетради число, классная работа, повторение).
Эпиграф нашего урока - слова Л.Н. Толстого:
“Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы -
значит, дать движение фразе”.
Русский язык чрезвычайно богат глаголами. В русском языке 40% слов существительные, 35% глаголы.
1. Работа в парах
А сейчас мы наши знания проверим на практике.
Каждой паре предлагается задание (карточка 2) - выписать из предложений глаголы и выполнить задание.
Задание: определить синтаксическую роль в предложении, время, лицо, число, спряжение, поставить их в неопределенную форму.
Предложения:
1. Мы построили замок из песка.
2. Денис читает, а мы его внимательно слушаем.
3. В музее мы увидим много интересного.
- А сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задания.
(1 пара- 1 слово. Построили – сказуемое, пр. время, мн. число, II спр., Н.ф.- построить;
2 пара– 2 слово – читает – сказуемое, наст. время, 3 л., ед. ч., Н.ф. – читать, I спр.;
3 пара– 3 слово – слушаем – сказуемое, наст. время, 1 л., мн. ч., I спр., Н.ф. – слушать;
4пара– 4 слово – увидим – сказуемое, буд. время, 1 л., мн.ч., II спр., Н.ф. – увидеть (искл.) ).
Вывод: Итак, выполняя данное задание, что мы с вами повторили?
(морфологические признаки глагола, синтаксическую роль).
Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
Формы будущего времени имеют глаголы как несовершенного, так и совершенного вида.
2. Работа с учебником.стр.64 упр.162
От данных глаголов образуйте форму 1-го лица ед.числа настоящего времени, запишите полученные пары.
4. Закрепление.
1.Тесты по теме “Глагол”. Учащиеся работают самостоятельно.
1. Глагол отвечает на вопросы:
а) что делать?
б) какой?
в) когда?
2. Глагол как часть речи обозначает:
а) признак предмета
б) действие или состояние предмета
в) предмет
3. Изменение глагола по лицам и числам называете
а) спряжением
б) склонением
в) изменением по временам
4. Укажите ряд, в котором все глаголы 2-го спряжения:
а) слышать, пилить, ждать
б) видеть, говорить, мирить
в) брить, гнать, смириться
5. Укажите ряд, в котором все глаголы 1-го спряжения:
а) зависеть, брить, пищать
б) сеять, держаться, хотеть
в) стелить, сказать, стричь
6. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени:
а) ждал, опаздывал, нес
б) будешь ждать, не опоздаю, уйду
в) согнули, успели, запру
7. Укажите неправильно образованную форму глагола:
а) поезжай
б) съезди
в) ехай
Подведение итогов игры: Ребята, с какой целью мы проводили данную игру? (обобщить и систематизировать знания по теме “Глагол”)
2. Взаимопроверка тестов .Оценивание.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Настало время подвести итоги. Я предлагаю каждому из вас по очереди закончить фразу: “ Сегодня на уроке………..”.
6.Домашнее задание.
Стр.64.упр.163.
Спасибо всем за урок. Вы были молодцы! Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех!