СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательская работа на тему: «Пушкин в искусстве художников Палеха»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно - исследовательская работа на творческий конкурс "Пушкинские чтения "

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательская работа на тему: «Пушкин в искусстве художников Палеха»»

Департамент образования Ивановской области

областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Шуйский технологический колледж»

155901 г. Шуя, Ивановская обл., Учебный городок, 1

(49351) 4-70-81 www.prof4.ru [email protected]










Творческий конкурс «Пушкинские чтения»



Научно-исследовательская работа

на тему: «Пушкин в искусстве художников Палеха»






























2023 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.История палехской росписи и ее особенности……………………………… 4

2.Образ Пушкина А.С. в работах палехских художников……………………5

3.Иллюстрации палехских художников к произведениям А.С. Пушкина…..8

Заключение……………………………………………………………………….9

Список литературы и источников……………………………………………. 10

Приложение………………………………………………………………………11



































Введение


Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Сказки Пушкина – тайна; особенно для того, кто берется их анализировать. Они ошеломляют сочетанием бесшабашного и азартного простодушия, классической строгости глубокой, почти скорбной серьезности и ускользают, как ускользает горизонт.

Сказочная поэзия Александра Сергеевича Пушкина нашла яркое образное воплощение в искусстве мастеров палехской лаковой миниатюры. Многие десятилетия она является для них источником вдохновения и создания многочисленных произведений изобразительного искусства. Всем естеством художника связанные с поэтикой древнерусского искусства и народного творчества, палешане воспринимают мир в ритме и мелодиях старинной русской поэзии, ощущая ее певучую гармонию. Такое мировосприятие сродни природе сказочной поэзии Пушкина, восходящей к тем же истокам многовековой народной культуры. То, что Пушкин гениально воплотил в слове, художники Палеха отобразили в красках и линиях, в золотом и серебряном орнаменте.

Палехская роспись – это визитная карточка искусства Ивановской области, поэтому изучение данной темы особенно актуально для жителей Ивановской области. Многие ошибочно считают, что палехская роспись сейчас не в моде, устаревший вид культуры, но и сейчас художники трудятся над работами, создают новые произведения в соответствии с современными тенденциями.

Цель работы: изучить образ Пушкина А.С. и героев его произведений в работах палехских художников.

Задачи работы:

- рассмотреть историю палехской росписи и ее особенности;

- описать образ Пушкина А.С. в работах палехских художников;

-изучить иллюстрации палехских художников к произведениям А.С. Пушкина.















  1. История палехской росписи и ее особенности

Палех – вид изобразительного искусства. По преданию название Палех произошло от названия поселения, в котором производились такие изображения. Некогда во Владимиро-Суздальское княжество пришли люди, которые спасались от вражеских орд. Для нового поселения они сжигали, палили лес, отсюда и произошло название. Людей, которые жили в Палехе, называли Палешанами и славились они искусным ремеслом иконописцев.

История Палеха как художественного промысла уходит в далекое прошлое. Еще в XVI - XVII веках палешане занимались иконописью и были большими знатоками стилей древнерусской живописи. Они создавали не только дорогие иконы, но и занимались росписью монастырей, реставрацией фресок в церквях и храмах. Палехские иконы были весьма дорогим удовольствием, так как они писались долго и тщательно, по образцам сохранившихся старинным работам мастеров прошлого, и являлись лучшими образцами русской иконописной традиции. Несмотря на высокую цену, в спросе на иконы, написанные в Палехе, недостатка не было, и с XVIII века Палех становится центром иконописи, сохранившем лучшие традиции русской живописной школы XV–XVII веков. Палехская школа прославилась на всю страну, иконописный промысел процветал, а работы мастеров раскупали очень охотно.

Особый бум палехской росписи характерен для конца 1960-х - начала 1980-х годов: выпускалось огромное количество советских открыток с миниатюрами, выполненными в палехской технике; выпускались марки с палехской росписью; сувенирные и подарочные косметические наборы продавались в коробках с палехской росписью и с такими же изображениями на этикетках; большой популярностью пользовались декоративные подносы и шкатулки для украшений, где были изображены не только сюжеты былин и сказок, но и истории достижений советского народа.

В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки. Основным цветом для фона выбирают чёрный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации. Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, подносе или пудренице требует соблюдения определенных последовательных этапов. Сначала делают заготовку необходимого предмета, который будет расписываться, например - шкатулки. 

Заготовка выполняется путем наслоения листов картона до достижения необходимой плотности изделия. Далее всю заготовку покрывают грунтом в несколько слоев (поочередно затирая каждый слой) и в конце наносят шпатлевку, которая остается до полного высыхания. На следующем этапе заготовку затирают пемзой для достижения структурной поверхности, на которую лучше ложиться лак и краска. На всю внешнюю поверхность заготовки наносится черный лак, а на внутреннюю - красный лак. 

После подготовительных работ будущий рисунок прокрашивается белилами, а детали прорисовывают тонким карандашом. Затем занимаются приготовлением темперных красок, а точнее яичной эмульсии, при помощи которой разбавляют сухой пигмент краски. Для этого яичный желток отделяют от белка, а затем взбивают его венчиком с добавлением уксуса. После смешивания с эмульсии с пигментом консистенция получается пластичной, поэтому краска ложиться более мягко. Особый нюанс при изготовлении яичной эмульсии в Палехе - это разбавление её не водой, а уксусом или хлебным квасом. Наносят краску на черную лаковую основу при помощи беличьих кистей, которые создаются чаще всего самими мастерами, для получения необходимых мазков при росписи. 

Часто при росписи мастера используют лупу или увеличительное стекло. В завершении, рисунок закрепляется несколькими слоями прозрачного лака от 5 до 10 слоев и полируется до блеска. Палехская роспись очень трудозатратный промысел, который требует от художника больших временных затрат. Поэтому изделия с палехской росписью очень ценятся и стоят достаточно дорого.


  1. Образ Пушкина А.С. в работах палехских художников

«Кудряв, как Пушкин», слышим мы, когда речь заходит о счастливых обладателей волнистых волос. Мы привыкли представлять себе Александра Сергеевича «настоящим внуком Арапа Петра Великого», то есть чуть темнокожим, с характерными африканскими чертами и большой копной кудрявых волос.

В лицейских записках Пушкин говорит сам о себе: "француз (смесь обезьяны с тигром)". Конечно, Александр Сергеевич был человек с чувством юмора и объективно относился к своей внешности, но всё же эту характеристику нельзя толковать буквально (хоть так делали ещё его современники). Дело в том, что "смесь обезьяны с тигром" - это фразеологизм: так называют французов за их способность сочетать в себе щегольство со свирепостью и напористостью. Выражение это пошло от Вольтера, который имел в виду вовсе не внешние, а нравственные качества. Вольтер писал, что французы «слывут милым стадом обезьян, но среди этих обезьян имеются и всегда были тигры» и что французская нация «делится на два рода: одни это беспечные обезьяны, готовые из всего сделать потеху, другие — тигры, все раздирающие».

Предлагаем посмотреть портрет А.С. Пушкина в работах палехских художников. Куркин Александр Михайлович (1916-2003) — один из  самых известных художников Палеха, художник миниатюрист,  художник, иллюстратор книг, Член Союза художников РСФСР. (Рисунок 1)

Портрет немного «славянского» Пушкина, кудрявого блондина, худощавого, одетого в халат, подчёркивает интеллигентность голубой шарфик на шее, в руках перо и свиток. Герои произведений украшают автора, особенно выделяется белый кот, невероятно большого размера, который по-дружески обнимает А.С. Пушкина. Сама поза поэта, демонстрирует непринуждённость, задумчивость и взгляд направлен верх, кажется вот сейчас, будет новая сказочная мысль поэта.

Заслуженный художник РСФСР, член союза художников РСФСР с 1966 года, лауреат премии Ленинского комсомола, руководитель знаменитой творческой мастерской «Палешане», член Союза художников РСФСР с 1966 года Кукулиев Борис Николаевич, так же имеет много работ посвященных Александру Сергеевичу Пушкину. Совсем другой образ Пушкина, высокий, стройный (хотя Пушкин был 166 см), одет в костюм, плащ с красной подкладкой, который развивает ветер, Пушкин, стоит, скрестив руки на груди, в окружении природы, извилистое дерево, ярко синий ручеёк, далёкие силуэты деревьев. Образ Пушкина наполнен «весенним ветерком» и радостным настроением, несмотря на характерный для палехской росписи черный фон. (Рисунок 2)

Образ Пушкина на представлен и в работе Борунова Александра Васильевича, заслуженного художника России, который долгие годы преподавал технику палехской миниатюры в Палехском художественном училище. Художник Борунов Александр Васильевич изобразил Александра Сергеевича в окружении героев поэмы «Руслан и Людмила» на ларчике. Поэт сидит, прислонившись к дереву (дубу) и смотрит в сторону задумчиво. В руках перо и свиток. Неизменным остается большой белый «ученый» кот, которых идет по цепи. (Рисунок 3)

На рисунке 4 изображена шкатулка, созданная Бровкиной Натальей Юрьевной и ее дочерью Гвоздковой Ниной. Работа называется "Лукоморье".Тематика произведений: фольклор, литература. На шкатулке изображены герои разных русских сказок. В центре композиции художницы нарисовали поэта Александра Пушкина с пером в руке. Художницы не добивались портретного сходства, поэтому автор больше узнается по провидениям. Справа (и выше) этой сцены мы видим зеленый дуб, Русалку и кота ученого из Пушкинской поэмы "Руслан и Людмила". В правом нижнем углу изображен дядька Черномор и его 33 богатыря, а также Царевна Лебедь и князь Гвидон. В левом нижнем углу художницы нарисовали спящем режиме Спящую царевну и 7 воинов. Белка из сказки о Царе Салтане  изображена в левом верхнем углу. Здесь также изображены Леший и Баба Яга. Выше в небесах Руслан борется с  Черномором, который отнял у него невесту Людмилу. Художницы наполняют композицию  большим количеством действий и деталей. Каждая сцена усиливается золотой краской, которая добавляет яркости работе.

Современные палехские художники, продолжая традиции, создают новые художественные произведения. Необычный образ Пушкина, в домашней обстановке за столом во время чаепития, читает вслух стихи няне Арине Родионовне. Сам Пушкин в ярко- голубых шароварах и белой рубашке, няня весьма моложавая дама в нарядном платье и кокошнике. (Рисунок 4)

Другой Пушкин, в зимнем тереме при свече, внимательно слушает рассказ няни Арины Родионовны. Сам Пушкин в красном кафтане, в сапогах, и накинутом на плечи тулупе. Образ дополняет только кудрявая шевелюра и бакенбарды. Няня изображена старушкой, занятой за прядением, при этом она рассказывает что-то, а Александр Сергеевич внимательно слушает.

Баканов Иван Михайлович заслуженный деятель искусств РСФСР, член Союза художников РСФСР с 1934 года, один их старейших художников Палеха. Манера письма И.М. Баканова отличается гармоничностью нежных красок. Ом имел замечательное чувство меры, прекрасно уравновешивал композицию и цвет, сочетал реализм с традиционными стилями древнерусской живописи.

На рисунке 7 представлен образ Пушкина, изображенный на крышке ларца. Поэт стоит на волне, тем самым художник показывает, выдающеюся роль Пушкина в искусстве. На заднем фоне изображены задания церквей, дворцов, белокаменные колонны, парадные лестницы, красивые ограды.

Еще одна работа, этого же художника на рисунке 8. И.М.Баканов изобразил поэта и в окружении героев его произведений. Под раскидистым дубом сидит в мечтательной позе А. С. Пушкин. Художник передает портретные черты, и в то же время создает образ условный, сказочный. Об этом говорят романтические одежды, фантастическое окружение. Герои пролога как бы появляются из глубины черного фона, будто витают в воображении поэта.

На рисунке 9 представлено панно "Сказки Пушкина" художника А.М.Куркина. Александр Михайлович Куркин - советский и российский художник-миниатюрист и иллюстратор книг, известный художник Палеха,  член Союза художников РСФСР[ с 1950 года. Панно привлекает яркими и сочными красками, поэт в центре панно, под деревом, неизменно перо и белый кот, а также герои произведений. Автор четко прорисовал лицо поэта, его сходно с устойчивым образом.

Серебряков Иван Григорьевич, потомственный иконописец. Заслуженный художник РФССР. Рисунок 10. На панно изображен портрет Александра Сергеевича в юном возрасте. Молодой Пушкин, задумчиво смотрит вдаль от художника. Панно копирует гравюра на меди. Это первый портрет, который был опубликован в издании 1822г. "Кавказский пленник" в типографии А.И.Герча. Кудрявый Пушкин в работе палехского художника не похож на прототип гравюры. Хотя поза и внешность повторяются.

На рисунке 11 и 12 представлены 2 экспоната из Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея заповедника А.С. Пушкина «Михайловское». Автор Панин Виктор Александрович, член Союза художников СССР, мастер лаковой миниатюры. Это декоративные тарелки с изображением совсем юного Александра Сергеевича в окружении его героев, примечательно изображен огонь свечи, который освещает лицо поэта, и из темноты появляется герои всем известных сказок. На другом декоративном блюде изображен Александр Сергеевич в манере известного портрета Пушкина А.С. русского живописца Ореста Кипренского. Все миниатюры сделаны на черном фоне – это палехская традиция. Но от этого они не становятся мрачными, наоборот, краски еще ярче сияют из его черной глубины, придавая миниатюрам ощущение таинственности и чуда. А золотой или цветочный орнамент, заключающий иллюстрацию в своеобразную раму, придает ей нарядность и праздничность.

3.Иллюстрации палехских художников к произведениям А.С. Пушкина

Творчество великого русского поэта вдохновило многих художников на создание прекрасных иллюстраций к его произведениям.

Сложно представить детскую библиотеку без сказок Пушкина. Проходят годы, сменяются поколения — а мудрые сказки классика по-прежнему остаются обязательным пунктом детского чтения. Именно с них начинается знакомство не только с творчеством Пушкина, но и с миром детской иллюстрации. Палехские художники не стали исключением. Много сказочных персонажей в их исполнении: "Сказка о попе и работнике его Балде" Художник: Александр Козарев, "Шамаханская Царица" художник М. Буреева, "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" художник Нина Богачёва, "Сказка о царе Салтане" в иллюстрациях Палехского художника Куркина А.М. и другие. У каждого художника свой образ героев. Такие узнаваемые строки знаменитого Пушкина в каждой картинке. В советские годы вышли отдельные открытки с изображением иллюстраций к произведениям Пушкина (рисунок 13 )

Поражает радостная палитра палешан, их звонкие краски. Именно в яркости и звонкости мы видим близость миниатюр пушкинским сказкам. Их мир такой же необыкновенный и причудливый, затейливый и очарованный. Сказки Пушкина (даже те, где есть печальные ноты) излучают свет добра и красоты, такой же свет идет от палехских миниатюр.

Почти все миниатюры сделаны на черном фоне – это палехская традиция. Но от этого они не становятся мрачными, наоборот, краски еще ярче сияют из его черной глубины, придавая миниатюрам ощущение таинственности и чуда.

Пушкинские сказки необычайно музыкальны. В палехских миниатюрах тоже есть свой ритм – живописный. Язык пушкинских сказок очень выразителен, ярок, емок. Все это нашло свое отражение в палехских миниатюрах, иллюстрирующих пушкинские сказки.

Отмечается удивительная гармония, которая возникла между поэтом и художниками Палеха. Наверное, основа этой гармонии – живой источник народного творчества, который питает и поэзию Пушкина, и живопись художников, - источник, бьющий из родной земли и полный ее соками: речью, музыкой, ритмами, красками. И покуда бьет этот источник , припадают к нему творцы и просто русские люди, неисчерпаема любовь к родному и близкому, бесконечна фантазия и нет конца новым образам.

Заключение

Палехское искусство неразрывно связано с литературой. Сказочная поэзия Александра Сергеевича Пушкина нашла яркое образное воплощение в искусстве мастеров палехской лаковой миниатюры. Многие десятилетия она является для них источником вдохновения для создания многочисленных произведений изобразительного искусства.

Всем естеством художника связанные с поэтикой древнерусского искусства и народного творчества, палешане воспринимают мир в ритме и мелодиях старинной русской поэзии, ощущая ее певучую гармонию. Такое мировосприятие сродни природе сказочной поэзии Пушкина, восходящей к тем же истокам многовековой народной культуры. То, что Пушкин гениально воплотил в слове, художники Палеха отобразили в красках и линиях, в золотом и серебряном орнаменте.

В палехских миниатюрах мы часто видим самого А.С. Пушкина, иногда он изображается в окружении своих героев, но чаще всего рядом с няней. И в произведениях А.С. Пушкина, и в палехских миниатюрах звучит тема человеческой привязанности, любви, духовной близости. В центре внимания произведений – няня, ведь именно она пленила слух юного поэта своими напевами, оставила «меж пелен» «свирель», ставшую символом вдохновения и поэзии, она стала для него «подругой дней... суровых».
























Список использованной литературы


1. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. – М., 2020.

2. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М.: Высшая школа, 2015.

3. Воспоминания о детстве А.С.Пушкина (со слов сестры его Павлищевой О.С.)//А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: 2 т. – М., 1985.

4. Жидков Г.В. Пушкин в искусстве Палеха. М., Ленинград, 1968.

5.https://fantlab.ru/blogarticle58707

6.https://dzen.ru/a/XtXW6vCrXh9UnN8k























Приложение



Рисунок 1.


Рисунок 2.


Рисунок 3.



Рисунок 4.

Рисунок 5.

Рисунок 6



Рисунок 7

Рисунок 8.



Рисунок 9.

Рисунок 10.


Рисунок 11.









Рисунок 12.



Рисунок 13.





Рисунок 14.



Рисунок 15.



Рисунок 16.





Рисунок 17.

Рисунок 18

Рисунок 19









Рисунок 20.



Рисунок 21.







Рисунок 22

Рисунок 23.



Рисунок 24.





Рисунок 25.

Рисунок 26.

Рисунок 27.





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!