СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Неделя географии, биологии и химии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для учителей географии, биологии и химии для проведения предметной недели. Участвуют учащиеся 1-11 классы.

Просмотр содержимого документа
«Неделя географии, биологии и химии»

ПЛАН

ПРОВЕДЕНИЯ  НЕДЕЛИ ХИМИИ, БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ и ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

С 16.03.20.-20.03.20.г в МБОУ СОШ №25 им.Г.С.Галеева.


Дата

Название мероприятия

Участники мероприятия

Место и время проведения

16.03.2020г.

понедельник

Открытие Недели.


1-11 классы

Коридор школы,

перемена после 4 урока

17.03.2020г

вторник

Выставка фотографий "Мои домашние питомцы "

1-4 классы

Фойе школы

18.03.2020г

среда

Внеклассное  мероприятие по химии "Занимательная химия"

5-7 классы

Кабинет химии №10

перемена после 2 урока

19.03.2020г

четверг

Интегрированный урок по биологии и географии «ГМО –вред или польза для человечества?»

8-11классы


Кабинет географии №5

4 урок

20.03.2020г

пятница

Внеклассное мероприятие по географии «День воды»


5-7 классы

Спортзал, после уроков


















Тематическая линейка «Моя планета - Земля »

1 ведущий(Фон жаворонок полевой):

Как – то, собравшись с последними силами,

Создал Господь планету красивую.

Дал ей форму  шара большого,

И посадил там деревья, цветы.

Травы невиданной красоты.

Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы.

Вот вам подарок, люди, владейте.

Землю вспашите, хлебом засейте.

Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню!

2 Ведущий:

Все хорошо, конечно, было,

Но… цивилизация на Землю наступила.

Вырвался на волю технический прогресс.

Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес…

1. География. Что это?

2. Это – наука….

1. Наука? О чем?

2. Это наука о Земле, о планете, на которой живу я, живешь ты, живем все  мы!

1. Впервые понятие « география» ввел математик, астроном и географ

Эратосфен во 2 в. до н. э.  Одна из его книг называлась «Географика»,  что по - древнегречески означает  « Землеописание». Так впервые прозвучало название этой науки.

2. Знания о Земле, ее природе, населении, накапливались долгие тысячелетия.

1. Землю открывали сообща!

2. Караваны купцов, армии завоевателей, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому.   Неделями и месяцами плыли суда в неизвестность.

Только океан да небо кругом! И вот, наконец… « Земля!» - кричал   вахтенный матрос. Иногда это был крохотный остров, иногда – огромный материк.

1. Трудом многих людей, подвигом отважных путешественников и мореплавателей были совершены  великие открытия,  значимость которых не уменьшилась и по сей день.

2. Усилиями ученых многих стран мира географическая наука обогатилась многими

открытиями. Но и в современное время ученые не  перестают удивлять нас все новыми и новыми открытиями.

1. Но где бы, не было совершено открытие, что бы нового человек не обнаружил на

нашей огромной планете, человек должен помнить о том, что, ничто не дается даром и   за все рано или поздно приходиться платить.

2. Посмотри внимательно вокруг:

Почувствуй землю под ногами,

Почувствуй запах ветра, милый друг,

Послушай птичий гомон над садами.

Приглядывайся к миру, не беги,

Ведь мы его частица век от века.

А если так – то береги,

Останься в этом мире человеком.


3.Быть человечней биология научит,

Не разрушая, только созидать.

Любить природу каждый, кто обучен,

Вреда не станет в мире добавлять.

Всё знать хотим и новых знаний ждём.

И каждый день в природе обновленье.

Мы изучаем мир наш день за днём,

Спасибо Вам за наше устремленье.

Объясняет биология всех происхожденье видов.

Помогает биология в малом большее увидеть.

Чьи черты в ребёнке маленьком? Чьи там гены и алели?

Почему чешуйки разные в крыльях бабочки алеют?

Как скрестить растения бережно, без ущерба для природы?

Что на деле значат термины «ареал» или «природа»?

Учит думать биология о последствиях.

Биология- наука о живом.

И о мире том, где мы живём.

Всё живое в мире нам сродни:

Мы такие в мире не одни.




4.Зачем нам нужна эта химия?

Что же полезного в ней?

Химия – самая важная

И больше других нам нужна

Откуда у нас напитки?

Откуда посуда, еда?

Откуда у нас лекарства,

Косметика, мыло, духи,

Ткани, квартиры, убранство?

Всем химии обязаны мы.

 2.Она интересна. Загадочна,

Но нужно ее учить,

Зачем же нужна эта химия?

Нужна она нам чтобы жить!














Конспект интегрированного урока географии и биологии в форме дебатов

Теме: «ГМО –вред или польза для человечества?»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о ГМО.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить с продовольственной проблемой мира и сельского хозяйства.

Проблема бедности и богатства;

  • Создать условия для осознания и осмысления нового материала о генномодифицированных организмах и ГМ-продуктах средствами технологии критического мышления;

  • Познакомить учащихся с основными задачами и направлениями генной инженерии, механизмом работы с генами, использование результатов науки на практике;

  • Рассмотреть положительные и отрицательные стороны применения генномодифицированных организмов.

Развивающие:

  • Развитие критического мышления, умения оценивать ситуации с различных точек зрения;

  • Развитие речевых и мыслительных навыков учащихся, умения анализа и синтеза, способности обобщать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Формирование культуры спора, толерантности, признанию множественности подходов к решению проблемы;

  • Формирование научного мировоззрения.

Ход урока:

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, а интегрированный, который объединяет 2 смежных предмета: биологию и географию. Который посвящен весьма злободневным вопросам. О чем пойдет речь станет понятно, если внимательно прослушать строки:

Всех мучает проблема ГМО-

Насколько нам нужны продукты эти?

Зачем они вообще и для чего?

Откуда же взялись на белом свете?

Кому-то могут жизнь они спасти,

А кто-то очень сильно потолстеет.

Непросто к нужному решению прийти,

Имеет смысл ГМО иль не имеет.

Ген камбалы вселился в помидор,

В картошке ген петуньи очутился.

Жук колорадский голову сложил,

Да и народ немножко подкормился.

Спасти аллергиков пришла пора,

Поскольку в кошек вдруг белок вселили.

Тут все они воскликнули: «Ура!»

И Барсиков, и Мурок накупили.

Не кормят мамы нынче молоком,

Но мы проблему эту разрешили:

Все дело, господа, на сей раз в том,

Что наши гены в молоко коров вселили.

Осталось дело лишь за небольшим:

Чуток подумать и определяться,

Несет ли благо ГМО в наш мир,

Иль следует его остерегаться?

Учитель:Итак, сегодня мы попытаемся выяснить: ГМО – это вред или польза для человечества? Ответить на эти вопросы нам помогут две команды: «Команда утверждения» (КУ) и «Команда отрицания» (КО). КУ будет приводить доказательства того, что ГМО перспективны, безвредны для человечества и окружающей среды, а КО будет стараться доказать обратное, т.е. что ГМО представляют опасность для человека и биосферы в целом. Уважаемые гости будут внимательно выслушивать аргументы обеих команд. В конце урока вам предстоит назвать команду, которая была более убедительна, аргументы которой показались вам наиболее доказательными и значимыми.

1. Учитель: Начать урок я предлагаю с разговора о мировом сельском хозяйстве.

Рассказ учителя (выступление сопровождается презентацией о с-х)

2. Какой можно сделать вывод о проблеме посевных площадей с-х? Так ли всё хорошо в этой отрасли?

3. Теперь давайте разберемся с продовольственной проблемы мира(фрагмен видеоурока)

5.ЗДЕСЬ МЫ,РЕБЯТА, МОЖЕМ ПОСТАВИТЬ ОГРОМНЫЙ ВОПРОС,КОТОРЫЙ ВЫ ЕЩЁ ВЕРНО СФОРМУЛИРОВАЛИ В НАЧАЛЕ УРОКА. Так как же можно преодолеть продовольственный голод? Одним из путей решения по мнению современных учёных является внедрение ГМО в живые организмы.

2. Изучение нового материала

- Эта тема в последнее время у всех на слуху. И для решения этой проблемы продовольствия человечество стремится внедрить в сельское хозяйство биотехнологии. Одной из таких технологий является ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ. И ГМ-организмы создают с помощью генной инженерии. На данных, какой науки она основывается?

-Что изучает генетика?

3. Осмысление новой информации.

Учитель: Действительно, только генетикам под силу создать помидоры, яблоки, имеющие форму квадратов или прямоугольников. Такая форма нужна, чтобы они занимали меньше места при упаковке в ящики. И генная инженерия со временем может сделать и такой заказ.

Или представьте себе картофелины на яблоне, чтобы не нагибаться, когда собираешь картошку. Идешь себе по саду: яблоки бросаешь в одну корзину, а картофелины - в другую. Вот тебе и обед, и компот.

Учитель: Вы знаете, что каждый организм обладает определенным генотипом. Генотип- это совокупность генов. Ген- это участок молекулы ДНК. Генная инженерия- это одна из наук биологии, которая получила свое развитие в середине 20 века. Наука генная инженерия научилась изменять генотип живых организмов: в генотип встраивается ген совершенно чужого, неродственного вида. Такие организмы стали называть генномодифицированные организмы, или их еще называют трансгенные.

Гены животных и даже человека встраиваются в хромосомы растений, рыб и млекопитающих, в результате создаются такие формы жизни, которых не было раньше. Это химерные виды. Химера — в широком смысле — любое страшилище.

В биологии химера — это гибридный организм, состоящий из двух самостоятельных типов клеток. Химеры- это уже не фантазия, это реальность. Химер научились делать генетики — и делают такое, что даже помыслить об этом страшно. Хорошо, что большинство этих трангенных организмов являются бесплодными, так как это ведёт к блокированию процессов размножения.

Это своеобразный «протест» природы против распространения генетических химер.

Химера — это, что такое…: (Презентация и рассказ о химерных организмах)

-Ребята, не забывайте в течение урока заполнять нашу таблицу.

4.-Сейчас я приглашаю вас в магазин. На рабочих столах есть различные продукты, прошу вас выбрать в свою потребительскую корзину те, которые, по-вашему, полезны.

ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ВЫБОР,ПОДЕЛИСЬ СВОМИ МЫСЛЯМИ.

5 -Итак, а теперь давайте проверим правильным ли оказался ваш выбор? Чья продукция содержит трансгенные компоненты? (сообщение и презентация учителя).

- Ребята, может быть вы измените теперь свой выбор?

- одним из триумфов биотехнологии стало выведение морозоустойчивого сорта томатов путем введения в его генотип гена камбалы . Несколько лет назад мировая общественность забила тревогу. Паника была вызвана появлением на прилавках генетически модифицированных продуктов. С тех пор началось великое противостояние противников и сторонников этого явления нашей жизни: «За» и «Против». Предлагаю рассмотреть этот вопрос с разных точек зрения. У вас на столах имеются интересные материалы о ГМО. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними и сделайте свой выбор в пользу трансгенов или против них, аргументируйте свой выбор. ( групповая дискуссия)

И начнем с представителей общественности, рупором которой являются журналисты независимой прессы.

Журналист «За» (возможный вариант выступления): Развитие общества требует внедрения в нашу жизнь новых технологий. Одна из них – производство генетически модифицированных продуктов. ГМП содержат ценные питательные вещества, которые в обычных продуктах были в недостатке, имеют более привлекательный вид и, наконец, они – источник здоровья экономики. Сейчас, в основном, работы ведутся с двумя категориями генов: с теми, которые определяют устойчивость растений к внешним условиям, стрессам, и теми, от которых зависят качественные и количественные характеристики продуктов. Отказываться от ГМО-продуктов – это лишить себя многих радостей жизни. Поднявшийся сегодня шум вокруг трансгенных культур – на самом деле не что иное, как борьба за рынки сбыта. Объем ежегодных продаж такой продукции во всем мире уже перевалил отметку в 20 млрд долларов. Плюсов у новых ГМ-сортов растений немало. Они более устойчивы к всевозможным вирусам, бактериям, им не страшны жара и холод. Генетики предсказывают, что уже в ближайшее время нам и нашим детям будет легче придерживаться низкокалорийной и здоровой диеты – мы попробуем новые злаки, овощи и фрукты с высоким содержанием витаминов и минералов. Уже получен рис, в котором содержится больше витамина А и железа. Чипсы из трансгенного картофеля более воздушны. Кроме того, уже идут разговоры о растениях-вакцинах, которые смогут заменить человеку прививки. Съел, к примеру, банан, над разведением которого уже работают генетики из Мельбурна, и не заболеешь корью. Просто, дешево, эффективно, вкусно. По мнению члена-корреспондента РАН, директора Института общей генетики Николая Янковского, "без внедрения ГМО человечество просто не сможет прокормить себя.

Журналист «Против» (возможный вариант выступления):

Наша точка зрения противоположна точке зрения команды утверждения. Прежде всего, мы согласны с актуальностью данной проблемы. Действительно, разработка таких продуктов – важнейшее достижение современной науки. Но оно может принести не только пользу, но и огромный вред. Возможно, эти продукты помогут ликвидировать угрозу голода, нависшую над человечеством, но вероятно и то, что новое «чудо науки» может вызвать волну экологических катастроф, опасных заболеваний и мутаций человека. Через десяток лет уже нашему поколению придется столкнуться с последствиями сегодняшней беспечности людей, которые, даже не задумываясь над опасностью, употребляют в пищу генетически модифицированную сою, кукурузу или картофель. Поиск трансгенных продуктов в магазинах – нелегкая задача. В отличие от европейских супермаркетов, где ГМО-продукты выставляются на отдельных полках, в российских магазинах на них не выделяется специального места. И, к сожалению, такая продукция не маркируется должным образом. Определить покупателю можно косвенно, если на маркировке стоит отметка, что продукт произведен в США и в его составе есть соя, кукуруза, рапс или картофель, очень большой шанс, что он содержит ГМ-компоненты. На данный момент никто из ученых не может достоверно сказать, существуют ли отдаленные последствия употребления в пищу трансгенов, несут ли эти культуры мутагенный и канцерогенный эффект, как отразится съеденный рыбопомидор на здоровье наших внуков и правнуков. Канадскому ученому Джону Фейгану принадлежит такая метафора: «Использовать сегодня трансгенные продукты в пищу – все равно, что играть всем миром в русскую рулетку». Раунд вопросов:

1. Стали бы Вы сами употреблять продукт, зная, что этот продукт содержит трансгенные организмы, например «Макдональдс»?

2. Обращаете ли Вы сами внимание на маркировку на продуктах, и можно ли без маркировки их отличить?

Учитель: Спасибо журналистам, но хотелось бы выслушать мнение ученых.

Ученый «За»(возможный вариант выступления):Мы хотим возразить своим оппонентам. Оппоненты утверждают, что ГМП отрицательно влияют на организм человека, однако таких данных нет. Трансгенные продукты претерпевают в нашем организме те же самые изменения, что и обычные белки, которые распадутся до аминокислот, а жиры до глицерина и жирных кислот, и так далее. Пугающее определение «генетически модифицированный» по сути означает лишь одно – селекцию растений и животных. При выращивании трансгенных растений снижается потребность в минеральных удобрениях, не требуются гербициды, пестициды и др. препараты, отрицательное влияние которых на организм человека доказано. Уменьшение количества химических удобрений снижает загрязнение окружающей среды, пищевые цепи становятся «чище». Кроме того, трансгенные организмы или ГМО могут быть использованы человечеством не только в пищевой промышленности. Например, ученые Вашингтонского Университета вывели сорт ГМО-тополя, который может деструктурировать определенные промышленные яды, отравляющие природу, перерабатывая их в безвредные вещества. Генная инженерия поможет вырастить сырье для биотоплива, которое в ближайшем будущем потеснит бензин с наших заправок. При помощи ГМО можно будет создавать новые лекарства, выращивать растения для изготовления тканей. Так что у ГМО есть будущее.

Ученый «Против»(возможный вариант выступления):Несмотря на явные преимущества трансгенных организмов, о которых рассказали представители КУ, мы считаем, что ГМО несут серьезную угрозу. Технологии получения ГМО применяются сравнительно недавно, примерно 20 лет (а это очень мало!), и пока мы не знаем, как будут вести себя измененные организмы и их потомки через 30–50 лет. Мы приведем свои аргументы относительно ГМО:

  • Существуют данные, что трансгенные растения сделали насекомых более устойчивыми к химикатам, и их стало требоваться гораздо больше. Учитывая непредсказуемое поведение трансгенных организмов, нельзя говорить об общем снижении количества используемых на полях химикатов.

  • Культивирование ТГК может нарушить биологическое разнообразие регионов, вытеснив из среды обитания привычные виды, как было в случае с трансгенным рапсом.

  • Перенос генов измененных растений в хромосомы сорняков может привести к появлению новых организмов с непредсказуемыми, в том числе потенциально опасными, свойствами.

  • Доказано, что многие насекомые (бабочки, божьи коровки, мотыльки, пчелы) стали погибать, поедая трансгенный картофель.

  • Или, например, существуют модифицированные холодостойкие помидоры, которые получили свои свойства от рыбы. Но теперь такие помидоры противопоказаны тем, у кого аллергия на рыбу.

  • "У животных (принимающих ГМО) было обнаружено отставание в развитии и росте, нарушение соотношения полов в выводках с увеличением доли самок, уменьшение числа детенышей в помете, вплоть до их полного отсутствия у второго поколения, — сообщил доктор биологических наук Алексей Суров. — Было также отмечено значительное снижение репродуктивных способностей самцов".

Раунд вопросов:

1.Выращивают ли в России трансгенные культуры?

2. Как усовершенствовать испытания ГМО?

Учитель. Выведение ГМО осуществляется гораздо быстрее, чем традиционные методы селекции, что же заставляет ускорять естественные процессы? Какова точка зрения экономистов?

Экономист «за»(возможный вариант выступления):Оппоненты считают, что использование ГМО экономически невыгодно, но мы утверждаем обратное. Наши аргументы: Во-первых, население Земли быстро растет. По данным ООН, в ближайшие 35 лет оно увеличится до 10 млрд человек. Современные темпы роста производства продуктов питания отстают от темпов прироста населения. Поэтому только широкое использование трансгенных продуктов дает надежду на преодоление голода на планете. Во-вторых, урожай трансгенных растений на 15–20% выше, чем у традиционных культур, т.к. трансгенные растения обладают повышенной устойчивостью к вредителям и болезням. Трансгенные растения позволят более эффективно использовать сельскохозяйственные угодья (на существующих площадях даже утроить количество традиционного продовольствия просто невозможно), кроме того, в них заложены качества, необходимые для выращивания в районах с нестабильными погодными условиями. Генные технологии позволяют повысить урожаи в два раза, так как новые сорта созревают на 30 – 50 дней раньше, что очень актуально, в частности для нашей северной страны. Важно и то, что такие растения хорошо растут без удобрений и гербицидов. Значит, уменьшится вредное воздействие на человеческий организм. Кроме того, удобрения и гербициды стоят денег и сокращение их использования опять-таки понижает себестоимость продукции и ее цену на прилавках магазинов.

В мире более 60 млн. га занято под трансгенные культуры: из них 66% в США, 22% в Аргентине. Сегодня 63% сои, 24% кукурузы, 64% хлопка - трансгенные. Состояние современной экономики заставляет вкладывать деньги в разработку новых сортов растений и пород животных. Те страны, которые не делают этого, неизбежно проиграют в конкурентной схватке.

Экономист «против»(возможный вариант выступления):Команда утверждения попыталась убедить нас в том, что выращивание трансгенных растений намного дешевле, чем обычных: снижаются расходы на удобрения, уменьшены затраты на хранение урожая и т.д. Но мы считаем, что социальная сторона важнее, т.к. нельзя говорить об экономической выгоде, когда не исключена угроза здоровью человека. Компании, занимающиеся производством ГМП, руководствуются только собственной выгодой. Поскольку страны Евросоюза очень осторожно относятся к таким продуктам, сокращают их ввоз, то Восточная Европа вообще и Россия в частности становятся основным рынком таких продуктов. Возможно мы, сами того не подозревая, подвергаем себя опасности. При этом в России официально запрещено производить ГМП, значит, экономика России не имеет выгод. В России, с ее демографическим кризисом (каждый год число россиян уменьшается на 1 млн.), желательно избегать любой дополнительной угрозы для здоровья населения. До 30 % преждевременных смертей в России обусловлено экологическими причинами. Нужно уменьшать экологические факторы риска, а не добавлять новые. Раунд вопросов:

1. Ведутся ли в нашей стране исследования в области ГМО, которые могли принести прибыль государству?

2.Как защитить Российский рынок от ГМО продукции? Учитель:А как на данную проблему смотрят представители медицины Врач «за»(возможный вариант выступления):Начнем разбирать вопрос с ГМО, используемых в продуктах питания: Многие ГМП обладают более высоким содержанием витаминов, ценных питательных веществ. Сейчас получена низкокалорийная соя. Из трансгенных сортов кукурузы, соевых бобов и рапса получается растительное масло, в котором снижено количество растительных жиров, а в картофеле и кукурузе – больше крахмала и меньше воды. Усовершенствованные помидоры, тыква и картофель лучше сохраняют витамины С, А и b-каротин. И, наконец, питание ГМП безопасно, т.к. чужеродная ДНК в организме человека всегда распадается до мононуклеотидов и переваривается, а следовательно, не можетвстраивается в геном человека. Генетически модифицированные организмы используются в прикладной медицине с 1982 года и имеют важное значение, приведу некоторые примеры:

  • человеческий инсулин, получаемый с помощью генетически модифицированных бактерий, этот препарат спасает и продлевает жизнь больных сахарным диабетом;

  • Успешно прошло испытания и одобрено к использованию лекарство против тромбозов на основе белка из молока трансгенных коз.

  • В качестве альтернативы лечения раковых заболеваний генетики предложили препарат на основе генномодифицированных микроорганизмов.

  • При помощи этой технологии возможно будет выращивать органы для трансплантации. Но и применять траснгены нужно крайне осторожно. В этом мнения всех ученых сходятся.

Врач «против»(возможный вариант выступления):Сейчас повсеместно проводятся исследования по установлению безопасности продуктов, содержащих ГМО, которые пока, к сожалению, все еще не могут предоставить окончательных убедительных сведений.Употребление в пищу ГМП может привести к возникновению побочных эффектов, например к аллергическим реакциям, снижению иммунитета, увеличивать риск возникновения злокачественных опухолей, быть причиной отравлений, беременным женщинам рекомендуют вовсе воздержаться, насколько это возможно, от употребления продуктов, содержащих ГМО. Существуют факты, свидетельствующие об отрицательном воздействии ГМП: 1. Подопытные мыши, которых кормили ГМП, дали малорослое потомство с ослабленным иммунитетом и склонностью к вырождению. 2. Еще один важный минус ГМО – способность накапливать в себе большие количества ядохимикатов с полей. ГМО-растения устойчивы к ядохимикатам, однако поглощают и накапливают их. А затем переносят в организм человека, что вызывает серьезные отравления и тяжелые заболевания печени. Тем более что последние исследования Общенациональной Ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) совместно с Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН в период 2008–2010 годов свидетельствуют о значительном негативном влиянии кормов, содержащих ГМО, на репродуктивные функции и здоровье лабораторных животных.

Заключение

Учитель: аргументы исчерпаны. Мы внимательно их выслушали. Еще древние философы говорили: «О каждой вещи существует два совершенно противоположных мнения». Как положительных перспектив генной инженерии, так и неизученных ее сторон еще много. Как нам решать эту проблему в нашей науке и жизни? Кто же прав? Решать каждому. Сегодня мы с вами убедились, что проблема ГМО не имеет единого решения. Мы получили много информации о трансгенах, о положительных и отрицательных качествах. Теперь уже вам решать: во благо они или во вред.

Теперь нам надо определить, какая команда была более убедительна. Это и будет команда-победитель.(Проведение голосования).

Объявление победителей.

Учитель: Спасибо всем за творчество и до новых встреч.


Материал для учителя

«Глобальная продовольственная проблема».

Человек каждый день испытывает потребность в еде. Обеспечение пищей – это основная жизненная потребность человека связана с его трудоспособностью и здоровьем. Проблема продовольствия существует с момента появления человека, поэтому её можно по праву считать самой древней глобальной проблемой.

Во все времена существования человека основным жизненным вопросом считался вопрос обеспечения продовольствием. Эта актуальность сохраняется и на сегодняшний день, так как основной семейные расходы ложатся на продовольствие.

Дефицит продовольствия обычно воспринимается как бедствие, а его отсутствие – как катастрофа. Избыток, недостаток, отсутствие продовольствия приводят к различным формам проявления продовольственного кризиса: недоедание, неполноценному питание, голоду, болезни связанные с нехваткой, неполноценным питанием и его избытком.

По оценкам ФАО Всемирной сельскохозяйственной организации в рамках ООН, численность хронически недоедающих людей в мире остается недопустимо высокой, она выросла с 850 млн. человек в 1990 г. до 1 млрд. к 2018 г. , в прошлом году произошло некоторое снижение голодающих. В результате почти 1 млрд. чел. голодает или недоедает, в первую очередь в Южной Азии и Африке, а от голода ежегодно умирают 13—18 млн. чел., т. е. 20 чел. в минуту.

В каких регионах наиболее остро стоит проблема голода и нехватки продовольствия?

На Земле существует обширный пояс голода и недоедания, протягивающийся по обе стороны экватора. Этот пояс начинается в Южной Америке, охватывает большую часть Африки, а затем продолжается в Азии.

Эпицентр этого пояса давно уже находится в Тропической Африке, беднейшем регионе мира. Причины продовольственной проблемы в этих странах:

1. Низкий уровень экономического развития ряда стран

2.Нехватка земель пригодных для ведения сельского хозяйства

3.Быстрый рост населения

4. Природные катаклизмы

5.Миграция сельского населения в города

-Каковы пути решения глобальной продовольственной проблемы.

Со времени возникновения глобальной продовольственной проблемы ведутся дискуссии о путях ее решения. Несмотря на некоторые разночтения, в самом общем плане можно говорить о двух главных путях — экстенсивном и интенсивном.

  1. Экстенсивный путь заключается прежде всего в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий.

Однако можно встретить немало оценок, свидетельствующих о том, что сами природные факторы довольно сильно ограничивают возможности такого расширения. Достаточно сослаться на почвенную карту мира, составленную учеными многих стран под эгидой ФАО . Было установлено, что на территориях, занимающих в общей сложности 78% всей площади суши (без Антарктиды), для развития земледелия существуют те или иные природные ограничения . Да и из остальных 22% земель 13 отличаются низкой, 6 — средней и лишь 3% — высокой продуктивностью. Для расширения пахотных площадей по сравнительно умеренной цене и с использованием имеющихся техники и технологий более подходят земли в районах с умеренным климатом. Что же касается резервных земель в развивающихся странах, то они находятся либо в зоне влажных тропических лесов, либо в зоне саванн, либо в еще менее благоприятных засушливых районах, где необходимы не только большие капиталовложения, но и дополнительное решение некоторых агроклиматических проблем. К тому же общая деградация земель в этой группе стран приняла особенно устрашающие масштабы.

Ресурсы свободных земель в зарубежной Азии значительно мало. При этом нужно учитывать, что в таких странах, как Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, в таких районах, как остров Ява (Индонезия) или Центральный Лусон (Филиппины), земли, пригодные для земледелия, еще в 60-е годы использовались более чем на 90%. А меньше всего резервных для освоения земель сохранилось в зарубежной Европе.

Все долгосрочные прогнозы говорят о том, что даже в случае успешного освоения резервных земель темпы их приращения будут намного отставать от темпов прироста населения.

II путь (интенсивный ):Основные перспективы решения глобальной продовольственной проблемы должны быть связаны не столько с экстенсивным, сколько с интенсивным путем увеличения производства продуктов питания.

Ясно, что интенсификация сельскохозяйственного использования территории заключается прежде всего в механизации, химизации, ирригации, повышении энерговооруженности, использовании более высокоурожайных и болезнеустойчивых сортов сельскохозяйственных культур, наиболее продуктивных пород скота — всего того, что позволяет увеличить отдачу земледелия и животноводства даже при уменьшении сельскохозяйственных площадей. Мировой опыт последних десятилетий подтверждает тот факт, что интенсивный путь преобразований в сельском хозяйстве стал главным.

Однако при оценке возможностей интенсивного пути развития нужно иметь в виду и то, что потенциал некоторых традиционных путей интенсификации уже в значительной мере исчерпан. Это относится и к механизации, и к электрификации, и к химизации, и к ирригации.

Все это означает, что основные перспективы интенсификации связаны с той технологической революцией, которую в наши дни переживает сельское хозяйство экономически развитых стран Запада, прежде всего США. Эта революция выражается в использовании достижений биотехнологии.





















Сценарий игры-викторины "День воды"

Цель. Показать необходимость воды для всего живого на Земле.

Задачи:

  • привить навыки экономного расходования воды в домашних условиях;

  • показать насколько дорого стоят природные ресурсы (вода);

  • расширить знания детей о животном и растительном мире морей и рек.

(На фоне звука морского прибоя вступительное слово учителя)

Учитель. 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты. Так ли много воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Показывает детям глобус, напоминает, что голубым, цветом на нем изображена вода 71%).

А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер.

Вода – великая путешественница. Давайте же и мы совершим с ней этот путь. Сегодня вы будете путешествовать как ручейки, перенося драгоценную воду в стаканчиках. Вас ждут вопросы, задания, загадки о воде. Итак, в путь, “ручейки”! Быстрой вам воды!

Вопросы и задания

1 Конкурс “ Водная викторина”

1 команда

2 команда

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.

(Река)

В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется. (Река)

Идет, идет, а до берега дойдет- исчезнет.

(Волна)

С высоты большой срываясь,
Грозно он ревет и, о камень
Разбиваясь, пеною встает. (Водопад)

Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Название морей)

Не драгоценный камень, а светится.

(Лед)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)

Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя. (Болото)

По ней кораблики пускают,
Когда уходят холода.
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда. (Лужа)

Атмосферные осадки, после которых, если они случаются в четверг, осуществляется задуманное. (Дождь)

Облако у поверхности земли.

(Туман)

Какая горная порода может задерживать воду? (Глина)

Выход подземных вод на поверхность.

(Родник)

Плавающая ледяная гора. (Айсберг)

Капельки воды, образующиеся ранним утром. (Роса)

Вода в твердом состоянии, выпадающая на земную поверхность. (Град)

Назовите самое большое море-озеро.

(Каспийское)

Самый большой океан? (Тихий)

Самый маленький океан? (Северный Ледовитый океан)

2 конкурс “Удивительное вещество”

Викторина предполагает ответы “да” или “нет”.

1 команда

1. Место где река берёт начало называется устьем? (да)
2. Вода в морях и океанах пресная? (нет)
3. На поверхности планеты Земля вода занимает 71%? (да)
4. Самый глубокий океан Тихий? (да)
5. На нашей планете 6 океанов? (нет)

2 команда

1. Можно ли в невесомости пить воду из кружек? (нет)
2. Из воды, которая имеется на планете Земля, всего 3% пресной воды? (да)
3. Самое глубокое озеро в мире - Байкал? (да)
4. Самая длинная река в мире – Волга? (нет)
5. Вода в природе может быть в трёх состояниях? (да)

3 конкурс “Покорители морей”

За 3 минуты команды должны написать как можно больше названий морей.

Игра с болельщиками

Зачитываются ведущим пословицы, поговорки о воде. Но в пословицах (поговорках) пропущены самые важные слова. Надо их восстановить. (Активным ребятам раздаются капельки).

  • Под лежачий камень ………………(и вода не течет)

  • Правда в огне не горит и …………………. (в воде не тонет)

  • Апрель с водой, а май с ………… (травой)

  • Мокрый дождя……………( не боится)

  • Рыба в реке – не в …………. (руке)

  • Не знаешь броду ………………(не лезь в воду)

  • Загадки

  • Что за звёздочки сквозные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмёшь – вода в руке?(Снежинки)

  • Приказало солнце: стой,
    Семицветный мост крутой!
    Тучка скрыла солнце свет –
    Рухнул мост, и щепок нет.(Радуга)

  • Бел, да не сахар, Не колючий, светло-синий (Иней)

  • Ног нет, а идёт? По кустам развешан …(Cнег)

  • Прозрачен, как стекло,
    А не вставишь в окно …(Лёд)

  • Детки сели на карниз
    И растут всё время вниз.(Сосульки)

  • Чуть дрожит на ветерке
    Лента на просторе.
    Узкий кончик – в роднике,
    А широкий – в море.(Река)

  • В тихую погоду
    Нет нас нигде,
    А ветер подует –
    Бежим по воде. (Волны)

  • День и ночь кричит,
    А голос не устаёт?(Водопад)

  • Кругом вода,
    А с питьём беда.(Море)

  • Бегу я, как по лесенке,
    По камушкам звеня,
    Издалека по песенке
    Узнаете меня.(Ручеёк)

  • утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали
    И пошли искать их днём,
    Ищем, ищем не найдём.(Роса)

4 конкурс Эстафета «Рыболовы-спортсмены»

  • Для рыбалки потребуется водоем с рыбами, то есть ведро воды со спичками и удочка - ложка. Задача каждого участника – добежать до «водоема», поймать «удочкой» одну рыбку, не помогая себе другой рукой, затем положить ее в садок - тарелку, добежать до команды и передать эстафету следующему.

5 конкурс “Дегустационный”

  • Люди издавна пили настои и отвары из целебных трав, ягод, плодов для лечения самых разных недугов. Перед вами стаканчики с водой разного вкуса. Определите на вкус, какая это вода, и расскажите, чем она полезна человеку.

  • Образцы воды:

  • 1 команда - настой ромашки, малиновый компот, чистая вода

  • 2 команда – чай с лимоном, отвар из сухофруктов, мин.воды

6 конкурс "Наполни стаканчик"На каждую команду требуется: 1 ведро, 1 столовую ложку, 1мерный стаканчик, 1 стул. Игрок набирает в ложку воды и бежит к стаканчику, выливая воду из ложки в стаканчик. Команда, набравшая больше воды в стаканчик, за 3минуты становится обладателем призовых очков.

7 конкурс. “Где мы используем воду?” (конкурс капитанов)

  • Учитель. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде. И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть воды убегает в канализацию.

  • В самом начале мы выяснили, что пресной воды очень мало, а живым существам (в том числе и человеку) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды: она содержится в крови; человек может несколько дней прожить без еды, но не без воды. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

Игра со зрителями «Вода – не вода»

Игра на внимательность. Ведущий называет слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа), то дети топают. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба), дети поднимают руки. Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень), дети хлопают в ладоши.

  • Кораблик

  • Облако

  • Камень

  • Рыба

  • Лужа

  • Ветер

  • Суп

  • Болото

  • Краб

  • Кит

  • Уголь

  • Море

  • Ураган

  • Квас

  • Водоросли

  • Ведро

  • Волна

  • Грабли

  • Дождь

  • Акула


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ведущая: Завершилась наша конкурсная программа. Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

Жюри считает баллы учащиеся нач.школы поют «Песенка дождя»

(Следует подведение итогов, награждение команд и активных зрителей)

Ведущая: Сегодня мы боролись за каждую капельку, за каждый миллиметр воды. Вот если бы и дома вы также ценили эту драгоценность – обыкновенную воду! А что вы можете сделать, чтобы сократить расход воды у себя дома?

(Ответы детей: экономить воду во время умывания, мытья посуды).

Верно. Представьте себе только, что если каждую минуту из крана вытекает 10 капель, за год бесполезно расходуется 2000 л воды! Так что берегите воду! Бережно к ней относитесь, ведь без воды:







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!