СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Некоторые размышления учителя истории над проблемой внедрения инновационных технологий в образовательный процесс"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются особенность и эффективность проблемного обучения, структура проблемных уроков, направленных не только на активизацию и развитие образовательных компетенций учащихся, но и на развитие личностных качеств личности. В статье рассказывается о технологии модерации, которая позволяет одновременно включить весь класс в урочный процесс,  и создать ситуацию здоровой конкуренции, успеха и повысить познавтельну. активность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«"Некоторые размышления учителя истории над проблемой внедрения инновационных технологий в образовательный процесс"»

Кузьмина Нина Викторовна- Заслуженный учитель РФ

ГБОУ Волгоградский лицей-интернат «Лидер»

Некоторые размышления учителя истории над проблемой внедрения инновационных технологий в образовательный процесс

Аннотация


В данной статье раскрывается особенность проблемного обучения, его основные составляющие, структура проблемных уроков, направленных на развитие познавательных компетенций ученика и на изменение его качеств личности. Особое внимание уделяется технологии модерации, применяемой в образовательном процессе, которая позволяет одновременно включить в урочный процесс весь класс и создать ситуацию здоровой конкуренции, успеха и активизировать познавательную деятельность учащихся. В статье раскрываются различные приемы и методы, применяемые учителем истории на уроках, что позволяет ученикам быть активными игроками на учебном поле.


Основные понятия: проблемная ситуация, технология модерации, рефлексия, инпут, инсерт, кластер, когнитивный метод, гипотеза, «мозговой штурм».


Что же такое современная школа? Это где весело? Где целесообразно? Где любопытно? Где рождаются знания? Или это школа, которая дает знания в общепризнанном понятии? Или школа – заведение, где учат жить: бороться за свое положение в обществе, уметь отстаивать свою позицию, уметь не только защищаться, но и побеждать, приносить прибыль в свой дом, строить отношения в обществе? Школа должна давать идеализированное или реальное представление об обществе?

Сегодня образование ставит вопросы: обеспечивает ли наша школа поступление обучаемых в ВУЗ? Способствует ли наше образование тому, чтобы участники образовательного процесса смогли овладеть новыми образовательными стандартами и стать компетентными людьми в выбранной сфере деятельности?

В связи с этим образование меняет цели, которые состоят в том, чтобы помочь выпускнику овладеть универсальными учебными действиями, а не знаниями, как было раньше, при решении собственных задач, и стать профессионалом в своем деле.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется под влиянием, прежде всего, усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трансформируется в сторону необычных интерактивных форм преподнесения материала. Действительно, учитель в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причем в позиции активного игрока.

В связи с новыми концепциями в образовании актуальными становятся проблемные уроки. Понимание проблем - это уже развитие, движение вперед. Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и ученика. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.

Положительными моментами проблемного обучения сегодня могут стать активизация развивающего потенциала обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, субъект-субъектные отношения, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его практическая направленность.

Проблемное обучение требует перенесения акцентов на развитие творческого потенциала обучающихся, углубление и развертывание всех их способностей только за счет в первую очередь активных методов, которые являются основными в современном уроке, создает возможность для самостоятельного выдвижения гипотез по решению проблемы.

На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышления вслух, использования активизирующих вопросов. Возможно также создание такой ситуации, в которой ученик как бы идет на один - два шага впереди учителя (подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, учитель отдает права его «открытия» классу).

Алгоритм по работе с гипотезой:

1.Выдвижение гипотезы.

2.Ее теоретическое обоснование.

3.Экспериментальная проверка гипотезы.

Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условием: «Если…, то…», «может быть», «предположим», «допустим», «возможно, что если…», «чем…, тем…» и т.д.

Особое значение приобретает вариативность гипотез. Примером может служить урок по золотоордынскому игу, когда учитель выдвигает перед обучающимися вариативность точек зрения по поводу понятия монголо- татарского ига, что это было?

1.Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, Н.А. Полевой, К.Д. Кавелин считали, что иго способствовало утверждению в России самодержавия; объединению распавшихся русских земель;

2.С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, напротив, отмечали, что монголо-татарское иго не оказало глубокого влияния на ход нашей истории. Оно лишь ускорило одни и затормозило другие процессы, начавшиеся еще до прихода монголо-татар.

3.Представители евразийства (общественно-политического движения, возникшего в 1920-х годах в среде европейской эмиграции) отмечали положительные последствия господства монголо-татар на Руси, которая была включена в состав Великой монгольской державы и стала ее органической частью. Она унаследовала от завоевателей духовность Востока, являющуюся бесценным даром.

4.Л.Н. Гумилев утверждал, что не может быть и речи о существовании монголо-татарского ига на Руси. После создания государства Золотая Орда между ней и Русью установились союзнические отношения в борьбе против более опасного для Руси врага- рыцарей-крестоносцев.

Итак, перед нами проблемная ситуация, заключающаяся в том, что ученики должны выбрать ту гипотезу, или точку зрения в исторической науке, которая по его мнению наиболее объективна и доказать ее правоту. Учащиеся объединяются в группы и отстаивают свои позиции доказательством, применением аргументов, исторических фактов, анализом исторических источников, мнением ученых историков.

В этом аспекте, на мой взгляд, наиболее рациональной, эффективной образовательной технологией является технология модерации. В чем ее значимость? Она направлена на то, чтобы вовлечь одновременно всех учеников класса в учебный процесс и непросто вовлечь, а сделать их участие заинтересованным, мотивированным, нацеленным на достижение образовательных результатов.

Модерация эффективно решает эту сложную задачу путем организации групповой работы обучающихся. Работа может проводится в парах, мини-командах или малых группах, либо всем классом в зависимости от количественного состава класса.

Сама модель урока очень гибка и может менять свою структуру от многих причин. Весь урок создают дети :

1. Обозначение темы и проблемы, а отсюда и постановка целей к уроку;

2. Выявление актуальности темы, проблемы;

3. Погружение в тему, поиск информации(статистика, схемы, таблицы, диаграммы, дополнительный материал, афоризмы, эпиграфы, цитаты и т.д.); 4. Опыт прошлого, решение проблемы в прошлом;

5. Что делать, чтобы решить проблему, предложение практических, конкретных действий;

6. Осмысление, рефлексия, которая должна иметь когнитивный характер: написание эссе, выводы, практические продукт: плакат-коллаж, синквейн, исторический портрет, презентация и т.д.

Каждый в группе выполняет свою роль: информатор, аналитик, консультант, оценщик(заполняет оценочный лист: участие каждого в группе. Здесь главное все: и кто больше группе принес баллов, и как в целом группа справилась со своей задачей, что нового создано в групповом взаимодействии.

Еще учитель может дать инпут - небольшое по объему сообщение-информацию, которая становится основой для практической работы и включает взаимодействие участников урока, т.е. мотивирует на поиск, творческую деятельность, создание какого-либо нового продукта. Что может быть инпутом? Афоризм, притча, отрывок из документа, источника, статистика, все, что угодно, но такая, чтобы заинтересовала ребят и смотивировала на практическую работу, на самостоятельную постановку целей к уроку, обозначение ожидаемого результата.

Проблемность в обучении включает в себя 3 основных метода: оргдеятельностный, когнитивный и креативный.

Оргдеятельностные: учащиеся самостоятельно ставят перед собой цели в изучении каждой темы; определяют самостоятельно домашнее задание, но так, чтобы знания по теме были прочными, подготовка к уроку –качественной. К оргдеятельностным относится метод самоорганизации обучения: разработать план изучения домашнего задания по определенной теме; разработать цели занятия или урока.

Когнитивный метод обучения: метод сравнения, аналогии, синтеза, классификации и т.д. Учащиеся выполняют задание когнитивного типа: «проживание» исторических фактов. Учащиеся должны написать рассказ о том, что они чувствовали, что наиболее ярко удалось представить, что удивило, что понравилось, что привело к появлению того или другого события . Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его.

Креативные методы обучения обеспечивают ученикам возможность создания собственных образовательных продуктов: «мозговой штурм»- оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности; какие идеи являются наиболее ценными-окончательный результат «мозгового штурма»; деструктивно-конструктивный «мозговой штурм». Цель- искать не способы положительных решений, а пути того, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот.

Одним из распространенных приемов в моей работе является прием- кластер - «гроздь». Кластер - это совокупность отдельно взятых единиц, которые между собой связаны. Его важность состоит в том, что он позволяет представить:

1)информацию графически;

2)показать ее в систематизированном целостном виде;

3)вычленить причинно-следственные связи.

Содержание материала выстраивается в определенной логической последовательности. Алгоритм составления кластеров очень прост- соответствует модели Солнечной системы: солнце-планеты-спутники-спутники спутников.

В стадии осмысления каждый ученик непосредственно изучает текст параграфа, а на основе сопоставления предварительной и новой информации, вносит изменения в кластер.

На стадии рефлексии происходит групповое и коллективное исправление неверных, или неточных предположений- знаний, а также изменение- углубление предварительного кластера. Результатом являются новые знания, учащиеся создали продукт совместной деятельности- окончательный кластер.

Прием «инсерт» использую на стадии осмысления нового материала. Во время чтения текста учащиеся делают пометки: «+»- известно, «-»- думал иначе, стоит обдумать, «?»- непонятно. Ребята заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф.

Последим этапом работы с этим приемом станет обсуждение записей, внесенных в таблицу. Данный прием помогает учащимся вникнуть в содержание текста; систематизировать старые и новые знания.

Эти приемы поддерживают высокий интерес к изучаемой теме и являются основой на стадии рефлексии.

Могут быть и другие модели: когда идет конкуренция, кто быстрее найдет ответ или ошибку, донесет качественную информацию и т.д., тут уже - творчество учителя. Главным еще условием является - созданием учителем на уроке ситуации выбора. Речь идет не столько о возможности выбора, сколько о его необходимости. Постепенно наш ученик понимает, если он откажется от выбора, то за него это сделают другие, а он может превратиться в объект манипуляций уже в самостоятельной жизни. Научить ученика делать взвешенный, просвещенный выбор можно лишь путем приобретения навыков критического мышления и принятия ответственных решений.

Как был прав Л.Н. Толстой, сказав: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать и подражать».

Проблемные ситуации, проблемность в обучении являются эффективным средством развития творческого мышления обучающихся. Созданная на уроке ситуация затруднения, побуждает учащихся к поиску, доказательству, обоснованию высказанных предположений.

Проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих возможностям обучаемых.

Требуя от человека способности к самостоятельным решениям, новые образовательные технологии освобождают обучающегося от мелочной опеки со стороны учителя, и он учится решать сам свои проблемы, тем самым, готовя себя к взрослой жизни. Вместе с правом выбора у обучающегося появляется и «право на ошибку». Он сам несет ответственность за принимаемые решения, пожинает результаты своих побед и поражений.

Что делает учитель в такой модели? Он играет в одной команде вместе с обучающимися, выполняя роль консультанта, тьютера, наставника, т.е. педагога, что в переводе с греческого означает «ведущий за собой», примером служит классическая античная школа. Учитель выступает модератором образовательного процесса, т.е. из «контролирующего» органа он выступает регулирующим учебным процессом, старшим партнером.

Конечно, все это требует психологической перестройки своего сознания, мышления. Но без нового понимания своего назначения, учитель не будет востребован социумом.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!