СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нескучное программирование

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике для обучающихся 8 класса поможет учащимся заинтересоваться программированием, сформировать у школьников знания, умения и навыки решения задач по  программированию и алгоритмизации

Просмотр содержимого документа
«Нескучное программирование»
















  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует требованиям к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основным подходам к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Рабочая программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 8 классов, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса, предусмотрено проведение практических и контрольных работ.

Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов).  КуМир - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней школе.

Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности.

Цель программы:

Помочь учащимся заинтересоваться программированием, сформировать у школьников знания, умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации.

В ходе ее достижения решаются задачи:

Обучающие:

  • Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.

  • Освоение основных этапов решения задачи.

  • Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.

  • Обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес школьников.

  • Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.

  • Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.

  • Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к занятиям информатикой.

  • Воспитывать культуру общения между учащимися.

  • Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.

  • Воспитывать культуру работы в глобальной сети.




  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.

Метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные УУД:

  • умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Предметных результатов:

  • освоение понятий «алгоритм», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;

  • практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;

  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования




  1. Основное содержание курса

Раздел 1.

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Среда Кумир. (1 час)

Раздел 2.

Учебные исполнители (Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. (14 часов)

Раздел 3.

Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).Составление алгоритмов и программ (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха. (19 часов)



Формы организации учебных занятий

Беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задачи, выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.


Виды учебной деятельности

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;

  • придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;

  • выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.


Практическая деятельность:

  • составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем;

  • составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями;

  • составлять алгоритмы с ветвлением по управлению учебным исполнителем;

  • составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями.



4. Тематическое планирование по курсу «Нескучное программирование»


Дата

урока

Тема

Кол-во

часов


1

Инструктаж по технике безопасности. Алгоритмы и исполнители.Кумир. Исполнитель Кузнечик.

1


2

Система команд исполнителя. Решение задач для исполнителя

Кузнечик.

1


3

Способы записи алгоритмов. Решение задач для исполнителя

Кузнечик.

1


4

Виды алгоритмов. Составление линейных алгоритмов для

исполнителя Кузнечик

1


5

Составление циклических алгоритмов для исполнителя Кузнечик

1


6

Решение задач для исполнителя Кузнечик

1


7

Исполнитель Водолей. Среда обитания, система команд.

1


8

Решение задач для исполнителя Водолей.

1


9

Решение задач для исполнителя Водолей.

1


10

Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд.

1


11

Составление линейных алгоритмов для исполнителя Черепаха.

1


12

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха.

1


13

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха.

1


14

Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха.

1


15

Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха.

1


16

Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха.

1


17

Исполнитель Робот. Среда обитания, система команд.

1


18

Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. Лабиринты.

1


19

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот.

1


20

Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот.

1


21

Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Робот.

1


22

Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот.

1


23

Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот.

1


24

Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот.

1


25

Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот.

1


26

Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот.

1


27

Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот.

1


28

Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот.

1


29

Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот.

1


30

Переменные. Решение задач для исполнителя Робот.

1


31

Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот.

1


32

Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот.

1


33

Решение задач для исполнителя Робот.

1


34

Итоговое повторение.

1




5. Список источников

1. Босова Л.Л. Информатика. Методическое пособие для 7-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

3. http://www.niisi.ru/kumir/ сайт НИИСИ РАН (страница КУМИР).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!