Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует требованиям к результатам освоения образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основным подходам к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Рабочая программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 8 классов, рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса, предусмотрено проведение практических и контрольных работ.
Курс поддержан программным обеспечением КуМир (Комплект Учебных МИРов). КуМир - система программирования, предназначенная для поддержки начальных курсов информатики и программирования в средней школе.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности.
Цель программы:
Помочь учащимся заинтересоваться программированием, сформировать у школьников знания, умения и навыки решения задач по программированию и алгоритмизации.
В ходе ее достижения решаются задачи:
Обучающие:
Обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям.
Освоение основных этапов решения задачи.
Обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ.
Обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес школьников.
Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление учащихся.
Развивать умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации.
Развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
Воспитывать культуру общения между учащимися.
Воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером.
Воспитывать культуру работы в глобальной сети.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к целенаправленной познавательной деятельности с целью приобретения профессиональных навыков в ИТ-сфере.
Метапредметных результатов
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата.
Коммуникативные УУД:
умения организовывать продуктивное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации;
построение логической цепи рассуждений;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Предметных результатов:
освоение понятий «алгоритм», «программа» через призму практического опыта в ходе создания программных кодов;
практические навыки создания линейных алгоритмов управления исполнителями;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования
Основное содержание курса
Раздел 1.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Среда Кумир. (1 час)
Раздел 2.
Учебные исполнители (Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. (14 часов)
Раздел 3.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).Составление алгоритмов и программ (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Кузнечик, Водолей, Робот, Черепаха. (19 часов)
Формы организации учебных занятий
Беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задачи, выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые (вариативные задания), творческие, практические.
Виды учебной деятельности
Аналитическая деятельность:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность:
составлять линейные алгоритмы и программы по управлению учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебными исполнителями;
составлять алгоритмы с ветвлением по управлению учебным исполнителем;
составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебными исполнителями.
4. Тематическое планирование по курсу «Нескучное программирование»
Дата | № урока | Тема | Кол-во часов |
| 1 | Инструктаж по технике безопасности. Алгоритмы и исполнители.Кумир. Исполнитель Кузнечик. | 1 |
| 2 | Система команд исполнителя. Решение задач для исполнителя Кузнечик. | 1 |
| 3 | Способы записи алгоритмов. Решение задач для исполнителя Кузнечик. | 1 |
| 4 | Виды алгоритмов. Составление линейных алгоритмов для исполнителя Кузнечик | 1 |
| 5 | Составление циклических алгоритмов для исполнителя Кузнечик | 1 |
| 6 | Решение задач для исполнителя Кузнечик | 1 |
| 7 | Исполнитель Водолей. Среда обитания, система команд. | 1 |
| 8 | Решение задач для исполнителя Водолей. | 1 |
| 9 | Решение задач для исполнителя Водолей. | 1 |
| 10 | Исполнитель Черепаха. Среда обитания, система команд. | 1 |
| 11 | Составление линейных алгоритмов для исполнителя Черепаха. | 1 |
| 12 | Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха. | 1 |
| 13 | Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Черепаха. | 1 |
| 14 | Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Черепаха. | 1 |
| 15 | Построение геометрических фигур с помощью исполнителя Черепаха. | 1 |
| 16 | Построение орнаментов с помощью исполнителя Черепаха. | 1 |
| 17 | Исполнитель Робот. Среда обитания, система команд. | 1 |
| 18 | Составление линейных алгоритмов для исполнителя Робот. Лабиринты. | 1 |
| 19 | Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 20 | Цикл со счетчиком. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 21 | Вложенные циклы. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 22 | Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 23 | Цикл с условием. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 24 | Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 25 | Ветвления. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 26 | Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 27 | Сложные условия. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 28 | Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 29 | Вспомогательные алгоритмы. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 30 | Переменные. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 31 | Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 32 | Циклы с переменной. Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 33 | Решение задач для исполнителя Робот. | 1 |
| 34 | Итоговое повторение. | 1 |
5. Список источников
1. Босова Л.Л. Информатика. Методическое пособие для 7-9 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
2. Босова Л. Л., Босова А.Ю. Информатика: учебник для 8 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
3. http://www.niisi.ru/kumir/ сайт НИИСИ РАН (страница КУМИР).