Формулирование темы и цели урока | Теперь посмотрите на экран. Перед вами ряды одинаковых по значению слов: Колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики. Скрипка, барабан, гармонь, флейта. Кастрюля, чашка, ложка, стакан. Подберите для каждого ряда одно общее слово. Молодцы! А как называются слова, значение которых является общим для других слов? Верно! Сегодня нам предстоит познакомиться с обобщающими словами при однородных членах предложения. Запишем тему урока в тетрадь (на слайде «Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова»). Обратите внимание на написание этого трудного слова. В конце занятия вы должны будете: Знать: - что такое обобщающее слово - возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами; Уметь: - находить обобщающее слово в предложении с однородными членами и - правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах. (цели появляются на слайде, устно проговариваются учителем). | Примерный ответ: Колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики – это цветы Скрипка, барабан, гармонь, флейта – это музыкальные инструменты Кастрюля, чашка, ложка, стакан – это посуда. Эти слова называются обобщающими! Записывают тему. |
Изучение нового материала | С обобщающим словом нас познакомит правило в учебнике на стр. 34. Прочтём его. Давайте устно выполним упр. 468. Оно небольшое, в нём необходимо добавить однородные члены к предложениям с обобщающим словом. Теперь обратимся к вашим рабочим тетрадям. Откройте упр. 105 на стр. 43. Выполняем его письменно на местах. Вам нужно подобрать обобщающие слова к им. собственным и закончить предложения, не забывая про знаки препинания. Кто готов начать? (все работают в тетрадях, по ходу работы спрашивать кого-то устно). *Перейдём к следующему упражнению – 106. Снова необходимо закончить предложения, дополняя сущ., подходящими по смыслу. Расставить знаки препинания и выделить обобщающие слова. (все работают в тетрадях, по ходу работы спрашивать кого-то устно). Переверните страничку, найдите упр. 107. Здесь нам предлагают выполнить 2 задания. В 1, как и в предыдущих заданиях, нас просят подобрать подходящие по смыслу обобщающие слова, расставить знаки препинания. Перед тем, как приступить к выполнению, прочитайте слова для справки (все работают в тетрадях, по ходу работы спрашивать кого-то устно). Во 2 нам предлагают небольшой тест. Внимательно прочитайте предложения и найдите вариант с пунктуационной ошибкой (дать минутку подумать, с места спросить кого-нибудь, попросить исправить ошибку). А теперь вернёмся к учебнику. Откроем упр. 469. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите однородные члены и составьте их схемы. Кто-то работает у доски, остальные – в тетрадях. | Правило читает 1 из учащихся. Выполняют упражнение устно. Несколько учащихся отвечают на местах. Выполняют задание в тетрадях. На местах комментируют работу. Выполняют задание в тетрадях. На местах комментируют работу. Выполняют задание в тетрадях. На местах комментируют работу. Работают с упражнением на местах и у доски, получают поправки и комментарии учителя (по необходимости). На каждое предложение – 1 человек у доски. |
Закрепление изученного на уроке | Для закрепления темы выполним упр. 109 в ТПО. Нужно поработать с текстом: озаглавить, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Работаем на местах с каждым предложением по цепочке. *Ребята, давайте немного пофантазируем. Выполните творческое упр. – 470. Вам необходимо составить и записать предложения с однородными членами, используя готовые обобщающие слова (устно опросить нескольких учащихся). | Работают с упражнением на местах, получают поправки и комментарии учителя (по необходимости). На каждое предложение – 1 человек. Придумывают предложения и записывают в тетрадь. Несколько человек озвучивают свои варианты. |
Объяснение домашнего задания | Сегодня я хочу задать вам домашнюю работу необычным способом. На экране вы видите 2 разных фигуры. Под каждой прячется домашнее задание. Выберите фигуру и узнайте его (можно провести голосование). Звезда – упр. 471 Пятиугольник – упр. 473 | Выбирают фигуру, записывают домашнее задание |
Подведение итогов, рефлексия | Итак, подведём итог нашей работы. Ответьте на несколько вопросов: - Что такое обобщающее слово? - Каким членом предложения является обобщающее слово? - Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах. Спасибо за работу на уроке. Успехов в выполнении домашнего задания! | |