СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе на базе учебника М. М. Разумовской, С. И. Львовой

Тема урока: Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Тип урока: урок изучение нового материала

Форма урока: урок-практикум

Образовательные цели: дать представление об обобщающих словах при однородных членах; выяснить условие постановки знаков препинания при обобщающих словах; отработать на практике умение находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.

Развивающие цели: развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.

Воспитательные цели: формирование интереса к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь Г.А. Богдановой 1 ч., мультимедиа.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.»

Урок русского языка в 5 классе на базе учебника М. М. Разумовской, С. И. Львовой

Тема урока: Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Тип урока: урок изучение нового материала

Форма урока: урок-практикум

Образовательные цели: дать представление об обобщающих словах при однородных членах; выяснить условие постановки знаков препинания при обобщающих словах; отработать на практике умение находить обобщающее слово в предложении с однородными членами, ставить знаки препинания.

Развивающие цели: развивать познавательный интерес учащихся, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы.

Воспитательные цели: формирование интереса к русскому языку; воспитание бережного отношения к слову.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь Г.А. Богдановой 1 ч., мультимедиа.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент


Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.



Приветствуют учителя, готовятся к работе.





Актуализация знаний

(10 мин)

Открываем тетради. Записываем число, словарный диктант. К нему вы должны были подготовится дома по упр. 467.


Записывают слова под диктовку.

Формулирование темы и цели урока


Теперь посмотрите на экран. Перед вами ряды одинаковых по значению слов:


  1. Колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики.

  2. Скрипка, барабан, гармонь, флейта.

  3. Кастрюля, чашка, ложка, стакан.


Подберите для каждого ряда одно общее слово.




Молодцы! А как называются слова, значение которых является общим для других слов?


Верно! Сегодня нам предстоит познакомиться с обобщающими словами при однородных членах предложения. Запишем тему урока в тетрадь (на слайде «Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова»). Обратите внимание на написание этого трудного слова.


В конце занятия вы должны будете:

Знать:

- что такое обобщающее слово

- возможные варианты постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами;

Уметь:

- находить обобщающее слово в предложении с однородными членами и

- правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах.

(цели появляются на слайде, устно проговариваются учителем).



Примерный ответ:

  1. Колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики – это цветы

  2. Скрипка, барабан, гармонь, флейта – это музыкальные инструменты

  3. Кастрюля, чашка, ложка, стакан – это посуда.






Эти слова называются обобщающими!



Записывают тему.





Изучение нового материала

С обобщающим словом нас познакомит правило в учебнике на стр. 34. Прочтём его.


Давайте устно выполним упр. 468. Оно небольшое, в нём необходимо добавить однородные члены к предложениям с обобщающим словом.


Теперь обратимся к вашим рабочим тетрадям. Откройте упр. 105 на стр. 43. Выполняем его письменно на местах. Вам нужно подобрать обобщающие слова к им. собственным и закончить предложения, не забывая про знаки препинания.

Кто готов начать?

(все работают в тетрадях, по ходу работы спрашивать кого-то устно).


*Перейдём к следующему упражнению – 106. Снова необходимо закончить предложения, дополняя сущ., подходящими по смыслу. Расставить знаки препинания и выделить обобщающие слова.

(все работают в тетрадях, по ходу работы спрашивать кого-то устно).


Переверните страничку, найдите упр. 107. Здесь нам предлагают выполнить 2 задания.

В 1, как и в предыдущих заданиях, нас просят подобрать подходящие по смыслу обобщающие слова, расставить знаки препинания. Перед тем, как приступить к выполнению, прочитайте слова для справки (все работают в тетрадях, по ходу работы спрашивать кого-то устно).

Во 2 нам предлагают небольшой тест. Внимательно прочитайте предложения и найдите вариант с пунктуационной ошибкой (дать минутку подумать, с места спросить кого-нибудь, попросить исправить ошибку).


А теперь вернёмся к учебнику. Откроем упр. 469. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите однородные члены и составьте их схемы. Кто-то работает у доски, остальные – в тетрадях.


Правило читает 1 из учащихся.



Выполняют упражнение устно. Несколько учащихся отвечают на местах.




Выполняют задание в тетрадях. На местах комментируют работу.









Выполняют задание в тетрадях. На местах комментируют работу.







Выполняют задание в тетрадях. На местах комментируют работу.













Работают с упражнением на местах и у доски, получают поправки и комментарии учителя (по необходимости). На каждое предложение – 1 человек у доски.

Закрепление изученного на уроке


Для закрепления темы выполним упр. 109 в ТПО. Нужно поработать с текстом: озаглавить, расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Работаем на местах с каждым предложением по цепочке.


*Ребята, давайте немного пофантазируем. Выполните творческое упр. – 470. Вам необходимо составить и записать предложения с однородными членами, используя готовые обобщающие слова (устно опросить нескольких учащихся).


Работают с упражнением на местах, получают поправки и комментарии учителя (по необходимости). На каждое предложение – 1 человек.




Придумывают предложения и записывают в тетрадь. Несколько человек озвучивают свои варианты.

Объяснение домашнего задания


Сегодня я хочу задать вам домашнюю работу необычным способом.

На экране вы видите 2 разных фигуры. Под каждой прячется домашнее задание. Выберите фигуру и узнайте его (можно провести голосование).

Звезда – упр. 471

Пятиугольник – упр. 473


Выбирают фигуру, записывают домашнее задание

Подведение итогов, рефлексия


Итак, подведём итог нашей работы. Ответьте на несколько вопросов:


- Что такое обобщающее слово?

- Каким членом предложения является обобщающее слово?

- Расскажите о знаках препинания при обобщающих словах.


Спасибо за работу на уроке. Успехов в выполнении домашнего задания!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!