СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок по теме «Имя существительное». 5 класс ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное» по обновлённому учебнику Русский язык: 5 класс: учебник : в 2 частях / Т.А. Ладыженская и др. - 5-е изд., перераб.- Москва: Просвещение, 2023.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме «Имя существительное». 5 класс ФГОС»

Милькова О.В., МАОУ гимназия № 9, г. Екатеринбург


Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя существительное».

5 класс


Место урока в системе уроков:  урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка,  об имени существительном как части речи;
      2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
              3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.

Форма урока: урок по ФГОС с использованием презентации, интерактивной доски или экрана телевизора

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой (парный),  использование ТСО.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная, самостоятельная.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора, карточки с заданиями.


Ход урока.

1. Организационный момент.

                 - проверяется готовность к уроку;

                 - делается отметка в журнале об отсутствующих.


2. Сообщение темы и целей урока.

   1. Учитель: Ребята! Вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в ваших начинаниях. Давайте проверим, какое у вас настроение:

красный жетон – отличное,

синий – хорошее,

зелёный – плохое.

  1. Формулировка темы урока.

Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных – нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.

Слайд №1

Прочитайте стихотворение:

  • Имя есть и у дождя - дождь.

  • Имя есть и у совы - сова.

  • Имя есть и у стола - стол.

  • Имя есть и у травы - трава.

  • Всё существует: дом, весна.

  • И у всего есть имена.



- О какой части речи говорится в стихотворении? ( Об имени существительном).

- Сегодня мы заканчиваем путешествие по стране « Имя существительное».

- Давайте сформулируем тему нашего урока.


Слайд №2

Тема нашего урока: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».



-Какие цели мы поставим перед собой во время этого путешествия?



Слайд № 3

Цели: 1. Повторить и закрепить знания по теме «Имя существительное».

2. Подготовиться к проверочной работе.

Задачи: Повторить орфограммы;

Вспомнить морфологические признаки существительного.          

- Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали  для вас  наиболее сложными и трудными.


  3. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.


Слайд № 4


Учитель:  Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического  оркестра» В.Ветвицкий (эпиграф записан на доске)

1.Работа с эпиграфом.  - Что он хотел сказать этим эпиграфом?  (ответы учеников) 

  Учитель:  Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более  40% всех слов в русском языке – имена существительные.

 С  помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое.  Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажной зарисовкой. Но для начала проведём блиц-опрос по теме «Имя существительное.


Слайд № 5 - 6

   2.  Блиц-опрос.

  1. Что такое имя существительное?

  2. Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Россия, Екатеринбург, Москва?

  3. Что вы можете сказать о словах люди, человек, птица, здание, цветок, народ?

  4. Какой род могут иметь существительные?

  5. Назовите мне существительные общего рода?

  6. Как изменяются существительные?

  7. Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 5 классе? (разносклоняемые и несклоняемые)

8. Какие существительные мы называем разносклоняемыми?

Какие существительные относятся к несклоняемым?


3.Практическая часть.



1).Из предложенных слов выпишите существительные. Слайд № 7
А) разносклоняемые 1 ряд
Б) несклоняемые 2 ряд
В) существительные общего рода 3 ряд 


Лейка, непоседа, спортсмен, бандероль, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя.


2).Образовать от существительных мужского рода существительные женского. Слайд №8

Повар, портной, купец, храбрец, лев, жнец.

3).Раскрыть скобки, определить падеж существительных. Слайд № 9

№ 1. Сколько (время), дорожить (время)..
№ 2. В горячем (кофе), новым (пальто).
№ 3.Быстрому (такси), идти по (путь).

4. Ярким ( пламя), стоял у (знамя)


4). Физминутка (дидактическая игра).
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то покачать головой.
- Вы готовы? Тогда начнём.
Ракета, самолёт, небо, звезда, планета, космонавт, невесомость, пыль, экипаж, Земля, метеорит.


Садитесь, пожалуйста.



5).Несклоняемые существительные.

Учитель: Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?

Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне, 
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.

6). Задание.
Определить род несклоняемых существительных.
Слайд № 10


1) Густонаселен... Сан-Франциско,

2) огромн... Гоби,

3) полноводн… Конго,

4) солнечн… Тбилиси,

5) глубок... Онтарио



7). Задание. Суффиксы –чик- или -щик-? Слайд № 11

Кто ремонтирует фонари?

Кто ходит в разведку?

Кто переписывает бумаги?

Кто делает доклад?

Кто кладет камни?

Кто работает в бане?


  1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания препинания. Слайд 12

Луч..к со..нца блеснул из-за леса к..снулся верхуш..к деревьев и заг..релись росинки на весенней траве. 
   У края дорог.. р..стут одуванчики они привлекают к себе первых пч..л.


4. Домашнее задание. Слайд 13


Повторить правописание корней с чередованием о // а.

Составить 6 предложений или связный текст 50 слов на тему «Весна» (по выбору).



5. Подведение итогов урока.

Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.


 Учитель:  Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.


     * У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о  части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.

(на доске: 1- согласен,  0 -  не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.


Карточка.

1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки.

2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на -а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.




Взаимопроверка по ключу: (Ключ на доске).

1 – 1                     5 - 1

2 – 1                     6 - 1

3 – 0                     7 - 0

4 – 0                     8 – 1

Учитель:  Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке,  и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.

 *  Оценки за урок.

16.Домашнее задание: запишите 2-3 сложных предложения  о весне или составьте небольшой текст. Подчеркните существительные как члены предложения. Сделайте морфологический разбор любого имени существительного в каждом предложении.


           *Заключительное слово

          Учитель:  Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное»,  вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок!



А мне понравились ваши ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________. Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях.

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: перед вами на столах лежат цветные жетоны. И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то выберите красный жетон. А если вы ничего нового для себя не вынесли, то выберите синий, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда выберите зелёный.









Фамилия

Карточка.

1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки.

2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на -а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.


Фамилия

Карточка.

1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки.

2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на -а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.


Фамилия

Карточка.

1. У имени существительного число и падеж  – непостоянные признаки.

2. Существительные  могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.

3. Существительные изменяются по родам.

4. Имя существительное имеет два склонения.

5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.

6. Имена существительные на -а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.

7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.

8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!