Милькова О.В., МАОУ гимназия № 9, г. Екатеринбург
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Имя существительное».
5 класс
Место урока в системе уроков: урок обобщения и повторения материала в процессе изучения раздела «Морфология. Имя существительное»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.
Задачи: 1) систематизировать знания, полученные на уроках русского языка, об имени существительном как части речи;
2) продолжить развивать навыки правильного написания имен существительных, развитие орфографической зоркости;
3) воспитывать познавательную активность, любовь к русскому языку.
Форма урока: урок по ФГОС с использованием презентации, интерактивной доски или экрана телевизора
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой (парный), использование ТСО.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная, самостоятельная.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора, карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- проверяется готовность к уроку;
- делается отметка в журнале об отсутствующих.
2. Сообщение темы и целей урока.
1. Учитель: Ребята! Вы знаете, что от нашего хорошего настроения зависит многое: счастливые лица окружающих, успешность в ваших начинаниях. Давайте проверим, какое у вас настроение:
красный жетон – отличное,
синий – хорошее,
зелёный – плохое.
Формулировка темы урока.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных – нету.
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Слайд №1
Прочитайте стихотворение:
Имя есть и у дождя - дождь.
Имя есть и у совы - сова.
Имя есть и у стола - стол.
Имя есть и у травы - трава.
Всё существует: дом, весна.
И у всего есть имена.
- О какой части речи говорится в стихотворении? ( Об имени существительном).
- Сегодня мы заканчиваем путешествие по стране « Имя существительное».
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
Слайд №2
Тема нашего урока: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное».
-Какие цели мы поставим перед собой во время этого путешествия?
Слайд № 3
Цели: 1. Повторить и закрепить знания по теме «Имя существительное».
2. Подготовиться к проверочной работе.
Задачи: Повторить орфограммы;
Вспомнить морфологические признаки существительного.
- Сегодня на уроке мы будем затрагивать именно те моменты, которые, судя по анализу выполненных в ходе изучения темы заданий, стали для вас наиболее сложными и трудными.
3. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: настроить учащихся на восприятие материала урока.
Слайд № 4
Учитель: Один из лингвистов говорил: «Существительное – дирижёр грамматического оркестра» В.Ветвицкий (эпиграф записан на доске)
1.Работа с эпиграфом. - Что он хотел сказать этим эпиграфом? (ответы учеников)
Учитель: Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Более 40% всех слов в русском языке – имена существительные.
С помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и многое другое. Мы тоже сегодня на уроке поработаем с пейзажной зарисовкой. Но для начала проведём блиц-опрос по теме «Имя существительное.
Слайд № 5 - 6
2. Блиц-опрос.
Что такое имя существительное?
Чем отличаются друг от друга слова лес, гора, озеро и Россия, Екатеринбург, Москва?
Что вы можете сказать о словах люди, человек, птица, здание, цветок, народ?
Какой род могут иметь существительные?
Назовите мне существительные общего рода?
Как изменяются существительные?
Сколько склонений у существительного? А что нового о склонении существительных вы узнали в 5 классе? (разносклоняемые и несклоняемые)
8. Какие существительные мы называем разносклоняемыми?
Какие существительные относятся к несклоняемым?
3.Практическая часть.
1).Из предложенных слов выпишите существительные. Слайд № 7
А) разносклоняемые 1 ряд
Б) несклоняемые 2 ряд
В) существительные общего рода 3 ряд
Лейка, непоседа, спортсмен, бандероль, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя.
2).Образовать от существительных мужского рода существительные женского. Слайд №8
Повар, портной, купец, храбрец, лев, жнец.
3).Раскрыть скобки, определить падеж существительных. Слайд № 9
№ 1. Сколько (время), дорожить (время)..
№ 2. В горячем (кофе), новым (пальто).
№ 3.Быстрому (такси), идти по (путь).
№4. Ярким ( пламя), стоял у (знамя)
4). Физминутка (дидактическая игра).
- Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши, 2 склонение присесть, положив руки на пояс, и если вы услышите существительное 3 склонения, то покачать головой.
- Вы готовы? Тогда начнём.
Ракета, самолёт, небо, звезда, планета, космонавт, невесомость, пыль, экипаж, Земля, метеорит.
Садитесь, пожалуйста.
5).Несклоняемые существительные.
Учитель: Я прочту стихотворение. Какую особенность вы заметите? Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова?
Как-то рано по утру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.
6). Задание.
Определить род несклоняемых существительных. Слайд № 10
1) Густонаселен... Сан-Франциско,
2) огромн... Гоби,
3) полноводн… Конго,
4) солнечн… Тбилиси,
5) глубок... Онтарио
7). Задание. Суффиксы –чик- или -щик-? Слайд № 11
Кто ремонтирует фонари?
Кто ходит в разведку?
Кто переписывает бумаги?
Кто делает доклад?
Кто кладет камни?
Кто работает в бане?
Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания препинания. Слайд 12
Луч..к со..нца блеснул из-за леса к..снулся верхуш..к деревьев и заг..релись росинки на весенней траве.
У края дорог.. р..стут одуванчики они привлекают к себе первых пч..л.
4. Домашнее задание. Слайд 13
Повторить правописание корней с чередованием о // а.
Составить 6 предложений или связный текст 50 слов на тему «Весна» (по выбору).
5. Подведение итогов урока.
Цель этапа: контроль знаний, проверка усвоения изученного материала.
Учитель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо усвоен материал по теме сегодняшнего урока.
* У каждого на столе лежит карточка с утверждениями об имени существительном как о части речи. Ваша задача согласиться или нет с предложенной формулировкой. Если согласны, ставите 1, если нет – о.
(на доске: 1- согласен, 0 - не согласен) Не забудьте также подписать свои работы.
Карточка.
1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.
2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.
3. Существительные изменяются по родам.
4. Имя существительное имеет два склонения.
5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.
6. Имена существительные на -а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.
7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.
8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.
Взаимопроверка по ключу: (Ключ на доске).
1 – 1 5 - 1
2 – 1 6 - 1
3 – 0 7 - 0
4 – 0 8 – 1
Учитель: Если у вас получилось 5 правильных ответов, значит, вы хорошо поработали с этой частью речи и сегодня на уроке, и на всех других, когда изучалось существительное. 5 – любимая цифра учеников. Зачитаем правильные ответы.
* Оценки за урок.
16.Домашнее задание: запишите 2-3 сложных предложения о весне или составьте небольшой текст. Подчеркните существительные как члены предложения. Сделайте морфологический разбор любого имени существительного в каждом предложении.
*Заключительное слово
Учитель: Мы повторили и постарались систематизировать знания по теме: "Имя существительное», вспомнили его грамматические, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Спасибо за урок!
А мне понравились ваши ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали в тетрадях. Оценку «отлично» за сегодняшний урок получают _________. Хорошо работали ____________, им нужно ещё чуть-чуть постараться при выполнении письменных работ в тетрадях.
- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
- Дайте оценку нашей работе: перед вами на столах лежат цветные жетоны. И если сегодня этот урок вам открыл что-то новое, важное, то выберите красный жетон. А если вы ничего нового для себя не вынесли, то выберите синий, если урок показался вам неинтересным, скучным, тогда выберите зелёный.
Фамилия
Карточка.
1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.
2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.
3. Существительные изменяются по родам.
4. Имя существительное имеет два склонения.
5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.
6. Имена существительные на -а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.
7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.
8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.
Фамилия
Карточка.
1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.
2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.
3. Существительные изменяются по родам.
4. Имя существительное имеет два склонения.
5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.
6. Имена существительные на -а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.
7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.
8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.
Фамилия
Карточка.
1. У имени существительного число и падеж – непостоянные признаки.
2. Существительные могут быть одушевленными и неодушевленными. Это их постоянный признак.
3. Существительные изменяются по родам.
4. Имя существительное имеет два склонения.
5. Несклоняемые имена существительные не изменяются по падежам.
6. Имена существительные на -а(-я), называющие качества людей, относятся к существительным общего рода.
7. Разносклоняемые имена существительные изменяются по падежам, как существительные 3 склонения.
8. Имена существительные могут быть всеми членами предложения.