СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщающий урок русского языка по теме «Однородные члены предложения», проведенный в 8-ом классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок русского языка по теме «Однородные члены предложения», проведенный в 8-ом классе, рассчитан на закрепление пройденного материала. Разработка учитывает региональный компонент.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок русского языка по теме «Однородные члены предложения», проведенный в 8-ом классе»

Обобщающий урок русского языка по теме

«Однородные члены предложения», проведенный в 8-ом классе




Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний с введением дополнительных сведений по теме)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся об однородных членах предложения и знаках препинания при них.

Ззадачи урока:

1. Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.

2. Знать признаки ОЧ, изобразительно-выразительную роль данных конструкций.

3. Уметь находить ОЧ, определять их синтаксическую роль, составлять схемы, конструировать предложения с ОЧ.

4. Развивать речь учеников, интерес к языку, воспитывать коммуникабельность.

Планируемые результаты: Называть основные признаки однородных членов предложения. Правильно использовать в предложениях. Устанавливать связь, рассуждать и делать выводы: предложения с однородными членами как средство художественной выразительности; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к русскому языку.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать однородные члены предложения при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

  • Оценивать работу одноклассников;

  • Получать различную информацию из различных источников.

Образовательный аспект:

  • Проверить степень усвоения материала по теме "Однородные члены предложения", выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект:

  • Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной и письменной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации и др.);

Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные знания для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Социальной: определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная,
в группах.

Оборудование: презентация, учебник, рабочие тетради.







Эпиграф к уроку:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий
и поистине волшебный русский язык.

К.Г. Паустовский

Ход урока

      1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

Я, Пак Светлана Александровна, директор турфирмы « По городам
и весям». Набираю сотрудников, турагентов. Основные качества: коммуникабельность, грамотный подход к делу, речевая компетенция. Зарплата от 40 до 70 тысяч плюс процент с продаж. Впереди вас ждут испытания, преодолев которые вы сможете стать сотрудником турфирмы. Так как вам придётся предлагать туры в разные города и страны, вы должны побывать хотя бы в некоторых из них заочно. И сегодня мы отправимся
в города-курорты Кавказских Минеральных вод. По дороге вы должны будете собрать бонусы, в конце путешествия мы их посчитаем. Если вы набрали
5 красных бонусов, вы зачислены в штат сотрудников.

И вот первая остановка в городе Кисловодске.

II. Актуализация знаний. Введение в тему.

-Ребята, откройте маршрутные листы и запишите…

Записать число, классная работа.

-Что вы записали с точки зрения синтаксиса? (словосочетание)

- Какие способы подчинительной связи в счт вы знаете?

( согласование, управление, примыкание)

-Назовите способ связи в счт классная работа?

(согласование, т.к. зависимое слово - самостоятельная ч. речи – имя прилагательное)

- Замените это словосочетание с согласованием, счт со связью управление? ( ГИА)

- Что нужно для этого сделать?

- Прочтите, что у вас получилось? (работа в классе)

-Что ещё кроме словосочетания изучает синтаксис? ( предложение)

-Посмотрите на доску, перед вами названия достопримечательностей Кисловодска. Составьте предложения с данными именами собственными по схемам:

1) [ ] : [ не только … , но и…].

2) [ О, О, О ].

3) [ О, и О, и О, и О].

4) [О и О, О и О ].

Учитель: В Кисловодске очень много достопримечательностей. Вот некоторые из них: Курортный парк

Колоннада

Каскадная лестница

Лермонтовская площадка

Нарзанная галерея

Главные Нарзанные ванны

Свято-Никольский собор

Здание филармонии

Гора-Кольцо

Зеркальный пруд

мостик "Дамский каприз"

Что это с точки зрения синтаксиса? ( Предложение)

- Что является единицами синтаксиса?

-Определите тип первого предложения

- Второго предложения.

-Союз не только…,но и подчинительный или сочинительный?

- Могут ли подчинительные союзы соединять однородные члены предложения?

- Перед какой группой сочинительных союзов всегда ставится запятая?

-Четвёртое предложение какое?

- Пятое предложение?

- Чем осложнено?

В данном простом предложении однородные члены как соединены?

Причем они соединены особым образом, изобразительным

- Можно считать попарное соединение однородных приёмом, изобразительным средством? Как называется такой приём?

-Вот об этом мы сегодня и поговорим. Попробуйте сформулировать тему урока.



Тема урока: «Обобщение Однородные члены предложения»

- Предлагаю составить кластер 1 ряду на тему «Однородные члены предложения», второму ряду- « Знаки препинания в предложениях с однородными членами» А третьему ряду синквейн на тему первого ряда

Вопрос - прогноз: Что вы уже знаете о ОЧП ? (перечисление)

- Постановка Запятых в предложениях с однородными членами.

-Синтаксическая роль однородных членов предложения.

А какую цель мы поставим перед собой сегодня?

Хочу знать…

Хочу уметь…

Хочу повторить…

Учитель .И вот мы уже идём по улицам Пятигорска. Здесь нас ждёт


Орфографическая пятиминутка.

-С горы Машук открывается замечательный вид на Эльбрус. Вот что пишет Лермонтов в своих воспоминаниях.

«Внизу передо мной пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, - а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы всё синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом».

-Найдите в этом тексте яркое средство наглядной словесности ,определения –эпитеты, которые помогают образно представить предмет.

- А могут ли однородные члены быть распространёнными? Найдите пример в тексте.

- Посмотрите на доску, строчки из какого стихотворения вы увидели?( «Тучи» Лермонтова)

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

-Повторы слов являются однородными членами? ( Нет, средство усиления, лексический повтор.)

_Перед вами устойчивые неделимые сочетания слов: и день и ночь(постоянно, всегда), и смех и горе(трагикомично, и смешно и грустно), и стар и млад(все, без исключения), ни свет ни заря(очень рано), ни шатко ни валко(посредственно,ни хорошо ни плохо), ни рыба ни мясо(средний, ничем не выделяющийся), ни дать ни взять(точь-в-точь, ни прибавить ни убавить), ни взад ни вперёд(без продвижения), ни конца ни краяо чём- либо бесконечном),ни жив ни мёртв(сильно испуган), ни тот ни другой(никто), ни днём ни ночью( никогда).

- Что с точки зрения пунктуации здесь надо запомнить?

- Посмотрите на доску. Как вы думаете о чём мы будем говорить?

– Как можно различить однородные и неоднородные определения?

Величественный кавказский п….йзаж, необыкновенная уникальная пр…рода, заснеженный экскурсионный м…ршрут, торжественная утренняя пан…рама, первозданный горный л..н..шафт, долгожданный благоприятный с..зон.

III. Обобщение и систематизация знаний. (Воспроизведение на новом уровне)

Работа с текстом

Устав от суеты Пятигорска, можно отправиться в сторону горы Машук. Здесь, у Михайловского отрога, на вершине горы находится небольшая, но очень необычная ротонда «Эолова арфа». Из этого места можно увидеть окрестности: санатории, источники, жилые массивы.

И гости, и жители города обожают прогуливаться возле беседки. Здешние места дарят отдыхающим чувство спокойствия и какой-то волшебной свободы. Воздух здесь настолько чистый, что кажется, наполняет все тело до кончиков пальцев.

Беседка получила своё название в честь древнегреческого персонажа Эола, повелителя ветров . Ранее здесь были установлены две небольшие арфы, издающие звуки при дуновении ветра. На сегодняшний день данную функцию выполняет акустическая система.

-Разделите текст на смысловые части, определите тип речи, стиль вид связи между предложениями. Найдите предложения с однородными членами.

Задание№3И вот мы уже в Ессентуках. Здесь мы пообедаем. На улице Пушкина есть кафе, где готовят любимые блюда Пушкина: свекольные блины, печёный картофель, клюква в сахаре, калья с огурцами и щи зелёные.

Работа по группам

    1. ряд составляет предложения с однородными членами

    1. ряд с однородными и обобщающим словом.

    2. ряд с однородными, обобщающим , после перечисления которых предложение продолжается.

IV. Физкультминутка. Полпути проехали. Сидеть надоело, ноги отекли.

-Раз - поднялись, подтянулись,

-Два - согнулись, разогнулись,

-Три – ладоши в три хлопка,

-На четыре- руки шире,

-Пять- руками помахать,

-И на шесть – тихонько сесть.

V. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Определение средств художественной выразительности

Задание№4 А теперь мы отправляемся в Железноводск, город с красивыми достопримечательностями. Здесь рождались стихи. Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний. А поговорим мы о роли изобразительно- выразительных средств в предложениях с однородными членами. Джамиля, Вика, Полина, Ростик, Лиза расскажут нам об этом.

В поэме «Кавказский пленник» А.С. Пушкина, открывающейся посвящением
Н.Н. Раевскому младшему, звучат строки

Забуду ли его кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины,

Пустыни знойные, края, где ты со мной

Делил души младые впечатленья;



Пушкин «Евгений Онегин»

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушною слезой!

М.Ю. Лермонтов « Мцыри»

И помнил я

Кольчуги звон, и блеск ружья,

И гордый непреклонный взор,

И молодых моих сестер...

Лучи их сладостных очей

И звук их песен и речей

Над колыбелию моей...

М.Ю. Лермонтов «Демон»

И блеск, и жизнь, и шум листов

Стозвучный говор голосов,

Дыханье тысячи растений.



Пушкин «Евгений Онегин»

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.


- Ребята какова стилистическая функция предложений с однородными членами?

- такие синтаксические приёмы работают в каком стиле русского языка?

( в худ., публицистический.. Такой приём любил Л.Н. Толстой)

- Бессоюзие необходимо нам для чего?



Дифференцированное задание.

-Переработайте текст, который вам предлагается, чтоб он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

Март – весенний месяц. Издавна он отличался праздниками. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные крепости. Шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

И следующая остановка- Минеральные воды. Это главный транспортный узел. Здесь главное- не ошибиться при выборе транспортного средства. Таксистов – море. Такса у всех разная. Можно и на автобусе, но когда не знаешь города, лучше на такси. Но мы с вами будем говорить о грамматических ошибках в предложениях с однородными членами.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1)Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умён, находчив, наблюдательный.)

2) Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий.

( В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель.)

3) Сочетание в качестве однородных членов неопределённой формы глагола и имени существительного. ( Я люблю сочинять стихи и чтение.)

4) Нарушение порядка слов при использовании составных союзов: не только… но и; как… так и. ( Я не только читаю газеты, но и журналы.)

5) Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор.)

- Научиться видеть грамматическую ошибку, определять её вид, а самое главное- исправлять, поможет коллективное заполнение таблицы, которая перед вами на доске.

Неправильно Вид ошибки Исправлено

1) А. С. Пушкин заинтересовался и изобразил Пугачёва в своей повести.

2) Гринёв был смел, благороден и честный.

3) А. С. Пушкин писал стихи, повести и прозу

4) Меня не только интересуют повести, но и стихи.

5) Эта книга научила меня честности, смелости и уважать друзей.

_ Называю вид ошибки, вы находите предложение, в котором она допущена. Чтоб сэкономить время, в колонке»вид ошибки» предлагаю указывать только её номер. Затем запишите предложение в исправленном виде.предложениях

с однородными членами.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Д/з напишите сочинение на тему « Достопримечательности Нефтекумска»

Достопримеча́тельность — место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.



VIII.Рефлексия

-Ребята, понравилось ли вам путешествие?.

-Вспомните какую цель мы с вами ставили в начале урока?

-Достигли ли мы её?

-А что мы вспомнили о ОЧП?

-Где можно применить знания о роли ОЧП в речи?

- Поднимите руки, кто набрал 5 и более бонусов –вам 5 и вы зачислены в штат сотрудников.

-Кто набрал 4 бонуса –вам 4 Кто набрал 3 бонуса – вы молодец
-кто набрал 1 и 2 бонуса вам надо ещё поработать над собой.

-Вот и подошёл к завершению наш урок, Надеюсь, что полученные знания вам пригодятся.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!