Тема урока: Обобщение и систематизация основных понятий темы:
«Обработка текстовой информации». Решение задач .
Скажи мне и я забуду Покажи мне и я запомню, Дай мне действовать самому ,и я научусь
( Китайская мудрость)
Цель урока: закрепление и систематизация знаний и умений по теме «Обработка текстовой информации».
Задачи:
1. Повторение основных понятий;
2. Решение задач на нахождение информационного объема текстовых данных;
3. Закрепление умений по созданию, редактированию и форматированию документов в текстовом процессоре Microsoft Word (ввод текстовых данных с клавиатуры, его редактирование; форматирование символов и абзацев; работа с таблицами; работа со списком; вставка объектов в текст документа);
4. Обобщение пройденного материала.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- восьмиразрядный двоичный код;
- информационный объем текста;
- текстовый документ;
- структурные элементы текстового документа;
- текстовый редактор;
- редактирование текста;
- форматирование;
- электронная книга.
Что такое текст?
Это одна из форм представления информации об окружающей
действительности.
Что понимается под текстовым документом?
Это информация, представленная на бумажном, электронном или ином материальном носителе в текстовой форме.
Из чего состоит текстовый документ?
Раздел, подраздел, абзац, строка, слово, символ.
Чем текстовый редактор отличается от текстового
процессора? Приведите примеры.
Текстовый редактор – прикладная программа для создания и
обработки текстовых документов. Текстовый процессор – это
Текстовый редактор с более широкими возможностями.
Текст — это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в
устной форме. Текстовая информация текст текстовый документ текстовый редактор правила ввода текста редактирование форматирование
ТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Текстовые документы выполняются на одной стороне листа
белой бумаги формата А4 (ГОСТ 2.101- 68).
Размеры полей:
Рекомендуется:
левое не менее 20-30 мм;
абзацный отступ 12- 15 мм;
правое не менее 10 мм;
межстрочный интервал 1.5-2
верхнее - 20 мм;
размер шрифта - 10 или 12
нижнее не более 20 мм.
(Times New Roman Cyr).
ТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Структурными элементами документа являются:
- титульный лист- для всех видов документов;
-аннотация (реферат)- для дипломных работ (проектов);
-задание- для курсовых и дипломных работ (проектов);
-- содержание, если текст документа более 10 страниц;
- основная часть, включающая в себя введение, разделы,
заключение (выводы)- для всех документов;
- список использованных источников- для всех документов;
- приложения- по необходимости.
ТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Нумерация листов документа и приложений, входящий в состав документа должна быть сквозной. Страницы текстового документа нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включается в общую нумерацию документа.
На титульном листе номер не ставят, на последующих страницах
номер ставят в правом верхнем углу.
3
Номер страницы
Установите соответствие между объектами и действиями, которые можно выполнять с ними.
Расстановка номеров страниц, создание оглавления
Символ
Изменение шрифта, начертания, размера, цвета
Слово
Выравнивание, установка отступов,
междустрочного. интервала
Абзац
Изменение шрифта, начертания, размера и цвета
символов, межбуквенного интервала.
Страница
Документ
Задание размеров и ориентации, полей, рамок,
колонтитулов.
На сегодняшний день популярны электронные книги . Какие преимущества имеют эл. книги перед традиционными? Давайте выделим достоинства и недостатки.
Достоинства
Недостатки
Компактность и портативность .
Чувствительнее к физическому воздействию (повреждению)
Настройки изображения (начертание, размер шрифта, формат вывода)
Многие издатели официально не публикуют электронные версии.
Дополнительные возможности ( Поиск, гиперссылки, закладки, словарь, анимированные картинки ) .
Высокая цена устройства.
Стоимость текста (многие тексты бесплатны или дешевле) .
Недоступность некоторых книг в цифровом формате.
Доступность .
Требуют периодической подзарядки
Простота публикации .
Негативно влияют на зрение.
Экологичность .
Отсутствие тактильного восприятия страниц.
Текст состоит из символов. Компьютер различает вводимые символы по их двоичному коду. Разрядность двоичного кода i и количество возможных кодовых комбинаций N связаны соотношением:
N = 2 i
- Восьмиразрядный двоичный код позволяет получить 256 различных кодовых комбинаций: 2 8 = 256, где i = 8 бит или 1байт.
- С помощью такого количества кодовых комбинаций можно закодировать все символы, расположенные на клавиатуре.
- Во всех кодовых ASCII таблицах первые 128 символов одинаковые . 0−32 — управляющие символы (удаление, перевод строки, пробел и т.д), 33−127 — изображаемые символы (латинские буквы, знаки препинания, арифметических действий, цифры и т.д.), 128−255 — буквы национального алфавита.
- Недостаток: не возможно пользоваться более, чем двумя языками одновременно.
Для его устранения был разработан новый стандарт кодирования символов Unicode , где каждый символ кодируется шестнадцатиразрядным двоичным кодом. Такое количество разрядов позволяет закодировать 65 536 различных символов. Первые 128 символов в Unicode совпадают с таблицей ASCII.
2 16 = 65 536, где i = 16 бит или 2 байта.
N – количество символов в алфавите или кодовых комбинаций
I- информационный объем сообщения
i – количество бит для кодирования одного символа
K – количество символов в сообщении
Задача 1: Найдите информационный объём следующего сообщения, если известно, что один символ кодируется одним байтом.
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Решение: посчитаем количество символов в сообщении, будем учитывать буквы, знаки препинания и пробелы.
Всего 43 символа. Каждый символ кодируется 1 байтом.
I=К⋅i, 43⋅1 байт =43 байта.
Ответ: 43 байта.
Решение: если мощность алфавита 256 символов, то информационный объём одного символа 8 бит.
Найдём количество символов в книге: 800⋅80⋅95=6080000 символов.
Информационный вес сообщения: 6080000*8=48640000 бит.
Ответ нужно дать в Мб, поэтому переведём биты в Мб
48640000:8:1024:1024=5,80 Мб
Ответ: 5,80 Мб.
Рефлексия :
Выберите необходимую фигуру и нарисуйте, используя графические примитивы (готовые фигуры).
- работал активно, результатом доволен;
- работал не в полную силу, хочу улучшить результат;
- я не доволен своей работой
Домашнее задание:
1. Создать кроссворд по теме: «Обработка текстовой информации».
2. Повтроить § 4.1-4.6