-Здравствуйте, ребята! -К нам сегодня на урок пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями. Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь. -Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – двадцать второе марта; классная работа. - Первую половину дня мы с вами проводим в школе. А что мы здесь делаем? -Назовите примеры слов, обозначающих действия учеников, а теперь слова, обозначающие действия учителя. Слова какой части речи вы называли сейчас? (Глаголы) -Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе. -Запишите тему урока «Обобщение знаний о глаголе» -Знаете ли вы, почему эта часть речи получила такое название? Название глагол происходит от старославянского слова «глаголет – говорить». Позже в древнерусском языке было слово «глагол» которое обозначало «слово или речь» В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать. Обратившись к современному толковому словарю Ожегова, узнаем его значение «говорить многословно и бессодержательно. Но мы с вами не будем разглагольствовать, мы будем говорить по существу. -Скажите для чего нам нужны глаголы? (Без них невозможно передать события; глаголы рассказывают о деятельности человека, о его чувствах; рассказывает о различных явлениях природы; без глагола невозможно представить будущее, узнать прошлое) Глагол придаёт речи – жизнь. Без глаголов не обойтись рассказчику. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать. -Задумывались ли вы, как часто в речи употребляем мы глагол? По частоте употребления глаголы занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть, делать. - Что обозначает глагол? (Действие) - На какие вопросы отвечает? (Что делает? что делают? что сделали? и др.) - Дайте определение глаголу. - Вспомним, какие грамматические категории глагола мы с вами изучали и составим кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Это пучок, созвездия, гроздья) На следующей строке посередине запишите слово «Глагол», от него нарисуйте стрелки-лучи. Запишите известные вам грамматические признаки глагола. Обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Назовите грамматические признаки глагола. Проверьте составленный вами кластер самостоятельно. - У каких глаголов, нельзя определить грамматические признаки? (У глаголов стоящих в неопределённой форме) - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать? что сделать?) - Почему слово «спряжение» выделено другим цветом? (Это постоянный признак глагола) - Назовите непостоянные признаки глагола. (Время, лицо, число, род) - Поставь глаголы в том времени, числе и лице, которые указаны в скобках. Темнеть – (темнеет) (н.в., 3л., ед.ч.), приходить – (приходила) (п.в., ед.ч., ж.р.), беседовать – (беседуете) (н.в., 2л., мн.ч.), встречать – (встречали) (п.в., 3 л, мн.ч.), командовать - (командую) (н.в., 1л., ед.ч.), кормить – (кормить) (б.в., 3л., мн.ч.). - В тетрадь записываем получившиеся глаголы в строку, первое слово с большой буквы, через запятую. - Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам) -Вспомним, как определить спряжение глаголов. - Попробуйте установить, как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола. Алгоритм определения спряжения 1.Ставлю глагол в (неопределённую форму) что делать? что сделать? 2.Если глагол оканчивается на -ить ( II) спряжение (окончание –ишь, -ит, -им, - ите, -ат(ят). 3.Если глагол оканчивается на –еть ( I ) спряжение (окончание –ешь, -ет, -ам, - ете, -ут(ют). | -Определите спряжение данных глаголов и заполните таблицу. Любишь, скачет, плачет, молвит, читает, приходишь. Значение | Глаголы | I спр. | II спр. | движения | | | речи | | | чувства | | | Ответ: Значение | Глаголы | I спр. | II спр. | движения | скачет | приходишь | речи | читает | молвит | чувства | плачет | любишь | I группа – 4-6 глаголы; II группа – 4,5 глаголы; III группа – 4 глагол - Откройте учебники на стр. 154. Выполним упражнение №2. -Найдём глаголы в предложениях. - Выполните морфологический разбор глаголов самостоятельно. (I группа – 3 глагола; II группа – 2 глагола; III группа – 1 глагол) -Вспомните, как называются слова противоположные по смыслу. (Антонимы) Я буду называть и выполнять движения, а ваша задача выполнять движения противоположные данным. - В каких случаях на конце глаголов пишется мягкий знак? (У глаголов стоящих в неопр. форме, у глаголов 2 лица ед.ч., в глаголах повелительного наклонения) Найдите в учебнике упражнение №8. Каким правилам правописания подчиняются следующие глаголы? - Найдите конец пословиц. Запишите правильно. Объясните правописание –тся, -ться. 1) Не надо хвалит(?)ся, (…) 2) Кто любит трудит(?)ся, (…) (коли не знаешь, как рожь родит(?)ся тому без дела не сидит(?)ся) Ответ: 1) Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. 2) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. Объясните смысл пословиц. Какой темой объединены эти пословицы? (Пословицы о труде) - Объясните правописание глаголов «не знаешь», « не сидится». (Не с глаголами пишется раздельно) - Какое значение глаголу придаёт частица не?(Отрицание) Я хочу познакомить вас с познавательной сказкой. А поможет мне в этом … Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», — а она ему: «Не люблю». Он признавался: "Верю»,- а она ему: «Не верю».... Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут. На доске появляются слова: негодовать, ненавидеть, неволить. — Как вы думаете, почему в этих словах НЕ написано слитно? Эти слова не существуют без НЕ. НЕ здесь не частица, она входит в корень. — Значение каких слов вам не понятно? Негодовать — испытывать крайнее недовольство, возмущаться. Ненавидеть — испытывать неприязнь к кому-нибудь, чему-нибудь. Неволить- принуждать, заставлять делать что-нибудь. — Что же для себя нового должны уяснить? (Некоторые глаголы без НЕ не употребляются и являются частью корня.) - Какие ещё пословицы с частицей не вы знаете. Объясните их смысл. Запомните и запишите по памяти пословицы (I-IIгрупп – 2 пословицы; IIIгруппа – 1 пословицу) (Примерные пословицы: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Под лежащий камень вода не течёт. Слово не воробей вылетит не поймаешь. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Не учись разрушать, а учись строить.) - Какое сейчас время года? (Весна) Рассмотрите фото весеннего пейзажа. - Какие изменения в природе с приходом весны мы наблюдаем? (Солнце светит и греет сильнее; тает снег, лёд; возвращаются перелётные птицы; насекомые вылезают из своих укрытий; на деревьях и кустарниках набухают почки; дни становятся длиннее) - Я предлагаю вам совершить путешествие в весеннюю природу. Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, ноги. Представьте весеннее небо. Солнце – яркое, тёплое, лучистое, оно всем светит и всех радует. Вдохните аромат свежего воздуха. Произнесите шепотом слово «Весна». - Восстановим текст отрывка из стихотворения Алексея Плещеева «Весна». Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною... Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! - Спишите второе предложение и найдите главные члены предложения. Каким членом предложения чаще бывает глагол? (Сказуемым) -А теперь проведём экспресс-опрос. Верны ли утверждения? Если вы считаете верно, поставьте « + » в клетку, а если не верно – « - » + | Глагол обозначает действие. | | - | Слова (не)навидеть, (не)годовать пишутся раздельно. | | + | Молчал – прош. вр., 3 лицо, ед. ч., м.р. | | + | Во всех этих словах пишется ь – поймаешь, стараться, исправьте. | | - | Спряжение это изменение глаголов по временам. | | - | Можно так сказать: «Мы стрегёмся в парикмахерской». | | Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни. Выставление отметок за урок. Д/з. I группа – вам предложен кроссворд с ответами, ваша задача – составить вопросы к ним. II группа – с. 154 упр. 3, с. 155 упр. 6, 9. III группа – с. 154 упр. 4, 2. 155 упр. 9. - Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке. |