СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний по теме имя прилагательное

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить знания учащихся по теме "Имя прилагательное". Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний по теме имя прилагательное»

Урок русского языка 4 класс

Тема: Обобщение знаний по теме имя прилагательное.

Цель: систематизация знаний об имени прилагательном как части речи

Задачи:

 пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;

 развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число;

 воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности;

​ воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца).

Оборудование: презентация.

Ход урока

I. Организация внимания учащихся. Психологический настрой

Урок начинается с психологической разминки:

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Тихо мы за парты встали

И друг другу покивали.

Всем гостям сказали «Здравствуйте».

Улыбнулись, поклонились…

И на место мы вернулись.

-Доброе утро дети и гости. Я всем желаю сегодня, чтобы день принёс вам радость общения друг с другом. (слайд 1)

II. 1) Минутка чистописания. (слайд 2, 3)

Открыли тетради. Записали число. Классная работа.

На экране и на доске запись. Спишите эти строчки в тетрадь.

 о а е и ы

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

-  Что она напоминает? (Окончания имен прилагательных.)

-  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы

Дети делят так:

Один ученик у доски

-  Объясните свои действия.  (Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.)

2) Словарная работа заяц, береза, месяц, дорога, яблоко, солнце.

- В словах поставьте ударение, выделить орфограммы.

- Фонетический анализ слова заяц сколько букв (4), звуков (5) почему?


III. Формулирование темы и целей урока.

- Ребята какое сейчас время года?

(Ответ детей: Весна)

- Тогда послушаем загадку: (слайд 4)

Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!

( Подснежник.)

- Какие слова помогли узнать о чем идет речь, когда вы отгадывали загадку? (имена прилагательные – удивительный, первый, нежный, бархатный)

- Кто может мне определить тему нашего урока. (дети отвечают: имя прилагательное).

Тема урока. Обобщение знаний по теме имя прилагательное (слайд 5- 6)

Учитель читает:

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Имя прилагательное – огромная страна,

И нами лишь частично изучена она.

Сегодня на уроке мы с вами повторим

Все то, что нам известно и тест в конце решим…


- И так, ребята, мы с вами сегодня на уроке повторим всё, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных.

3) Синтаксический разбор предложения

В_сенн_е со_нце _св_тило стройную б_рёзу.

Задание:

– объясните орфограммы в словах

– какое предложение по цели высказывания, по интонации, подчеркните грамматическую основу, какое это предложение простое или сложное. Почему?

Задание

Выпишите все словосочетания из предложения с именами прилагательными, определите падеж имен прилагательных.

Солнце (какое?)весеннееИ.п

берёзу (какую?) стройную В.п

Разберите имя прилагательное весеннее как часть речи. (весеннее (солнце)-н.ф. весенний, ср.р., И.п., ед.ч., Вт.чл.)

– Как определить падеж имен прилагательных (Алгоритм)

1. Найти существительное, связанное с именем прилагательным.

2. Определить падеж имени существительного.

3. По падежу существительного определить падеж прилагательного

IV. Обобщение и систематизация изученного.

1. Наблюдение над словами именами прилагательными.

Поэтическая пятиминутка. Работа над стихотворением (слайд 7)

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,

Пришла пора цветения.

И, значит, настроение

У всех людей - весеннее!


(Михаил Пляцковский)

- Какое время года описывает автор в своем стихотворении?

- С помощью, каких слов передает автор красоту весенней природы? Дети устно называют прилагательные с вопросами.

(Веселое и доброе, весенняя …)

2. Обобщающая беседа.

- Что мы знаем о прилагательном.

- На какие вопросы отвечает. Что обозначает? 

- Как изменяются имена прилагательные? 

(по числам, в единственном числе по родам)

- Зачем используются прилагательные в речи?

(Они делают нашу речь яркой, выразительной, конкретной. Они необходимы для описания предмета).

4.Физминутка.

- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы отдохнём. (все встали, один ученик у доски показывает движения и говорит).

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбрасывает росу.

Руки в стороны, плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем,

Крылья сложили назад.

3. Работа с текстом. Отредактируй текст. (Слайд 8)

Насупила долгожданная весна! Прилетели перелетные птицы. Из - под снега вылезает маленькая травка. На деревьях появляются маленькие почки. Деревья одевают зеленый наряд.

– Докажите, что данная запись является текстом.

- Какой это текст: описание или повествование?

- Чего не хватает в тексте-описании? (дети: имён прилагательных)

- Что надо сделать, чтобы текст более образно описывал картину?

подобрать имена прилагательные).

- Вставьте подходящие имена прилагательные. (слайд 9)

– А теперь придумайте название тексту.( Пробуждение весны…)

- С какой частью речи согласуется прилагательное? (ответы детей- с именами существительными)

- А согласуются ли в нашем тексте имена прилагательные с именами существительными (нет)

- Что для этого нужно сделать? ( изменить окончание)

– Так какую роль выполняют в нашей речи имена прилагательные? (Украшают нашу речь, позволяют точно выражать мысли, делают нашу речь яркой)

Учитель читает:

Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле.

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Запишите этот текст, изменив окончания имён прилагательных

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года», ученики под музыку работают с текстом)

Взаимопроверка работ.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг у друга, простым карандашом исправьте ошибки и поставьте оценки. (слайд 10).


Игра «Подари предмету признак». Работа самостоятельная (разноуровневая)

1 уровень За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. Листок с изображением данных предметов у каждого ученика.

1ученик – заяц

2 ученик– береза

Каждый ученик зачитывает слова.

2. уровень(карточки)

- Молодцы, ребята! Все справились с заданием.


8. Тестирование.

Как говорила я вначале,

Осталось тест нам написать.

Если работали усердно,

Тогда все справитесь на пять.


- Ребята, проверим свои знания. Приготовьтесь к тестированию. (слайд 11)

1 Выберите верное утверждение: (слайд 12)

а) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает действие предмета

б) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает предмет

в) Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы (слайд 13)

а) Кто? Что?

б) Какие? Какая? Какое? Какой?

в) Что делать? Что сделать?

3.Имя прилагательное согласуется с (слайд 14)

а) существительным

б) глаголом

в) не согласуется

4. В какой строке даны только прилагательные: (слайд 15)

а) синий, синь, синеть

б) надежда, белый, синий

в) надежный, синенький, синий

5. У прилагательного нет следующего признака: (слайд 16)

а) числа б) рода в) времени

Проверка. Ответы на (слайде 17)

1в 2б 3а 4в 5в

V. Итог урока.

Чем мы занимались на уроке? (Ответы детей)

Урок подходит уж к концу и требует оценки.

Каким он был?.. Отличным, скучным,

Хорошим, может быть, плохим,

Совсем ненужным, бесполезным…

Иль поучительным…? Каким?

Опишите его 2-3 словами-именами прилагательными.

VI. Рефлексия. (слайд 18-19)

- Что вам больше всего понравилось в уроке?

- Все ли у вас получилось на уроке?

- Что вам хочется сказать самому себе?

Запишите в своих тетрадях

- Я молодец!

- Могу лучше!

- Надо постараться!

Молодцы, ребята!

VII.​ Домашнее задание. (слайд 20-21)

Написать мини - сочинение на тему «Весенний день»



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!