СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обособленные определения и приложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и закрепления знаний по теме "Обособленные члены предложения".

Просмотр содержимого документа
«"Обособленные определения и приложения"»


Тема: «Обобщение изученного по теме

«Обособленные определения и приложения» 8 класс.



Цель урока: 1) обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении определений и приложений; 2) совершенствовать умение находить грамматические условия обособления определений и приложений,

интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;

Планируемые результаты:

Предметные: учить находить приложения и уметь их обособлять .

Метапредметные: учить детей слушать собеседника и вести диалог; определять цели предстоящей учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения. Учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные: формировать у учеников интерес к русскому языку и родной культуре.


Тип урока: Данный урок обобщения и закрепления знаний является последним уроком в теме «Обособленные определения и приложения». Виды работ, используемые на уроке, позволяют выяснить, в какой мере овладели учащиеся этой темой.


Ход урока.


  1. Объявление цели урока.

  2. Орфографическая работа.

Среди никем не нарушаемой тишины, ослепительно сверкающий снег, шумит по-весеннему, свинцовые тучи, засыпанный мокрыми листьями, трепещущий золотистый свет.


3. Времена года. Так мы назовем наш урок.

- Почему в слове «времена» я подчеркнула букву е? (Это разносклоняемое существительное. В безударном суффиксе –ен- существительных на –мя пишем е)

- В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строчки С. Щипачева: «Весь мир, с листвой, с весенним громом, с нелегким каждым днем своим, неповторимый и огромный, для радости открылся им».

Расставьте в этом предложении знаки препинания, объясните их.

- Неповторимый и огромный мир русской словесности открывается нам на каждом уроке. Чтобы свободно в нем ориентироваться, важно знать правила. Повторим теорию.


4. Повторение теории.

Тест.


1. Обособленными членами предложения называются

1) члены предложения, относящиеся к одному и тому же члену предложения, отвечающие на один вопрос, выполняющие одинаковую синтаксическую функцию;

2) члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно;

3) все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого.

2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, когда находится

1) перед определяемым словом;

2) после определяемого слова;

3) в любом месте предложения.

3. Определения и приложения, относящиеся к личному местоимению, обособляются, если находятся

1) перед местоимением;

2) в любом месте предложения;

3) после местоимения.

4. Определения и приложения, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если

1) они распространенные;

2) они имеют добавочное обстоятельственное значение;

3) они согласованные.

5. Приложения с как обособляются, если

1) как можно заменить «в качестве»;

2) как можно заменить так как;

3) всегда.


(взаимопроверка) Ключ: 1.2); 2.2); 3.2); 4.2); 5.2).


5. Объяснительный диктант.

1) Немыслима Россия без снегов, голубовато меж берез сквозящих.

2) Солнцем мартовским пригретый, тает старый снег.

3) Ветер шевелил молодые листочки, яркие, душистые и клейкие.

4) Мелкий дождь, предвестник осени, кропит землю.

5) Тигры, как осторожные звери, редко обнаруживают себя.


6. Творческая работа (работа в группах).


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз (не)терпеливо ждет. (А. Толстой)


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.

На ручей, рябой и пестрый, за листком л…тит листок. (Н. Некрасов)


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное несколькими одиночными прилагательными.

На лес, озябший и нагой, вдруг уп…дут сырые снегопады. (Л. Татьяничева)


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Бл…стает речка, льдом одета. (А. С. Пушкин)


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное определение, имеющее дополнительное обстоятельственное значение.

Спокойствием объятый, вновь дремл…т юный лес. (А. Толстой)


Запишите предложение, вставив вместо многоточия обособленное приложение.

Яблонька,цветущая красавица, глядела в распахнутое настеж(?) окно. (Л. Леонов)


  1. Работа с текстом.

(1) Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развертывала передо мной свои диковинные картины.

(2) Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. (3) Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. (4) Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. (5) Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замерзшей бороде. (6) По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство, таинственное и неподвижное. (7) Старый дуб, вечный страж природы, охранял его. (8) И только заячьи следы на снегу говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная.

(9)Очарованные этой величественной красотой, мы с благоговением смотрели по сторонам.

(по Н. Заболоцкому)


  1. Прочитайте текст.

  2. Найдите предложение, в котором заключена основная мысль.

  3. Озаглавьте текст так, чтобы в заголовке была выражена эта мысль (Картины зимы).

  4. Выясним, каковы условия обособления определений и приложений в этом тексте.

1 вариант.


  1. Среди предложений 2 – 5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (5)

  2. Среди предложений 7 – 9 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными несколькими одиночными согласованными определениями.(8)

  3. Среди предложений 5 – 9 найдите предложение с согласованным определением, относящимся к личному местоимению. (9)

  4. Объясните орфограммы в выделенных словах.


2 вариант.


  1. Среди предложений 4 – 6 найдите предложение с обособленными определениями, выраженными несколькими одиночными согласованными определениями. (6)

  2. Среди предложений 5 – 8 найдите предложение с обособленным приложением. (7)

  3. Среди предложений 2 – 4 найдите предложение, в котором определение, выраженное причастным оборотом, не нужно обособлять. (4)

  4. Объясните орфограммы в выделенных словах.


  1. Какова роль обособленных членов в этом тексте? (Они делают речь более красивой. Наличие обособленных членов требует особой интонации – с паузами, которые делают речь более плавной, замедленной. Такое замедление вполне уместно в этом тексте. Наличие обособленных членов как бы замедляет и сам ход саней, заставляя «зрителей» не торопясь не только увидеть, но и рассмотреть эту диковинную красоту).


  1. Итоговый тест.


1. Укажите предложение с обособленным определением:

1) Птицы не то спят, не то дремлют.

2) Дорога вьется между двумя колеями, поросшими зеленой травой.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Кругом было поле, безжизненное, унылое.

1) определение стоит после определяемого слова;

2) определение обособляется всегда.

3. Объясните постановку запятой в предложении: Охваченный охотничьим волнением, я побежал сквозь густой кустарник.

1) определение относится к личному местоимению;

2) определение стоит перед определяемым словом.

4. Объясните постановку запятой в предложении: Привлеченные светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря.

1) определение стоит перед определяемым словом;

2) определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

5. Укажите предложение с обособленным приложением:

1) Желна, эта черная птица с огненной головой, где-то жалобно пищала.

2) Мягкое и серебристое, оно слилось с синим южным небом.

6. Укажите предложение, в котором перед как нужна запятая:

1) Он сейчас работает (1) как техник.

2) Разумеется (1) как добрый человек, он больше любил, чем не любил людей.

7. Укажите предложение, где выделенные слова обособляются запятыми:

1) Полный раздумья шел я однажды по большой дороге.

2) Звенящие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь.

8. Укажите, где нужно поставить запятые: Степь (1) то есть (2) безлесная и бесконечная равнина (3) окружала нас со всех сторон.

1) 1, 3. 2) 2, 3. 3) 1, 2.



0 ошибок – «5», 1- 2 ошибки – «4», 3- 4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2».


(самопроверка) Ключ: 1.2); 2.1); 3.1); 4.2); 5.1); 6.2); 7.1); 8.1).




9. Подведение итогов.

10. Домашнее задание: Мы не раз восхищались тем, как красиво описывали родную природу в разные времена года наши писатели и поэты. Давайте и мы с вами попробуем создать нечто подобное. Дома напишите миниатюру, используя выражения из словарной диктовки, а также предложения с обособленными членами, но по возможности, без ущерба для содержания.


























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!