СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособление деепричастий и деепричастных оборотов" с использованием сингапурских образовательных структур: микс-пэа-шэа, плейсмэт-консенсус, таймд-пэа-шэа.

МАОУ «Падунская СОШ»

Урок русского языка в 8 классе

по теме «Обособление деепричастий и деепричастных оборотов»

Цель урока: активизировать знания о деепричастных оборотах, познакомить с особенностями обособления и не обособления деепричастных оборотов и одиночных деепричастий.

Задачи урока:

обучающие

-  углубить представление учеников об обособлении обстоятельств, выраженных    одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

развивающие

- вырабатывать пунктуационный навык;  показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными;  развитие устной и письменной речи учащихся;

воспитывающие

-  чувства такта, умение слушать, анализировать. обобщать; уважение к русскому языку.

Тип урока: комбинированный (урок-обобщение в сочетании с изучением нового материала).

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник, тетрадь.

Методические приемы: повторение, тренировочные упражнения, обобщение, работа с учебником; обучающие структуры: микс-пэа-шэа, плейсмэт консенсус, таймд-пэа-шэа, сингл раунд робин, эй ар гайд.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап

Приветствует обучающихся.

-Запишите число, а тему урока запишем позже.

Приветствуют учителя.

 

Записывают число.

2.Актуализация знаний

Цель: проверить теоретические и практические знания об обособлении определений и приложений.

-Сегодня мы продолжаем с вами изучать тему обособление.

(Обучающая структура МИКС-ПЭА-ШЭА)

-Что такое обособление?

-У вас на партах лежат конверты с предложениями. Распределите, пожалуйста, данные предложения на группы.

(Мыслительный прием СОРТ КАРДС)

-Объясните, сколько групп у вас получилось и почему?

 

Ученики смешиваются под музыку, образуют пару. Отвечают на вопрос учителя.

Пары учеников находят себе пару и садятся в команды.

 

Ученики распределяют предложения по группам, затем объясняют свое решение.

3.Постановка проблемы

Цель: подвести учащихся к новому знанию.

-Обособление каких второстепенных членов предложения мы уже изучили?

-Какие второстепенные члены предложения встретились вам в предложениях?

-Чем выражено обстоятельство?

-Вспомним, что такое деепричастие.

(Обучающая структура ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС)

 

 

 

 

 

 

 

-Что такое деепричастный оборот?

(Обучающая структура Таймд-пэа-шэа)

 

 

 

-Придумайте и запишите по одному предложению с деепричастным оборотом.

(Обучающая структура Сингл  Раунд Робин)

 

 

-Поставили ли вы какие-нибудь знаки препинания в своих предложениях? Почему?

 

 

 

Ученики отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Каждый ученик на своей половинке бумаги записывает все, что он знает о деепричастии. Делятся идеями в команде, если приходят к консенсусу, записывают идеи в квадрат.

 

Ученики работают в паре, проговаривают определение деепричастного оборота.

 

 

Ученики записывают предложения, затем проговаривают получившиеся предложения в команде.

 

 

Отвечают на вопрос учителя

4.Сообщение темы и цели урока учащимися

Итак, какова тема нашего урока?

-Запишите тему урока в тетрадь.

-Чему вы должны научиться?

 

Ученики называют и записывают тему урока Формулируют цели урока.

5.Знакомство с новым материалом и первичное закрепление с проговариванием

Обучающая структура ЭЙ АР ГАЙД. Предлагаются утверждения, касающиеся условий обособления деепричастий и деепричастных оборотов.

-К данным утверждениям вернемся в конце урока.

-Прочитайте правило в рамочке  параграфа 196 и выполните задание.

 

-По структуре Таймд-пэа-шэа расскажите своему партнеру по плечу, как вы рассуждали при выполнении задания?

 

 

 

-Прочитайте предложения А.П. Чехова.

-Вы, наверное, улыбнулись, читая эти фразы?

-Из-за чего они выглядят смешными?

-Для создания комического эффекта многие писатели умышленно неправильно употребляют деепричастные обороты. Герой Чехова, сочинивший нелепое предложение про шляпу, не учел одного очень важного правила.

Учитель знакомит учеников с правилом.

 

-На доске записаны 4 предложения. Исправьте в них ошибки.  Выполните по одному предложению, которое соответствует вашему номеру в команде.

 

-Расскажите команде, как вы исправили ошибки в предложениях

(Обучающая структура Сингл  Раунд Робин)

Ученики соглашаются или не соглашаются с утверждениями в колонке «ДО».

 

 

 

Ученики читают параграф и выполняют упражнение.

 

Ученики проговаривают в паре условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов.

 

Ученики читаю предложения с доски.

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают теоретический материал.

 

Ученики исправляют ошибки, записывают получившиеся предложения.

 

 

 

Ученики проговаривают предложения в команде.

6.Рефлексия, запись домашнего задания.

-Вернемся к нашим утверждениям. Отметьте в колонке «После» свое согласие или несогласие с утверждением. Если ваши утверждения изменились, скажите, почему?

 

-Чему научились сегодня на уроке?

-При каких условиях деепричастия и деепричастные обороты обособляются?

-Записываем домашнее задание.

Ученики отмечают в колонке «После» согласие или несогласие с утверждением.

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Обособление деепричастий и деепричастных оборотов»

МИКС-ПЭА-ШЭА

МИКС-ПЭА-ШЭА

Что такое обособление?

Что такое обособление?

СОРД КАРДС Обособленные определения Обособленные обстоятельства Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.   Занятая своими мыслями, она ничего не замечала вокруг.   Командующий фронтом, сопровождаемый охраной, задумчиво шел по штабной деревне.   Рука, маленькая и сильная, пахла загаром. Волны несутся, гремя и сверкая.   Лось стоял на дороге, гордо подняв свою голову.   Снег с полей сошел за одну неделю, обнажив парящую землю.   Пройдя несколько шагов, казаки свернули с канавы.

СОРД КАРДС

Обособленные определения

Обособленные обстоятельства

Жизнь, пройденная без служения широким интересам и задачам общества, не имеет оправдания.

 

Занятая своими мыслями, она ничего не замечала вокруг.

 

Командующий фронтом, сопровождаемый охраной, задумчиво шел по штабной деревне.

 

Рука, маленькая и сильная, пахла загаром.

Волны несутся, гремя и сверкая.

 

Лось стоял на дороге, гордо подняв свою голову.

 

Снег с полей сошел за одну неделю, обнажив парящую землю.

 

Пройдя несколько шагов, казаки свернули с канавы.

ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС Что такое деепричастие?

ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС

Что такое деепричастие?

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА Что такое деепричастный оборот?

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

Что такое деепричастный оборот?

Придумайте и запишите по одному предложению с деепричастным оборотом.     (СИНГЛ РАУНД РОБИН)

Придумайте и запишите по одному предложению с деепричастным оборотом. (СИНГЛ РАУНД РОБИН)

 Обособление  деепричастий и деепричастных оборотов

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

ЭЙ АР ГАЙД ДО Утверждения После Деепричастный оборот обособляется всегда 2. Одиночные деепричастия обособляются не всегда 3. Деепричастный оборот, входящий в состав фразеологического оборота обособляется 4. Между однородными деепричастными оборотами, соединенными одиночным союзом, запятая не ставится 5. Деепричастие должно обозначать действие того же лица, которое производит основное действие. 6. Не обособляются наречия, образованные от деепричастий.

ЭЙ АР ГАЙД

ДО

Утверждения

После

  • Деепричастный оборот обособляется всегда

2. Одиночные деепричастия обособляются не всегда

3. Деепричастный оборот, входящий в состав фразеологического оборота обособляется

4. Между однородными деепричастными оборотами, соединенными одиночным союзом, запятая не ставится

5. Деепричастие должно обозначать действие того же лица, которое производит основное действие.

6. Не обособляются наречия, образованные от деепричастий.

Задание Прочитайте параграф 196 и выполните задание на карточках: спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания

Задание

Прочитайте параграф 196 и выполните задание на карточках: спишите предложения, расставив недостающие знаки препинания

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА Трудился он не покладая рук. Ловко перебирая руками гимнаст быстро поднимался по канату. Волны набегая с шумом откатывались назад. Читать лежа вредно. Скрепя сердце он дал согласие на эксперимент. Одна из волн игриво вкатывается на берег и вызывающе шумя ползет к голове Рагима. Игрок дал пас не глядя. Тихо ступая босыми ногами и стараясь ничего не задеть по пути направился я к двери. Горы как бы расступились давая дорогу нашей машине. Он устав остановился отдохнуть.

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА

  • Трудился он не покладая рук.
  • Ловко перебирая руками гимнаст быстро поднимался по канату.
  • Волны набегая с шумом откатывались назад.
  • Читать лежа вредно.
  • Скрепя сердце он дал согласие на эксперимент.
  • Одна из волн игриво вкатывается на берег и вызывающе шумя ползет к голове Рагима.
  • Игрок дал пас не глядя.
  • Тихо ступая босыми ногами и стараясь ничего не задеть по пути направился я к двери.
  • Горы как бы расступились давая дорогу нашей машине.
  • Он устав остановился отдохнуть.
Из произведений А.П. Чехова Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.  Добрые люди уже чаю напившись, а вы все никак глаз не продерете. Будучи болен, некому мне даже воды подать.

Из произведений А.П. Чехова

  • Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа.
  • Добрые люди уже чаю напившись, а вы все никак глаз не продерете.
  • Будучи болен, некому мне даже воды подать.
Деепричастие должно обозначать действие того же лица, которое производит основное действие. Открыв книгу , я начал читать произведение.  Открыв книгу , из нее выпал листок.

Деепричастие должно обозначать действие того же лица, которое производит основное действие.

Открыв книгу , я начал читать произведение.

Открыв книгу , из нее выпал листок.

Исправь ошибки! 1. Набирая номер телефона междугородного абонента, в трубке телефона раздались гудки. 2. Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина. 3. Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила. 4. Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

Исправь ошибки!

1. Набирая номер телефона междугородного абонента, в трубке телефона раздались гудки.

2. Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.

3. Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

4. Подъезжая к деревне, собаки залаяли.

Деепричастие и деепричастные обороты ОБОСОБЛЯЮТСЯ НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ Деепричастные обороты: Мы шли, утопая в песке. Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: Одиночные деепричастия: Он слушал раскрыв рот. Я, запыхавшись, остановился. Наречия, образованные от деепричастий: Спал сидя. Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, если они следуют за сказуемым: Ребёнок спит посапывая.  Однородные деепричастные обороты, соединенные одиночным союзом. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

Деепричастие и деепричастные обороты

ОБОСОБЛЯЮТСЯ

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Деепричастные обороты:

Мы шли, утопая в песке.

Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия:

Одиночные деепричастия:

Он слушал раскрыв рот.

Я, запыхавшись, остановился.

Наречия, образованные от деепричастий:

Спал сидя.

Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями, если они следуют за сказуемым:

Ребёнок спит посапывая.

Однородные деепричастные обороты, соединенные одиночным союзом.

Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

Домашнее задание Параграф 196 Упражнение 371 Сочинение о весне с использованием деепричастий и деепричастных оборотов 70 слов. (800 Рублей Самэри)

Домашнее задание

  • Параграф 196
  • Упражнение 371
  • Сочинение о весне с использованием деепричастий и деепричастных оборотов 70 слов. (800 Рублей Самэри)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!