СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обращения, вводные слова и вставные конструкции

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторение о вводных словах, обращениях, вставных конструкциях, выполнение тестовых заданий.

Просмотр содержимого документа
«Обращения, вводные слова и вставные конструкции»

Тема: Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

Цели урока: 1) повторить способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме, группы вводных слов по значению, виды вводных предложений (односоставные/двусоставные), правила выделения вводных слов, предложений в устной речи (интонация).

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Фронтальный опрос.

— Что такое обращение и для чего оно служит?

— Какими знаками препинания выделяется обращение?

— Сколько есть способов выражения обращения и правил выделения обращения в устной речи и на письме? Перечислите те и другие.

— Являются ли обращения членами предложения?

— Что могут обозначать вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

— Чем отличаются вводные слова и вводные сочетания слов от членов предложения?

— Сколько существует групп вводных слов по значению? Назовите.

— Какими знаками препинания выделяются вводные слова, вводные сочетания слов и вводные предложения?

— Какое значение имеет интонация вводности?

— Какие вы знаете виды вводных предложений?

буквы и раскрывая скобки.

— Что такое вставные конструкции? Чем они отличаются от вводных?

 3. Закрепление материала.

1. Самостоятельная работа.

Учащиеся списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания, указывают обращения.

1) Прощай красавица моя кумир мой прекрасное мое сокровище когда же опять тебя увижу?

2) Чем же нам и жить душа моя под старость нашей молодости как не воспоминаниями?

3) Поэта дом опальный О Пущин мой ты первый посетил.

4) Скажи мне кудесник любимец богов Что сбудется в жизни со мною?


2. Текстовый диктант на разграничение вводных и вставных конструкций по вариантам.

Задания:

1. Перепишите тексты, вставляя, где нужно, пропущенные

2. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку, укажите вводные и вставные конструкции.


Вариант I

Так или иначе постоян..ые и длительные б..седы с ним были инт..ресны. Как всегда пр..вл..кала лё..кость взаимоп..нимания иногда с (полу)слова (с)намёка позволяющая свободно отдават..ся течению мысли. И всё же порой он остро сож..лел о своём одиноч..стве о своих мучит..льных и гор..стных раздум..ях пусть столь д..лёких от его логики и яс..ности. Особен..о (н..)пр..ятно было чу..ствовать давление даже какое(то) пос..гательство по всей вероятности (не)осознан..ое на свою духовную самостоятельность. (Н..)потому ли в б..седах и спорах всё чаще прорывалось р..здр..жение иногда даже по мелкому поводу?

(Д. Д. Брегова)


Вариант II


Лошади мои сб..жав с пр..горка маленькою рысью продолжали путь тем же ровным шагом, какой принят был ими при выезд.. из станц.. . Углублён..ый в размышления о скорой и исправной нашей русской езде коей как гл..сят многие п..чатные книги нет подобной в целой (Е, е)вроп.. я было забыл о тучах надо мною в..севших, как вдруг полившийся крупный дождь выв..л меня из задумчивости. Верх моей к..ляски пр..знат..ся (не)много подерж..ной поднять было (не)возможно, и потому я закутавшись крепко в шинель должен был для охр..нения себя от дождя ограничиват..ся ж..ланием, что(б) (не)погода пр..кратилась.

(А. Погорельский)

Тестовые задания

1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Пусть для вас сияет солнце.

б) Шумит шумит высокая пшеница.

в) Ты помнишь ли былое Неман?

г) Гори вовеки нерушимо тот добрый жар у вас в груди.

Ответ: в.

2. Найдите лишнее значение вводных слов.

а) большая или меньшая степень уверенности

б) порядок мыслей и их связь

в) источник сообщения

г) сравнение

Ответ: г.

3. Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки.

а) Дождь, казалось, зарядил надолго.

б) К несчастью частые дожди мешали успешному сбору урожая.

в) По народному поверью аист стережёт счастье, не подпускает беду.

г) Дождь прекратился, но должно быть временно: лохматые тучи крутились низко, прямо над вершинами влажного леса.

Ответ: б, в, г.

4. Найдите предложение с правильной расстановкой знаков препинания.

а) Вдруг я заметил двух птиц летевших прямо к водопаду.

б) Мне часто снятся те ребята: друзья моих военных дней.

в) Любовь и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы.

г) Иван Андреевич был, огромного роста, худой, молчали вый и весьма медлительный.

Ответ: в.

5. Укажите предложение, в котором оборот с союзом как следует обособить.

а) Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся гниению.

б) Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

в) Наш двор как сад.

г) Я читал, что алоэ принимают как лекарство.

Ответ: а.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) Красные, лиловые, жёлтые полотнища света падают на прохожих.

б) Он любил исполнять русские, украинские, молдавские песни.

в) Из деревни доносились праздничные, торжествующие крики выпущенных на волю петухов.

г) Маленькая, седая женщина ухватилась за край перекладины и полезла вверх.

Ответ: г.

7. Найдите ошибку в оформлении обращения.

а) Примите, древние дубравы, под тень свою питомца муз.

б) Привет тебе, мой край родной, с твоими тёмными лесами.

в) Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?

г) Вот молодой юноша учитесь у старших.

Ответ: г.

8. Это предложение не содержит вводного слова (знаки препинания не расставлены).

а) Вечер был прохладный и к счастью нашему светлый.

б) Тёмное небо над освещённой улицей казалось чёрным.

в) К сожалению никогда не замечаешь с такой ясностью покоя в природе как в первый вечер после бури.

г) Я не поблагодарила его и кажется побежала домой.

Ответ: б.

4.Итог урока.

5.Домашнее задание дифференцированного характера (по выбору учащихся):

а) написать письмо, используя обращения, вводные и вставные конструкции;

составить предложения-лозунги со словами-обращениями спортсмены, учащиеся, новосёлы, садоводы и т. п. (10 предложений);




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!