СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему"Образ музыки в рассказе В.П.Астафьева"Сказка далекая и близкая."Выполнил ученик 7 класса Харин Сергей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему"Образ музыки в рассказе В.П.Астафьева"Сказка далекая и близкая."Выполнил ученик 7 класса Харин Сергей»

  Фенинский филиал МБОУ Павловской СШ       Презентация на тему:   1         Проект выполнил : ученик 7 класса  Харин С.  Руководитель : Огурцова Н.С .    Фенино  2022   “ Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева ” Сказка далекая и близкая”.

 

Фенинский филиал МБОУ Павловской СШ

 

 

Презентация на тему:  

1

 

Проект выполнил : ученик 7 класса

Харин С.

Руководитель : Огурцова Н.С .

 

Фенино

2022

 

Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева ” Сказка далекая и близкая”.

2

Цель: Раскрыть образ музыки в произведении Астафьева «Далекая и близкая сказка» и показать ее значение в жизни человека. Как в музыке выражается самое сильное чувство человека – любовь к родине.

Задачи:

- Рассказать содержание произведения в разрезе значения музыки в жизни человека.

-Акцентировать внимание на связь музыки с любовью к родине и тоской по ней на чужбине.

- Раскрыть образ Васи-поляка, его одиночество, жизнь вдалеке от родины.

- Показать глубинное воздействие музыки на душу ребенка на примере Витьки.

- Сконцентрировать внимание на отношении человека к родине в течение всей его жизни.

-Убедительно показать выдающуюся роль музыки в жизни человека.

- Развитие творческого воображения и способности «вжиться» в звучащую музыку за счет включения в презентацию музыки.

- Попытаться донести трепетное отношение к понятию «родина».

- Научиться емко, доступно, кратко донести свою мысль до слушателей.

-Найти подходящие иллюстрации к настоящей презентации.

- Включить в презентацию звучание музыки - полонез Огинского.

Ожидаемый результат :

Заинтересовать своей презентацией всех, кто будет ее смотреть и пробудить в их душах самые сокровенные и тонкие чувства, связанные с таким великим понятием, как «любовь к Родине».

Содержание.

Введение.

1. Появление в сибирской деревне изгнанной польской семьи.

2. Вася-поляк.

3. Витька впервые соприкасается душой с музыкой.

4. Смерть Васи-поляка.

5. Встреча Витьки на дорогах войны с детством: Васина музыка вновь перевернула Витькину душу.

Заключение.

Список литературы.

«Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине»  В.П.Астафьев 3 «

«Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине»

В.П.Астафьев

3

«

4 Если кто-то однажды слышал полонез Огинского, тот никогда не забудет тех чувств, которые он всколыхнул. Написал его польский композитор Михаил Клеофас Огинский, вынужденный скрываться вдалеке от родины, за независимость которой он сражался еще в конце 18 века. Поэтому и называется этот полонез «Прощание с родиной». Под впечатлением этой музыки наш писатель Астафьев В.П. написал повесть «Сказка далекая и близкая». Астафьев говорил, что «ему иногда кажется, что он вот-вот постигнет причину нашей вечной тяги к родной земле, к детству и к тому месту, где пролита кровь в бою, но не постиг. Да и постижима ли эта причина?» Причину тяги к родной земле писатель, может быть, и не постиг, но тоску человека, разлучённого с Родиной, передал

4

Если кто-то однажды слышал полонез Огинского, тот никогда не забудет тех чувств, которые он всколыхнул. Написал его польский композитор Михаил Клеофас Огинский, вынужденный скрываться вдалеке от родины, за независимость которой он сражался еще в конце 18 века. Поэтому и называется этот полонез «Прощание с родиной». Под впечатлением этой музыки наш писатель Астафьев В.П. написал повесть «Сказка далекая и близкая».

Астафьев говорил, что «ему иногда кажется, что он вот-вот постигнет причину нашей вечной тяги к родной земле, к детству и к тому месту, где пролита кровь в бою, но не постиг. Да и постижима ли эта причина?» Причину тяги к родной земле писатель, может быть, и не постиг, но тоску человека, разлучённого с Родиной, передал

В далекой сибирской деревушке в конце 19 века появилась польская семья: муж и жена. Они были высланы на далекую чужбину, так как принимали участие в борьбе за независимость своей родины. Здесь родился их сын – Станислав, но деревенские звали его привычным именем Вася. Умерли его родители, и самое дорогое, что осталось у мальчика – могилка с черным крестом. Ухаживал за ней Вася пуще, чем за собой. Хоть и родился Вася на чужой земле, но не стала она ему родиной. Наверное, на генном уровне передается ребенку тяга и непостижимая любовь к своей родной земле. 5

В далекой сибирской деревушке в конце 19 века появилась польская семья: муж и жена. Они были высланы на далекую чужбину, так как принимали участие в борьбе за независимость своей родины. Здесь родился их сын – Станислав, но деревенские звали его привычным именем Вася. Умерли его родители, и самое дорогое, что осталось у мальчика – могилка с черным крестом. Ухаживал за ней Вася пуще, чем за собой.

Хоть и родился Вася на чужой земле, но не стала она ему родиной. Наверное, на генном уровне передается ребенку тяга и непостижимая любовь к своей родной земле.

5

6 Вася-поляк – сторож, охраняющий зерно, а, значит, жизнь. Но он ещё и скрипач, и его музыка будоражила человеческую душу, заставляя женщин плакать, а мужиков злиться неизвестно на что. Вася сторожил не только зерно, он стоял на страже человеческой души, не позволяя ей зачерстветь, покрыться ледяной коркой.

6

Вася-поляк – сторож, охраняющий зерно, а, значит, жизнь. Но он ещё и скрипач, и его музыка будоражила человеческую душу, заставляя женщин плакать, а мужиков злиться неизвестно на что. Вася сторожил не только зерно, он стоял на страже человеческой души, не позволяя ей зачерстветь, покрыться ледяной коркой.

Прожил Вася в деревне до старости. На войну его не взяли из-за инвалидности, и всю жизнь был он сторожем завозни, т.е. склада с семенами для будущего посева. Стояла завозня в сторонке от деревни, чтоб в случае пожара не сгорели семена. Рядом находилась караулка, где и жил Вася. Караулка Васина притулилась под каменным навесом, над ней росли лиственницы и сосны. Два маленьких оконца затянуло черемушником и хмелем, и детям чудилось, что там живет баба-яга 7 Вася роста был небольшого, хромал на одну ногу, у него были очки, которые вызывали почтение не только у детей, но и у взрослых. Жил Вася тихо - мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему. Для деревенских ребятишек Вася казался загадочным, не от мира сего..

Прожил Вася в деревне до старости. На войну его не взяли из-за инвалидности, и всю жизнь был он сторожем завозни, т.е. склада с семенами для будущего посева. Стояла завозня в сторонке от деревни, чтоб в случае пожара не сгорели семена. Рядом находилась караулка, где и жил Вася. Караулка Васина притулилась под каменным навесом, над ней росли лиственницы и сосны. Два маленьких оконца затянуло черемушником и хмелем, и детям чудилось, что там живет баба-яга

7

Вася роста был небольшого, хромал на одну ногу, у него были очки, которые вызывали почтение не только у детей, но и у взрослых. Жил Вася тихо - мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему. Для деревенских ребятишек Вася казался загадочным, не от мира сего..

8 Однажды Витя заигрался возле Васиной сторожки и не заметил, как стемнело. Ему было страшно: кругом мелькали тени летучих мышей, луна освещала кресты на находящемся рядом кладбище. Он уже приготовился со всех ног бежать в деревню, как из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила его к стене. Это Вася играл на скрипке

8

Однажды Витя заигрался возле Васиной сторожки и не заметил, как стемнело. Ему было страшно: кругом мелькали тени летучих мышей, луна освещала кресты на находящемся рядом кладбище. Он уже приготовился со всех ног бежать в деревню, как из глубокого нутра земли возникла музыка и пригвоздила его к стене.

Это Вася играл на скрипке

9 Это была первая встреча мальчика один на один с музыкой. Одинокий звук скрипки жаловался, лился тихо, прозрачно И видения плыли на волнах музыки, и увиделись мальчику просторы его земли, картины деревенской жизни, и как ему, больном лихорадкой, во сне являлась умершая мама.

9

Это была первая встреча мальчика один на один с музыкой. Одинокий звук скрипки жаловался, лился тихо, прозрачно

И видения плыли на волнах музыки, и увиделись мальчику просторы его земли, картины деревенской жизни, и как ему, больном лихорадкой, во сне являлась умершая мама.

Но вдруг музыка больным стоном врывается в душу, водопадом, сметающим все на пути; буря ревет, сверкают молнии, от них вот-вот загорится лес, и, кажется, что уже ничто не остановит этот ураган.  Скрипка сама все остановила: снова тихо плачет и стонет она от какой-то непонятной тоски и одиночества. Сердце мальчика встрепенулось, подпрыгнуло, так и бьется у горла, раненное на всю жизнь музыкой. Почему же так тревожно и горько у него на душе?!  Именно в этот момент начинается «работа» его души. Герой чувствует и осознаёт важную истину: «Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. Ничего сейчас не страшно. В эти минуты не было вокруг меня зла. Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось». Музыка смолкла неожиданно, на полуслове, выдохнув боль.  Долго сидел мальчик в уголке завозни, слизывая крупные слезы, катившиеся на губы. Не было сил подняться и уйти. Хотелось тут, в темном уголке, умереть всеми заброшенным и забытым. 10

Но вдруг музыка больным стоном врывается в душу, водопадом, сметающим все на пути; буря ревет, сверкают молнии, от них вот-вот загорится лес, и, кажется, что уже ничто не остановит этот ураган.

Скрипка сама все остановила: снова тихо плачет и стонет она от какой-то непонятной тоски и одиночества.

Сердце мальчика встрепенулось, подпрыгнуло, так и бьется у горла, раненное на всю жизнь музыкой. Почему же так тревожно и горько у него на душе?!

Именно в этот момент начинается «работа» его души.

Герой чувствует и осознаёт важную истину: «Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. Мне даже мимо кладбища не страшно было идти. Ничего сейчас не страшно. В эти минуты не было вокруг меня зла. Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось».

Музыка смолкла неожиданно, на полуслове, выдохнув боль.

Долго сидел мальчик в уголке завозни, слизывая крупные слезы, катившиеся на губы. Не было сил подняться и уйти. Хотелось тут, в темном уголке, умереть всеми заброшенным и забытым.

10

После услышанного Витьке было не страшно зайти к Васе, ему хотелось вновь прикоснуться к музыке, и он попросил: «Сыграйте, дяденька, еще». Вася вскинул скрипку к плечу и заиграл. Это была та же музыка и как будто другая: она была мягче, добрее, тревога и боль в ней только угадывались. Скрипка уже не стонала, не сочилась ее душа кровью, не бушевал огонь вокруг и не рушились камни.   11 Щекою Вася лежал на скрипке, и казалось, что слышит он в скрипке такое, чего Витьке никогда не услышать. Витька не мог осознать, как одна и та же музыка может выражать настолько разное настроение. Как будто Вася не хотел пугать своего гостя и показывал, как музыка может говорить по-другому. Состояние души человека выражает музыка, словно, музыка и душа – стороны одного и того же явления. - Спасибо вам, дяденька,- прошептал Витя. Вася рассмеялся и смущенно спросил: - За что ? - Я не знаю, за что…

После услышанного Витьке было не страшно зайти к Васе, ему хотелось вновь прикоснуться к музыке, и он попросил: «Сыграйте, дяденька, еще». Вася вскинул скрипку к плечу и заиграл. Это была та же музыка и как будто другая: она была мягче, добрее, тревога и боль в ней только угадывались. Скрипка уже не стонала, не сочилась ее душа кровью, не бушевал огонь вокруг и не рушились камни.

11

Щекою Вася лежал на скрипке, и казалось, что слышит он в скрипке такое, чего Витьке никогда не услышать. Витька не мог осознать, как одна и та же музыка может выражать настолько разное настроение. Как будто Вася не хотел пугать своего гостя и показывал, как музыка может говорить по-другому. Состояние души человека выражает музыка, словно, музыка и душа – стороны одного и того же явления.

- Спасибо вам, дяденька,- прошептал Витя.

Вася рассмеялся и смущенно спросил:

- За что ?

- Я не знаю, за что…

  Витька выскочил из избушки. Он зашел на кладбище, постоял у могилы мамы, поговорил с ней. Потом долго сидел на берегу Енисея и впитывал эту родную красоту, она успокаивала его, а внутри все звучала Васина музыка о неистребимой любви к родине. 12

 

Витька выскочил из избушки. Он зашел на кладбище, постоял у могилы мамы, поговорил с ней. Потом долго сидел на берегу Енисея и впитывал эту родную красоту, она успокаивала его, а внутри все звучала Васина музыка о неистребимой любви к родине.

12

13 Через несколько лет Вася умер. Витька сам положил ему на грудь скрипку. Потом он один сидел в Васиной каморке. На столе в баночке стояла увядшая ветка черемухи. Мальчик смотрел на нее, а в голове звучала и звучала прощальная Васина музыка.  Не исчезла со временем память о Васе, вспоминали о нем благостно и горько.

13

Через несколько лет Вася умер. Витька сам положил ему на грудь скрипку. Потом он один сидел в Васиной каморке. На столе в баночке стояла увядшая ветка черемухи. Мальчик смотрел на нее, а в голове звучала и звучала прощальная Васина музыка.

Не исчезла со временем память о Васе, вспоминали о нем благостно и горько.

14 Витьке ещё многое придётся пережить, столкнуться с несправедливостью и жестокостью, но та истина, которую он постиг, та сила души, которая зародилась в нем, слушая музыку, помогут ему преодолеть трудности жизни. Пройдет Витька и дорогами войны, и слово «смерть» станет для него самым ненавистным. Война занесет его в один польский городок. Над городом мрачно стоял купол пожара, на горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или минометный налет.

14

Витьке ещё многое придётся пережить, столкнуться с несправедливостью и жестокостью, но та истина, которую он постиг, та сила души, которая зародилась в нем, слушая музыку, помогут ему преодолеть трудности жизни.

Пройдет Витька и дорогами войны, и слово «смерть» станет для него самым ненавистным. Война занесет его в один польский городок. Над городом мрачно стоял купол пожара, на горящие развалины то и дело обрушивался артиллерийский или минометный налет.

15 Неожиданно из разрушенного дома, из развалов которого печально и скорбно смотрели лики святых, возникла музыка.   Играл орган.  Это была она, Васина музыка!   Через время и пространство Витькина душа вновь соприкоснулась с Васиной. Горло сдавило, стиснуло, но нет слез, нет детского восторга и жалости. Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, выворачивал наизнанку судьбы и жизни людей. Теперь музыка звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы люди никогда не видели ужасов войны. Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолетов, треск и шорох горящих деревьев. Музыка властвовала над войной, та самая музыка, какую словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.

15

Неожиданно из разрушенного дома, из развалов которого печально и скорбно смотрели лики святых, возникла музыка.

Играл орган.

Это была она, Васина музыка!

 

Через время и пространство Витькина душа вновь соприкоснулась с Васиной.

Горло сдавило, стиснуло, но нет слез, нет детского восторга и жалости. Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома,

выворачивал наизнанку судьбы и жизни людей. Теперь музыка звучала боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы люди никогда не видели ужасов войны.

Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолетов, треск и шорох горящих деревьев. Музыка властвовала над войной, та самая музыка, какую словно вздох родной земли, хранил в сердце человек, который никогда не видел своей родины, но всю жизнь тосковал о ней.

16 Писатель стремился донести до нас, что в звуках земли есть вечная музыка, которая позволяет поверить в вечность жизни. Музыка земли вызывает отклик в душе ребёнка, заставляет её трепетать, радоваться и страдать. Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.  Люди плачут, слушая музыку. Плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, что таится в душе каждого человека. Музыка способна возродить в человеке все лучшее. Ведь перед тем, как впервые человек сочинил музыку, он слышал шум ветра и дождя, плеск волн, пенье птиц, вдыхал запахи растений и цветов, любовался закатами и восходами, восхищался могучими силами природы. Природа подарила человеку музыку, поэтому она вечна, как сама природа.

16

Писатель стремился донести до нас, что в звуках земли есть вечная музыка, которая позволяет поверить в вечность жизни. Музыка земли вызывает отклик в душе ребёнка, заставляет её трепетать, радоваться и страдать.

Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим.

Люди плачут, слушая музыку. Плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, что таится в душе каждого человека. Музыка способна возродить в человеке все лучшее.

Ведь перед тем, как впервые человек сочинил музыку, он слышал шум ветра и дождя, плеск волн, пенье птиц, вдыхал запахи растений и цветов, любовался закатами и восходами, восхищался могучими силами природы. Природа подарила человеку музыку, поэтому она вечна, как сама природа.

В. Астафьев ярко показал нам, что такое любовь к родине. Силу любви к родине можно в полной мере испытать, только расставшись с ней. У страны, где ты родился, есть своя судьба. Справедливо, чтобы истинный гражданин страны принял эту судьбу, как свою. Принял ее боль и успехи, падения и подъемы. Не секрет, что в самые трудные для страны годы, много людей уезжают за границу: кто за сытной жизнью, кто за безопасной. И, если этим людям не известна тоска по родине, а любовь к родине выражается только в любви к жареной картошке и селедке, то что-то не так с их душой. 17 Конечно, есть люди, которые действительно по уважительным, неизбежным причинам покинули родину и всю жизнь живут с непреодолимой тоской по ней. Это горькая участь, и им можно только посочувствовать. Никто и ничто не может отнять у человека любовь к родине, она может умереть только с ним.

В. Астафьев ярко показал нам, что такое любовь к родине.

Силу любви к родине можно в полной мере испытать, только расставшись с ней. У страны, где ты родился, есть своя судьба. Справедливо, чтобы истинный гражданин страны принял эту судьбу, как свою. Принял ее боль и успехи, падения и подъемы. Не секрет, что в самые трудные для страны годы, много людей уезжают за границу: кто за сытной жизнью, кто за безопасной. И, если этим людям не известна тоска по родине, а любовь к родине выражается только в любви к жареной картошке и селедке, то что-то не так с их душой.

17

Конечно, есть люди, которые действительно по уважительным, неизбежным причинам покинули родину и всю жизнь живут с непреодолимой тоской по ней. Это горькая участь, и им можно только посочувствовать.

Никто и ничто не может отнять у человека любовь к родине, она может умереть только с ним.

Обращайтесь чаще к музыке, она вылечит больную душу и спасет погибающую. Желаю всем просветления души, слушая прекрасный полонез Огинского. 18

Обращайтесь чаще к музыке, она вылечит больную душу и спасет погибающую.

Желаю всем просветления души, слушая прекрасный полонез Огинского.

18

19 Литература:  1. Астафьев В. Последний поклон. М., 1978 г. 2.Мазуров К.В., к.ф.н. Мазурова Н.А. Образ музыки в « Последнем поклоне » В.П. Астафьева.  http://www.rusnauka.com/32_PVMN_2011/Philologia/8_98122.doc.htm 4. Сила воздействия музыки и ее значение в жизни героя в рассказе В.П. Астафьева « Далекая и близкая сказка » . Потапова Г.Н. http://festival.1september.ru/articles/607327/ 5. В.П.Астафьев и музыка. Смирнова А.И.  http://cyberleninka.ru/article/n/v-p-astafiev-i-muzyka 6.Анализ произведения Астафьева « Последний поклон » http://www.vse-znayka.ru/analiz-proizvedeniya-astafeva-poslednij-poklon.html 7. Полонез Огинского. История создания полонеза.  http://www.liveinternet.ru/users/milochka64/post230709243 8. Полонез Огинского. ( Скрипка).

19

Литература:

1. Астафьев В. Последний поклон. М., 1978 г.

2.Мазуров К.В., к.ф.н. Мазурова Н.А. Образ музыки в « Последнем поклоне » В.П. Астафьева. http://www.rusnauka.com/32_PVMN_2011/Philologia/8_98122.doc.htm

4. Сила воздействия музыки и ее значение в жизни героя в рассказе В.П. Астафьева « Далекая и близкая сказка » . Потапова Г.Н. http://festival.1september.ru/articles/607327/

5. В.П.Астафьев и музыка. Смирнова А.И. http://cyberleninka.ru/article/n/v-p-astafiev-i-muzyka

6.Анализ произведения Астафьева « Последний поклон » http://www.vse-znayka.ru/analiz-proizvedeniya-astafeva-poslednij-poklon.html

7. Полонез Огинского. История создания полонеза. http://www.liveinternet.ru/users/milochka64/post230709243

8. Полонез Огинского. ( Скрипка).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!