СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательные технологии в начальной школе. Творческие задания по предмету «Окружающий мир», которые будут способствовать развитию у обучающихся метапредметных умений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Образовательные технологии в начальной школе. Творческие задания по предмету «Окружающий мир», которые будут способствовать развитию у обучающихся метапредметных умений.»


БИЛЕТ № 23

Вопрос 1. Раскройте сущность понятия «образовательная технология».

Ответ на Вопрос 1.

Образовательная технология — это система взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, основанная на конкретной концепции в соответствии с определенными принципами и взаимосвязью целей, содержания, методов, средств обучения. Образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой и внедряются в педагогическую практику с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучающихся;осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и обучающегося, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Рассмотрим современные типы образовательных технологий.

Проблемное обучение, которое представлено системой методов и средств обучения, в основе которых лежит моделирование реального творческого процесса благодаря созданию проблемной ситуации и управлению поиском решения проблемы.Смысл проблемного обучения заключается в поиске ответов на свои же вопросы. Это выглядит так: сначала постановка вопроса, затем поиск ответов в учебной литературе, далее объяснение педагога и самостоятельная работа обучающихся.

Суть этой технологии состоит в том, что обучающийся участвует в решении волнующих его вопросов, педагог создаёт проблемную ситуацию – интеллектуальные сложности, возникающие явления, которые невозможно объяснить, факты, какие-либо процессы, которые не поддаются описанию известным способом.

Проблемное обучение помогает развитию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Такая форма обучения направлена на организацию учебного процесса, при которой учащиеся самостоятельно добывают знания, пользуясь современными методами подходя с творческой стороны. Формирование гармонически развитой личности вот главная задача учебного заведения. Современная педагогика исследует вопросы общего развития детей в процессе обучения.

Следующая технология – разноуровневое обучение, которое представлено организацией учебного процесса, при котором каждый обучающийся в зависимости от его индивидуальных способностей имеет возможность овладеть учебным материалом на разном уровне («А», «В», «С»), но не ниже базового. При этом за критерий оценки деятельности обучающегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, по его творческому применению.

В основе технологии разноуровневого обучения лежит внутренняя дифференциация учебных групп. Основная цель дифференциации процесса обучения заключается в обеспечении каждого ученика соответствующими условиями с целью максимального развития его способностей, склонностей, а также удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

Задача структурирования содержания решается при разноуровневом обучении с помощью деления текстов, заданий и т. п. на три уровня сложности:

1 уровень – на данном уровне сохраняется логика самой науки и здесь можно получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;

2 уровень – на данном уровне углубляется первый уровень и обогащается по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания;

3 уровень – на данном уровне углубляется и обогащается второй уровень, как по содержанию, так и по глубине проработки.

Личностно-ориентированное (личностно-развивающее) обучение (Н. А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, В. В. Сериков, И. П. Смирнов, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.) предполагает признание главной движущей силой становления и развития самой личности обучающегося, ее потребности в самоактуализации. Данная образовательная технология ориентирована прежде всего на саморазвитие и самореализацию личности. Ее содержание, методы, приемы нацелены главным образом на раскрытие и использование субъектного опыта каждого обучающегося, содействие становлению личностно-значимых способов познания. Субъектность личности (индивидуальность) учащегося проявляется в избирательности к познанию, устойчивости этой избирательности, способах усвоения учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.

Проектные методы обучения.  С одной стороны — это совокупность различных методов, с другой — интеграция знаний из различных областей.

Результат проектной деятельности – учебные творческие проекты. Они осуществляются в три этапа: исследовательский; технологический; заключительный. Данные инновационные технологии способствуют созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств обучающегося независимо от будущей конкретной профессии.

Исследовательские методы в обучении – это самостоятельные приемы изучения педагогических явлений и процессов, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей и взаимоотношений, а также с целью построения и обоснования научных концепций.

С помощью них учащиеся самостоятельно могут пополнить свои знания, глубоко вникнуть в изучаемую проблему и предположить пути ее решения. Это представляет особую важность в определении индивидуальной траектории развития каждого обучающегося.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр. Игра — это тип определённая ситуация, направленная на воспроизведение и изучение социального опыта, где вырабатывается и развивается управление своим поведением.

В конструкцию игры как действия входят: образы, выбранные для себя игроками; игровые процессы как методы осуществления таких образов; игровое использование предметов, т.е. замена настоящих вещей игровыми, условными; живые взаимоотношения между игроками; сюжет (содержание) — сфера реальности, условно воссозданная в игре.

Следующая образовательная технология – это обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа). Сотрудничество представляет собой идею совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Основой индивидуального подхода является путь от ребенка к предмету, в ходе которого нужно идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого- педагогические диагностики личности.

Информационно - коммуникационные технологии. Они предполагают сбор, переработку, хранение и передачу информации обучающемуся с помощью компьютера. Сегодня многие профессиональные учебные заведения разрабатывают и используют автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. Они включают в себя комплекс учебно-методических материалов, компьютерные программы для управления процессом обучения. Для передачи обучаемому информации в электронном виде наиболее удобны следующие образовательные технологии: видео-лекции; мультимедиа-практикумы; электронные учебники; компьютерные тренажеры, имитационные модели (обучающие системы); тестирующие системы; консультации с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.

Здоровьесберегающие технологии – комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.

Гигиеническая составляющая технологии сохранения здоровья включает в себя: условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим уборки); организацию рационального питания; соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным особенностям учащихся; правильный подбор мебели и других предметов, используемых во время занятий; учет состояния здоровья ученика при организации его рабочего места.

Педагогические здоровьесберегающие технологии в образовании состоят в умении построить учебное занятие таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний. Самыми простыми и важными из подобных педагогических приемов являются: частая смена видов деятельности (от пяти и более раз); рациональное распределение нагрузки по времени (самая напряженная работа должна приходится на середину); использование игровых и ролевых форм работы (кроме всего прочего, так можно ненавязчиво заставить детей двигаться); создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое мнение); создание благоприятной эмоциональной атмосферы (шутка или литературная цитата не сделают учебное занятие несерьезным).


Вопрос 2. Приведите примеры творческих заданий по предмету «Окружающий мир», которые будут способствовать развитию у обучающихся метапредметных умений.

Ответ на Вопрос 2.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Стандарт определяет «Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования»

«Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.»


Для развития у обучающихся метапредметных умений на уроках окружающего мира я предлагаю следующие задания:



1.Окружающий мир,1 класс

Тема: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»

Задание:

Проанализируй своё поведение в природе. Всегда ли бережно ты относишься к животным и окружающей среде. Оформи книжку-малышку «Береги животных». На первой странице напиши, что сказали бы животные ребятам, если бы могли говорить.

Комментарий:

Развитие метапредметных умений:

Обучающиеся действуют с учётом выделенных ориентиров; применяют освоенные способы действия; обеспечивают управление познавательной и учебной деятельностью; самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке.


2.Окружающий мир,1 класс

Тема: «Куда текут реки?»

Задание:

Узнай, какая работа по охране воды от загрязнения проводится в вашем городе (селе), сделай фотоснимки загрязненных водоёмов, оформи альбом.

Комментарий:

Развитие метапредметных умений: Обучающиеся ставят цель деятельности на основе данной проблемы и существующих возможностей; формулируют учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; составляют план решения проведения исследования; находят в тексте требуемую информацию; ориентируются в содержании текста, понимают целостный смысл текста, структурируют текст; устанавливают взаимосвязь описанных в тексте событий ; целенаправленно ищут и используют информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирают, строят и используют адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделяют информационный аспект задачи, оперируют данными, используют модель решения задачи; используют компьютерные технологии; представляют в устной или письменной форме развернутый план собственной речи; определяют свое отношение к природной среде; анализируют влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!