Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Борская средняя школа»
663246 п. Бор Туруханского района Красноярского края ул. Лесная д. 63,
контактный телефон: +7 (953) 580-41-24,
адрес электронной почты: [email protected]
Методическая разработка
Образовательный модуль
«Герои-партизаны Великой Отечественной войны»
Разработала Хохлова Е.М., педагог ДОП «Юнармия»
п. Бор, 2023 г.
Цель модуля: организовать творческую деятельность учащихся по созданию военно-патриотических сказок для детей младшего возраста на основе реальных историй подвигов героев-партизан С.Ковпака, П.Вершигора, А.Самбурова, А.Федорова, Д.Медведева.
Задачи:
Научить использовать карты Проппа как опорные модели для составления собственных сказок, рассказов.
Научить проводить обобщения сказочных сюжетов из различных сказок на основе карт Проппа
Развивать умение использовать в речи сложные предложения, законченные высказывания.
Воспитывать интерес к изучению подвига нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., желание в дальнейшем самостоятельно применять карты Проппа при составлении собственных сказок
Дорогие ребята!
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. длилась 1 418 дней и ночей. За годы войны погибли более 27 миллионов человек. Чуть больше 1 млн. человек – это партизаны, герои, имена многих из них не восстановлены до сих пор. Партизаны – это добровольцы, самоотверженно сражавшиеся с врагом, приближая тот самый заветный день Победы, который сегодня самый дорогой для нашего Отечества, для каждого из нас праздник. Подвиг нашего народа, в смертельной схватке отстоявшего свободу и независимость Родины, спасшего мир от фашизма, не имеет и никогда не будет иметь срока давности.
К
огда-то очень давно советский писатель и герой Гражданской войны Аркадий Гайдар написал замечательную сказку для самых маленьких читателей - «Сказку о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Эта военная история Аркадия Гайдара, рассказывающая детям о том, что такое война, как её проходили Мальчиш-Кибальчиш (положительный персонаж, герой) и Мальчиш-Плохиш. Чтобы даже самый маленький ребенок знал и понимал, что живет в стране с удивительным народом, с непобедимой армией и с неразгаданной Военной Тайной.
Главные вопросы нашей встречи: что значит для тебя Родина? кто такой патриот? Что важнее: спастись или спасти? На эти вопросы мы вместе постараемся ответить и создать новые смыслы и новые произведения.
На каждом этапе мы рассмотрим этот вопрос с разных сторон и выполним творческий проект.
Этап 1. Что значит для тебя Родина?
Задание 1. Создайте облако слов на тему «РОДИНА»
Задание 2: Напишите, используя рифму или белый стих и слова из облака, свое видение ответа на вопрос: Что значит для меня Родина?
М. Матусовский | З. Александрова | Ваше имя |
С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может она начинается, С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях, | Если скажут слово «Родина», Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится | Ваши стихи о Родине |
Задание 3. Создайте облако слов на тему «ПАТРИОТ»
Этап 2. Лекция о героях-партизанах (с использованием Презентации «Герои-партизаны Великой Отечественной войны»)
Задание 4: Во время прослушивания лекции заполните таблицу:
№ | Имя героя | Подвиг | Воинское звание | Награды и почетные звания |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
З
адание 5: Отметьте на карте места, где распространилось партизанское движение
Этап 3. Капсула времени
Задание 5: Ребята, пришло время приступить к первому творческому проекту. Вам предстоит создать 2 капсулы времени (в прошлое и в будущее – реальному человеку).
1 капсула времени = письмо в прошлое реально жившему человеку (предводителю партизанского движения, партизану из отряда командира-героя, писателю-мемуаристу)
2 капсула времени = письмо в будущее реальному человеку (историческому деятелю, писателю, своим потомкам и др.)
Этап 4. Легко ли придумать сказку?
Я хочу вас познакомить с интересной методикой русского фольклориста Владимира Яковлевича Проппа, которая заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок.
Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.
Карты Проппа – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки.
Сказочных ситуаций или функций 20:
Жили-были. Введение в сказочное пространство. Этой фразой начинаются почти все сказки.
Запрет – наказ герою («не отворяй двери», не пей водицы»).
Нарушение запрета – герои сказок не слушаются и нарушают запреты (открывают двери, пьют из лужи и прочее).
Вредительство – намеренное или по незнанию (конь пшеницу ночами топчет; невестки сожгли шкуру лягушачью; сорвали яблочко молодильное в саду).
Отъезд героя - чаще всего это происходит, когда герой нарушает запрет (парень отправляется на поиски девушки, отец увозит дочь в лес по приказу мачехи).
Задача - особое обстоятельство («задумали братья жениться», «уехали родители и наказали Аленушке следить за Иванушкой», «солнце зашло за тучи». Точнее, что-то случилось, что поменяло привычный ход вещей.
Встреча с дарителем, помощником – появление друга-помощника (Серый волк, коровка Буренка, фея). Появление такого друга помогает решить проблемы героя – найти, указать дорогу.
Волшебные дары или волшебное средство - появление волшебного предмета (ковер-самолет, сапоги-скороходы, чудодейственные яблоки). С помощью них герой достигает цели, возвращается к жизни.
Появление героя – героя произведения или героя спасителя («вдруг, откуда-то летит маленький комарик…»; сделал папа Карлу куклу, слепил дед с бабкой Снегурочку).
Вредитель или антигерой – появление антигероя или вредителя.
Борьба – схватка между героями и антигероем (врагом).
Победа – достижение победы (враг погибает, злые чары рушатся, герой побеждает в состязании) – враг повержен.
Возвращение домой – с хорошим или плохим настроением. (Принц вернулся домой так и не найдя настоящую принцессу, Емеля пришел с ведрами, которые шли сами).
И жили они долго и счастливо – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба).
Ложный герой – появление ложного героя (тот, кто выдает себя за героя, присваивая его победы себе).
Трудные испытания – испытание героя (Баба-Яга просит выполнить задание, за выполнение его одаривает волшебным предметом).
Ликвидация беды – спасение от преследования (герой прячется в печку, превращается в дерево, бросает гребень, и за ним вырастает дремучий лес).
Узнавание героя – все обнаруживают подмену, изгоняют ложного героя и чествует настоящего.
Наказание ложного героя, врага – (заключение в темной, ссылка в далекие края, обязанность ухаживать оставшуюся жизнь, носить шкуру медведя).
Свадьба или счастливый конец – счастливый финал (пир на весь мир или свадьба).
Задание 6: Используя карточки Проппа, составьте и запишите сказку (можно аудиозапись с разными голосами на диктофон мобильного телефона) о мальчике – партизане, опираясь на реальные истории подвигов героев- партизан ВОВ.
Для создания сказки используются не все карточки, а выборочно – они демонстрируются со слайда на мультимедиа проекторе.
Задание 7: Мне важно знать, какие мысли и чувства вызывает у вас содержание образовательного модуля. заполните, пожалуйста, карточку.
Спасибо за работу!