СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Образы реки Дёма и маленького мальчика Серёжи в повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа посвящена реке Дёма, которая протекает, огибая город Давлеканово. С.Т.Аксаков ярко и тепло описал её в своей повести "Детские годы Багрова-внкука". Валерия написала работу, анализируя образ реки и мироощущения маленького Серёжи.

Просмотр содержимого документа
««Образы реки Дёма и маленького мальчика Серёжи в повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова»»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

(Научно-практическая конференция, г.Уфа, 2022 год)

«Образ реки Дёма

в повести «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова»



Выполнила обучащаяся 10 класса МОБУ СОШ №1

Хамидуллина Валерия

























Введение


Среди классиков русской литературы С.Т.Аксаков занимает особое место. Вот как было охарактеризовано его творчество: «Буквально пригоршнями можно черпать из произведений Аксакова самоцветы народного словаря. Аксаков – изумительный психолог отроческой души… Аксаков обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразделимом единстве».

О благотворном влиянии С.Т. Аксакова на нравственность современного читателя говорит и писатель М.А.Чванов в предисловии к «Семейной хронике». Необходимо отметить большое краеведческое значение автобиографических произведений С.Т.Аксакова. К сожалению, в этом отношении творчество писателя почти совсем не изучено. Из опубликованных работ по этой теме можно назвать книгу М.А.Чванова «Аксаковские места в Башкирии», З.И. и Г.Ф. Гудковых «С.Т.Аксаков. Семья и окружение», «Неоконченная повесть С.Т.Аксакова «Наташа». Они попытались раскрыть подлинные имена аксаковских героев – жителей наших мест, уточнить хронологию событий. Особое очарование в его произведениях вызывают те страницы, где он описывал заповедные места родного края: демские просторы, прохладу лесных массивов, журчание горных родников, раздолье степных равнин…

Чтобы лучше понять любовь С. Т. Аксакова к родному краю, прочувствовать воспоминания о родной реке Дема, а также многих «страниц» из жизни, мы обратились к повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова-внука”. Этим объясняется выбор темы нашего исследования.

Актуальность.

Сохранение традиций народа, поклонение реке, воспевание её красоты всегда считалось главным элементом в воспитании подрастающего поколения. Описание природы, красоты Демы пробуждает любовь к родному краю, к родному слову и призывает следующие поколения сохранить богатство, данное природой.

Объект исследования - повесть С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».

Предмет исследования - река Дема, красота которой описывается на страницах повести.

Цель работы – проследить в повести «Детские годы Багрова-внука» образ реки Дема, протекающей в Давлекановском районе РБ, определить значения слова, этимологию, сопроводить иллюстрациями, дополнительными сведениями.

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

  • проследить образ мальчика в качестве путешествующего и рассуждающего в пути, отметить роль переживаний, которые сопровождают Сережу Багрова в дороге.

  • произвести выборку описаний реки Дема из текста произведения;

  • выяснить этимологию слова Дема;

  • дать толкование выбранным словам из глав повести, не понятным по лексическому значении;

  • проанализировать лексику эмоционального состояния через речевые характеристики героя

  • сопроводить исследование дополнительными географическими сведениями о реке, публицистическим материалом

  • подобрать фотографии, иллюстрации к словарным статьям.


Имя великого русского писателя С.Т. Аксакова близко и дорого для нас, жителей Башкортостана.

« Чудесный край, благословенный,

Хранилище земных богатств…»


- такой виделась Башкирия нашему земляку. Но лишь любоваться ее красой, ее богатствами и не видеть ее страдания, боль - это не для человека, который по-настоящему любит свою Родину. А С.Т. Аксаков был настоящим патриотом – таким видится он со страниц своих произведений. Чтобы лучше понять любовь С. Т. Аксакова к родному краю, воспоминаниям о родной реке Дема, а также - многие «страницы» из жизни, мы обратились к повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова-внука”.



II. Основная часть

С.Т.Аксаков – певец нашего края


1. Жизнь и творчество Сергея Тимофеевича Аксакова

«Аксаков Сергей Тимофеевич – знаменитый русский писатель, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Отпрыск старинного дворянского рода, Аксаков, несомненно, имел в детстве живые впечатления гордого семейного создания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе « знаменитого рода Шимона» - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. Сергей Тимофеевич – сын Тимофея Степановича Аксакова (1759-1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника. Родился он в Уфе 20 сентября 1791 года. В 10 лет поступил в Казанскую гимназию. После окончания университета Сергей Аксаков служил в Петербурге переводчиком в комиссии по составлению законов, затем в цензурном комитете, наконец, инспектором и директором Константиновского Межевого института. В Петербурге Аксаков входил в круг поэта Гавриила Державина, затем жил в Москве, с которой связаны его основные литературные опыты. Он писал стихи в традициях классицизма, занимался переводами и театральной критикой, сотрудничал в газетах и журналах. Дом Аксакова был одним из литературных центров столицы, посетителями его были такие корифеи, как Баратынский, Языков, Белинский, Тургенев, Гоголь. Как личность С.Т.Аксаков привлекателен и по-человечески понятен. По воспоминаниям близких, он любил жизнь во всех ее проявлениях, ко всему относился как художник. Любитель театра и актер, тонкий знаток всего лесного мира, птичьего и звериного, опытный рыбак, знаток грибов и растений – во всем он проявлял страстность.

Книги С.Т.Аксакова «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», « Рассказы и воспоминания охотника», где воссоздан мир природы нашего края, неожиданно были восприняты читателем, как произведения искусства, отрывающие человека в его гармоничном отношении к окружающему. Основное место в литературном наследии Сергея Аксакова занимает автобиографическая трилогия « Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания», написанная на основе семейных преданий и личных воспоминаний о жизни в Уфе и губернских селах. Метод писателя заключался в том, что он избегал чистого вымысла, находясь на «почве действительности, идя за нитью истинного события».

В 1991году в Уфе был открыт мемориальный Дом-музей С.Т.Аксакова. Экспозиция дома знакомит и с его сыновьями – Иваном и Константином, которые вошли в историю общественной мысли 19 века как очень самобытные мыслители.

«В 1834 г. в Альманахе «Денница» появился без подписи его очерк «Буран». Это – первое произведение, говорящее о настоящем С.Т.Аксакове. Вслед за «Бураном» начата была «Семейная хроника». Уже в эти годы имя С.Т.Аксакова было окружено популярностью.

Временно оставив «Семейную хронику», он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его «Записки об уженье рыбы» (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем «Уженье рыбы». В 1856 г. «Семейная хроника» вышла отдельной книгой… «Семейная хроника» получила свое продолжение в «Детских годах Багрова-внука». «Литературные и театральные воспоминания», вошедшие в «Разные сочинения» (Москва, 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов С.Т.Аксакова о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена «История моего знакомства с Гоголем», показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний С.Т.Аксакова никоим образом не означает старческого падения его дарования.

30 апреля 1859 года, в Москве Сергей Тимофеевич Аксаков умер.

2. «Детские годы Багрова-внука»

В 1858 г. В Москве выходит вторая часть трилогии «Детские годы Багрова-внука». В этом произведении С.Т.Аксаков с любовью описывает реку Белую-Агидель. «… я был поражен широкою и быстрою рекою, отлогими песчаными ее берегами и зеленою уремой на противоположном берегу».[9]

С.Т.Аксакову очень нравилось путешествовать. Он внимательно следил за дорогой, за сменой пейзажей. «Сначала дорога шла лесистой уремой; огромные дубы, вязы и осокори поражали меня своею громадностью, и я беспрестанно вскрикивал: «Ах, какое дерево! Как оно называется?».[10]

Особенно С.Т.Аксакову запомнился удивительный вечер на Деме. «Небо сверкало звездами, воздух был наполнен благовонием от засыхающих степных трав, речка журчала в овраге, костер пылал и ярко освещал наших людей…».[11]

Сергей Тимофеевич в «Детских годах Багрова-внука» особое внимание уделяет степям и Деме. «Степь, то есть безлесая и волнообразная бесконечная равнина, окружила нас со всех сторон… Величавая, полноводная Дема, не широкая, не слишком быстрая, с какою-то необыкновенною красотою, тихо и плавно,

наравне с берегами, расстилалась передо мной».[12]

Лес в произведениях С.Т.Аксакова поражает «необыкновенным разнообразием ягодных деревьев и других древесных пород, живописно перемешанных… Толстые, как бревна, черемухи были покрыты уже потемневшими ягодами, кисти рябины и калины начинали краснеть; кусты черной спелой смородины распространяли в воздухе свой ароматический запах; гибкие и цепкие стебли ежевики, покрытые крупными, еще зелеными ягодами, обвивались около всего, к чему только прикасались: даже малины было много…».[13]

«С.Т.Аксаков не мог без восхищения видеть даже бегущей по улице воды, поэтому описывает родники, пруды, озера сельца Парашино. «Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у ее подошвы, некоторые находились на косогорах и были обделаны деревянными срубами с крышей».

Весна, весна! Ты прелесть года,

Но не в столичной тесноте.

Весна на Деме, где природа

В первообразной чистоте

Гордится девственной красою!

Где темные шумят леса,

Где воды кажут небеса,

Где блещет черной полосою

Под лугом тучная земля,

Цветут роскошные поля!


- вот так писал о Деме С.Т.Аксаков, прославляя родные края, ставшие для него неиссякаемым родником вдохновения».[14]


Исследовательская часть.

Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» - это произведение, оказавшее существенное влияние на формирование в 50-е гг. XIX века нового жанра русской литературы - автобиографической повести о детстве.

История ребенка - это мир, увиденный его глазами и наполненный его переживаниями. Ведь Багров-внук является и главным героем, и рассказчиком, он не просто вспоминает детство, но старается воспроизвести свои прежние ощущения маленького мальчика и взрослого, связав их во времени. Прочитав произведение, для лингвистического анализа мы выбрали главу «Дорога до Парашина».

Лингвистический анализ главы

1.Путешествие как основной прием описания главного героя С.Т. Аксакова

Впервые в русской литературе С.Т.Аксаков представил ребенка в качестве путешествующего и рассуждающего в пути главного действующего лица и уделил большое место переживаниям, которые сопровождают Сережу Багрова в дороге.

В повести несколько дорог, они ведут в разные места, и совершает путешествия Багров-внук в разное время жизни (об этом свидетельствуют и названия глав «Дорога до Парашина», «Зимняя дорога в Багрово», «Летняя поездка в Чурасово», «Возвращение в Уфу к городской жизни» и др.).

Путешествия предоставляют ребенку огромное количество впечатлений, переживая которые он непременно открывает для себя что-то новое. Он растет физически и духовно, дорога - стимул этого роста. Внутренний мир героя и мир, окружающий его, предстают в гармонии, в единстве.

Главный герой повести вспоминает свое детство, которое он провел в Уфе и в нескольких селах, составляющих «родовую вотчину» семейства Багровых (Аксаковых).

В начале повести мы обнаруживаем, что самые ранние детские воспоминания Сережи Багрова связаны с дорогой: «Заметив, что дорога мне как будто полезна, мать ездила со мной беспрестанно: то в подгородние деревушки своих братьев, то к знакомым помещикам... Дорогой, довольно рано поутру, почувствовал я себя дурно...»

Итак, первое путешествие устроено для оздоровления мальчика, и оно стало значительным событием в жизни героя, т. к. благоприятное действие окружающей природы сделало свое дело - вскоре после поездки он выздоровел: Лес, тень, цветы, ароматный воздух так мне понравились, что я упросил не трогать меня с места... Мне становилось час от часу лучше, и через несколько месяцев я был почти здоров. Я приписываю мое спасение... движению и воздуху. Чудное целительное действие дороги не подлежит сомнению.

Словно в благодарность посвятил С.Т.Аксаков дороге следующие почти поэтические, исполненные глубокого чувства строки:

…Дорога удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей его среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей, разнообразной действительности, она сосредоточивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминания прошедшего и, наконец, на мечты и надежды - в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.

Маленький мальчик с раннего возраста знакомится с дорогой.

В отрывке «Дорога до Парашина» мы видим, как речевое поведение героя определяется личностью автора текста, выражающего свое отношение к герою повествования и к той среде, которая его окружает: Здесь начинается ряд еще не испытанных мною впечатлений [1, 238]. С этого момента Сережа Багров начинает путешествовать. Анализируя в тексте повести восприятие дороги мальчиком, легко заметить, что пространство заполнено теми предметами, которые волнуют в данный момент его детское воображение.

Сережа Багров ощущает, воспринимает окружающий мир, формируются его представления об этом мире. Такая ситуация дает возможность автору характеризовать путешественника как личность - все вокруг читатель воспринимает сквозь призму взгляда маленького мальчика: Сначала смешанною толпою новых предметов и образов роились у меня в голове Дема, родники, ржаное поле, мельница [1, с.237-265].

2. Анализ лексики эмоционального состояния и переживания героя.


В «Дороге до Парашина» Аксаков наделяет своего героя следующими чертами:

1) он любопытен, любознателен и ему интересна вся дорога заранее; это подтверждается следующими лексическими конструкциями:
Я был очень доволен, узнав, что мы поедем на своих лошадях...
Я с большим любопытством стал расспрашивать обо всем наших перевозчиков. 
С каким вниманием и любопытством смотрел я на эти новые для меня предметы. 
Сколько новых предметов, сколько новых слов!
...я весь в движении и волнении принялся расспрашивать...

2) он испытывает удивление, недоумение и даже потрясение от всего увиденного, т.к. все происходит с ним впервые:
Я был так поражен этим невиданным зрелищем, что совершенно онемел. Уженье просто свело меня сума!
Все смеялись, говоря, что от страха у меня язык отнялся, но это было не совсем справедливо: я был подавлен не столько страхом, сколько новостью предметов...
Сердце так и стучало у меня в груди.
Столько увидел и узнал я в этот день, что детское мое воображение продолжало представлять мне в каком-то смешении все картины и образы, носившиеся передо мной. Все это меня очень занимало. 
Я был изумлен, я чувствовал какое-то непонятное волнение...
Порой эти состояния достигают высшей степени проявления и даже переходят в испуг:
Я очень испугался такого неожиданного путешествия...
Все смеялись, говоря, что от страха у меня язык отнялся...
3) он испытывает удовольствие и радость от увиденного, и именно радостное состояние становится в дороге главным, определяющим. Об этом свидетельствуют следующие предложения:

Такое удовольствие, что я и сказать не могу...
...и я с большим удовольствием рассматривал и замечал их особенности.
Я... не помня себя от радости, принялся хлопотать... 
Я не имел о них понятия и пришел в восхищение... 
Я ожидал с радостным восхищением...
Это опять для меня было новое удовольствие.
Удочка и дрожащий поплавок приводили меня при одном воспоминании в восторг, и мне стало так весело, как никогда не бывало.
Я уже совершенно опомнился, и мне стало так весело, как никогда не бывало.
Я принял в другой раз на свою душу такие же приятные впечатления...

Таким образом, все эти речевые характеристики присущи ребенку, впервые путешествующему, познающему окружающий мир. Здесь проявляется одна из особенностей творчества С.Т.Аксакова, на которую не раз указывали литературоведы: любовь и внимание к деталям, отсутствие больших, панорамных картин. Обращает на себя внимание обилие лексики эмоционального состояния и переживания: волнение, восхищение, восторг, радость; свело с ума, был поражен, сердце так и стучало, был изумлен. И слова, и конструкции повторяются, что создает определенный эмоциональный фон отрывка.

Итак, в первом путешествии перед нами открытый для восприятия нового маленький мальчик, для которого все в дороге становится предметом радостного восхищения. Здесь у него нет никаких других мыслей, кроме волнующих впечатлений. Дорога так хороша, что и в будущее он смотрит только с надеждой.

3. Словарная работа

Следующий этап работы – лингвистический анализ главы повести «Дорога до Парашина».

Нами проведена словарная работа по повести. Так как произведение написано более 155 лет тому назад, нам встретилось много слов, непонятных по лексическому значению.

Анализ лексики:

«урема» -пойменные леса;

башкирские «кочи» - так, оказывается, называли тогда юрту;

поднавес - в Оренбуржье; навес, поветь;

осокорь – крупное листопадное дерево высотой до 35 м из семейства ивовых, по-другому, черный тополь;

комяги – в словаре В.И. Даля дается такое объяснение: «обрубисто и топорно выдолбленное корытом бревно; кряж, служащий лодкою» и т.д.

В результате прочтения повести «Детские годы Багрова-внука» у нас появился новый друг – мальчик Сережа Багров, который «…трепетал от жалости ко всему страдающему, он сам мучился чужой болью… Горячо, самозабвенно любил он своих родных – милую свою сестренку, мать, особенно мать… Мать для Сережи была бесконечно дорогим человеком, ради нее, ради ее покоя он мог пожертвовать самым большим своим удовольствием – прогулкой, рыбной ловлей…». Он очень любил родной край.

Каждое слово в повести «Детские годы Багрова –внука», в котором чувствовалась любовь Аксакова к родной земле, вызывало у нас и удивление, и радость. Нет в описании природы никакой выдуманности, и мы это поняли сразу: все это мы уже видели на берегу Демы.

4. Этимологический анализ слова

Дема (река)- от башкирского Дим по некоторым источникам "дим" на древнетюркском - омут, глубокое место на реке.

И в самом деле Дема глубокая медленная река с множеством омутов. Старое название Демы у башкир - Кук-идель - небесная(голубая) река. В соответствии с древними сказаниями есть нечто символичное в слиянии трех рек, как трех стихий: Акидели(Белой), Караидели (Черной) и Кукидели (Небесной). 

По предположению А. А. Камалова, название реки  Дёма  возникло от башкирского Дим — «омут», «глубокое место в реке». Другое название реки Кук-идель (башк.Күгиҙел), дословно означающее «синяя (небесная) река» — редко встречающееся название из ряда гидронимов (потамонимов), образующихся по схеме «цвет + река», как например, реки того же Поволжского региона: Агидель — «белая река» и Караидель — «чёрная река».

5. Описание реки Дема в повести «Детские годы Багрова-внука»

С.Т.Аксакову очень нравилось путешествовать. Он внимательно следил за дорогой, за сменой пейзажей. «Сначала дорога шла лесистой уремой; огромные дубы, вязы и осокори поражали меня своею громадностью, и я беспрестанно вскрикивал: «Ах, какое дерево! Как оно называется?».[10]

Особенно С.Т.Аксакову запомнился удивительный вечер на Деме. «Небо сверкало звездами, воздух был наполнен благовениеи от засыхающих степных трав, речка журчала в овраге, костер пылал и ярко освещал наших людей…».[11]

Сергей Тимофеевич в «Детских годах Багрова-внука» особое внимание уделяет степям и Деме. «Степь, то есть безлеская и волнообразная бесконечная равнина, окружила нас со всех сторон… Величавая, полноводная Дема, не широкая, не слишком быстрая, с какою-то необыкновенною красотою, тихо и плавно, на равне с берегами, расстилалась передо мной».[12]

Лес в произведениях С.Т.Аксакова поражает «необыкновенным разнообразием ягодных деревьев и других древесных пород, живописно перемешанных… Толстые, как бревна, черемухи были покрыты уже потемневшими ягодами, кисти рябины и калины начинали краснеть; кусты черной спелой смородины распространяли в воздухе свой ароматический запах; гибкие и цепкие стебли ежевики, покрытые крупными, еще зелеными ягодами, обвивались около всего, к чему только прикасались: даже малины было много…».[13]

«С.Т.Аксаков не мог без восхищения видеть даже бегущей по улице воды, поэтому описывает родники, пруды, озера сельца Парашино. «Некоторые родники были очень сильны и вырывались из середины горы, другие били и кипели у ее подошвы, некоторые находились на косогорах и были обделаны деревянными срубами с крышей».

6. Анализ исторических фактов о реке Дёма

В конце XIX века русло Дёмы изменили. Нынешнее устье реки — искусственное. Выше по течению Белой оно было перенесено в конце XIX века при строительстве Бельского железнодорожного моста. Русло «спрямили» так, чтобы оно не пересекало ж/д путь. Это избавило от строительства дополнительного моста через Дёму.

Старое устье находилось несколько ниже (6-7 км от ж/д моста) по течению Белой, рядом с Затоном (неподалёку от деревни Романовка, что стоит на широкой Бельской старице, образующей остров Козарез, в районе Нижегородки). На месте старого русла образовался ряд озёр.

7. Отношение древних славян к воде.


Без животворной силы света и недвижная вода наполняет пространство в виде снега, но когда свет и тепло пробуждает её, она растекается и под влиянием света рождает и питает годовой мир. На этом основании славяне почитали воду.

Страбон (греч. Στράβων; ок. 64/63 до н. э. — ок. 23/24 н. э.греческий историк и географ) писал о жителях юго-западной Руси, что они поклоняются рекам и источникам, а одна река у них называется именем божества Буг.

Прокопий Кесарийский,  византийский писатель, секретарь полководца Велизария, свидетельствовал, что славяне признают единого бога, но поклоняются рекам и источникам.

В «Житии князя Муромского» (XVIв.) говорится, что русские язычники «приносили требы озёрам и рекам, прибегали к воде в немощах и повергали в колодези деньги». Это поверье сохранилось и в наши дни: люди бросают монетки в водоёмы.

Все эти материалы мы использовали в спектакле по мотивам повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука», который стал победителем в региональном и всероссийском конкурсе «Зелёная планета», отрывок из которого представим вашему вниманию.

Заключение.

Прошлое – это ключ к пониманию и осознанию настоящего и будущего. Поэтому человек, который хочет познать настоящее, не должен забывать свое прошлое, прошлое своей малой Родины. И чтобы достойно жить в любимой республике, нам так мало нужно, просто любить Родину, заботиться о ней, - этому учит нас в своих произведениях С.Т.Аксаков.

С.Т.Аксаков в своих произведениях дал замечательное описание башкирской природы и реалистически отразил быт провинциального русского дворянства 19 века. Непревзойденный мастер в описании природы, Аксаков не был равнодушным созерцателем красивого пейзажа: писатель показал и много неприглядных сторон в жизни и нравах людей того времени. Он первым затронул проблемы бережного отношения к природному богатству нашего края: истребление лесов, высыхание родников и малых речек. Своими произведениями писатель учит нас любить свою малую родину, заботиться о ней, беречь и преумножать её богатства.

Каждое слово в повести «Детские годы Багрова-внука», в котором чувствовалась любовь Аксакова к родной земле, вызывало у нас и удивление, и радость. Нет в описании природы никакой выдуманности, и мы это поняли сразу: все это мы уже видели на берегу Демы.

Аксаков открыл своей повестью красоту родных мест, а благодаря этому мы поняли скромную красоту всей нашей земли, скрытую ее поэзию.


Список литературы

1. С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» М.: Новатор, 1996.

2. С.Т.А к с а к о в. Рассказы о родной природе. М.,1959.

3. С.Т.Аксаков. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука. Воспоминания. - М, 1973.

4. РБС: Русско-башкирский словарь. M., 1964.

5. Шакуров Рашит Закирович. Топонимия бассейна реки Дёмы. Диссертация. М., 1973.

Интернет-ресурсы:

  1. http://medbashkir.ru/page-reka-dema.html

  2. http://astrovedic.ucoz.ru/forum/92-1946-ё1

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (Википедия – свободная энциклопедия)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!