СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общая характеристика романа М. Лермонтова "Герой нашего времени"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к урокам по изучению романа М. Лермонтова "Герой нашего времени". Можно использовать на уроке, где даётся общая характеристика романа, и на уроке, который посвещён обсуждению образа главного героя. Разработка содержит теоретический материал и вопросы для беседы о прочитанном.

Просмотр содержимого документа
«Общая характеристика романа М. Лермонтова "Герой нашего времени"»

«Вот книга, которой суждено никогда не состариться…»   В. Г. Белинский

«Вот книга, которой суждено никогда не состариться…» В. Г. Белинский

М. Ю. Лермонтов   Что мы знаем о поэте?

М. Ю. Лермонтов

Что мы знаем о поэте?

М. Ю. Лермонтов Что объединяет героев произведений поэта? Какие качества они проявляют?

М. Ю. Лермонтов

Что объединяет героев произведений поэта?

Какие качества они проявляют?

М. Ю. Лермонтов  «Герой нашего времени» Общая характеристика романа. Загадки образа Печорина

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Общая характеристика романа. Загадки образа Печорина

История создания романа М. Ю. Лермонтов начал писать роман под впечатлением от первой ссылки на Кавказ в 1837 г. «проза Лермонтова достойна его высокого поэтического дарования», отметил критик В. Г. Белинский

История создания романа

М. Ю. Лермонтов начал писать роман под впечатлением от первой ссылки на Кавказ в 1837 г.

«проза Лермонтова достойна его высокого поэтического дарования», отметил критик В. Г. Белинский

Осень 1837 года Работа над текстом произведения началась летом-осенью 1837 г. на Кавказе, но тогда были набросаны лишь отдельные эпизоды, которые потом оформились в повести  «Тамань»,  «Фаталист»,  «Бэла»;

Осень 1837 года

Работа над текстом произведения началась летом-осенью 1837 г. на Кавказе, но тогда были набросаны лишь отдельные эпизоды, которые потом оформились в повести

  • «Тамань»,
  • «Фаталист»,
  • «Бэла»;
1838 год В 1838 году оформляется замысел романа как «длинной цепи повестей», объединённой концепцией взгляда на современное поколение, изложенное автором в стихотворении «Дума».

1838 год

В 1838 году оформляется замысел романа как «длинной цепи повестей», объединённой концепцией взгляда на современное поколение, изложенное автором в стихотворении «Дума».

1839 год В1839 году в журнале «Отечественные записки» (№3 и № 11) под рубрикой «Записки офицера на Кавказе»  были опубликованы «Бэла» и затем «Фаталист» как отдельные повести;

1839 год

В1839 году в журнале «Отечественные записки» (№3 и № 11)

под рубрикой «Записки офицера на Кавказе»

были опубликованы «Бэла» и затем «Фаталист» как отдельные повести;

1840 год В 1840 году в журнале «Отечественные записки» №2 опубликована повесть «Тамань». Отдельное полное издание романа

1840 год

В 1840 году в журнале «Отечественные записки» №2 опубликована повесть «Тамань».

Отдельное полное издание романа "Герой нашего времени" увидело свет в середине апреля 1840 г., незадолго до отъезда поэта на Кавказ.

С 1839 по 1840 год роман претерпел три авторские редакции 1840 год 1839 год 1839 год «Бэла» «Максим Максимыч» «Бэла» «Максим Максимыч» «Бэла» «Максим Максимыч» с подзаголовком «Из записок офицера» Предисловие к журналу и «Журнал Печорина», включающий главы с подзаголовком «Из записок офицера» «Тамань»  «Княжна Мери»  «Фаталист» Название «Герой нашего времени»  «Фаталист» «Княжна Мери»  «Княжна Мери»  с подзаголовком «Записки героя»  с подзаголовком «Записки героя» Первое название «Один из героев начала века»

С 1839 по 1840 год роман претерпел три авторские редакции

1840 год

1839 год

1839 год

  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»
  • «Бэла»
  • «Максим Максимыч»

с подзаголовком «Из записок офицера»

Предисловие к журналу и «Журнал Печорина», включающий главы

с подзаголовком «Из записок офицера»

  • «Тамань»
  • «Княжна Мери»
  • «Фаталист»
  • Название «Герой нашего времени»
  • «Фаталист»
  • «Княжна Мери»
  • «Княжна Мери»

с подзаголовком «Записки героя»

с подзаголовком «Записки героя»

  • Первое название «Один из героев начала века»
1841 год  Роман сразу же после публикации вызвал споры, не утихающие и по сей день.  В связи с этим во второе издание 1841 года было включено предисловие писателя, в котором он указывает на то обстоятельство, что читатели поразились негативным чертам главного героя и упрекают в этом автора.   М. Ю. Лермонтов указывает на то, что его герой – есть воплощение пороков его времени, поэтому он современен.

1841 год

Роман сразу же после публикации вызвал споры, не утихающие и по сей день.

В связи с этим во второе издание 1841 года было включено предисловие писателя, в котором он указывает на то обстоятельство, что читатели поразились негативным чертам главного героя и упрекают в этом автора.

М. Ю. Лермонтов указывает на то, что его герой – есть воплощение пороков его времени, поэтому он современен.

Особенности композиции романа цель этого произведения – изобразить «историю души человеческой»

Особенности композиции романа

цель этого произведения – изобразить «историю души человеческой»

Каждая из глав романа может быть прочитана как отдельная повесть Свой законченный сюжет; Своя система персонажей; Своя стилевая и жанровая традиция: Путевой очерк; Светская повесть; Кавказская новелла; Дневник; Разбойничья новелла. Путевой очерк; Светская повесть; Кавказская новелла; Дневник; Разбойничья новелла. Путевой очерк; Светская повесть; Кавказская новелла; Дневник; Разбойничья новелла.

Каждая из глав романа может быть прочитана как отдельная повесть

  • Свой законченный сюжет;
  • Своя система персонажей;
  • Своя стилевая и жанровая традиция:
  • Путевой очерк; Светская повесть; Кавказская новелла; Дневник; Разбойничья новелла.
  • Путевой очерк; Светская повесть; Кавказская новелла; Дневник; Разбойничья новелла.
  • Путевой очерк;
  • Светская повесть;
  • Кавказская новелла;
  • Дневник;
  • Разбойничья новелла.
Почему это не цикл повестей, а роман? Продумайте ответ на проблемный вопрос

Почему это не цикл повестей, а роман?

Продумайте ответ на проблемный вопрос

Хронология развития действия (фабула) «Фаталист» - Печорин отлучается по делам службы из крепости в казачью станицу, где заключает пари с Вуличем; «Максим Максимыч» - через пять лет, будучи уже в отставке, по дороге в Персию встречается с Максимом Максимовичем; «Предисловие» к «Журналу Печорина» - читатель узнает, что на обратном пути из Персии в Россию Печорин умирает. «Тамань» - Печорин следует к месту службы; «Княжна Мери» - Печорин после военной экспедиции едет на воды, где на дуэли убивает Грушницкого; «Бэла» - за участие в дуэли отправляют в крепость под командованием Максима Максимыча;

Хронология развития действия (фабула)

«Фаталист» - Печорин отлучается по делам службы из крепости в казачью станицу, где заключает пари с Вуличем;

«Максим Максимыч» - через пять лет, будучи уже в отставке, по дороге в Персию встречается с Максимом Максимовичем;

«Предисловие» к «Журналу Печорина» - читатель узнает, что на обратном пути из Персии в Россию Печорин умирает.

«Тамань» - Печорин следует к месту службы;

«Княжна Мери» - Печорин после военной экспедиции едет на воды, где на дуэли убивает Грушницкого;

«Бэла» - за участие в дуэли отправляют в крепость под командованием Максима Максимыча;

Почему автор отказывается от такой композиции? Рассказ о событиях не главное. Перед ним стоит другая цель!

Почему автор отказывается от такой композиции?

Рассказ о событиях не главное.

Перед ним стоит другая цель!

Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей… - это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая. Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать В. Г. Белинский. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова. 1840 Цель автора – показать представителя современного поколения      с разных сторон и в разных обстоятельствах, в       оценках разных людей и в самооценке.

Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей… - это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая. Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать

В. Г. Белинский. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова. 1840

Цель автора – показать представителя современного поколения с разных сторон и в разных обстоятельствах, в оценках разных людей и в самооценке.

«Герой нашего времени» –  первый психологический роман в русской литературе Психологический роман - это Роман - это художественное произведение большого объема, в котором развернуто повествуется о событиях в жизни главных действующих лиц. роман, центральное внимание в котором уделяется не событиям, а характерам персонажей, их душевным переживаниям, развитию их личности.

«Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе

Психологический роман - это

Роман - это

художественное произведение большого объема, в котором развернуто повествуется о событиях в жизни главных действующих лиц.

роман, центральное внимание в котором уделяется не событиям, а характерам персонажей, их душевным переживаниям, развитию их личности.

«Вот книга, которой суждено никогда не состариться…»   В.Г.Белинский

«Вот книга, которой суждено никогда не состариться…» В.Г.Белинский

Загадка образа Печорина

Загадка образа Печорина

Мнения современников Лермонтова о Печорине:  С.Бурачек : «Печорин - чудовище», «клевета на целое поколение».  Николай I: «Герой нашего времени»- подражание модным иностранным романам «с преувеличенным изображением презренных характеров».  С.Шевырев: образ Печорина «не имеет в себе ничего существенного относительно к чисто русской жизни… Печорин есть только призрак, отброшенный на нас Западом…»  В.Белинский: «Печорин – герой нашего времени».

Мнения современников Лермонтова о Печорине:

  • С.Бурачек : «Печорин - чудовище», «клевета на целое поколение».
  • Николай I: «Герой нашего времени»- подражание модным иностранным романам «с преувеличенным изображением презренных характеров».
  • С.Шевырев: образ Печорина «не имеет в себе ничего существенного относительно к чисто русской жизни… Печорин есть только призрак, отброшенный на нас Западом…»
  • В.Белинский: «Печорин – герой нашего времени».
Образ  «лишнего человека»  в русской литературе

Образ «лишнего человека» в русской литературе

«Лишний человек»  ищет смысла жизни, цели, но не находит ее… Александр Андреевич Чацкий Евгений Онегин Григорий Александрович Печорин

«Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее…

Александр Андреевич Чацкий

Евгений Онегин

Григорий Александрович Печорин

Система рассказчиков в романе Максим Максимыч Путешествующий офицер-рассказчик Григорий Печорин  Человек чести и воинского долга, добр, простодушен. Он не способен что-либо менять и принимает жизнь, как она есть.  Образованный молодой человек (близок к Печорину по возрасту), стремится к новому, иначе не путешествовал бы.  Способен к самоанализу (рефлексирующий герой), пытается понять ситуацию, сам себя судит и казнит. ОСУЖДАЮЩИЙ ВЗГЛЯД ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА ИСПОВЕДЬ

Система рассказчиков в романе

Максим Максимыч

Путешествующий офицер-рассказчик

Григорий Печорин

Человек чести и воинского долга, добр, простодушен. Он не способен что-либо менять и принимает жизнь, как она есть.

Образованный молодой человек (близок к Печорину по возрасту), стремится к новому, иначе не путешествовал бы.

Способен к самоанализу (рефлексирующий герой), пытается понять ситуацию, сам себя судит и казнит.

ОСУЖДАЮЩИЙ ВЗГЛЯД

ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА

ИСПОВЕДЬ

Образ Печорина  в оценке рассказчиков Максим Максимыч Григорий Печорин Путешествующий офицер-рассказчик Печорин для него непонятый загадочный человек Создает психологический портрет живого человека с реальными страхами, ошибками, сомнениями Трагическая исповедь, «история человеческой души» Смена рассказчиков позволяет увидеть героя объективно

Образ Печорина в оценке рассказчиков

Максим Максимыч

Григорий Печорин

Путешествующий офицер-рассказчик

Печорин для него непонятый загадочный человек

Создает психологический портрет живого человека с реальными страхами, ошибками, сомнениями

Трагическая исповедь, «история человеческой души»

Смена рассказчиков позволяет увидеть героя объективно

Откройте для себя образ Печорина

Откройте для себя образ Печорина

Продолжите предложения: Я узнал…  Меня заинтересовало...  Мне нужно будет …

Продолжите предложения:

  • Я узнал…

  • Меня заинтересовало...

  • Мне нужно будет …
Домашнее задание:   1)учить по конспекту и читать по учебнику об истории создания и композиции романа;  2)читать роман «Герой нашего времени»;  3) подобрать цитатный материал для характеристики Печорина;  4) подготовиться к тестированию по тексту первых двух глав;  5) Сообщение «Образ Печорина в кинематографе» (по желанию)

Домашнее задание: 1)учить по конспекту и читать по учебнику об истории создания и композиции романа; 2)читать роман «Герой нашего времени»; 3) подобрать цитатный материал для характеристики Печорина; 4) подготовиться к тестированию по тексту первых двух глав; 5) Сообщение «Образ Печорина в кинематографе» (по желанию)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!