СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающее сочинение-рассуждение по лирике А.С.Пушкина. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературе. 9 класс. Обучающее сочинение-рассуждение по лирике А.С.Пушкина

Просмотр содержимого документа
«Обучающее сочинение-рассуждение по лирике А.С.Пушкина. 9 класс»

Обучающее сочинение-рассуждение по лирике А.С.Пушкина. 9 класс

Цель урока:

  1. учить учащихся работать с выбранной темой;

  2. собирать материал, продумывать план;

  3. вооружать учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой;

  4. выявить уровень понимания содержания, идейно художественных особенностей прочитанного художественного произведения;

  5. способствовать воспитанию стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

УУД

Личностные: положительно относиться к учению; получению новых знаний (познавательная деятельность) ; совершенствуют имеющиеся навыки.

Регулятивные: планируют необходимые действия (сотрудничество: учитель- одноклассники- самостоятельная работа).

Познавательные: анализируют, сравнивают, делают выводы.

Коммуникативные: формулирую собственные мысли, отстаивают свою точку зрения, понимают точку зрения другого.

Типология урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

Урок контроля: и коррекции знаний, умения и навыков.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент



Повторение ранее изученного.

1. Из каких моментов слагается работа над рассуждением?

В сочинении-рассуждении автор утверждает какую-то мысль и обосновывает ее истинность; значит, главная часть рассуждения должна представлять собой логическое доказательство. Следовательно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Составные части доказательства – это и есть те элементы, из которых слагается главная часть рассуждения.

Доказательство состоит из трех частей: тезиса, аргументов, формы доказательства.

Тезис – это такое суждение, истинность которого надо доказывать.

Аргументы (или основания) – это такие истинные суждения, с помощью которых обосновывается, доказывается тезис.

Форма (или способ) доказательства – это система, цепь умозаключений, из которых слагается ход доказательства.


2. Что значит обдумать тему?

Первый этап в процессе обдумывания темы представляет собой процесс собирания материала, углубление знаний о предмете сочинения.

Второй этап – определение содержания темы:

а) выяснить вопрос (проблему), заключенный в теме;

б) дать точный, правильный ответ, сформулировать тезис (идею рассуждения);

в) определить в основном тезисе то слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;

г) опираясь на материал, подобранный для раскрытия темы, найти аргументы для обоснования главной мысли (тезиса рассуждения).

Например, дана тема «Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина».

Объект темы: стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар».

Содержание, или основной вопрос темы: «Как характеризуют Пушкина его вольнолюбивые стихи? (или: «Каким представляется мне Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений?», «К чему призывает Пушкин в своих вольнолюбивых стихотворениях?»).

Ответ на вопрос темы: вольнолюбивые стихотворения характеризуют Пушкина как борца за свободу народа.

Основной тезис рассуждения: Пушкин как автор вольнолюбивых стихотворений – борец за свободу народа.

Главное словосочетание: «борец за свободу народа».

Аргументы:

1) Пушкин разоблачал самодержавие и крепостное право:

2) призывал своих современников к борьбе за свободу народа;

3) воспевал борцов за свободу народа.

Если будем обосновывать другой тезис, например «Высокое мастерство Пушкина как автора вольнолюбивых стихотворений», то главным словосочетанием в основном тезисе будет высокое мастерство. Следовательно, и аргументы подберем другие:

1) высокий гражданский пафос вольнолюбивой лирики Пушкина;

2) простота, краткость, выразительность языка;

3) необыкновенная логическая прозрачность синтаксических конструкций.


Практическая часть.

- Какие строки и из какого стихотворения могут послужить для эпиграфа нашего сочинения?

- Как оформляется эпиграф?

- Что является следующим этапом работы над сочинением?

          - Составление плана.

- Из чего состоит сложный план?

         

-Из чего должно состоять вступление? Какую цитату нам нужно подобрать, что  необходимо раскрыть?

- Что должно лежать в основной части сочинения?

          «Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина».

- Из каких этапов должна состоять основная часть?

       




- Какие цитаты мы можем подобрать к раскрытию этих этапов?


- Из чего должно состоять заключение? Что должны раскрыть?







- Из трех частей: вступления, основной части, заключения.



- Сама тема сочинения       


- Призыв поэта посвятить отчизне «души прекрасные порывы»;

  негодование поэта против тиранов, эксплуататоров; надежда на близкое освобождение.



- Заслугу  писателя, свою точку зрения.

Словарная работа.

Мы  должны провести словарную работу.  Вспомним значение тех слов и словосочетаний, которые потребуются вам при написании сочинения.

 На доске записаны слова, словосочетания, учащиеся объясняют их значение.

    декабристы -  

   тираны –

   в мрачном подземелье –

   души прекрасные порывы –

   звезда пленительного счастья –

   скорбный труд –

   барство дикое –

   вольность святая –

   отчизна –

 я гимны прежние пою –

декабристы -  передовые люди, лучшие люди из дворян;

   тираны – эксплуататоры;

   в мрачном подземелье – тюрьма;

   души прекрасные порывы – все лучшее в человеке;

   звезда пленительного счастья – символ революции;

   скорбный труд – каторжный труд декабристов;

   барство дикое – крепостники России;

   вольность святая – святая свобода;

   отчизна – родина;

  я гимны прежние пою – верность поэта своим вольнолюбивым идеалам.

Письменная работа.

Обдумайте тему: «Каким представляется мне Пушкин как автор стихотворения…» и напишите главную часть рассуждения. Рассуждение начните с утверждения основного тезиса.


Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я могу…

Было интересно…

Знания, полученные на уроке, пригодятся…


Домашнее задание

Написать сочинение на одну из тем:

  1. Тема любви и образы женщин в лирике А. С. Пушкина.

  2. Тема дружбы и образы друзей в лирике А. С. Пушкина.

  3. Мотив свободы в лирике А. С. Пушкина.

  4. Философская проблематика в лирике А. С. Пушкина.

  5. Человек и природа в лирике А. С. Пушкина.

  6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.

  7. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

  8. Основные мотивы лирики А. С. Пушкина.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!