СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучающий семинар «Методика подготовки и проведения открытого занятия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: оказание помощи наставника  в решении педагогических и методических задач по совершенствованию образовательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.

Просмотр содержимого документа
«Обучающий семинар «Методика подготовки и проведения открытого занятия»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Егорлыкский Центр внешкольной работы



Обучающий семинар «Методика подготовки и проведения открытого занятия»

Цель: оказание помощи наставника в решении педагогических и методических задач по совершенствованию образовательного процесса при подготовке и проведении открытых занятий.

Открытый урок – это маленький шедевр.

Иначе за него не стоит браться. М.М. Поташник.

План проведения семинара


1. Терминология открытых занятий, их классификация, педагогическая ценность.

2. Структура и особенности проведения открытого занятия.

3. Чек-лист по подготовке  и проведению открытого занятия.



1. Терминология открытых занятий, их классификация, педагогическая ценность.


Открытое занятие для педагога – это событие важное, даже экстраординарное. Открытое занятие - это занятие, тщательно продуманное и нацеленное на успех. Поэтому его необходимо планировать и основательно подготавливать.

При планировании открытого занятия личность педагога выходит на первый план. Основная цель открытого занятия – это возможность поделиться опытом своей работы с коллегами, при этом педагог должен помнить, что на открытом занятии он показывает в первую очередь не учащихся, а себя как профессионала, знающего свой предмет.

В настоящее время в связи с усложнением требований аттестационных комиссий каждый преподаватель должен представить не менее трех открытых занятий за текущий аттестационный период (в течение пяти лет).

В настоящее время среди педагогов появляется все больше профессионалов, которые создают авторские программы и работают по авторским методикам, используют различные инновационные подходы в преподавании тех или иных предметов, находятся в постоянном поиске новых идей и технологий, в связи, с чем испытывают потребность поделиться своим педагогическим опытом, своими методическими разработками. Одной из возможных форм продемонстрировать свои педагогические достижения становится открытое занятие.

Открытое занятие базируется на традиционном («неоткрытом») типе занятия. Эти («неоткрытые») занятия имеют свои разновидности, отличительные черты которых сохраняются (до какой-то степени преобразуясь) при «открытии» занятия.

Под целью «образ желаемого результата», то есть определение, более близкое к понятиям «намерение», «устремление», «предназначение» и т.п.

Можно выделить следующие типы открытых занятий:

1. Открытое занятие для коллег – для распространение опыта, в рамках какого-либо продолжительного мероприятия, например – неделя МО, фестиваль педагогического мастерства.

2. Квалификационные занятия; их цель – подтверждение квалификации или получение более высокой квалификационной категории педагога. Он проводится в присутствии администрации учебного заведения, слушателей и экспертов.

3. Занятия-демонстрации методики; их цель – демонстрация элементов авторского подхода преподавателя, его творческих находок (в рамках профессиональных конкурсов).

Виды нестандартных занятий

1. Занятия с измененным способом организации (лекции, защита идей, урок взаимоконтроля).

2. Занятия, связанные с фантазией (урок- сказка, театрализованный урок).

3. Занятия, имитирующие какие-либо виды деятельности (урок-экскурсия, урок- экспедиция).

4. Занятия с игровой соревновательной основой (викторина, КВН).

5. Занятия с трансформацией стандартных способов организации (семинар, зачет, урок-моделирование).

7. Занятия-аналогии определенных действий (суд, аукцион, диспут, исследование).

Требования к открытому занятию

  • открытое занятие обязательно должно иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию или методикам. Но в любом случае открытый урок должен содержать новое для посещающих.

  • открытое занятие не должно наносить вред обучающимся. Обучающиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы без посещающих.

  • Для гостей на занятии обязательно готовятся рабочие места. Заранее, перед проведением открытого урока, гостям раздают технологическую карту или план урока. Число посетителей на открытых уроках не может быть безграничным.

  • Открытые уроки и их содержание не должны противоречить поурочно-тематическим планам. Недопустима «репетиция» открытого урока с одной и той же группой. Открытый урок – это маленький шедевр!

Рекомендации по подготовке открытого занятия

 При определении темы открытого занятия постарайтесь ввести в неё элементы не традиционности, вызвать интерес к тому, что будет происходить на занятии.

 Подробно опишите ход занятия (с каких слов начнёте, какие задания будете использовать, как подведёте итоги). Это поможет в процессе подготовки внести коррективы и дополнения.

 Подготовьте дополнительный экземпляр разработки открытого занятия для изучения вашего опыта.

 Подумайте, какие материально-технические средства понадобятся.

 Выпишите на отдельные карточки задания, которые вы будете использовать, игры, загадки, вопросы.

Приемы совместного целеполагания: - цель записывается на доске, обсуждается, какие задачи необходимо решить для ее достижения, задачи записываются на доске, в конце урока анализируется, что и как было сделано на уроке, достигнута ли цель. - тема урока формулируется в виде вопроса, проблемы.

Воспитательная цель занятия может осуществляться посредством четырех факторов

  • через содержание занятия;

  • через методы и формы обучения;

  • через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций;

  • через личность самого преподавателя.

Ошибки в постановке целей:

- неопределенность и неконкретность,

- глобализация цели,

- постановка цели только преподавателем

Проведение открытого занятия

1. С чего надо начать подготовку к занятию:

 чётко определить и сформулировать для себя его тему;

 продумать интересную форму проведения занятия.

2.Определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку занятия - зачем оно вообще нужно? Обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие задачи занятия.

3.Спланировать учебный материал, подобрать литературу по теме.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

 узнавание нового материала;

 воспроизведение материала;

 применение знаний в практической деятельности;

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

4.Продумать «изюминку» занятия. Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг детей - одним словом, то, что они будут долго помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал. Подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное – умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Подготовленное таким образом открытое занятие должно лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект занятия?

Конспект должен содержать три основные части:

1. формальную;

2. содержательную;

3. аналитическую.

Формальная часть занятия выглядит так:

Форма проведения занятия

Существуют различные формы проведения занятия объединения по интересам. К нетрадиционным формам относятся: урок-путешествие, семинар, конкурс, турнир, защита проекта, философский стол, занятия, построенные по сценарию известных телепередач

Цель и задачи занятия

Цель – предполагаемый результат. Цель одного занятия должна быть конкретной и достижимой. Одной из традиционных ошибок педагогов при формулировке цели занятия становится ее абстрактность (нельзя за одно занятие воспитать у детей любовь к предмету, к природе и т.п., или сформировать комплекс знаний, умений и навыков).

Задачи должны раскрывать цель, конкретизировать ее, определять содержание основных этапов занятия. Формулируя задачи, педагог отвечает на вопрос: как достичь цели?

Необходимо помнить о том, что на занятии решаются три вида задач:

Обучающие: направлены на освоение учащимися системы учебных знаний и формирование предметных умений и навыков.

Развивающие: направлены на развитие познавательного интереса, творческих способностей и задатков ребенка (воли, эмоций, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия и т.д.).

Воспитывающие: направлены на формирование у кружковцев мировоззрения, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Продолжительность занятия

Участники (возраст учащихся, год обучения)

Оборудование и материалы(литература, аудио-, видеотехника, наглядные пособия, иллюстрации, музыкальные инструменты. Необходимые материалы для проведения занятий в кружках музыкально-хореографического, изобразительного и декоративно-прикладного творчества и др.)

Место проведения

Содержательная часть занятия включает описание структуры занятия с использованными формами и методами работы.


ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы и задачи учебного занятия

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

Этап I. Организационный.

Эмоционально психологический настрой детей

Приветствие.

Создание психологического настроя на учебную деятельность;

активизация внимания

Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом

2 мин.

Этап II.

Проверочный

установление пробелов в знаниях и их коррекция

1.Проверка имеющихся у детей знаний и умений для изучения новой темы.

2. Создание проблемной ситуации, которую дети решают вместе с педагогом

1.Ответы на вопросы,

игра

2. Знакомство с материалом, различными изделиями

3 мин.

Этап III.

Подготовительный обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия

Сообщение темы, цели занятия.

Рассказ, беседа по теме занятия, объяснение

Восприятие нового материала

3 мин.

Этап IV. Практическая работа

-показ приемов практической работы,

-выявление первоначальных навыков у детей,

-создание ситуации выбора

- демонстрация и анализ результатов практической работы

-Повторение за педагогом приемов практической работы

- самостоятельный выбор и выполнение приемов практической работы

15 мин.

Этап V. Физминутка Упражнения на релаксацию

Показ упражнений

Выполнение упражнений на релаксацию

2 мин.

Этап VI.

Контролирующий. Выявление качества и уровня полученных знаний их коррекция

Предложение тестовых заданий, вопросов по теме занятия

-выполнение тестовых заданий

-различные виды опроса и т.п.

3 мин.

Этап VII. Итоговый

Дать оценку и анализ достижения цели занятия

наметить перспективу работы

-Подведение итогов занятия,

-формулирование выводов,

-поощрение за работу на занятии,

-определение перспективы следующих занятий

-самооценка своей работы на занятии

(импровизированная выставка работ обучающихся)

3 мин.



Всего

30 мин.


2. НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ВО ВРЕМЯ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ?

Тайминг. 

Укладывается ли педагог в выделенное время? Не затягивает ли подачу материала? Возможно, наоборот — даёт его быстрее. Почему это происходит? Из-за непроработанной программы или потому что сам педагог медлит или торопится? Педагог должен уметь владеть временем, чтобы сохранить динамичность. В своем сценарии занятия необходимо обозначить, сколько времени будет уходить на каждый этап.

Атмосфера. 

Какая обстановка на занятии? Хотят ли дети беседовать с преподавателем, отвечать на его вопросы, или они замыкаются в себе, боятся высказаться? Держит ли педагог детей в тонусе, или же атмосфера слишком расслаблена и ребята позволяют себе отвлекаться и разговаривать? Приятно ли находиться на таком занятии?

Методика преподавания. 

Как ведёт себя педагог: постоянно сидит или двигается по кабинету, наблюдая за работой детей? Насколько активно использует пространство кабинета? Смотрит ли педагог всем обучающимся в глаза, отрабатывая визуальный контакт? Не стоит забывать и о том, как педагог работает с голосом и речью: не слишком ли громко или тихо говорит, присутствуют ли в речи слова-паразиты, от которых можно избавиться?

Рациональность.

 Насколько педагог логично и продуманно даёт материал? Насколько это конкретное занятие встроено во всю программу обучения (стоит об этом подробнее пообщаться на разборе), какое место занимает данное занятие, что из него должны извлечь обучающиеся?

Динамика.

 Вы подхватываете всех, кто находится на вашем занятии волной и несете от начала и до конца по бархатным лучам интересной темы вашего любимого предмета. Здесь не должна висеть тишина! Вы дирижируете этим прекрасным оркестром!


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ

Каждый педагог дополнительного образования, организуя учебное занятие, должен уметь провести его самоанализ. Примерная схема самоанализа занятия выглядит следующим образом.

1. Общие сведения о занятии:

краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

  • оснащённость занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

2. Тема занятия:

3. Цель занятия: образовательный, воспитательный и развивающий аспекты.

4. Содержание занятия:

  • соответствуют ли цели занятия;

  • развивает ли творческие способности детей;

  • способствует ли развитию интереса к обучению;

  • формированию каких знаний и умений способствует.

5. Тип занятия:

  • какой тип занятия избран (усвоение новых знаний, обобщение и систематизация знаний, проверка знаний, практическое занятие, занятие-игра, творческая лаборатория, комбинированное занятие)

  • как осуществляется связь с предыдущими занятиями.

6. Структура занятия:

  • этапы занятия;

  • их последовательность;

7. Методы обучения: (рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, использование современных цифровых технологий, игровые методы…)

  • соответствуют ли цели занятия

  • в какой мере обеспечивают развитие познавательной активности детей;

8. Система работы педагога:

  • умение организовать работу детей;

  • управление группой; определение объёма учебного материала;

  • поведение педагога на занятии (эмоциональность, характер общения и др.);

  • роль педагога в создании микроклимата на занятии

9. Система работы обучающихся:

  • организованность, активность;

  • отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять знания и умения

10. Общие результаты занятия:

  • выполнение запланированного объёма;

  • степень реализации цели занятия;

  • общая оценка результатов и эффективности знания;

  • саморекомендации по улучшению качества учебного занятия


Ответы педагога на вопросы гостей по проведенному открытому занятию

Бывает, что вопросов нет или их не задают потому, что прежде гак не было принято. А вопросы и ответы как форма диалога — важный фактор развития приглашенных на занятие.

Бывает ситуация, когда кто-то из приглашенных не сориентировался и по старинке вместо вопросов к педагогу начал высказывать свои впечатления и давать оценки. В этом случае организатору следует вмешаться и повторить название элемента алгоритма: Ответы педагога  на вопросы гостей...».

Общая дискуссия предполагает краткие аналитические, оценочные выступления гостей открытого занятия. И, конечно же, ценность имеют не только комплиментарные выступления, но и высказывание предложений, называние недостатков, неиспользованных возможностей, оппонирование педагогу и т.д.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!