СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обучение сопоставительному анализу поэтических текстов" 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опираясь на навыки работы по технологии критического мышления, учащиеся научатся сравнивать поэтические тексты как по содержанию, так и по форме. Для анализа на уроке используются стихотворения Н. Гумилева.

Просмотр содержимого документа
«"Обучение сопоставительному анализу поэтических текстов" 11 класс»

Урок № 22-23 30.03.2022


Тема: Обучение сопоставительному анализу поэтических текстов.


Цели для учителя:

- содействовать формированию навыка сопоставительного анализа художественных текстов (анализ каждого текста по выбранным критериям, сопоставление признаков, нахождение причинно-следственных связей найденных отличий и др.);

- выявить эволюцию лирики основателя акмеизма в России Н. Гумилева;

- содействовать формированию способности сознательно выстраивать на основе традиционных нравственных идеалов свое отношение к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом на примере жизни и творчества Н. Гумилева.


Цели для учащихся:

- увидеть эволюцию лирики основателя акмеизма в России Н. Гумилева;

- сформировать навык сопоставительного анализа художественных текстов с учетом его структурных составляющих


Технология: технология развития критического мышления


























Формируемые

компетенции

Фаза

урока


Метод работы


Содержание задания



Хронометраж






Личностные:

смыслообразование, т.е. установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом





Метапредметные

познавательно-логические:

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

коммуникативные:

- постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

«Вызов»






фронт.











инд.

(«толстый» вопрос)


1. «Мы часто говорим: этого поэта я не понимаю, это стихотворение я не понимаю. Мы употребляем слово «понимать» и в других значениях, говорим: я понял решение этой задачи, эту теорему я понимаю. А между тем понимание задачи и стихотворения - совершенно разные вещи.

ВОПРОС ДЛЯ УЧ-СЯ: Почему – разные? Как бы вы продолжили эту мысль?

Поняв решение задачи, мы больше к ней не возвращаемся, мы не будем второй раз ломать над ней голову. А стихотворение, если мы его поняли, только тогда и начинает для нас свою жизнь. Зачем? Дело в том, что понять поэта - значит войти в его мир. Научиться у него видеть то, чего мы не видели, а он видит...»

Ю. М. Лотман

2. Перечитайте еще раз тему занятия. «Сопоставительный анализ...»

Вспомните задание из мониторинговой работы (Сопоставить тексты В. Астафьева и М. Пришвина. Узнать авторство и обосновать свой ответ). Из вашего класса с этим заданием справилось 8 человек. Кроме того, заранее хочется сказать и домашнем задании (СЛАЙД 3). Есть смысл этому поучиться?

Попробуйте сформулировать в тетради такой вопрос, ответ на который вам бы хотелось получить в процессе работы над темой (еще раз внимательно перечитайте тему)

- Озвучивание нескольких вопросов








3 мин.




















5 мин.

















Метапредметные

познавательно-логические:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез – составление целого из частей в т.ч. достраивание недостающего

Коммуникативные:

-идентификация проблемы,

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка

Предметные:

-восприятие, интерпретация и критическая оценка прочитанного с учётом авторской позиции;

- смысловой и эстетический анализ художественного текста;

— способность применять полученные знания в речевой практике и при анализе художественных текстов;

- сопоставление и классификация языковых явлений и фактов;

- анализ единиц различных языковых уровней, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию


« Осмысление» (Организация активной работы с информацией)







груп.




































груп.


инд.
























1. Чтение стихотворений из цикла «Капитаны» (сб. «Жемчуга») и «Канцона вторая» (сб. «Огненный столп») (тексты – на столах)



2. Обсудите в группе ответ на вопрос: Что можно сказать об авторах (-е) этих стихотворений?


3. Представление результата работы группы



4. Выбор задания группы (по типу «билетиков» на экзамене):


Задание №1

- Создайте кластер, в котором отразите основной пафос, интонации, настроение этих стихотворений. Сделайте выводы о сходстве/различии. Способствует ли определение пафоса пониманию основной идеи каждого стихотворения?

(Пафос - эмоционально-оценочное отношение автора к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств.

Вы знаете, что пафос может быть:

  • драматическим

  • романтическим

  • жизнеутверждающий

  • сатирическим

  • трагическим

  • комическим

  • и т. д).


Задание №2

- Определите время и пространство, в котором ЛГ ощущает себя.

Можно ли сказать, что ЛГ этих стихотворений «совпадают/не совпадают» с действительностью? Обоснуйте свое мнение.

(художественное время, художественное пространство (хронотоп) – время и пространство, изображенные автором в произведении)


Задание №3

- ЛГ – кто он? какой он? его жизненные ценности/взгляды?

К кому он обращается? Как это связано с основной идеей этих стихотворений?


Задание №4

- Сравните образные ряды этих стихотворений (реальные образы? метафорические образы?)

- Есть ли связь между ними? Если есть, то что лежит в основе этой связи (причинно-следственная отношения, антитеза, однородность признаков и др.)?





5. Работа в группе по вопросам сопоставительного анализа текстов (на листах).

6. Представление результата работы группы (у доски). (подготовка материалов для защиты – одновремен.)

Одновременно: Заполнение общей таблицы каждым уч-ся.











2 мин.






3 мин.






3 мин.




1 мин.











































10 мин.


10 мин.



Метапредметные

Регулятивные:

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в случае расхождения реального действия и его результата;


Познавательные:

-структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности;



Предметные:

- систематизация представлений об основных понятиях современной теории и истории литературы, об особенностях языка художественной литературы, основных литературных направлениях и стилях





















«Рефлексия»


инд.




инд.






груп.







груп.


1. Вспомните те вопросы, которые хотелось бы задать в начале урока. Кто в той или иной степени получил на них ответы? (остальные могут задать их на следующих уроках)


2. Вернёмся к первому заданию урока. Это стих-я одного или разных авторов? Изменилась ли ваша точка зрения? Обоснуйте свой ответ (желающие).

(Ответ учителя: это сти-я Н. Гумилева 1909 г.и 1921 г.)



3. Изменилось ли мировосприятие поэта к 1921 году? Акмеистические установки по-прежнему являются основой поэтики? Можно ли использовать метафоры критиков «пейзаж пейзажа» и «пейзаж души», сопоставляя эти стихотворения?

Обоснуйте свой ответ.



4. Оценка урока и своей деятельности на уроке:

- Что значит СОПОСТАВИТЬ что-то?

- Ответы представителей групп

СЛАЙД 16:

(1. обозначить общие критерии для сравнения;

2. сделать анализ каждого объекта по данным критериям;

3. сравнить объекты по данным критериям;

4. сделать выводы о сходстве/различии на основе причинно-следственных связей)


- Кому над такой темой удобно работать именно в группе?

- Результаты первого этапа работы над темой неплохие (......)

Результаты сочинения (см. Дом. зад.) покажут, как на практике вы усвоили навыки сопоставительного анализа.



5. Домашнее задание:

- написать сочинение «Эволюция творчества Н. Гумилева» (сопоставительный анализ стихотворений)



1 мин.






2 мин.






5 мин.









5 мин.






1 мин.








1 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!