СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах. 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Тема урока "Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах". 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах. 11 класс»

Тема урока: «Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах»


Предмет: Русский язык

Класс: 11

Оборудование, использование ИКТ: доска, мультимедийный проектор, презентация «Однородные члены предложения и знаки препинания при них» учебник «Русский язык» (автор Н.Г. Гольцова), раздаточный материал.

Цель урока:

Повторить и систематизировать материал по теме «Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах»

Задачи урока

  1. обучающая:

1.1. Сформировать умения схематически изображать предложения с однородными членами;

1.2. Закрепить умения правильной постановки знаков препинания при однородных членах;

    1. Обогатить словарный запас обучающихся;

    2. Сформировать познавательный интерес и умение приобретать знания в поисковой деятельности.

  1. развивающая:

    1. Развивать навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами,

    2. Развивать умения нахождения однородных членов, решения заданий № 8, 16, 17, 18, 19

    3. Воспитывать внимание к слову;

    4. Содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах; воспитывать кооперативные компетенции учащихся;

    5. Развивать познавательные интересы и познавательную активность учащихся.

  1. Воспитывающая:

3.1.Формирование языковой компетенции

3.2. Привить любовь к русскому языку и уважение к классической литературе.

3.3. Развивать логическое мышление учащихся,

3.4. Развивать умение ставить задачи, находить пути их решения и анализировать результаты, делать выводы;

3.5. Способствовать развитию устной монологической речи, внимания к собственной речи и речи окружающих, совершенствовать культуру речи учащихся.


По окончании урока обучающиеся должны:

Знать:

  1. Когда ставится запятая при противительных союзах и при повторяющихся, двойных (градационных) в предложениях с однородными членами.

  2. Когда не ставится запятая при ОЧП.

Уметь:

  1. Правильно расставлять знаки препинания.

  2. Составлять схемы предложений с однородными членами;


Тип урока: урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков)

Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний.

Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, коллективная форма организации работы тренинговые упражнения, тестовые задания.


Основные понятия и термины урока: Однородные члены предложения и зна­ки препинания при них, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент


2.Актуализация знаний.

- Ребята, откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату – 29 октября, классная работа. Оставьте строчку для записи темы урока. На парте проверьте наличие маршрутного листа и карточек с заданиями.

- В начале урока проведем орфографическую разминку, вспомним правописание н и нн в суффиксах разных частей речи.

Выпишите, пожалуйста, в маршрутный лист слова в два столбика: в один – слова с н, во второй – слова с нн.

1. Мочё(н,нн)ые яблоки вкусны с топлё(н,нн)ым молоком и свежеиспечё(н,нн))ым хлебом.

2. Сплете(н,нн)ые из ивняка корзины были просуше(н,нн)ы и сложе(н,нн)ы в доме, недавно построе(н,нн)ом из лиственницы.

3. Урага(н,нн)ый ветер в пусты(н,нн)ых степях Казахстана поднимает бесчисле(н,нн)ое множество семян растений, и они впоследствии будут рассея(н,нн)ы на многие десятки километров от места созревания. 


Мочёные яблоки вкусны с топлёным молоком и свежеиспечённым

__________ - - - - - - - - - - - -

хлебом.

- - - - - - - - -

Сплетенные из ивняка корзины были просушены и сложены в доме,

__________________________________________

недавно построенном из лиственницы.

Ураганный ветер в пустынных степях Казахстана поднимает бесчисленное множество семян растений, и они впоследствии будут рассеяны на многие десятки километров от места созревания. 


Объясните правописание н и нн.


Взаимопроверка.

В маршрутный лист поставьте себе оценку:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки







Н

НН

мочёные – отглагольное прилагательное

свежеиспечённым – причастие

(образовано от глагола совершенного вида)

топленым- отглагольное прилагательное

сплетенные – причастие (есть приставка и зависимое слово)

просушены

(краткая форма причастия)

построенном - причастие (есть приставка и зависимое слово)

сложены (краткая форма причастия)

ураганный – прилагательное (образованное от существительного с основой на н – ураган)

рассеяны

(краткая форма причастия)

пустынных – прилагательное (образованное от существительного с основой на н – ураган)


бесчисленное – прилагательное (суффикс енн)


3.Мотивация к учебной деятельности.

-Ребята, обратите внимание на 1 и 2 предложение. Перепишите их в тетрадь и дайте им характеристику.











- Молодцы. Что общего в этих предложениях?

- Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой?

1. Простое предложение (яблоки вкусны), невосклицательное, повествовательное, полное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными дополнениями (с молоком и хлебом).

2. Простое предложение (корзины были просушены, сложены), невосклицательное, повествовательное, полное, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми (были просушены, сложены) и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

- Осложнены однородными членами.

- На ЕГЭ – грамматические ошибки, однородные члены предложения, при работе с текстом.

4. Формулировка темы и цели урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- А цель урока?



- Задачи урока:

1.Вспомнить, что такое однородные члены,

2.Повторить правило постановки знаков препинания при однородных членах.

- Предложения с однородными членами.

- Повторить и систематизировать материал

по теме «Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах»


5. Работа по теме урока.

I.Повторение теоретического материала











































II. Работа с текстом.











































III. Работа с упражнениями

Тема вам уже знакома, поэтому новой считать ее можно лишь условно. Освежим в памяти знания об однородных членах предложения.

1. Какие члены предложения называются однородными?








  1. Как связываются между собой однородные члены?



  1. Какие члены предложения могут быть однородными: главные или второстепенные?


  1. Является ли обязательным условие, чтобы однородные члены были частями одной и той же части речи?


  1. Какова роль однородных членов в художественном тексте?




  1. Вспомните, когда между однородными членами мы ставим запятые, а когда не ставим?


Сейчас перед нами отрывок о Бунине и его творчестве, взятый из «Литературной энциклопедии». Анализируя текст и предложения, насладимся бунинским словом.

Читаем текст и думаем, какие знаки препинания пропущены?


Текст для работы

И. А. Бунин был органически связан с передовой культурой 19 века. В литературу он вошел как поэт, но широкую известность ему принес рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Новый век нес кардинальные перемены, а «Антоновские яблоки» навевали милые воспоминания о прекрасном былом. Запах антоновских яблок – это символ неповторимости национального бытия изобилия природы и человеческих чувств.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель предрекает гибель миру, преступившему нравственные законы. Это рассказ о тщете мирской суеты вокруг накопительства о дьявольской силе золота о неумении жить.

В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. Последние годы жизни писателя были мучительны: сказались как материальные трудности так и сложные нравственные противоречия.











- Каких знаков препинания недостает в тексте?

- Выпишите в тетрадь предложения с однородными членами, выделите графически однородные члены предложения. Начертите схемы. Давайте проверим.




Оцените себя.

Самопроверка.

В маршрутный лист поставьте себе оценку:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки


1.Графический диктант

1. Он говорил медленно, с большими паузами.

2. Луна поднималась и освещала дорогу, поле и дома деревни.

3. Эти нормы под силу вспомнить как мастерам спорта, так и новичкам

4. Метели и вьюга, стужа и темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

5. Осеннею свежестью, листвой и плодами благоухает сад.


Взаимопроверка.

В маршрутный лист поставьте себе оценку:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки



2. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. Объясните, какая норма нарушена.

  1. В горах и долинах, в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы

  2. В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни

  3. Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.

Самопроверка.

В маршрутный лист поставьте себе оценку:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки


3. Составьте предложения по схемам:

4. Задания для учащихся «Проверь себя».

1) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.

3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.

2) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

4) Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.

3) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Разговор перескакивал с предмета на предмет и становился бессмысленным и ненужным.

2) Тут были старинный сундучок и часы в футляре и комод со множеством отделений.

3) Дом невелик да лежать не велит.

4) Репин писал Пушкина то с вдохновленным лицом то улыбающимся то смотрящим куда-то вдаль.


Взаимопроверка.

В маршрутный лист поставьте себе оценку:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 ошибки


  1. «Однородными являются члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую функцию, одинаково относятся к общему для них главному/второстепенному члену, отвечают на один и тот же логический вопрос, находятся между собой в синтаксической связи – сочинение».

  2. «Однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией или с помощью сочинительных союзов».

  3. «Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения».

  4. «Однородными членами могут быть слова разных частей речи».

  5. «Однородные члены играют роль изобразительного средства: при их помощи рисуются детали общей картины, показывается динамика действия, они создают ряды эпитетов, обладающих большой выразительностью».





















И. А. Бунин был органически связан с передовой культурой 19 века. В литературу он вошел как поэт, но широкую известность ему принес рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Новый век нес кардинальные перемены, а «Антоновские яблоки» навевали милые воспоминания о прекрасном былом. Запах антоновских яблок – это символ неповторимости национального бытия,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _

изобилия природы и человеческих чувств.

- - - - - -- - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - -

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель предрекает гибель миру, преступившему нравственные законы. Это рассказ о тщете мирской суеты вокруг

- - - - - - - - - - - -

накопительства, о дьявольской силе золота,

_ _ __ _ _

о неумении жить.

- - - - - - - - - - - - - - --

В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. Последние годы жизни писателя были мучительны: сказались как материальные трудности, так и сложные нравственные противоречия.

- В тексте отсутствуют знаки препинания при однородных членах.

1. [- - = O, O O и O].

2. [- O, O, O].

3. [- =]: [ = как O, так и O].







1. Графический диктант


1[ - = Ο, Ο].

2. [ - Ο и Ο Ο, Ο и Ο ].

3. [= как Ο, так и Ο].

4. [Ο и Ο, Ο и Ο =].

5. [Ο, Ο и Ο = -].





  1. (на лугах)- неверное использование предлога.

  2. (показать жизнь современной деревни и немного рассказать о ней) – слово, которое должно быть согласовано с однородными членами, фактически связано только с ближайшим.

  3. (делает много ошибок и приносит огромные жертвы) – нарушение лексической сочетаемости.

















  1. 2

  2. 3

  3. 3

Физминутка.




Самостоятельная работа.

1 вариант

1. С чем нельзя согласиться?

  1. Однородные члены предложения выполняют одну и ту же функцию в предложении и связаны с одним и тем же словом.

  2. Однородными членами могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные.

  3. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

  4. Однородные члены предложения не могут быть выражены различными частями речи.


2. Какое суждение неверно?

  1. Однородные члены могут соединяться сочинительными союзами.

  2. Однородные члены могут соединяться подчинительными союзами.

  3. Однородные члены могут соединяться интонационно.

  4. В предложении может быть несколько рядов однородных членов.


3. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

  1. Если однородные члены связаны бессоюзной связью, между ними ставится запятая.

  2. Если однородные члены связаны союзами, то запятая между ними не ставится.

  3. Если однородные члены связаны одиночными соединительными союзами, то запятая между ними не ставится.

  4. Если однородные члены связаны неповторяющимися противительными союзами, то запятая между ними ставится.

  5. Если однородные члены связаны разделительными союзами, то запятая между ними не ставится.


4. Найдите предложения с однородными членами.

  1. Все больше мною овладевало странное, но уже давно мне знакомое чувство какой-то тоскливой неудовлетворенности.

  2. Приняв должность, Андрей Ефимыч отнесся к беспорядкам, по-видимому, довольно равнодушно.

  3. По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

  4. Свечный фитиль упал в лужицу воска, ярко вспыхнул и погас.


5. Найдите предложения, в которых несколько рядов однородных членов.

  1. Истинная поэзия Блока никого не может оттолкнуть от себя с первого взгляда, но для своего настоящего понимания требует вдумчивости и внимания.

  2. Богатый теплом, светом, зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной.

  3. Я стала лукавой и жадною, и сладчайшей рабыней твоей.

  4. На утренней заре придут ко мне друзья, и мой сладчайший сон рыданьем потревожат, и образок на грудь остывшую положат.

  5. Шаг за шагом обходит геолог местность и на склонах обрывов и на крутых речных берегах, и в оврагах, и в горных ущельях исследует обнажения горных пород.

2 вариант

1. Какое утверждение неверно?

  1. Между однородными членами, соединенными противительными союзами, ставится запятая.

  2. Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ставится запятая.

  3. Между однородными членами, соединенными неповторяющимися разделительными союзами, ставится запятая.

  4. Если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед его второй частью.


2. Найдите предложения с однородными членами, соответствующие схеме: [О, и О, и О].

  1. На поворотах кузов грузовика хрустел, и скрипел, и стонал.

  2. Лепечут песню новую и липа бледнолицая, и белая березонька с зеленою косой.

  3. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям.

  4. Люблю дымок спаленной жнивы, в степи кочующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.

  5. Солдаты разных полков толпятся тут, и бранятся, и перетаскивают тяжести на пароход.


3. Найдите предложения с однородными членами, соответствующие схеме: [О и О, О и О].

  1. Карандаши и ручки, книги и тетради размещались на столе в необыкновенном порядке.

  2. Из города привезли удочки и спиннинг для рыболовов, и походную палатку для юных туристов.

  3. У великих мастеров живописи и литературы юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

  4. Под воздействием воздуха и воды, солнечных лучей и моря оболочка земли непрерывно изменяется.


4. Сколько запятых нужно поставить в предложении?

Татьяна (русская душою,

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму

На солнце иней в день морозный

И сани и зарею поздной

Сиянье розовых снегов

И мглу крещенских вечеров.


  1. пять

  2. четыре

  3. три


5. В каком предложении однородными являются дополнения?

1. Сокровища, дарованные нам Пушкиным, действительно велики и неоценённы.

2. Утром я проснулся ни свет ни заря от звенящей тишины.

3. Минуты через две он уже ясно угадывал то угол дома, то столб, то силуэт дерева.

4. Олег говорил легко и взволнованно и не прибегал к помощи телесуфлёра.

1 вариант

1-4

2-2

3-5

4-1,3

5-1,5


2 вариант
1-3

2-1,3

3-1,4

4-2

5-3







































































Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.




Задание на дом.

§ 78 и § 79 – учить,

На выбор:

  1. Упражнение 370 (по заданию),

  2. Написать мини сочинение, используя однородные члены, на тему «Прогулка в осенний парк».

  3. Составить тестовые задания по типу № 16, используя художественную литературу.




Рефлексия.






















Маршрутный лист.


ФИО________________________________________________________________________________


Дата_________________________________________________________________________________




Оценка

Задание № 1


Н

НН























Задание № 2














Задание № 3


1.


2.


3.


4.


5.



Задание № 4

1.


2.


3.



Задание № 6

Тест

Вариант № …

1.

2.

3.

4.

5.


Оценка за урок (оценивается учеником)



Оценка за урок (оценивается учителем)


























































Задание № 1

1. Мочё(н,нн)ые яблоки вкусны с топлё(н,нн)ым молоком и свежеиспечё(н,нн))ым хлебом.

2. Сплете(н,нн)ые из ивняка корзины были просуше(н,нн)ы и сложе(н,нн)ы в доме, недавно построе(н,нн)ом из лиственницы.

3. Урага(н,нн)ый ветер в пусты(н,нн)ых степях Казахстана поднимает бесчисле(н,нн)ое множество семян растений, и они впоследствии будут рассея(н,нн)ы на многие десятки километров от места созревания. 


Задание № 2

И. А. Бунин был органически связан с передовой культурой 19 века. В литературу он вошел как поэт, но широкую известность ему принес рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Новый век нес кардинальные перемены, а «Антоновские яблоки» навевали милые воспоминания о прекрасном былом. Запах антоновских яблок – это символ неповторимости национального бытия изобилия природы и человеческих чувств.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель предрекает гибель миру, преступившему нравственные законы. Это рассказ о тщете мирской суеты вокруг накопительства о дьявольской силе золота о неумении жить.

В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. Последние годы жизни писателя были мучительны: сказались как материальные трудности так и сложные нравственные противоречия.


Задание № 3

Графический диктант

1. Он говорил медленно с большими паузами.

2. Луна поднималась и освещала дорогу поле и дома деревьев.

3. Эти нормы под силу вспомнить как мастерам спорта так и новичкам.

4. Метели и вьюга стужа и темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

5. Осеннею свежестью листвой и плодами благоухает сад.


Задание 4

  1. В горах и долинах лугах и пастбищах уже появились весенние цветы

  2. В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни

  3. Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.


Задание № 5

Задание № 6

1 вариант

1. С чем нельзя согласиться?


  1. Однородные члены предложения выполняют одну и ту же функцию в предложении и связаны с одним и тем же словом.

  2. Однородными членами могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные.

  3. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

  4. Однородные члены предложения не могут быть выражены различными частями речи.


2. Какое суждение неверно?


  1. Однородные члены могут соединяться сочинительными союзами.

  2. Однородные члены могут соединяться подчинительными союзами.

  3. Однородные члены могут соединяться интонационно.

  4. В предложении может быть несколько рядов однородных членов.


3. Одно из утверждений неверно. Найдите его.


  1. Если однородные члены связаны бессоюзной связью, между ними ставится запятая.

  2. Если однородные члены связаны союзами, то запятая между ними не ставится.

  3. Если однородные члены связаны одиночными соединительными союзами, то запятая между ними не ставится.

  4. Если однородные члены связаны неповторяющимися противительными союзами, то запятая между ними ставится.

  5. Если однородные члены связаны разделительными союзами, то запятая между ними не ставится.


4. Найдите предложения с однородными членами.

  1. Все больше мною овладевало странное о уже давно мне знакомое чувство какой-то тоскливой неудовлетворенности.

  2. Приняв должность Андрей Ефимыч отнесся к беспорядкам п-видимому довольно равнодушно.

  3. По дороге зимней скучной тройка борзая бежит.

  4. Свечный фитиль упал в лужицу воска ярко вспыхнул и погас.


5. Найдите предложения, в которых несколько рядов однородных членов.

  1. Истинная поэзия Блока никого не может оттолкнуть от себя с первого взгляда но для своего настоящего понимания требует вдумчивости и внимания.

  2. Богатый теплом светом зеленью и птичьими кликами восход обозначился за стеной.

  3. Я стала лукавой и жадною и сладчайшей рабыней твоей.

  4. На утренней заре придут ко мне друзья и мой сладчайший сон рыданьем потревожат и образок на грудь остывшую положат.

  5. Шаг за шагом обходит геолог местность и на склонах обрывов и на крутых речных берегах и в оврагах и в горных ущельях исследует обнажения горных пород.


Задание № 7


1) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.

3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.


2) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

4) Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.


3) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Разговор перескакивал с предмета на предмет и становился бессмысленным и ненужным.

2) Тут были старинный сундучок и часы в футляре и комод со множеством отделений.

3) Дом невелик да лежать не велит.

4) Репин писал Пушкина то с вдохновленным лицом то улыбающимся то смотрящим куда-то вдаль.

Задание № 1

1. Мочё(н,нн)ые яблоки вкусны с топлё(н,нн)ым молоком и свежеиспечё(н,нн))ым хлебом.

2. Сплете(н,нн)ые из ивняка корзины были просуше(н,нн)ы и сложе(н,нн)ы в доме, недавно построе(н,нн)ом из лиственницы.

3. Урага(н,нн)ый ветер в пусты(н,нн)ых степях Казахстана поднимает бесчисле(н,нн)ое множество семян растений, и они впоследствии будут рассея(н,нн)ы на многие десятки километров от места созревания. 


Задание № 2

И. А. Бунин был органически связан с передовой культурой 19 века. В литературу он вошел как поэт, но широкую известность ему принес рассказ «Антоновские яблоки» (1900). Новый век нес кардинальные перемены, а «Антоновские яблоки» навевали милые воспоминания о прекрасном былом. Запах антоновских яблок – это символ неповторимости национального бытия изобилия природы и человеческих чувств.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель предрекает гибель миру, преступившему нравственные законы. Это рассказ о тщете мирской суеты вокруг накопительства о дьявольской силе золота о неумении жить.

В 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия. Последние годы жизни писателя были мучительны: сказались как материальные трудности так и сложные нравственные противоречия.


Задание № 3

Графический диктант

1. Он говорил медленно с большими паузами.

2. Луна поднималась и освещала дорогу поле и дома деревьев.

3. Эти нормы под силу вспомнить как мастерам спорта так и новичкам.

4. Метели и вьюга стужа и темнота не помешали полярникам высадиться на льдины.

5. Осеннею свежестью листвой и плодами благоухает сад.


Задание 4

  1. В горах и долинах в лугах и пастбищах уже появились весенние цветы

  2. В документальном фильме нам хотелось бы показать и рассказать немного о жизни современной деревни

  3. Ради своей цели человек делает много ошибок и жертв.


Задание № 5

Задание № 6

2 вариант

1. Какое утверждение неверно?

  1. Между однородными членами, соединенными противительными союзами, ставится запятая.

  2. Между однородными членами, соединенными повторяющимися союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ставится запятая.

  3. Между однородными членами, соединенными неповторяющимися разделительными союзами, ставится запятая.

  4. Если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед его второй частью.


2. Найдите предложения с однородными членами, соответствующие схеме: [О, и О, и О].

  1. На поворотах кузов грузовика хрустел и скрипел и стонал.

  2. Лепечут песню новую и липа бледнолицая и белая березонька с зеленою косой.

  3. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям.

  4. Люблю дымок спаленной жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.

  5. Солдаты разных полков толпятся тут и бранятся и перетаскивают тяжести на пароход.


3. Найдите предложения с однородными членами, соответствующие схеме: [О и О, О и О].

  1. Карандаши и ручки книги и тетради размещались на столе в необыкновенном порядке.

  2. Из города привезли удочки и спиннинг для рыболовов и походную палатку для юных туристов.

  3. У великих мастеров живописи и литературы юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в зрелом возрасте строгостью и благородством.

  4. Под воздействием воздуха и воды солнечных лучей и моря оболочка земли непрерывно изменяется.


4. Сколько запятых нужно поставить в предложении?

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму

На солнце иней в день морозный

И сани и зарею поздной

Сиянье розовых снегов

И мглу крещенских вечеров.


  1. пять 2. четыре 3. три


5. В каком предложении однородными являются дополнения?

1. Сокровища дарованные нам Пушкиным действительно велики и неоценённы.

2. Утром я проснулся ни свет ни заря от звенящей тишины.

3. Минуты через две он уже ясно угадывал то угол дома то столб то силуэт дерева.

4. Олег говорил легко и взволнованно и не прибегал к помощи телесуфлёра.



Задание № 7


1) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами.

2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития.

3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени.

4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика.


2) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.

2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки.

3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

4) Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.


3) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Разговор перескакивал с предмета на предмет и становился бессмысленным и ненужным.

2) Тут были старинный сундучок и часы в футляре и комод со множеством отделений.

3) Дом невелик да лежать не велит.

4) Репин писал Пушкина то с вдохновленным лицом то улыбающимся то смотрящим куда-то вдаль.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!