СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2024 Литература Тренировочный вариант с КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2024 Литература Тренировочный вариант с КРИТЕРИЯМИ ОЦЕНИВАНИЯ»

Тренировочная работа по ЛИТЕРАТУРЕ

ОГЭ - 2024 9 класс

Инструкция по выполнению работы

Работа по литературе состоит из двух частей (обучающийся должен выполнить 5 заданий).

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий (1–4). Первый комплекс заданий (1, 2) относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 1.1 или 1.2, а также ОДНО из заданий 2.1 или 2.2.

Задания 2.1/2.2 относятся к самостоятельно выбранному фрагменту предложенного произведения.

Второй комплекс заданий (3, 4) относится к анализу стихотворения, или басни, или баллады. Прочитайте предложенный текст и выполните два задания: ОДНО из заданий 3.1 или 3.2, а также задание 4, которое предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим предложенным стихотворением.

Ответы на задания 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 давайте в примерном объёме 3–5 предложений, на задание 4 – в примерном объёме 5–8 предложений (указание на объём ответов условно, оценка ответа зависит от его содержательности).

Выполняя задания части 1, постарайтесь сформулировать прямые связные ответы с опорой на текст, соблюдением логики и норм речи.

Часть 2 включает в себя пять заданий (5.1–5.5), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 150 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Раскрывая тему, аргументируйте свои суждения и ссылайтесь на текст художественного произведения.

Сочинение оценивается по различным критериям, в том числе по критериям грамотности. При выполнении всех заданий опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения, используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Во время выполнения тренировочной работы разрешается пользоваться орфографическим словарём, полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики.

На выполнение тренировочной работы по литературе отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1, а остальное время – на выполнение задания части 2).

Работа выполняется яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха.

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1 или 1.2, 2.1 или 2.2. При выполнении заданий не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
А воспеть нам, братия, его —
В похвалу трудам его и ранам —
По былинам времени сего,
Не гоняясь мыслью за Бояном.
Тот Боян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
И, встречая в воздухе врага,
Начинали соколы расправу,
И взлетала лебедь в облака
И трубила славу Ярославу.
Пела древний киевский престол,
Поединок славила старинный,
Где Мстислав Редедю заколол
Перед всей косожскою дружиной,
И Роману Красному хвалу
Пела лебедь, падая во мглу.

Но не десять соколов пускал
Наш Боян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, —
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Мы же по-иному замышленью
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет
И прославим Игоря, который,
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой,
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая

(«Слово о полку Игореве», перевод Н.А. Заболоцкого)

    1. С какой целью автор рассказывает о том, как творил Боян?

    2. Какую роль в приведённом фрагменте играют метафоры и сравнения?

Выполните ОДНО из заданий: 2.1 или 2.2. На отдельный лист запишите номер выбранного задания. Выберите другой фрагмент предложенного произведения и проанализируйте его в соответствии с заданием, формулируя прямой связный ответ (3–5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ выбранного фрагмента.

2.1. Выберите другой фрагмент «Слова о полку Игореве», в котором фигурирует князь Игорь. Каким предстаёт князь Игорь в выбранном Вами фрагменте?

2.2.Выберите другой фрагмент «Слова о полку Игореве», в котором используются образы из мира природы. Какую роль эти образы играют в выбранном Вами фрагменте?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задание 3.1 или 3.2, а также задание 4. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал,-
Рассказывает мать,-
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил: мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,
Много обещал…
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела

(А.Я. Яшин, 1958)

Выполните ОДНО из заданий: 3.1 или 3.2. На отдельный лист запишите номер выбранного задания и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста

3.1. Какие чувства испытывает лирический герой стихотворения А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»?

3.2. В чем своеобразие композиции приведённого стихотворения?

На отдельный лист запишите номер задания 4. Сопоставьте произведения в заданном направлении анализа и сформулируйте прямой связный ответ (5–8 предложений) на вопрос. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ двух текстов.

4. Сопоставьте стихотворение А.Я. Яшина «Спешите делать добрые дела» со стихотворением В.М. Тушновой «Щедры на ласку тополя и кедры …». В чём схоже (или чем различается) осмысление темы доброты в этих стихотворениях


Щедры на ласку тополя и кедры,

добра земля, приветлива вода...
Зачем же люди так жестокосердны,
как скаредны бывают иногда?
Ведь если бы их сердцеотвечало
на каждый зов, как эхо за рекой,
ведь если бы их сердце
излучало своё тепло,
как солнце день-деньской,
и как луна,в осенней тьме светило,
и утоляло жажду,как река,
насколько бы намрадостнее было,
как жизнь бы сразу сделалась легка.
Но ,видно,чтобы сталовсё иначе,
чтоб сердцу всех одаривать сполна,
оно должно,как солнцебыть горячим,
большим,как мир,высоким,как луна.

В.Тушнова

Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер на отдельном листе. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Минимально необходимый объём сочинения – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

5.1.Каково значение положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

5.2 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связаны темы родины и свободы?

5.3 Что даёт основание отнести сказку М.Е. Салтыков-Щедрина «Дикий помещик» к сатирическим произведениям?

5.4 Согласны ли Вы с утверждением литературоведа В.Н. Дядичева, что в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» автор поэзию «уподобил солнцу, источнику света и жизни»?

5.5 Почему важно осмысливать свои ошибки и неудачи? (На основе анализа одного произведения отечественной или зарубежной литературы XX – начала XXI века)



Система оценивания тренировочной работы по литературе

Оценка выполнения заданий 1.1 или 1.2, 3.1 или 3.2, требующих написания развёрнутого ответа в объёме 3–5 предложений Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний обучающийся может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли обучающийся может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если по критерию 1 «Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и ответ дальше не проверяется (по критерию 2 данного задания выставляется 0 баллов).

Таблица 1

Баллы

Критерии


1. Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации

2

Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют

1

Ответ свидетельствует о понимании предложенного текста, для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

0

Суждения не аргументированы текстом произведения И/ИЛИ авторская позиция искажена1 ; И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки


2. Логичность и соблюдение речевых и грамматических норм

2

Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки

1

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трёх ошибок

0

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)


Максимальный балл – 4

Оценка выполнения задания 2.1 или 2.2,

требующего написания развёрнутого ответа в объёме 3–5 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний обучающийся может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли обучающийся может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если по критерию 1 «Соответствие ответа заданию и привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по критерию 2 оценивания ответа на данное задание выставляется 0 баллов).

Таблица 2

Баллы

Критерии


1. Соответствие ответа заданию и привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации

3

Ответ соответствует заданию, для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания образов, микротем, деталей и т.п.; авторская позиция не искажена; фактические ошибки отсутствуют

2

Ответ соответствует заданию, для аргументации суждений выбранный фрагмент привлекается на уровне пересказа текста или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1

Ответ соответствует заданию, но суждения не аргументированы текстом выбранного фрагмента, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

0

Ответ не соответствует заданию (при любом уровне привлечения текста) И/ИЛИ авторская позиция искажена2 ; И/ИЛИ допущены три или более фактические ошибки


2. Логичность и соблюдение речевых и грамматических норм

2

Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки

1

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трёх ошибок

0

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)


Максимальный балл – 5

Оценка выполнения сопоставительного задания 4, требующего написания развёрнутого ответа в объёме 5–8 предложений

Указание на объём условно, оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний обучающийся может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли обучающийся может достаточно полно ответить в меньшем объёме). Если по критерию 1 «Сопоставление произведений» ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным, и ответ дальше не проверяется (по другим критериям оценивания ответа на данное задание выставляется 0 баллов). Если по критерию 2 «Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации» ставится 0 баллов, то по критерию 3 «Логичность и соблюдение речевых норм» выставляется 0 баллов.

Таблица 3

Баллы

Критерии


1. Сопоставление произведений

2

Произведения убедительно сопоставлены в заданном направлении анализа

1

Произведения поверхностно, формально3 сопоставлены в заданном направлении анализа

0

Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа


2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации

4

При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция обоих произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют

3

При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция обоих произведений не искажена И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

2

При сопоставлении для аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция обоих произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены две фактические ошибки

1

При сопоставлении для аргументации текст одного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена ИЛИ авторская позиция одного из двух произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов) И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

0

При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текст ни одного из сопоставляемых произведений И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений; И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки


3. Логичность и соблюдение речевых и грамматических норм

2

Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки

1

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трёх ошибок

0

Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)


Максимальный балл – 8

Оценка выполнения заданий 5.1–5.5, требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения

Критерий 1 «Соответствие сочинения теме и её раскрытие» является главным. Если при проверке работы учитель по критерию 1 ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется (по другим критериям оценивания данного задания выставляется 0 баллов). Минимально необходимый объём – 150 слов.

Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то задание считается невыполненным и сочинение оценивается 0 баллов4 .

Предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется в зависимости от количества слов в сочинении. Если в формулировке темы сочинения по поэтическим произведениям есть указание раскрыть её на примере не менее двух произведений (стихотворений, лирических поэм, басен, баллад), то при оценке такого сочинения по критерию 2 учитывается количество привлечённых лирических произведений: при привлечении только одного произведения оценка не может быть выше 1 балла.

Таблица 4

Баллы

Критерии

2

Для аргументации привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки

1

допущены одна-две фактические ошибки Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена; И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

0

Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки; И/ИЛИ авторская позиция искажена


3. Опора на теоретико-литературные понятия

2

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют

1

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий

0

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий


4. Композиционная цельность и логичность

3

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов

2

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, НО внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы

1

В сочинении прослеживается композиционный замысел, НО есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями И/ИЛИ мысль повторяется и не развивается

0

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения


Баллы

Критерии


5. Соблюдение речевых норм

2

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок

1

Допущены три-четыре речевые ошибки

0

Допущены пять или более речевых ошибок


6. Соблюдение орфографических норм

1

Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка

0

Допущены две или более ошибки


7. Соблюдение пунктуационных норм

1

Пунктуационных ошибок нет, или допущена одна ошибка

0

Допущены две или более ошибки


8. Соблюдение грамматических норм

1

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

0

Допущены две или более ошибки


Максимальный балл за сочинение – 16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!